Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

условии и 0шт > С/0р или

R mI n > Ucp. При

обратном

соотношении, когда U0 т <

£/ср,

все напряжение оказы­

вается приложенным к диоду в

направлении,

когда он

не проводит ток, и £/от0 = 0. Отсюда

 

■^ОТС =

U ср/R-U1-

 

В ряде случаев с целью увеличения жесткости первого участка механической характеристики, приведенной на рис. 5-17, может использоваться один из рассмотренных выше способов. При этом применяемая для увеличения жесткости обратная связь в отличие от токовой отсечки

Рнс. 5-19. Пршщпппальная схема системы Г — Д с задержанной отрицательной обратной связью по току якоря — отсечкой по току.

действует непрерывно. Например, при использовании с указанной целью положительной обратной связи по току

в соответствии с (5-23)

и (5-296) можно записать:

£

( Е г0+ кт1я

при

/ яй^ / отс

 

I-^го

^-т^п ^'отс (-^Я А>тс) при

TnS^-^OTC-

При этом для снижения жесткости характеристики на

втором участке

должно

соблюдаться соотношение котс >

> кт. Соответствующая зависимость Ег (/ я) показана пун­ ктиром на рис. 5-18.

Уравнения механической характеристики в этом слу­ чае имеют вид:

03° -

- Рф г) м

при М

®;Тс -

- 1 ^ | ) - м м

при и ^ м отс.

Соответствующая механическая характеристика пока­ зана пунктиром на рис. 5-17.

248


Экскаваторная механическая характеристика может быть получена также с помощью системы электропривода,

в

которой отсутствует явно выраженная отсечка. Так,

на

рис. 5-20 показана схема системы электропривода

с генератором, на главных полюсах которого размещаются три обмотки возбуждения. В отличие от рассматривав­ шихся ранее систем электропривода с однообмоточным генератором Г—Д данную систему с трехобмоточным генератором сокращенно принято называть системой ТГ—Д. Первая обмотка возбуждения генератора ОВГ1 получает питание от независимого источника питания с напряжением UHe3 и поэтому называется независимой

Рпс. 5-20. Принципиальная схема системы Г — Д с трехобмоточиым генератором (системы ТГ — Д).

обмоткой возбуждения. Обмотка ОВГ2 включена на за­ жимы якоря генератора; н. с., создаваемая этой обмот­ кой, совпадает по направлению с н. с. независимой об­ мотки. В связи с этим ОВГ.г называется обмоткой самовоз­ буждения или положительной обратной связи по напря­ жению генератора. Сопротивление цепи этой обмотки всегда выбирается таким образом, чтобы оно было равно или больше критического. Третья обмотка ОВГ3 включена в цепь якорей генератора и двигателя. Создаваемая ею II. с. направлена навстречу н. с. первых двух обмоток, т. е. с помощью ОВГ3 осуществляется отрицательная обратная связь по току якоря.

Суммарная н. с., создаваемая всеми тремя обмотками возбуждения, определяется следующим образом:

Рц.г =

 

+ Рч— ■^'s-

 

учитывая, что

 

 

 

Fl = I lWl = ^ U

 

F2 = I2w2= ^

w..

В Г R „ . я

w2;

2

'

Ri

 

F3 = I r w 3 ,

249



можно записать:

^ В.Г =

иеа Щ Е г — ( Ю3 -\-

и>Л 1п,

 

 

А ,

где wu w2, w3 — числа витков соответствующих обмоток возбуждения;

/Ji и й а — сопротивления цепей соответственно

ОВГ1 и ОВГ2.

Отсюда

где

 

Ег =

Q-JJпез

(J2Fв.г +

?з^Н!

 

 

(5-31)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

q2w1R2/ w2R1-,

д.2= R J w2,

qa= w3R2/w2+

 

Из полненного

выражения

следует,

что при

/ я =

= const

зависимость Ег (FB г) является линейной. С дру­

 

 

 

 

 

гой

стороны,

 

зависимость

 

 

 

 

 

Ег (*У г)

представляет

собой

\ Е Г

 

 

II

кривую намагничивания ге­

\АЕг 1-яз ±Я2

 

нератора. Очевидно, что зюта-

 

 

 

- f —

4— b

тс*г /

 

// / / !1

новившемуся режиму работы

/ / /

/

/

1

генератора должна соответ­

/ /

/

/

/

! Ъ г

ствовать

точка

пересечения

(/

/

/

кривой намагничивания с за­

А йп /

/

 

 

Евгг

Евго

висимостью Ег (FBг) по (5-31),

 

 

 

 

 

как показано па рис. 5-21.

 

 

 

 

 

Обычно

параметры

цепей

 

 

 

 

 

ОВГх и ОВГ2 п задающее

 

 

 

 

 

напряжение выбираются та­

 

 

 

 

 

ким образом, чтобы при холо­

 

 

 

 

 

стом

ходе (/ я =

0) рабочая

 

 

 

 

 

точка на кривой намагничи­

 

 

 

 

 

вания генератора находилась

Рпс. 5-2J.

К припципу форми­

па ветви аЬ, соответствующей

насыщению магнитной

цепи.

рования характеристик в си­

При этом

изменение тока в-

стеме ТГ — Д.

 

 

 

 

 

 

относительно

широких пре­

 

 

 

 

 

делах от

0 до / Я2, соответ­

ствующее перемещению рабочей точки по ветви аЬ кривой намагничивания, приводит к незначительному снижению э. д. с. генератора. При перемещении же рабочей точки по ветви Оа кривой намагничивания незначительное из­ менение тока якоря вызывает резкое снижение Ег. При == q-JJneJq^ как следует из (5-31), Ег — 0. Зави­ симость Ег (1Я) показана на рис. 5-22. Там же приведена

250


и механическая характеристика двигателя, построенная по выражению

, ,

Дд

Д г

^я. г + Дз + Д д . д тьт

 

*Ф„

/сФ„

(АФ„)2

Вмеханической характеристике системы ТГ—Д, как

ив характеристике системы Г—Д с отсечкой по току, можно выделить два участ­ ка: а'Ъ' и Ь'с', жесткость которых резко отличается по величине. При относи­ тельно небольших токах и соответственно моментах модуль жесткости харак­ теристики значительно больше, чем при токах 7Я,

близких к qJJJcfo. Однако

Рис. 5-22. Зависимость

э. д. с.

между двумя указанными

генератора от тока якоря и меха­

участками нет резкого пе­

ническая характеристика

систе­

рехода,

что объясняется

мы ТГ — Д:

 

гладкой

формой кривой

 

 

намагничивания генератора, не имеющей резких изгиоов. Из приведенного следует, что задержанная обратная связь по току якоря в данном случае обусловлена малым наклоном участка насыщения кривой намагничивания. Такой же эффект может быть получен, если обмотка возбуждения генератора, получает питание от усилителя, характеристика которого имеет такой же вид, что и кри­ вая намагничивания, т. е. содержит участок насыщения.

5-3. РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬДВИГАТЕЛЬ (УВП—Д)

Электрическая энергия генерируется и распределяется главным образом в виде переменного тока промышленной частоты. Для питания электродвигателей постоянного тока от сетей переменного тока необходимы преобразова­ тельные устройства. В современной технике широкое применение получили управляемые вентильные преоб­ разователи, с помощью которых осуществляется преоб­ разование энергии переменного тока в энергию постоян­ ного тока и обратное преобразование.

Независимо от типа управляемых вентилей — тира­ тронов, ртутных выпрямителей (экситронов или игии-

251