Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

электрической машины — тахогенератора, пользуясь тем, что в соответствии с формулой Е = /сФсо при постоянном потоке возбуждения э. д. с. двигателя пропорциональна его скорости. Для этого может быть использована схема, представленная на рис. 5-14, а. Здесь напряжение обрат­ ной связи по скорости U0 о снимается с делителя напря-

Рис. 5-14. Принципиальная (а) и эквивалент­ ная (б) схемы тахомотрического моста-.

жения R x — Т?2 и с одного из зажимов якоря. На рис. 5-14,6 показана эквивалентная схема, в соответствии с которой можно записать:

 

 

и 0.0^ и 1- и 2-,

 

 

U i= R Jk..н

D

и*

Я+(*я+Лд.

п )7 я..

•П1Д1+Д2

Ri+Ri

7

 

 

и

2 = E & . U I

Я>

 

 

и. = и г - и

я= -^1 * Ф НМ ~Ь-^1 (^Я ~1~/Дц п) 7 я

Дц.д (Ri + R.2) 1а

 

 

 

 

-Ri+ Ri

 

 

Для того

чтобы

с не зависело от

/ я,

необходимо

Тогда

 

R xR'n = R 2R д.п*

 

 

 

 

R xkФн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U o .c

Rx-{- R2 CO=

 

 

Очевидно, что подбором сопротивлений R x и i?2 можно обеспечить необходимое значение к'с. Недостатком рас­ сматриваемой схемы является наличие гальванической связи цепи якоря и цепей управления. Кроме того, в при­ веденном выводе принято, что сопротивление R'n остается неизменным. Под R'H понимается сопротивление обмотки якоря и щеточного контакта. Первое из них может заметно

243


изменяться при нагреве двигателя, а второе — при изме­ нении /„, что приводит к изменению значения к ’.с

Увеличение жесткости механических характеристик в системе Г — Д может быть также получено при измене­ нии Ег в функции напряжения на двигателе. Действи­ тельно,

Е г = С/д-(-7?пг/ я = UR-\- (Rnz — Rn.jx) In-

Отсюда

г

Е г - ( / я

E t - U r

1

Ia ~ R aT- R nr, -

1

1

(кФпГ

 

 

1Рг-Д I

IPel

 

Подстановка полученного выражения 1„ в (5-23) после преобразований дает:

р

I Рз КI Ре I— IРг-д I)

I Ре I(IРз I — IРг-д I) _7

Г_

1Рг-дШРеЫРэ|)

Г° ~ |Рг-д|(|РеМРз1)

Д==

 

= ЕгоKUR.

(5-27)

Из (5-27) видно, что для увеличения модуля жесткости механических характеристик изменение э. д. с. генера-

Рпс. 5-15. Нзмепепие э. д. с. гепоратора п яавпсимостп от напряжения на двигателе (а) п меха­ нические характеристики системы Г — Д (6) с от­ рицательной обратной связью по напряжению.

кщ Ри­

тора в зависимости от напряжения на двигателе должно осуществляться по линейному закону, как показано на

рис. 5-15, а. Из (5-27) и (5-8) с учетом

Ua = кФн ^со +

I Ре |

следует:

 

 

 

^го

|Ре |+

| Рг_д | м.

 

СО :

(5-28)

 

(1+ кн) кФн

| Ре 1| Рг-д | (1 + к„)

 

244


В соответствии с (5-28) жесткость механических харак­ теристик в системе Г — Д при управлении Ее в функции напряжения

I Р е | | Р г - Д |. ( 1 + & н )

I Рг-Д(П)

| Р е | + ^ н I Р г - д I

увеличивается с ростом кн. Однако ее значение ограни­ чено, так как при /с„-> оо \ рг_д | | ре |, т. е. в рас­ сматриваемом случае, модуль жесткости механических характеристик всегда ниже модуля жесткости естествен­

ной характеристики. Значение

| (Зг_д | = | (Зе I не до­

стижимо в связи с тем,

что при

кн —>- оо зависимость

Ег (С/д) отображается

и30

 

 

вертикальной прямой и,

 

ОВГ

кроме того, безгранично

я*- *"

 

 

возрастет значение Е'г0.

U0.H

 

 

Для реализации рас­

 

 

 

сматриваемого

принци­

 

 

 

па управления в соот­

 

 

 

ветствии с (5-27) следует

Рис. 5-16.

. Принципиальная схема

использовать

систему

системы Г — Д с отрицательной об­

Г — Д с отрицательной

ратной

связью по напряжению.

обратной связью по на­ пряжению, схема которой приведена на рис. 5-16. Сигнал

обратной связи Uo u снимается с делителя напряжения, включенного на зажимы двигателя. При этом U0 н = k'nUR, где /сд — постоянный коэффициент, определяемый парамет­ рами цепи обратной связи.

Напряжение на входе усилителя равно:

С/вХ= С/3 0 С/0.н = С/3о А'нС/д,

следовательно,

Е? куцкрц (Ua0 /сц/7д).

Тогда в соответствии с (5-27) после ряда преобразова­

ний можно найти:

 

 

U,.

^Г0

(1+*н) *Фн ш0;

30

к к

ку и кг и

 

КуиКти

кл ку икг икц.

Для электроприводов ряда производственных механиз­ мов с целью ограничения величины момента или тока

245


двигателя возникает задача получения мягких механиче­ ских характеристик. Как правило, снижение жесткости механических характеристик необходимо лишь при опре­ деленном моменте на валу двигателя (соответственно токе якоря), превышающем задапную величину. При этом механическая характеристика должна иметь вид, пока­ занный на рис. 5-17; Эта характеристика имеет излом в точке Ъ, которую называют точкой «отсечки». Соответ­ ствующие этой точке Моте, / я. огс и coOTCназываются соот­ ветственно моментом отсечки, током отсечки и скоростью отсечки. В рассматриваемой характеристике можно выде­ лить два основных участка: | М \ <; | М 0тс | — участок ab

с относительно высокой жесткостью, при которой обеспе-

й)

 

 

чивается приблизительное по­

 

 

стоянство

производительно^

 

 

 

 

 

 

сти производственного меха­

 

 

 

низма при изменении момен­

 

 

 

та

в

указанных

пределах;

 

 

 

| М | >

| Л/отс | — участок Ьс

 

 

I \ с \ с ' М

с низкой жесткостью,

кото­

 

 

 

рая

обеспечивает

ограипче-

 

 

 

ние значения момента и тока

Рпс. 5-17.

Экскаваторные мс-

двигателя

в реж им е

корот-

ханпческпе

характеристики,

кого

замы кания,

т.

е.

при

подобного

рода

 

о) = 0. -Задача формирования

мехаппческих

характеристик

возникает,

в частности, при

разработке

основных

электроприводов

экскаваторов, в связи с чем характеристики такого типа получили пазванпе экскаваторных.

Из рассмотренного принципа формирования механиче­ ской характеристики следует, что при М > Л/охс необхо­ димо с ростом момента снижать э. д. с. генератора. Тогда по аналогии с (5-23) закон изменения Ег может быть запи­ сан в следующем виде:

при М ^ Л7(

отс

ИЛИ

при I n ^ I ,Я. ОТС

(5-296)

246


где

E r0 — /еФцСо0;

Рз. ото — заданное значение жесткости механической характеристики на участке Ъс;

Зависимость Е г (/„) показана на рис. 5-18. Подстановка (5-29а) и (5-296) в (5-8) позволяет найти

уравнения механических характеристик

(О0— I R ,■

при Ms^Morc

\Рг_д I

 

со—

<М0)

при М ^ М ОТ0.

Анализ полученных выражений показывает, что с уве­ личением котс уменьшается модуль жесткости второго

участка механической характеристики,

а также момент

и ток стопорения в соответ­

Ег

 

ствии с формулами:

 

 

 

| Рг-д(отс) | =

 

 

 

 

I Pr-Д I (^Фц)2

 

 

 

 

I Рг_д | йоте+ (&Фн)а ’

 

 

 

Мог М отс

 

о

lore

,

[Рг-д1^Фи)а

 

 

! Рг-д! W +^Фн)2

отс

Рис. 5-18. Зависимость э. д. с.

=

М 0тсЧ~ | Рг—Д (ОТС) | <В0ТС.

генератора

от тока двигателя

для электропривода с экска­

Для реализации рассмат­

ваторной механической харак­

теристикой.

риваемого принципа

управ­

 

 

ления напряжение, пропорциональное току якоря, должно подаваться на вход усилительного устройства только при Jя > /отс, Т. е. система электропривода в отличие от предыдущих случаев должна иметь задержанную отрица­ тельную обратную связь по току якоря, называемую также отсечкой по току якоря. На рис. 5-19 представлена соот­ ветствующая схема электропривода. Напряжение U0 т, пропорциональное току якоря, снимается с Лш. В цепи обратной связи имеется разделительный диод Д огс и источник напряжения сравнения. При указанных на схеме полярности Ucp .и направлении тока якоря / я сиг­ нал и ат0 может поступать на вход усилителя только при

247