Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
одного из двигателей может поворачиваться. Эту систему принято
называть |
асинхронным электроприводом |
с |
поворотным |
статором. |
||||||||||
|
|
|
|
Ее |
принципиальная |
схема |
||||||||
|
|
|
|
представлена на рис. 5-56, а. |
||||||||||
|
|
|
|
Валы |
двигателей |
АД1 |
и |
|||||||
|
|
|
|
АД2 одинаковой мощности |
||||||||||
|
|
|
|
жестко связаны друг с дру |
||||||||||
|
|
|
|
гом. Оба дпнгателя полу |
||||||||||
|
|
|
|
чают питание от одной и |
||||||||||
|
|
|
|
той же трехфазпой сети пе |
||||||||||
|
|
|
|
ременного тока, а их рото |
||||||||||
|
|
|
|
ры |
|
включены |
последова |
|||||||
|
|
|
|
тельно друг с другом. В |
||||||||||
|
|
|
|
цепи |
роторов |
включены |
||||||||
|
|
|
|
также |
добавочные |
сопро |
||||||||
|
|
"2п |
Яг 1хг |
тивления Л2П. Такой |
схеме |
|||||||||
Jx2 |
Яг |
соединения |
двигателей |
со |
||||||||||
(V |
|
|
|
ответствует |
схема |
замеще |
||||||||
|
|
|
ния, |
|
показанная |
на |
рис. |
|||||||
ft |
|
|
|
5-56, б. Один из двигателей, |
||||||||||
0- |
|
|
|
в данном случае АД 1, уста |
||||||||||
|
6) |
|
навливается, как обычно, |
|||||||||||
|
|
|
на |
|
фундаменте. |
|
Его |
вал |
||||||
Рис. 5-56. Принципиальная схема (я) |
имеет два конца, с помощью |
|||||||||||||
которых он жестко соеди |
||||||||||||||
и схема замещения цепи роторов (о) |
няется |
с производственным |
||||||||||||
системы |
асинхронного |
двухдвпга- |
механизмом |
|
ц |
с |
другим |
|||||||
тельного |
электропривода |
с поворот |
двигателем. Другой двига |
|||||||||||
|
ным статором. |
|
тель устанавливается на по |
|||||||||||
БД, Р — вспомогательный двигатель и ре |
воротной платформе, пово |
|||||||||||||
дуктор привода |
механизма |
поворота ста |
рот |
которой осуществляет |
||||||||||
|
тора |
двигателя АДг. |
ся |
вспомогательным |
двиra |
|||||||||
|
|
|
|
телем БД. |
анализа |
работы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Для |
||||||||
|
|
|
|
рассматриваемой |
схемы |
об |
||||||||
|
|
|
|
ратимся к анализу |
положе |
|||||||||
|
|
|
|
ния |
катушек |
одноименных |
||||||||
|
|
|
|
фаз |
ротора |
|
относительно |
|||||||
|
|
|
|
полей каждого из двигате |
||||||||||
|
|
|
|
лей. На рис. 5-57, а оси ка |
||||||||||
|
|
|
|
тушек |
обмоток |
одноимен |
||||||||
|
|
|
|
ных фаз ротора совпадают. |
||||||||||
|
|
|
|
Их |
|
взаимное расположение |
||||||||
|
|
|
|
никогда не меняется, так |
||||||||||
|
|
|
|
как валы двигателей свя |
||||||||||
|
|
|
|
заны между собой жестко. |
||||||||||
|
|
|
|
Векторы |
магнитных |
полей |
||||||||
|
|
|
|
двигателей |
могут |
переме |
||||||||
|
|
|
|
щаться друг |
относительно |
|||||||||
|
|
|
|
друга при повороте статора |
||||||||||
Рпс. 5-57. Диаграмма положения ка |
второго двигателя |
В част |
||||||||||||
тушек роторов (о) п векторная диа |
ности, при повороте статора |
|||||||||||||
грамма (6) двухдвигательного аснн- |
АД2 |
против |
направления |
|||||||||||
хроппого электропривода |
с поворот- |
вращения поля па угол |
6 Пр |
|||||||||||
|
пым статором. |
вектор э. |
д. |
|
с., |
наводимой |
2 83
в роторе этого двигателя, повернется в сторону отставания на угол 0 — рв пр относительно вектора э. д. с. АД1. Соответствующая этому случаю векторная диаграмма показана на рис. 5-57, б. Под действием суммы э. д. с. роторов обоих двигателей в их цепи про ходит ток
Щ1,+ Е? |
ЕД + Е |
(5-64) |
|
2/?2+ |
~г12ж2Х |
2Z, |
|
где Z„ — R2 -)-.772П/2 -f- jx2s. |
|
|
двигателям АД1 |
Для определения моментов, развиваемых |
н АД2, следует определить активные составляющие тока относитель но векторов Ё\Д и Ё'.?'. Если принять за основной вектор Ё'„" = C2Ks, то в соответствии с векторной диаграммой на рис. 5-57, б Е'Д = = Z?2t<se- -?0. Отсюда после некоторых преобразований, аналогичных
тем, которые проводились |
прп |
выводе (3-9) п (3-10), |
получим: |
||
/ а . = Ц |
“ |
( 1 + |
соз 0 ---- —* sin 0 V |
(5-65) |
|
|
А |
\ |
SH.II |
/ |
|
Аналогичным образом можно получить: |
|
|
|||
7га= /2а'2 СХ( 1 + cos 9+ ^ |
sin6) ’ |
(5-66) |
|||
|
|||||
где |
7?2+ ^2n/2 |
+ 7?оп/2 |
|
||
SK.II |
|
||||
х\2 |
|
|
|
||
|
|
|
|
Отсюда моменты, развиваемые двигателями, равны [см. (3-11)]:
^ад1 |
М\\. сх / 1 -(-cos 0---- — sin 0 |
|
||||
|
2 |
|
'?К.и |
|
(5-67) |
|
|
М и.с\ |
( 1 4-cos 0 4-— |
|
|||
■ Л^адг |
sin 0 |
|
||||
|
2 |
\ |
sK.lt |
|
|
|
Учитывая, что момент, развиваемый электроприводом, равен |
||||||
сумме моментов обоих двигателей, |
в соответствии с (5-67) находим: |
|||||
М = Л/,чд1 + |
М адг—М и. сх (l+ c o s 0) = |
2Л/К (1 + cos 0) |
(5-68) |
|||
®/®к.н-]-*к.и/® |
||||||
|
Из полученного выражения видно, что прп нзменеппн угла 0 рассогласования положения статоров изменяется максимальный
момёнт электропривода |
|
■Л7макс= ^к.и.сх (l-)-cos 0)- |
(5-09) |
Отсюда впдпо, что прп повороте двигателя АД2 достигается тот же эффект, что и при изменении напряжения в однодвигательном асинхронном электроприводе.
Механические характеристики для рассматриваемой системы электропривода показаны на рис. 5-58. При согласованном положе нии роторов, когда 0 = 0 , система асинхронного электропривода с поворотным статором пмеет такую же механическую характерис тику, как обычный двухдвпгательпый электропривод с двумя
10 М. Г. ЧиЛИКИН |
289 |
одинаковыми двигателями. При 0 = л а. д. с. роторов обоих двига телей направлены навстречу друг другу, вследствие чего ток в цени роторов отсутствует и двигателине развивают момента. Соответст вующая атому случаю механическая характеристика вырождается в ось ординат. При 0 = л/2 асинхронный электропривод с поворотпым статором эквивалентен одному из двигателей при работе ого в нормальпой схеме включения и при наличии в фазах обмотки ротора дополнительного сопротивления, равного /?.,п/2.
Допустимый момент в рассматриваемой системе регулирования скорости определяется так же, как п для других систем с регулиро ванием напряжения асинхронного дпнгатоля. Учитывая, что п дан ном случае речь идет о двух-
ш |
двигательном |
электроприводе, |
||
Ест е ст в е н н а я |
в соответствии с |
(4-15) можно |
||
записать: |
|
|
||
|
|
|
||
|
■ |
4/доп = |
2Й/ц.9|[. ц/S, |
|
|
где М и — поминальный момент |
|||
|
одного |
двигателя; |
|
|
|
•9ц |
= .9, |
/7-2 -{- /ЛД2 |
|
|
|
и.е- |
И, |
|
|
Из приведенного выраже |
|||
Гнс. 5-58. Механические харак |
ния видно, что введение в цепь |
|||
роторов асинхронных двигате |
||||
теристики асинхронного двухдвн- |
лей добавочного |
сопротивле |
||
гательного электропривода с по |
ния /?.,п нозполяст увеличить |
|||
воротным статором. |
допустимый момент при сни |
|||
|
жении угловой скорости и тем |
|||
самым .увеличить диапазон регулирования. |
Это объясняется том, |
что при введении /?.,п часть потерь скольжения выделяется вне двигателей АД1 и АД2.
Одним из недостатков рассматриваемой системы является сложность осуществления питания двигателя с поворотным статором. Оно может быть выполнено гибким кабелем пли с помощью скользя щего токосъемника. В этой связи следует подчеркнуть, что рассогла сованию 0 соответствует в р раз меньший пространственный угол поворота статора, что несколько облегчает условия работы токоподвода в случае многополюсных двигателей.
Следует также обратить внимание на относительно сложную конструкцию механизма поворота статора АД2. Привод этого меха низма должен содержать самотормозящуюся передачу с большим передаточным отношением. Ото позволяет отключат!, ВД (см. рис. 5-56) на периоды, когда 0 = const, и, кроме того, уменьшить мощ ность ВД. Момент, передаваемый статором АД2 па поворотную плат форму, является моментом реакции опоры и, следовательно, равен моменту этого двигателя. Отсюда мощпость па валу ВД
|
|
|
-^ада^сте И'Лтда^п. д |
|
||
|
|
■*в.д— |
% |
— |
Ill'll! |
|
где |
М,адг |
момент, |
развиваемый АД2; |
и вала ВД; |
||
. соСТ2г |
шв. д — |
угловые |
скорости |
статора АД2 |
||
;п, i]n — передаточное отношение и к. и. д. |
передачи при |
|||||
|
|
вода механизма |
поворота. |
|
290
Из приведенного соотношения видно, что с цолыо уменьшения Р н д необходимо увеличить значение £„ и ли , что то же самое, снизить
величину Последнее же ведет к относительно медленному изме нению б , а значит, к снижению быстродействия при регулировании скорости.
Система асинхронного олектроиривода с поворотным статором применяется для механизмов с вентиляторной нагрузкой.
5-6. РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ НАПРЯЖЕНИЯ
Регулирование напряжения на зажимах двигателя можно осуществить также импульсным методом, когда двигатель периодически подключается к источнику пита ния и отключается от него. При этом в тот период, когда
Рис. 5-59. Принципиальная (а) и эквивалент ная (б) схемы системы импульсный регулятор напряжения — двигатель постоянного тока неза висимого возбуждения.
двигатель подключей к источнику питания, происходит передача энергии от источника к электроприводу, которая главным образом передается через вал двигателя произ водственному механизму, а часть ее запасается в виде кинетической и электромагнитной энергии; в период же отключения электропривод продолжает работать за счет запасенной энергии.
Принципиальная схема системы импульсный регуля тор напряжения — двигатель постоянного тока незави симого возбуждения (ИРН—Д) показана на рис. 5-59, а, а эквивалентная ей схема — на рис. 5-59, б. В этой сис теме якорь двигателя с помощью коммутирующего ключа периодически подключается к источнику постоянного тока, напряжение которого неизменно. В перпод включен ного состояния ключа ток якоря г„ равен току г'с, посту
пающему от источника питания через ключ К, |
так как |
10* |
291 |
включенный параллельно якорю диод Д в этом случае закрыт в результате подачи на его анод отрицательного напряжения источника питания'. После размыкания К под действием э. д. с. са моиндукции в цепи якоря
|
продолжает |
проходить |
|||||
|
ток, замыкаясь через диод |
||||||
|
Д, |
т. |
е. |
в |
этот |
период |
|
|
1п — ^д* |
|
|
|
|
||
|
На рис. 5-60 показаны |
||||||
|
диаграммы изменения на |
||||||
|
пряжения |
|
на |
зажимах |
|||
|
двигателя ияв и токов яко |
||||||
|
ря двигателя г„ (t), по |
||||||
|
требляемого |
из |
сети ги (t) |
||||
|
и в дподе |
г'д (t). |
Диаграм |
||||
|
мы построены при усло |
||||||
Рис. 5-60. Диаграммы изменения |
вии, что коммутация клю |
||||||
ча |
осуществляется |
мгно |
|||||
напряжения на якоре двигателя |
венно, |
т. |
е. |
цепи |
источ |
||
(я) н токов якоря (б), потребляе |
|||||||
мого из сети (в) н в шунтирую |
ника питания и диода не |
||||||
щем якорь диоде (г). |
обладают индуктивностью. |
||||||
|
При |
|
указанном |
условии |
для рассматриваемой системы электропривода могут быть записаны следующие уравнения:
для периода замкнутого состояния ключа К |
|
||
Uc — АФцМ! -)- RHini + |
Ln |
; |
(5-70а) |
Мг = /сФ„1„1; |
|
|
(5-71а) |
|
|
|
(5-72а) |
для периода разомкнутого состояния ключа К |
|
||
0 — ^'Фиы2 ~Ь КДп2 Ч~ La ^ |
, |
(5-706) |
|
М.2= /ьФ„гп,; |
|
|
(5-716) |
М-, — М с = |
, |
|
(5-726) |
где М с и / — соответственно момент |
статической на |
грузки на валу двигателя и момент инерции системы элек тропривода.
При записи этих уравнений принято, что источник пи тания обладает свойствами источника напряжения, т. е.
292