Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 2
электрической машины — тахогенератора, пользуясь тем, что в соответствии с формулой Е = /сФсо при постоянном потоке возбуждения э. д. с. двигателя пропорциональна его скорости. Для этого может быть использована схема, представленная на рис. 5-14, а. Здесь напряжение обрат ной связи по скорости U0 о снимается с делителя напря-
Рис. 5-14. Принципиальная (а) и эквивалент ная (б) схемы тахомотрического моста-.
жения R x — Т?2 и с одного из зажимов якоря. На рис. 5-14,6 показана эквивалентная схема, в соответствии с которой можно записать:
|
|
и 0.0^ и 1- и 2-, |
|
|
||
U i= R Jk..н |
D |
и* |
Я+(*я+Лд. |
п )7 я.. |
||
•П1Д1+Д2 |
Ri+Ri |
7 |
||||
|
|
и |
2 = E & . U I |
Я> |
|
|
и. = и г - и |
я= -^1 * Ф НМ ~Ь-^1 (^Я ~1~/Дц п) 7 я |
Дц.д (Ri + R.2) 1а |
||||
|
|
|
|
-Ri+ Ri |
|
|
Для того |
чтобы |
Uо с не зависело от |
/ я, |
необходимо |
||
Тогда |
|
R xR'n = R 2R д.п* |
|
|
||
|
|
R xkФн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U o .c |
Rx-{- R2 CO= |
|
|
Очевидно, что подбором сопротивлений R x и i?2 можно обеспечить необходимое значение к'с. Недостатком рас сматриваемой схемы является наличие гальванической связи цепи якоря и цепей управления. Кроме того, в при веденном выводе принято, что сопротивление R'n остается неизменным. Под R'H понимается сопротивление обмотки якоря и щеточного контакта. Первое из них может заметно
243
изменяться при нагреве двигателя, а второе — при изме нении /„, что приводит к изменению значения к ’.с
Увеличение жесткости механических характеристик в системе Г — Д может быть также получено при измене нии Ег в функции напряжения на двигателе. Действи тельно,
Е г = С/д-(-7?пг/ я = UR-\- (Rnz — Rn.jx) In-
Отсюда
г |
Е г - ( / я |
E t - U r |
1 |
|
Ia ~ R aT- R nr, - |
1 |
1 |
(кФпГ |
|
|
|
1Рг-Д I |
IPel |
|
Подстановка полученного выражения 1„ в (5-23) после преобразований дает:
р |
I Рз КI Ре I— IРг-д I) |
I Ре I(IРз I — IРг-д I) _7 |
|
Г_ |
1Рг-дШРеЫРэ|) |
Г° ~ |Рг-д|(|РеМРз1) |
Д== |
|
= Его— KUR. |
(5-27) |
Из (5-27) видно, что для увеличения модуля жесткости механических характеристик изменение э. д. с. генера-
Рпс. 5-15. Нзмепепие э. д. с. гепоратора п яавпсимостп от напряжения на двигателе (а) п меха нические характеристики системы Г — Д (6) с от рицательной обратной связью по напряжению.
кщ Ри
тора в зависимости от напряжения на двигателе должно осуществляться по линейному закону, как показано на
рис. 5-15, а. Из (5-27) и (5-8) с учетом |
Ua = кФн ^со + |
I Ре | |
||
следует: |
|
|
|
|
^го |
|Ре |+ |
| Рг_д | м. |
|
|
СО : |
(5-28) |
|||
|
(1+ кн) кФн |
| Ре 1| Рг-д | (1 + к„) |
|
244
В соответствии с (5-28) жесткость механических харак теристик в системе Г — Д при управлении Ее в функции напряжения
I Р е | | Р г - Д |. ( 1 + & н )
I Рг-Д(П)
| Р е | + ^ н I Р г - д I
увеличивается с ростом кн. Однако ее значение ограни чено, так как при /с„-> оо \ рг_д | | ре |, т. е. в рас сматриваемом случае, модуль жесткости механических характеристик всегда ниже модуля жесткости естествен
ной характеристики. Значение |
| (Зг_д | = | (Зе I не до |
|||
стижимо в связи с тем, |
что при |
кн —>- оо зависимость |
||
Ег (С/д) отображается |
и30 |
|
|
|
вертикальной прямой и, |
|
ОВГ |
||
кроме того, безгранично |
я*- *" |
|
|
|
возрастет значение Е'г0. |
U0.H |
|
|
|
Для реализации рас |
|
|
|
|
сматриваемого |
принци |
|
|
|
па управления в соот |
|
|
|
|
ветствии с (5-27) следует |
Рис. 5-16. |
. Принципиальная схема |
||
использовать |
систему |
системы Г — Д с отрицательной об |
||
Г — Д с отрицательной |
ратной |
связью по напряжению. |
обратной связью по на пряжению, схема которой приведена на рис. 5-16. Сигнал
обратной связи Uo u снимается с делителя напряжения, включенного на зажимы двигателя. При этом U0 н = k'nUR, где /сд — постоянный коэффициент, определяемый парамет рами цепи обратной связи.
Напряжение на входе усилителя равно:
С/вХ= С/3 0 С/0.н = С/3о А'нС/д,
следовательно,
Е? — куцкрц (Ua0 /сц/7д).
Тогда в соответствии с (5-27) после ряда преобразова
ний можно найти: |
|
|
U,. |
^Г0 |
(1+*н) *Фн ш0; |
30 |
к к |
ку и кг и |
|
КуиКти |
кл — ку икг икц.
Для электроприводов ряда производственных механиз мов с целью ограничения величины момента или тока
245
двигателя возникает задача получения мягких механиче ских характеристик. Как правило, снижение жесткости механических характеристик необходимо лишь при опре деленном моменте на валу двигателя (соответственно токе якоря), превышающем задапную величину. При этом механическая характеристика должна иметь вид, пока занный на рис. 5-17; Эта характеристика имеет излом в точке Ъ, которую называют точкой «отсечки». Соответ ствующие этой точке Моте, / я. огс и coOTCназываются соот ветственно моментом отсечки, током отсечки и скоростью отсечки. В рассматриваемой характеристике можно выде лить два основных участка: | М \ <; | М 0тс | — участок ab
с относительно высокой жесткостью, при которой обеспе- |
||||||||||
й) |
|
|
чивается приблизительное по |
|||||||
|
|
стоянство |
производительно^ |
|||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
сти производственного меха |
|||||||
|
|
|
низма при изменении момен |
|||||||
|
|
|
та |
в |
указанных |
пределах; |
||||
|
|
|
| М | > |
| Л/отс | — участок Ьс |
||||||
|
|
I \ с \ с ' М |
с низкой жесткостью, |
кото |
||||||
|
|
|
рая |
обеспечивает |
ограипче- |
|||||
|
|
|
ние значения момента и тока |
|||||||
Рпс. 5-17. |
Экскаваторные мс- |
двигателя |
в реж им е |
корот- |
||||||
ханпческпе |
характеристики, |
кого |
замы кания, |
т. |
е. |
при |
||||
подобного |
рода |
|
о) = 0. -Задача формирования |
|||||||
мехаппческих |
характеристик |
возникает, |
||||||||
в частности, при |
разработке |
основных |
электроприводов |
экскаваторов, в связи с чем характеристики такого типа получили пазванпе экскаваторных.
Из рассмотренного принципа формирования механиче ской характеристики следует, что при М > Л/охс необхо димо с ростом момента снижать э. д. с. генератора. Тогда по аналогии с (5-23) закон изменения Ег может быть запи сан в следующем виде:
при М ^ Л7(
отс
ИЛИ
при I n ^ I ,Я. ОТС
(5-296)
246
где
E r0 — /еФцСо0;
Рз. ото — заданное значение жесткости механической характеристики на участке Ъс;
Зависимость Е г (/„) показана на рис. 5-18. Подстановка (5-29а) и (5-296) в (5-8) позволяет найти
уравнения механических характеристик
(О0— I R ,■ |
при Ms^Morc |
\Рг_д I |
|
со—
<М0)
при М ^ М ОТ0.
Анализ полученных выражений показывает, что с уве личением котс уменьшается модуль жесткости второго
участка механической характеристики, |
а также момент |
|||
и ток стопорения в соответ |
Ег |
|
||
ствии с формулами: |
|
|
||
|
| Рг-д(отс) | = |
|
|
|
|
I Pr-Д I (^Фц)2 |
|
|
|
|
I Рг_д | йоте+ (&Фн)а ’ |
|
|
|
|
Мог — М отс |
|
о |
lore |
, |
[Рг-д1^Фи)а |
|
||
|
! Рг-д! W +^Фн)2 |
отс |
Рис. 5-18. Зависимость э. д. с. |
|
= |
М 0тсЧ~ | Рг—Д (ОТС) | <В0ТС. |
генератора |
от тока двигателя |
|
для электропривода с экска |
||||
Для реализации рассмат |
ваторной механической харак |
|||
теристикой. |
||||
риваемого принципа |
управ |
|
|
ления напряжение, пропорциональное току якоря, должно подаваться на вход усилительного устройства только при Jя > /отс, Т. е. система электропривода в отличие от предыдущих случаев должна иметь задержанную отрица тельную обратную связь по току якоря, называемую также отсечкой по току якоря. На рис. 5-19 представлена соот ветствующая схема электропривода. Напряжение U0 т, пропорциональное току якоря, снимается с Лш. В цепи обратной связи имеется разделительный диод Д огс и источник напряжения сравнения. При указанных на схеме полярности Ucp .и направлении тока якоря / я сиг нал и ат0 может поступать на вход усилителя только при
247