Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
Резонанс напряжений в цепи ротора будет иметь место при равенстве нпдуктпвного п емкостного реактивных сопротивлений
(xiS *рез= хс / ®рез)1 т- е- ПРИ скольжешш
spe3 = y xc/xiS- |
(4-19) |
Заменяя в уравненпп для тока хс в соответствпп с последним выражением, а также учитывая, что в соответствии с (2-53а) sHп = = i?a2/x22, можно записать:
Д= - |
|
‘ 2 Пр. II |
|
(4-20) |
|
*«2 V *к.п** + е* |
,?рез)2 |
|
V SK.ns2+ (s2spcJ‘ |
|
|
где ^гпр.й = ^ 2 к/‘г4 2 ” |
предельное |
значенпе |
тока ротора |
при |
|
|
включении в его цепь дополнительного |
||||
|
индуктивного сопротивления и s |
оо. |
|||
Тогда в соответствии с (2-49) выражение для момента двигателя |
|||||
принимает вид: |
|
|
|
|
|
М =- |
SK.n?2 + (s2-^e3)2 ’ |
|
|||
|
со0»i2 |
|
|||
что с учетом (2-54а) можно записать в виде |
|
|
|||
|
** |
2Л/к.и^к.IIs3 |
|
(4-21) |
|
|
.n^ + ^ |
- W |
’ |
||
|
|
где
Л/к.II
2“Л 2 '
Следует заметить, что приведенные здесь значенпя / 2Пр. и л М к, н не являются максимальными для рассматриваемой схемы включения двигателя. Максимальные значения тока ротора и момента имеют место соответственно при скольжениях
SIмакс |
— |
(4-22) |
|
|
|
■ ®М макс |
SPC3"Ь |
+ 3®£ез . (4-23) |
Как следует из (4-22), ток может достигать максимальной вели чины при конечном значении скольженпя только в случае, когда
spe3 > sk.и/У2 |
(4-24) |
пли |
|
*92 > Щг!^хс • |
(4-24а) |
180
Последнее соотношение определяет условия выбора параметров рассматриваемой схемы.
Из (4-22) и (4-23) следует, что скольжения, соответствующие максимумам тока и момента, не совпадают с spe3,причем s/MaKC > spe3.
Путем несложного‘анализа этих формул можно также показать,
что 5Рез < 5Ммакс < |
|
максРазлпчпе значений указанных величин |
|||||||
незначительно, |
если |
$рез> 4 . п / 2- |
Тогда, как следует пз |
(4-22) п |
|||||
(4-23), •?j мпкс ^ |
Sjvxмакс548 ярез- |
|
|
|
|
|
|
||
Напбольшое значеипе тока двигателя при 5/ мако в соответствии |
|||||||||
с (4-20) н (4-22) равно: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
рез |
|
|
(4-25) |
|
|
Д макс = Д пр. и ------ |
|
|
||||||
|
|
|
|
SK .II |
V - рез |
|
|
|
|
а при условпп |
*рез > |
sK. » / ^ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
r |
SPC3 |
Д>к |
т |
spe3 |
' |
OCi>4 |
|
*2 макс ^ |
^2 пр. и “ |
— d— ,?рез — 'гп р .е ~-------, |
(ч-лоа.) |
||||||
|
|
|
Ак. и -“ 2 2 |
|
4к.иЯ |
|
|
||
где sK пД = i?22/a:2flB— |
критическое |
скольжение |
двигателя |
при |
|||||
|
|
|
включении в цепь его ротора только актив |
||||||
|
|
|
ного добавочного сопротивления; |
(s -» оо) |
|||||
/ Пр, е — предельное |
значеипе |
тока |
ротора |
||||||
|
|
|
при работе двигателя на естественной |
||||||
Подстановка в |
|
характеристике. |
в соответствпп с (4-23) |
||||||
(4-21) значения |
sМмакс |
приводит к громоздкому n неудобному для практических вычислений выражению для максимального момента. С учетом же принятого допущения
2 Л / л |
31?Пк |
*рвЗ |
(4-26) |
Л/макс ^ —------5рез = |
- б— 5рез = 2Л/К.е - |
. |
|
sk.ii |
“ 0-^22 |
sk. iiH |
|
Из последних двух выражений следует, что максимальные значения тока и момента растут с увеличением spe3. На рпс. 4-15 показаны скоростные и механические характеристики при двух зна чениях .9рС3. Характеристики построены при хс = const, Д2П =
= const и xiS = var. Там же для сравнения приведены естественные
характеристики двигателя. Анализ этих характеристик позволяет сделать следующие выводы. С увеличением spe3 заметно возрастает перегрузочная способность двигателя. В частности, при определен ном подборе параметров она может почти вдвое превышать перегру зочную способность двигателя в нормальной схеме включения, как это следует из (4-26). Это объясняется возрастанием тока при s —►spe3, поскольку в этом случае реактивное сопротивление цепи ротора близко к нулю, и практически полным совпадением по фазе э. д. с. п тока ротора. Рассматриваемая система электропривода обладает высоким пусковым моментом, который может в несколько раз пре вышать пусковой момент па естественной характеристике двигателя. Наконец, жесткость рабочих участков механических характеристик (0,6spe3 < s < .?Рез) приближается к жесткости рабочего участка естественной механической характеристики.
181
Из (4-21) может быть получено выражение для жесткости меха нической характеристики
0 |
|
|
|
|
(«*+ 34еа)] |
Р |
шо [ sk.IIs2 |
(sS |
5рез)3 ]3 |
||
При 5 = |
5реа |
|
|
|
|
|
2-Л/к. и |
2Л/к. е Дг |
Л, |
||
Ррез — |
MosK.e-^iS |
Ч + « а |
|||
|
|
||||
где ре — жесткость рабочего |
участка |
естественной механической |
|||
характеристики при s |
sK. е. |
|
|
||
S |
Ы * |
|
|
|
|
Рис. 4-15. Механические (—) и скоростпые (-------) ха рактеристики асинхронного двигателя с колебатель ным контуром в цепи ротора.
На первый взгляд модуль жесткости механических характе ристик в этом случае не превышает соответствующую величину при реостатном регулировании асинхронного двигателя. В действитель ности это не так, ибо при sK.„ < s pe3 и зоне скольжений (0,7 -г- 0 ,9 )sDe3 обычно Р = (2 4) ррез-
Оценивая энергетические показатели рассматриваемой схемы, следует отметить, что к. и. д. электропривода в данном случае будет таким же, как н прн других способах параметрического регу лирования скорости асинхронных двигателей. Однако она выгодно, отличается от других ранее рассматривавшихся схем в отношении
коэффициента мощности, так как в рабочей |
зоне скоростей при |
s "Орез вектор тока ротора опережает вектор |
э. д. с. |
4-4. РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ШУНТИРОВАНИЕМ ЯКОРЯ
В отличие от рассмотренных ранее способов регулирования скорости электроприводов путем включения резисторов последова тельно с главными цепями двигателей в настоящем параграфе рас сматриваются такие способы регулирования скорости электродвпга-
182
телеы постояниого тока, когда регулировочные резисторы включа ются параллельно и последовательно с' якорем. На рис. 4-16 пока зана схема, в которой изменение скорости двигателя независимого возбуждения осуществляется путем регулирования сопротивлений R ш и Л п. Резисторы Пт п R n, по сути дола, представляют собой . делитель напряжения. Правда, па работу этого делителя напряже ния в значительной степени влияет нагрузка двигателя, так как потребляемый из сети ток /<., а значит, и падение напряжения на последовательном сопротивлении /?п зависят от тока якоря 1„ двигателя.
Рассматриваемый способ обычно назы вается «регулированием путем шунти рования якоря двигателя». Практи чески под указанным термином сле дует понимать включение в цепь якоря добавочных сопротивлении по схеме делителя напряжения (потенциометра).
Для анализа работы двигателя по схеме рис. 4-16 запишем уравнения Кирхгофа для цепи якоря:
= R + / V я + ^пI с.\
(4-27)
1с= 1н'3г 1ш-
Исключая из системы уравнений (4-27) / ш и / с к учитывая (2-4) и (2-8), получаем уравнения скоростной и механической характе
ристик в виде |
|
|
|
со =ясо0 |
RH-\-aRn |
(4-28) |
|
кФа |
^я! |
||
|
|
|
|
со =аш0 |
R n-\-aRn м, ■ |
(4-29) |
|
|
( £ Ф н ) а |
|
|
где а — Riu/(Rui + Rn) — коэффициент |
деления |
напряжения сети |
|
Uс |
делителем |
7?ш — Rn при идеальном |
|
холостом ходе двигателя. |
|||
Полученные уравнения показывают, |
что скоростные п механи |
ческие характеристики двигателя независимого возбуждения в схе ме шунтирования якоря имеют вид прямых линий. Скорость идеаль ного холостого хода уменьшается в На раз по сравнению с со0. Кроме того, снижается модуль жесткости механических характерис
тик по |
сравнению |
с жесткостью |
естественной |
характеристики. |
Из |
уравнений |
(4-28) и (4-29) |
также следует, |
что изменение |
сопротивлений 7?ш и Лп позволяет регулировать скорость двигателя вниз от основной. Поскольку ток возбуждения не изменяется, то при регулировании скорости допустимый момент нагрузки остается постоянным и равным номинальному.
Примерный вид механической характеристики при некоторых значениях Rn и R m показан на рпс. 4-17. Там же пунктирной линией показана реостатная характеристика. Сопоставление механических характеристик ири реостатном регулировании и при регулпрова-
183
нцп по схеме на рис. 4-16 показывает, что модуль жесткости в по следнем случае значительно выше.
Действительно, если записать уравнение механической характе ристики в виде
М
где IPI — модуль жесткости, то для двух характеристик — реос татной и при шунтировании, проходящих через одну и ту же точку с координатами Wj и М х, справед
ливо следующее соотношение:
|
|
■I Рш I |
<Ро —Ц>1 |
|
|||||
|
|
|
|
Рр1 |
ащ —о»!' |
||||
|
|
Здесь |рр|, |рш| — модули жест |
|||||||
|
кости механических |
характеристик |
|||||||
|
при |
регулировании |
соответственно |
||||||
|
реостатном и шунтированием якоря. |
||||||||
|
Учитывая, |
что а < 1 при R n ф 0 и |
|||||||
|
Лш Ф °°, |
пз |
последнего |
соотноше |
|||||
|
ния |
следует |
|рш| > |
|рр|. |
|
||||
Рпс. 4-17. Механическая |
|
Регулирование |
скорости может |
||||||
осуществляться изменением Я ш при |
|||||||||
характеристика двигателя |
|||||||||
неизменном R n, |
изменением Я п при |
||||||||
постоянного тока независи |
|||||||||
неизменном |
Яш или |
одновременным |
|||||||
мого возбуждения, включен |
|||||||||
нзменегшем |
|
обоих |
сопротивлений. |
||||||
ного по схеме шунтирова |
|
||||||||
Во всех указанных случаях при из |
|||||||||
ния якоря. |
|||||||||
менении |
регулирующего |
параметра |
|||||||
|
одновременно изменяются значения а ц модуля жесткости механической характеристики. Отсюда сле дует, что механические характеристики при изменении регули рующего параметра будут пересекаться друг с другом.
Рассмотрим случай Яш = var и Яп = const. Найдем координа ты il/j, coj точки пересечения мехашгческих характеристик, соот
ветствующих ЛШ1 и Т?ш2 *
В соответствии с (4-29) можио записать:
Я1<о0- ДяЧ~ дгДп
(М>и)*
М 1 = а 2Ш0 |
Дп~f- Д-дЯд |
Л/л |
|
(ЛФн)* |
|
где
в 1 - |
R,m |
Оо = |
^Ш2 |
|
Д п + Д и и ’ |
“ |
Дп + Дщ2 |
Отсюда M i = и скФнШп, соответственно / я1 = U j R a. Подставляя полученное значение Л/j в (4-29), находим:
Wj = (Дд/Дц) ш0-
Полученные выражения для координат точек пересечения мехашгческих (Mv tOj) и скоростных ( / яГ, coj) характеристик инва
риантны по отношению к регулирующему параметру Лш. Следова тельно, при R n = const п /?ш = var все механические н скоростные характеристики пересекаются в одной точке с найденными коорди-
184