Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

компенсируется увеличением механических потерь, т. е. в сумме постоянные потери остаются неизменными. Так

как при

регулировании с Рс =

const =

Рн имеем / п =

== const

= / п, то и переменные

потери

не изменяются.

Тогда можно считать, что суммарные потери в данном способе регулирования остаются постоянными:

APm F&ka-\-vn—APu—const.

(10-19)

При регулировании скорости изменением напряжения на якоре двигателя имеют место потери и в преобразова­ теле. Для вращающегося преобразователя (генератора с приводным двигателем) постоянными потерями являются механические и потери в стали машин преобразователя. Так как скорость преобразователя изменяется незначи­ тельно, то его постоянные потери можно считать неизмен­ ными. Для статического преобразователя с полупровод­

никовыми

вентилями

постоянные потери определяются

в основном

потерями

в стали силового трансформатора

и анодных реакторов. Эти потери остаются практически неизменными. Следовательно, для управляемого преобра­ зователя, статического или вращающегося,

/сп^ const = /сп.н!

(10-20)

где кп п — постоянные потери преобразователя в номи­ нальном режиме его работы.

К переменным потерям статического преобразователя относятся потери в меди обмоток силового трансформатора и дросселей, а также потери в вентилях:

 

vn= 3/pRi +

3/o;i?2+ АРв+ ДРдр.

(10-21)

Последнее

выражение можно

записать в виде

 

 

и п ^

( А Р к . а "Ь АРдр.н)

-J-Л - Р ц .н ^ ,

(10-22)

где

АРКз — потери

трансформатора при

опыте

ДРдр

 

короткого замыкания;

 

ДРВн — потери при номинальном токе якоря

 

 

соответственно

в

уравнительных и

Переменные

сглаживающих дросселях и вентилях.

потери

вращающегося

преобразователя

состоят из потерь в меди обмоток статора и ротора привод­ ного двигателя генератора. Потери в якоре генератора входят в результирующие потери якорной цепи, которые определяются по формуле (10-13).

1Д.16*

483


б) Потери в регулируемом электроприводе с асинхронным двигателем

Для асинхронного двигателя к постоянным потерям относят механические потери кМ1 потери в стали статора кС1 и ротора Дг08, а также потери в меди статора от намагни­ чивающего тока /ц, т. е.

к — км-(- /с&1 /созЦ-

(10-23)

Для механических потерь можно без большой ошибки

принять

 

 

Ам^ А м.ц (^ )* ,

(Ю-24)

где &м.н — механические потери при

номинальной

ско­

рости двигателя.

 

про­

Потери в стали (от вихревых токов и гистерезиса)

порциональны квадрату амплитуды индукции £?п и час­ тоте в степени примерно 1,3. Принимая, что при регули­ ровании скорости двигателя

Вт _

U

®ШП

ВIм ии

и что объемы шихтованной стали статора и ротора равны, можно получить выражение для суммарных потерь в стали в виде

кс кС1 А'с2 ^

к<~it

 

или

 

 

kc^ k clJ . § - J ( ! ± y \ l + n ,

(10-25)

где кс1н — потери

в стали статора при

номинальных

частоте /„ и напряжении питания UH.

U = Un, / =

При. реостатном способе регулирования

= /а. При этом

 

 

 

kc^ k clR(l + s'>%

(10-26)

т. е. суммарные потери в стали при снижении скорости растут за счет роста потерь в стали ротора. С некоторым приближением можно принять, что увеличение потерь в стали компенсируется в диапазоне скоростей от номи­ нальной до нуля снижением механических потерь. Тогда

к const = /см.в +

+ кс1И.

(10-27)

484


При частотном регулировании рабочее скольжение двигателя остается небольшим на всем диапазоне измене­ ния скоростей. Потерями в стали ротора в этом случае можно пренебречь. Тогда для случая регулирования по закону UIf — const согласно (10-25) получим:

Ас ~ Ас1Н ( f j ^

= А01Н [ j - J ".

(10-28)

Переменные потери в цепях асинхронного двигателя

определяются суммой

 

 

v ^ 3 r , m 1+ 3 n m ^ = M w 0s ( i + ^ - y

(io-29)

где Rx — сопротивление цепи фазы статора;

 

Щх — приведенное сопротивление цепи фазы ротора.

Если регулирование скорости осуществляется частот­

ным способом при Me — const =

М я, то перепад скорости

Дю = co0s — const и переменные потери остаются неизмен­ ными:

v = vH= Л/н= о>о5н^1'+ ^ 75- | = const.

(10-30)

При реостатном регулировании

 

 

v = Mw0s (l +

R,

= M a0s +.M®0sa ^

, (10-31)

где' Щ — приведенное

сопротивление

обмотки

ротора;

R'ia — приведенное

дополнительное

сопротивление в

цепи ротора.

 

в роторной цепи

Таким образом,

переменные потери

определяются моментом и скольжением, а в статорной цепи они зависят только от момента. Если регулирование осуществляется с М с = const, то потери в статоре посто­ янны, а в роторной цепи пропорциональны скольжению.

Для «вентиляторного» характера изменения момента

сопротивления при

 

Мс = Ма ( 0

(10-32)

потери в роторной цепи определяются следующей зави­ симостью, от скорости:

v2 = M s (— -J-(a0-& ).

(10-33)

Дифференцирование выражения (10-33) по скорости позволяет определить максимум потерь в роторной цепи,

16 М. Г. Чи.'шшш

485


•скорость и скольжение, при которых этот максимум

имеет место:

 

 

(10-34)

г>гм- 27МнШо(^) — §}Р

в ,у

со„у ’

где Ра — номинальная мощность на валу двигателя. Потери в статорной цепи непрерывно убывают с умень­

шением скорости:

(10-35)

Для двигателя постоянного тока с независимым воз­ буждением и при «вентиляторном» моменте сопротивления потери в якорной цепи определяются также с помощью выражений (10-33) и (10-34).

10-3. ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССАХ НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

В общем случае определение потерь электроэнергии i

AW = \A Pdt,

о

возникающих в приводе при переходных процессах, пред­ ставляет собой сложную задачу. Суммарные потери мощности (АР) оказываются сложной функцией, зави­ сящей от нагрузки на валу, от механической и электро­ магнитной инерционности двигателя и т. п. Кроме того, отдельные составляющие потерь по-разному изменяются в переходных процессах.

Чтобы лучше понять физическую сторону возникнове­ ния потерь в переходных процессах электропривода, упростим задачу, сделав некоторые допущения. Будем рассматривать только активные потери, имеющие место в рабочих' цепях двигателей при отсутствии момента сопротивления М с = 0. Будем пренебрегать электро­ магнитной инерционностью двигателя и постоянными потерями. Заметим, что допущение в отношении постоян­ ных потерь оправдано в большинстве случаев, так как они составляют лишь незначительную часть от перемен­ ных потерь в переходных процессах. Допущение М0 — 0 оправдано тем, что электроприводы часто работают в пере­

486


Рпс. 10-6. Электромеханиче­ ское звено привода (а) п гра-. фпческое определение потерь электроэнергии в нем при пе­ реходных процессах вхоло­
стую (б).

ходных процессах вхолостую, когда их момент сопротив­ ления весьма незначителен. К тому же допущение М с = О позволяет исключить потери от нагрузки и рассмотреть только те потери, которые

вызываются

самим фактом

переходного

процесса.

При М с — 0 электроме­

ханическое

преобразование

■энергии имеет место только в переходных процессах. В ус­ тановившемся режиме оно от­ сутствует, так как двигатель не совершает механической работы.

Баланс энергий, участ­ вующих в электромеханиче­ ском преобразовании, объе­ диняет кинетическую энер­ гию вращающихся частей привода W K, электрическую энергию силовых обмоток двигателя (Р7„) и потери электроэнергии в этих обмот­ ках (ДИО

W9- W K= &W. (10-36)

При анализе цотерь элек­ тропривод рассматривается как механическое звено, к

которому подводится электрическая энергия (рис. 10-6, а). Для такого механического звена кинетическая энергия представляет собой функцию одной переменной — углог вой скорости:

Производная кинетической энергии по скорости, рав­ ная количеству движения, пропорциональна угловой ско­ рости

-^ £ = /с о , .

(10-37)

Приращение кинетической энергии при изменении скорости двигателя в пределах от со1т до со„ов определяется

16*

487