Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
к режиму подъема груза, участок СС — к режиму сило вого спуска, а участок C'D — к режиму тормозного спуска, в котором электрическая машина работает гене
ратором.
В переходных процессах передаваемый редуктором
момент зависит от динамических моментов [ j |
. Поэтому |
механическая модель электропривода в виде одного вра щающегося тела (рис. 1-3) оказывается, строго говоря, несправедливой. Механическую часть привода можно представить в этом случае в виде трех звеньев, моменты
Рис. 1-5. Двухмасссшое механнческоо звено электро привода с учетом момента трепня в редукторе.
и моменты инерции которых приведены к скорости дви гателя и показаны па рис. 1-5. Для прямого направления энергии от двигателя к производственной машине переда ваемый редуктором момент
М п== М2 = Мпол+ Л . |
(1-30) |
Тогда с учетом (1-25) и (1-30)
м с = М пол (1 + ь) + М тро+ bJ2 |
(1-31) |
Подстановка (1-31) в уравнение движения (1-17) при водит его к следующему виду:
м - (1 + Ъ)Мпо„ - Мтро = [/, + (! + Ь)/ 2] |
. (1-32) |
Для обратного направления энергии |
|
|
(1-33) |
Мс= Мпол- М тро- - ь ( л Г - / 1^ -) |
(1-34) |
и уравнение движения электропривода приобретает вид:
л/Г |
ЛЛю л — М т р о |
( Т 1 ^ 2 \ d ® |
(1-35) |
|
М |
Т+Ь |
V'1"1 T + b ) W |
||
|
28
Из полученных уравнений движения (1-32) и (1-35) следует, что линейная зависимость момента трения от передаваемого момента в переходных процессах эквива лентна некоторому увеличению результирующего момента инерции электропривода при прямом направлении меха нической энергии и уменьшению момента инерции при обратном направлении энергии.
1-4. ДВИЖЕНИЕ ПРИВОДА ПРИ ПОСТОЯННЫХ МОМЕНТЕ ДВИГАТЕЛЯ И МОМЕНТЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Рассмотренные выше уравнения движения описывают поведе ние электропривода в переходных процессах. Для их решения необ ходимо знать зависимость динамического момента от скорости. Переходные процессы электропривода с различными законами из менения динамического момента рассматриваются ниже, в гл. 8 и 9.
В настоящем параграфе приводится решение уравнений движения
впростейшем случае, когда момент двигателя не зависит от скорости и остается постоянной величиной. Этот случай интересен тем, что
характеризует собой роль механической части электропривода при переходных режимах. Следует заметить, что условно М = const не является только абстрактным. Оно может быть п реальным во многих системах управляемого электропривода, где условие М ж
«const обеспечивается специальными средствами.
Вэлектроприводе, представляющем собой одномассовую си
стему (рис. 1-3), при М — const и М с = |
const в соответствии с урав |
||
нением движения |
(1-17) ускорение |
электропривода е = ^ |
= |
М —М с |
_ |
|
при |
= — -J— также |
постоянно. Движение электропривода |
М Ф М с может быть равноускоренным пли равнозамедленпым. Чем больше масса, тем медленнее изменяется скорость как двигателя, так н любого другого движущегося элемента механической части привода.
Если механическое звено содержит редуктор, то прп нзменеппп его передаточного отношения гр изменяется и соотношение между скоростями и ускорениями двигателя и рабочего органа производ ственного механизма. Можно найти такое значение £р, прп котором ускорение на рабочем органе будет наибольшим для одних и тех же двигателя и производственного механизма. В соответствии с (1-17), принимая к. п. д. редуктора равным единице, уравнение движения можно записать для рабочего органа механизма в виде
^ р - ^ р .о = (^дВ^ + ^ р . о ) т -
где Мр.о, / р.о, сйр.о — соответственно момент нагрузки, момент инерции и угловая скорость рабочего органа.
Решая это уравнение относительно ускорения на рабочем органе, получаем:
оMip—il/p.о
^догр + ^р.о
29
Отсюда можно найти так называемое «оптимальное передаточное отношение» редуктора, соотвотствующео максимуму величины с/cOj^o/dt\
*Р.опт |
vWP.0 |
J р. о |
(1-36) |
М |
j дв |
Выражение (1-36) справедливо как для ускоренного движения (разгона), так и для замедленного (торможения). На рис. 1-6 пока зан характер изменения ip.om от М р.„/М при / р,0//д .в = const для разгона н торможения привода. 11з графиков рис. 1-6 следует, что одновременно для разгона и торможения задача определения «опти
мального передаточного от ношения» решается одно значно только при Мр.о = О, когда
|
ip. опт = |
У |
J дв |
|
(1-37) |
|||
|
|
|
' |
|
|
|
||
|
|
Для |
того |
чтобы |
при |
|||
|
Мр. о Ф 0 выбрать из |
обла |
||||||
|
сти |
возможных |
величин |
|||||
|
ip. опт определенное |
значе |
||||||
|
ние, требуются дополни |
|||||||
Рис. 1-6. Зависимость оптимального |
тельные условия. Так, для |
|||||||
приводов, |
для |
которых за |
||||||
передаточного отношения редуктора |
||||||||
дана неизменная |
величина |
|||||||
от относительного момента нагрузки. |
||||||||
ускорения |
рабочего органа |
|||||||
|
||||||||
разгоне, так и торможении (рнс. 1-7, |
(rfcOp.o/rf/ = |
const) |
как |
при |
||||
а), |
«оптимальное передаточ |
|||||||
ное отношение» определяется, исходя |
из |
режима разгона. |
В этом |
реяшме прп тормозящем характере момента нагрузки для обеспече ния заданного ускорения от двигателя требуется больший момент, чем в реяшме торможения. Величина i,,.01IT определяется из усло вия получения минимума этого момента. Для этого уравнение движения решается относительно момента двигателя
dmр. о |
т 'iwp.о iз |
Л/р.о-М р.о Jj~ |
|
М = |
Р |
ip |
|
Дифференцированием по ip и приравниванием получившегося выражения нулю находится оптимум для передаточного отношения:
‘р. опт — |
J |
Мр. о 4- -7р. о ' |
.(1-38) |
dmп |
|||
|
Jдв- |
|
|
Пусть привод должен отработать заданный угол |
поворота (ф) |
с использованием максимального момента двигателя как прп раз гоне, так и при торможении (рис. 1-7, б). Если величина ускорения
80
па рабочем органе нс лимитирована, то в этом случае оптимальное передаточное отношение находится из условия минимального вре мени на заданный поворот двигателя. В соответствии с рис. 1-7, б время отработки заданного угла ф определится как
/з _j—и. \j /
|
|
Г |
Р |
I |
Г |
'Р |
i — h~)rh — |
2ф |
^дв |
- |
|
|
|
П г |
|
/л/р,0у |
||||
|
ei |
|
||||
|
|
|
i> |
\ |
м |
/ |
Дпфференцпруя величину t по ip п приравнивая результат нулю, получаем биквадратное уравнение
решенпе которого имеет вид:
Заметим, что при Мр.0 = О для всех рассмотренных случаев величина ip.onT будет определять ся одним, весьма простым п на глядным выражением (1-37). Опо показывает, что при М р,0 = О напболее быстрое перемещение рабочего органа имеет место при равенстве приведенных к одной скорости моментов инерции меха низма и двигателя
Т |
— Г п- |
дв |
17 р.о/ р.опт-. |
Необходимо подчеркнуть ус ловность термина «оптимальное передаточное отношение». Вели чина tp.опт получена только из
одного условия реализации наи большего ускорения на рабочем органе механизма при заданном двигателе. В стороне оставлены вопросы согласования скоростей п мощностей двигателя и меха низма, без решония которых за труднительно правпльио выбрать необходимое передаточное отно шение редуктора.
(1-39)
Рис. 1-7.' Исходные диаграммы изменения скорости для опре деления оптимального переда точного отношения при неиз менном ускорении рабочего органа (а) и максимально до пустимом моменте двигате
ля (б).
31
1-5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТАНОВИВШИЕСЯ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Установившийся режим работы электропривода опре деляется из условия равенства нулю динамического мо мента. Этот режим характеризуется работой двигателя с неизменной угловой скоростью, постоянными во времени и равными по величине моментом двигателя и моментом сопротивления. Так как момент, развиваемый двигателем в установившемся режиме, есть функция скорости, то равенство 71/ — М с возможно только при условии, что мо мент сопротивления — постоянная величина или функция скорости. Если 71/с есть функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной угловой скорости момент сопротивления изменяется во времени и установив шийся режим певозможеи.
Зависимости угловой скорости от момента для двига теля
и = / (М)
п для механизма
ю = /с(Мс)
называются механическими характеристиками соответ ственно двигателя и механизма. Механические характери стики могут быть представлены н обратными функциями:
М —ср (со); Л/С = ф0(ш).
Для двигателя момент нагрузки по существу оказы вается независимой переменной. Функция / (71/) раскры-- вает нагрузочные свойства двигателя, т. е. показывает, как изменяется его скорость с изменением момента на грузки. Для механизма с реактивным моментом сопротив ления, напротив, аргументом является скорость, так как момент возникает как реакция на движение. Функция 71/с (со) раскрывает свойства механизма, т. е. показывает, какой возникает момент в механизме, если его приводить
вдвижение с той или иной скоростью.
Ваналитических расчетах механические характери стики преимущественно представляются обратными функ циями: 71/ = ф (со) п 71/с = фс (со). При графическом изо бражении механических характеристик используются пря мые функции со = / (71/) и со = /с (71/с). Следует заметить, что из-за большей наглядности графическое представле ние характеристик нашло широкое применение в теории и практике электропривода.
32
Зависимость скорости двигателя от момента, соответ ствующая любому режиму его работы, в том числе и пере ходному, пазывается динамической механической характе ристикой. Статическая механическая характеристика пред ставляет собой геометрическое место точек па плоскости (со, М), соответствующих установившемуся режиму работы двигателя, а динамическая механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости (со, М), каждая из которых зависит от времени. Статическую меха ническую характеристику часто называют просто механи ческой, а динамическую характеристику обычно на зывают полностью, без со кращений.
Значения скорости и момента в установившемся режиме электропривода легко определяются гра фически точкой пересече ния механических харак теристик двигателя и ме ханизма, так как в этой точке М — Мс, что в со ответствии с (1-17) озна
чает dco/dt = 0 или со = const. При этом, как указы валось выше, за положительное направление момента сопротивления М с принято отрицательное направление момепта двигателя М. Можно было бы положительные направления для М и М с принять одинаковыми. В этом случае характеристика механизма изображалась бы-в виде
кривой М с (со) на рис. 1-8. При этом для определения точки установившегося режима пришлось бы построить кривую Мс (со) = — /V/c(co) (рпс. 1-8) н найти точку пересе
чения кривых М (со) и |
М с (со), потому что именно для |
этой точки справедливо |
равенство М 4- М с = 0. Однако |
здесь необходимо проводить дополнительные построения. При принятых положительных направлениях для М и Мс точка установившегося режима определяется точкой пере сечения характеристик двигателя и механизма сразу без дополнительных построений.
Характеристики изображаются на плоскости в прямо угольной системе координат с осями со и М (рпс. 1-9). Положение точки на плоскости, характеризуемое двумя
координатами со и М, |
определяет тем самым тот или иной |
2 М. Г, Чиликин . |
33 |