Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к режиму подъема груза, участок СС — к режиму сило­ вого спуска, а участок C'D — к режиму тормозного спуска, в котором электрическая машина работает гене­

ратором.

В переходных процессах передаваемый редуктором

момент зависит от динамических моментов [ j

. Поэтому

механическая модель электропривода в виде одного вра­ щающегося тела (рис. 1-3) оказывается, строго говоря, несправедливой. Механическую часть привода можно представить в этом случае в виде трех звеньев, моменты

Рис. 1-5. Двухмасссшое механнческоо звено электро привода с учетом момента трепня в редукторе.

и моменты инерции которых приведены к скорости дви­ гателя и показаны па рис. 1-5. Для прямого направления энергии от двигателя к производственной машине переда­ ваемый редуктором момент

М п== М2 = Мпол+ Л .

(1-30)

Тогда с учетом (1-25) и (1-30)

м с = М пол (1 + ь) + М тро+ bJ2

(1-31)

Подстановка (1-31) в уравнение движения (1-17) при­ водит его к следующему виду:

м - (1 + Ъ)Мпо„ - Мтро = [/, + (! + Ь)/ 2]

. (1-32)

Для обратного направления энергии

 

 

(1-33)

Мс= Мпол- М тро- - ь ( л Г - / 1^ -)

(1-34)

и уравнение движения электропривода приобретает вид:

л/Г

ЛЛю л — М т р о

( Т 1 ^ 2 \ d ®

(1-35)

М

Т+Ь

V'1"1 T + b ) W

 

28

Из полученных уравнений движения (1-32) и (1-35) следует, что линейная зависимость момента трения от передаваемого момента в переходных процессах эквива­ лентна некоторому увеличению результирующего момента инерции электропривода при прямом направлении меха­ нической энергии и уменьшению момента инерции при обратном направлении энергии.

1-4. ДВИЖЕНИЕ ПРИВОДА ПРИ ПОСТОЯННЫХ МОМЕНТЕ ДВИГАТЕЛЯ И МОМЕНТЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Рассмотренные выше уравнения движения описывают поведе­ ние электропривода в переходных процессах. Для их решения необ­ ходимо знать зависимость динамического момента от скорости. Переходные процессы электропривода с различными законами из­ менения динамического момента рассматриваются ниже, в гл. 8 и 9.

В настоящем параграфе приводится решение уравнений движения

впростейшем случае, когда момент двигателя не зависит от скорости и остается постоянной величиной. Этот случай интересен тем, что

характеризует собой роль механической части электропривода при переходных режимах. Следует заметить, что условно М = const не является только абстрактным. Оно может быть п реальным во многих системах управляемого электропривода, где условие М ж

«const обеспечивается специальными средствами.

Вэлектроприводе, представляющем собой одномассовую си­

стему (рис. 1-3), при М — const и М с =

const в соответствии с урав­

нением движения

(1-17) ускорение

электропривода е = ^

=

М М с

_

 

при

= — -J— также

постоянно. Движение электропривода

М Ф М с может быть равноускоренным пли равнозамедленпым. Чем больше масса, тем медленнее изменяется скорость как двигателя, так н любого другого движущегося элемента механической части привода.

Если механическое звено содержит редуктор, то прп нзменеппп его передаточного отношения гр изменяется и соотношение между скоростями и ускорениями двигателя и рабочего органа производ­ ственного механизма. Можно найти такое значение £р, прп котором ускорение на рабочем органе будет наибольшим для одних и тех же двигателя и производственного механизма. В соответствии с (1-17), принимая к. п. д. редуктора равным единице, уравнение движения можно записать для рабочего органа механизма в виде

^ р - ^ р .о = (^дВ^ + ^ р . о ) т -

где Мр.о, / р.о, сйр.о — соответственно момент нагрузки, момент инерции и угловая скорость рабочего органа.

Решая это уравнение относительно ускорения на рабочем органе, получаем:

оMip—il/p.о

^догр + ^р.о

29



Отсюда можно найти так называемое «оптимальное передаточное отношение» редуктора, соотвотствующео максимуму величины с/cOj^o/dt\

.опт

vWP.0

J р. о

(1-36)

М

j дв

Выражение (1-36) справедливо как для ускоренного движения (разгона), так и для замедленного (торможения). На рис. 1-6 пока­ зан характер изменения ip.om от М р.„/М при / р,0//д .в = const для разгона н торможения привода. 11з графиков рис. 1-6 следует, что одновременно для разгона и торможения задача определения «опти­

мального передаточного от­ ношения» решается одно­ значно только при Мр.о = О, когда

 

ip. опт =

У

J дв

 

(1-37)

 

 

 

'

 

 

 

 

 

Для

того

чтобы

при

 

Мр. о Ф 0 выбрать из

обла­

 

сти

возможных

величин

 

ip. опт определенное

значе­

 

ние, требуются дополни­

Рис. 1-6. Зависимость оптимального

тельные условия. Так, для

приводов,

для

которых за­

передаточного отношения редуктора

дана неизменная

величина

от относительного момента нагрузки.

ускорения

рабочего органа

 

разгоне, так и торможении (рнс. 1-7,

(rfcOp.o/rf/ =

const)

как

при

а),

«оптимальное передаточ­

ное отношение» определяется, исходя

из

режима разгона.

В этом

реяшме прп тормозящем характере момента нагрузки для обеспече­ ния заданного ускорения от двигателя требуется больший момент, чем в реяшме торможения. Величина i,,.01IT определяется из усло­ вия получения минимума этого момента. Для этого уравнение движения решается относительно момента двигателя

dmр. о

т 'iwp.о iз

Л/р.о-М р.о Jj~

М =

Р

ip

 

Дифференцированием по ip и приравниванием получившегося выражения нулю находится оптимум для передаточного отношения:

‘р. опт —

J

Мр. о 4- -7р. о '

.(1-38)

dmп

 

Jдв-

 

Пусть привод должен отработать заданный угол

поворота (ф)

с использованием максимального момента двигателя как прп раз­ гоне, так и при торможении (рис. 1-7, б). Если величина ускорения

80


па рабочем органе нс лимитирована, то в этом случае оптимальное передаточное отношение находится из условия минимального вре­ мени на заданный поворот двигателя. В соответствии с рис. 1-7, б время отработки заданного угла ф определится как

/з _j—и. \j /

 

 

Г

Р

I

Г

i — h~)rh —

^дв

-

 

 

 

П г

 

/л/р,0у

 

ei

 

 

 

 

i>

\

м

/

Дпфференцпруя величину t по ip п приравнивая результат нулю, получаем биквадратное уравнение

решенпе которого имеет вид:

Заметим, что при Мр.0 = О для всех рассмотренных случаев величина ip.onT будет определять­ ся одним, весьма простым п на­ глядным выражением (1-37). Опо показывает, что при М р,0 = О напболее быстрое перемещение рабочего органа имеет место при равенстве приведенных к одной скорости моментов инерции меха­ низма и двигателя

Т

Г п-

дв

17 р.о/ р.опт-.

Необходимо подчеркнуть ус­ ловность термина «оптимальное передаточное отношение». Вели­ чина tp.опт получена только из

одного условия реализации наи­ большего ускорения на рабочем органе механизма при заданном двигателе. В стороне оставлены вопросы согласования скоростей п мощностей двигателя и меха­ низма, без решония которых за­ труднительно правпльио выбрать необходимое передаточное отно­ шение редуктора.

(1-39)

Рис. 1-7.' Исходные диаграммы изменения скорости для опре­ деления оптимального переда­ точного отношения при неиз­ менном ускорении рабочего органа (а) и максимально до­ пустимом моменте двигате­

ля (б).

31


1-5. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТАНОВИВШИЕСЯ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Установившийся режим работы электропривода опре­ деляется из условия равенства нулю динамического мо­ мента. Этот режим характеризуется работой двигателя с неизменной угловой скоростью, постоянными во времени и равными по величине моментом двигателя и моментом сопротивления. Так как момент, развиваемый двигателем в установившемся режиме, есть функция скорости, то равенство 71/ — М с возможно только при условии, что мо­ мент сопротивления — постоянная величина или функция скорости. Если 71/с есть функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной угловой скорости момент сопротивления изменяется во времени и установив­ шийся режим певозможеи.

Зависимости угловой скорости от момента для двига­ теля

и = / (М)

п для механизма

ю = /с(Мс)

называются механическими характеристиками соответ­ ственно двигателя и механизма. Механические характери­ стики могут быть представлены н обратными функциями:

М ср (со); Л/С = ф0(ш).

Для двигателя момент нагрузки по существу оказы­ вается независимой переменной. Функция / (71/) раскры-- вает нагрузочные свойства двигателя, т. е. показывает, как изменяется его скорость с изменением момента на­ грузки. Для механизма с реактивным моментом сопротив­ ления, напротив, аргументом является скорость, так как момент возникает как реакция на движение. Функция 71/с (со) раскрывает свойства механизма, т. е. показывает, какой возникает момент в механизме, если его приводить

вдвижение с той или иной скоростью.

Ваналитических расчетах механические характери­ стики преимущественно представляются обратными функ­ циями: 71/ = ф (со) п 71/с = фс (со). При графическом изо­ бражении механических характеристик используются пря­ мые функции со = / (71/) и со = /с (71/с). Следует заметить, что из-за большей наглядности графическое представле­ ние характеристик нашло широкое применение в теории и практике электропривода.

32

Рас. 1г8. Графическое определе­ ние установившегося режима электропривода.

Зависимость скорости двигателя от момента, соответ­ ствующая любому режиму его работы, в том числе и пере­ ходному, пазывается динамической механической характе­ ристикой. Статическая механическая характеристика пред­ ставляет собой геометрическое место точек па плоскости (со, М), соответствующих установившемуся режиму работы двигателя, а динамическая механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости (со, М), каждая из которых зависит от времени. Статическую меха­ ническую характеристику часто называют просто механи­ ческой, а динамическую характеристику обычно на­ зывают полностью, без со­ кращений.

Значения скорости и момента в установившемся режиме электропривода легко определяются гра­ фически точкой пересече­ ния механических харак­ теристик двигателя и ме­ ханизма, так как в этой точке М — Мс, что в со­ ответствии с (1-17) озна­

чает dco/dt = 0 или со = const. При этом, как указы­ валось выше, за положительное направление момента сопротивления М с принято отрицательное направление момепта двигателя М. Можно было бы положительные направления для М и М с принять одинаковыми. В этом случае характеристика механизма изображалась бы-в виде

кривой М с (со) на рис. 1-8. При этом для определения точки установившегося режима пришлось бы построить кривую Мс (со) = — /V/c(co) (рпс. 1-8) н найти точку пересе­

чения кривых М (со) и

М с (со), потому что именно для

этой точки справедливо

равенство М 4- М с = 0. Однако

здесь необходимо проводить дополнительные построения. При принятых положительных направлениях для М и Мс точка установившегося режима определяется точкой пере­ сечения характеристик двигателя и механизма сразу без дополнительных построений.

Характеристики изображаются на плоскости в прямо­ угольной системе координат с осями со и М (рпс. 1-9). Положение точки на плоскости, характеризуемое двумя

координатами со и М,

определяет тем самым тот или иной

2 М. Г, Чиликин .

33