Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
Из (5-55) следует, что угол нагрузил 0 для асинхронного двига теля зависит от скольжения. На рис. 5-50 приведена типичная зависимость 0 (s), построенная с по
мощью (5-55).
Зависимость величины первой гармонической составляющей напря жения двигателя от значений а н 0 аналитически нс выражается. На рис. 5-51 показаны зависимости и г (0) для ряда значений а.
Механические характеристики асннхроиного двигателя при регули ровании напряжения с помощью ТРИ могут быть построены па основании соотношения
М (s) = |
UI |
б'с.II |
Л/Гр (s) — U U M (*■),
(5-56)
где H/pji — момент на граничной механической характеристике, соот ветствующей углу а = 0:
2 '1 ^ к .гр (1 -|- “ ,®н. гр) |
|
|
М г |
rp/s + |
гр ’ |
Г,> s/sn. гг + |
||
здесь |
зтф.н |
|
Мк.гр= |
|
|
2 |
|
) |
к. V
51ч. гр
V Vijv+.r-'.
а' = (Hi -f- R T) ,R ,\
R T — активноо сопротивление тири стора в проводящем направлении.
Если |
активным сопротивлением |
|
|
|
||||
ТРИ |
можно |
пренебречь |
п в цепи |
|
|
|
||
ротора нет добавочного сопротивле |
|
|
|
|||||
нии, то граничная характеристика |
|
|
|
|||||
совпадает |
с естественной. |
|
Рис. 5-51. Зависимости пер |
|||||
Для |
построения |
механических |
||||||
характеристик необходимо для ряда |
вой гармонической |
состав |
||||||
значений |
скольжения |
s найти М гр |
ляющей напряжения на вы |
|||||
и 0 , |
затем но 0 при заданном а сле |
ходе тиристорного |
регуля |
|||||
дует определить и ы , пользуясь кри |
тора напряжения от угла ре |
|||||||
выми па рпс. 5-51, и |
далее по (5-56) |
гулирования а и угла на |
||||||
рассчитать М. |
На рис. 5-52 сплош |
грузки 0 асинхронного дви |
||||||
ными линиями показаны механиче |
|
гателя. |
|
|||||
ские |
характеристики |
асинхронного |
а — const. |
С увеличением а |
||||
привода с ТРИ для ряда значений |
||||||||
уменьшается |
критический |
момент двигателя и |
вместе с тем сни |
жается модуль жесткости механических характеристик.
283
С целью увеличения диапазона регулирования скорости в асинхронных электроприводах с ТРИ используются такие же обрат ные связи, как и в системе Г — Д. Как правило, наиболее часто применяется отрицательная обратная связь по'скорости, осущест вляемая с помощью тахогонератора. Механические характеристики электропривода для этого случая показаны на рис. 5-52 штрихпунктирными линиями.
На практике некоторое распространенно получили способы регулирования скорости асинхронного двигателя, осуществляемые путем несимметричного изменения напряжения на зажимах его статора. Линейные напряжения, приложенные к зажимам статора в соответствии со схемой па рис. 5-53, и общем случае не равны
друг другу: \ЬаЪ\ ф | t/bc| ^ | t / cal.
а |
Ь |
с |
0„ |
0 „ |
0 |
Uab |
“be |
|
Рис. 5-52. Механические характеристики асинхрон ного электропривода с ти ристорным регулятором на пряжения.
---------------------лирования |
ui)ii угле регу |
|
а = const (сс? < |
а 2); |
|
. — . ------ |
при введении отри |
|
цательной |
обратной связи |
по |
|
скорости. |
|
Рис. 5-53. К
принципу регу лирования ско рости асин хронного дви гателя при не симметричном изменении на
пряжения.
Если магнитная цепь асинхронного двигателя по насыщена, то система несимметричных напряжении с помощью метода сим метричных составляющих может быть заменена двумя системами симметричных напряжении соответственно прямой и обратной пос ледовательностей, которым соответствуют магнитные потоки дви гателя, вращающиеся в противоположных направлениях. Если принять угловую скорость прямого поля о)Пр = со0 за положитель ную, то угловая скорость обратного ноля со0ор = — со0. В соот ветствии с этим скольжение относительно поля прямой последова тельности
$лр = |
(0 Пр—со |
со0 — со =s, |
|
|
©пр |
©о |
|
а относительно поля обратпой последовательности |
|
||
COnfvООр‘ -со |
—со0 — со |
со0 —со —2(О0 |
(5-57) |
&*обр8 ©обр |
—©О |
■2 —s. |
|
|
|
284
Момент, развиваемый двигателем, при асимметричной системе напряжений равен алгебраической сумме моментов, обусловленных полями прямой и обратной последовательностей:
М — М Пр 4- М оор- |
(5-58) |
|
В силу того, что каждая из рассматриваемых систем напряже |
||
ний симметрична, для них справедливы формулы (2-55), |
(2-53) |
|
н (2-54), а именно |
|
|
23/ц. „р (1 + 6) |
|
|
пр sjs|<1 -f-sKi/s -j- 26 ' |
(5-59) |
|
2Мк.оОр (1 + Ь) |
||
|
||
s06p/sH2+ sl(2/s06l)H_26 ’ _ |
|
|
где |
|
|
цр —М к. „ ( yjj - j — M i; H£/jip;|:; |
(5-60) |
•^Af.oOp = ^н.я^обР*’
M K, n — критический момент при симметричном номинальном
sK1, |
нанрнжешш на зажимах статора; |
— критическое значение скольжения относительно полей |
|
|
прямой и обратной последовательностей: |
*К1 —4’к2 —4к.и:
R,
у Щ + х-к
Из (5-58) — (5-60) следует:
^ЙР* |
|
(5-61) |
М - 2Л/К.п (1 + й) s/sK1-t-sK1/s + 26 2 —s |
^К2 |
|
4кз |
-26 |
|
2—s |
|
Значения линейных напряжений прямой и обратной последова тельностей могут быть найдены из уравнений:
й цр = |
g (б/Ио+ a&0c + |
a~Uca ); |
|
|
(5-62) |
^ о б р = |
д' {^ab~\~a'^bu ~\~и^са ) > |
|
. 971 |
|
|
где а = е3 Y |
— оператор поворота вектора на угол |
|
|
2л/3 протпв направления движения |
|
|
часовой |
стрелкп; |
Uafa 6/Ьс, |
Uca — векторы |
линейных напряжений на |
|
зажимах двигателей. |
285
Относительные значения напряжении ирямои и обратной после довательностей равны:
I |
пр I |
и, |
I ^оГ>р I |
(5-63) |
Uпр* |
иа.л |
~ u Z T ’ |
||
|
|
|
где [7,|. л — номинальное линейное напряжение двигателя.
Для реализации рассматриваемого способа регулирования скорости асинхронного двигателя псиользуются разнообразные схемы несимметричного включения активных и реактивных сопротив лений в цепи обмоток статора двигателя, а также схема, представ
ленная |
на |
рис. |
5-5-1, |
а. |
В этой |
схеме |
степень |
асимметрии на |
||||||
|
|
|
|
|
|
пряжении на зажимах двига |
||||||||
|
|
|
|
|
|
теля нзмопяется путем изме |
||||||||
|
|
|
|
|
|
нения козффнцнеита трансфор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
мации автотрансформатора А Т. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Зажимы |
обмотки |
статора ab |
||||||
|
|
|
|
|
|
подключены |
непосредственно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
к зажимам сети АВ н, |
следо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
вательно, |
й аъ = |
й л в . |
Е с л и |
|||||
|
|
|
|
|
|
пренебречь падением |
напря |
|||||||
|
|
|
|
|
|
жения |
па А Т, |
то |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
где /faT — коэффициент |
транс |
|||||||
|
|
|
|
|
|
формации /1 Т. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Из |
векторной диаграммы |
||||||
|
|
|
|
|
|
на рис. |
5-54, |
б следует: |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
йса= -{йиЬ+ й ьс) = |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
= ~(^ЛВ + кйт^вс)- |
|||||||
Рис. 5-54. |
Схема для |
регулиро |
|
Если |
принять вектор £7.1В |
|||||||||
зп |
основной |
и |
обозначить |
|||||||||||
вания скорости асинхронного дви |
||||||||||||||
гателя |
путем |
несимметричного |
|
= ^с.л; |
то |
ив с = ^ и с.л |
||||||||
изменения напряжения при вклю |
и и с л = а й СшП. |
Отсюда |
|
|||||||||||
чении |
одпого |
зажима |
обмотки |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
статора |
через |
автотрансформа |
|
|
Ubc— кцТаЩс.л', |
|
||||||||
тор (а) и векторная диаграмма на |
|
|
|
|||||||||||
пряжении на зажимах статора (б). |
С^с«= — (1+ /сат«3) 17с. л- |
|||||||||||||
Подстановка |
полученных значений |
[/„{,, |
йьс |
п |
|
й са в |
(5-62) |
|||||||
дает: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Unр = |
g |
[1 — в 8 + / с а т ( 1 — а ) ] [7 и, л ; |
|
ЙоСр = "з" — °+ ^'ат (a+ l)J йс.я-
При /сат == 1, когда отсутствует асимметрия налряжешш сети, йцр— йс.зи [70ор = 0. При кат — 0 имеет место однофазное вклю-
286
чение двигателя при закорачивании зажимов статора Ъс. В этом случае
Отсюда следует, что при однофазном включении асинхронного двигателя критические моменты прямой и обратной последователь
ности равны друг другу и |
|
|
|
||||||
в 3 раза |
мелтипе критиче |
|
|
|
|||||
ского момоита на естествен |
|
|
|
||||||
ной .характеристике. |
|
|
|
|
|
||||
На рис. 5-55 показаны |
|
|
|
||||||
механические |
характерн- |
|
|
|
|||||
стпкп двигателя при одно |
|
|
|
||||||
фазном включении для двух |
|
|
|
||||||
значений |
добавочпого |
со |
|
|
|
||||
противления в цепп ротора. |
|
|
|
||||||
При отсутствии добавочного |
|
|
|
||||||
сопротивления |
или |
малой |
|
|
|
||||
его величине (рис. 5-55, |
а) |
|
|
|
|||||
большая |
часть |
механиче |
|
|
|
||||
ской характеристики имеет |
|
|
|
||||||
положительную |
жесткость, |
Рис. 5-55. Механические характери |
|||||||
что нс позволяет осущест |
|||||||||
стики аенпхро иного |
двигателя |
при |
|||||||
вить регулирование |
в зоне |
||||||||
одпофазном включении обмотки ста |
|||||||||
ппзких скоростей. При вве |
|||||||||
тора. |
|
|
|||||||
дении добавочпого |
сопро |
|
|
||||||
|
|
|
|||||||
тивления Я г„ в цепь ротора |
а — * к < 1: б ~ |
5к > и |
|
||||||
достаточно |
большой |
вели |
механической характеристики в |
зоне |
|||||
чины s,; > 1 |
п |
жесткость |
низких скоростей будет отрицательной (рис. 5-55, б). Модуль жест кости рассматриваемой механической характеристики в тормозном
режиме оказывается больше, |
чем у реостатной характеристики |
в режиме протпвовключеппя. |
Электроприводы с такой характерис |
тикой находят некоторое прпмепенпо в подъемно-транспортной технике.
Следует подчеркнуть, что при регулировании скорости асин хронного двигателя путем изменения степени асимметрии напряже ний па статоре имеет место плохое использование двигателя, так как при одинаковых допустимых токах в его обмотках развиваемый им момент значительно меньше, чем при питании от источника с сим метричными напряжениями. В связи с этим рассматриваемый способ регулирования используется только в тех случаях, когда работа двигателя на пониженной скорости носит кратковременный характер.
Регулирование скорости асинхронных двигателей возможно также осуществить путем изменения не величины питающего напря жения, а его фазы. Именно этот способ используется в системе асинхронного двухдвпгательного электропривода, в которой статор
287