Если изменения скоростей До)г равны на всех ступе нях, то Дсог = со0„/;г и
где со0)г — максимальная скорость холостого хода двига теля., соответствующая последней ступени.
Практически рассматриваемый способ пуска может быть реализован, например на асинхронном многоскоростном двигателе с переключением числа пар полюсов. Так, двух
скоростной |
двигатель |
при |
|
|
|
пуске |
включают |
вначале |
на |
|
|
|
низкую скорость со02, |
а при |
|
|
|
скорости, близкой к со02, пе- |
|
|
|
реключают на высокую ско |
|
|
|
рость ю01 (рис. 10-10). Если |
|
|
|
со0] = |
2со02, |
|
то |
|
согласно |
|
|
|
(10-45) потери при ступенча |
|
|
|
том пуске составляют: |
|
|
|
|
|
|
дРЕп=4 |
/ |
^ |
, |
|
|
|
|
|
т. е. половину от потерь при |
|
|
|
прямом пуске |
на |
высокую |
|
|
|
скорость. |
|
|
потери |
и |
|
|
|
Сокращаются |
|
|
|
при |
ступенчатом |
|
торможе |
Рпс. 10-10. Ступенчатый пуск |
нии. При этом двигатель сна |
и |
торможепие |
асппхронного |
чала переводят на механиче |
|
двухскоростного двигателя. |
скую характеристику с боль |
|
|
генераторное |
шим числом полюсов, |
чем |
осуществляется |
торможение |
с |
отдачей |
энергии |
в сеть, а |
затем умень |
шением числа полюсов |
и сменой чередования фаз на дви |
гателе переводят его в режим торможения противовключе-
иием (рис. |
10-10). При этом в соответствии |
с (10-426) |
потери при ступенчатом торможении составят: |
|
т |
т= |
2 |
’ |
|
|
т. е. также половину от потерь при торможении противовключением в одну ступень.
Для двухдвигательного привода постоянного тока имеется возможность осуществлять ступенчатый пуск и торможение переключением якорей с последовательного соединения на параллельное. В этом случае на якоре
каждого двигателя изменяется вдвое напряжение, а значит,
исоответствующая ему скорость холостого хода.
Впереходных процессах под нагрузкой динамический момент привода, а значит, и время переходных процессов зависят от момента сопротивления. Так как при пуске под нагрузкой время разгона двигателя увеличивается, то возрастут и потери энергии по сравнению с таковыми при пуске вхолостую. Напротив, при торможении с момен том сопротивления на валу двигателя время переходного процесса и потери энергии окажутся меньшими, чем при
Рпс. 10-11. Определение среднепускового момента при прямом (а) н прп ступенчатом пуске асинхронного двпгателя (б).
торможении вхолостую. Потери энергии в переходных процессах под нагрузкой можно определить в общем случае интегрированием по времени квадрата тока в сило вых обмотках двигателей.
Для двигателей постоянного тока с независимым возбуждением и асинхронных двигателей потери электро энергии в переходных процессах при М с = const можно приближенно определить, если за время переходного про цесса момент двигателя изменяется в небольших пределах. Тогда
г®нач
■Ш = ^ М co0s dt = jj |
м —Щ ®°s ds’ |
|
0 |
8кон |
|
|
Приняв в данном случае М та М ср « const в пределах |
от sHa4 До «кон (рис. |
10-11), получим послетштегрирования |
|
1 т |
<*» - * - ) • |
(1(И6> |
10-4. ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССАХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — ДВИГАТЕЛЬ
Система управляемый вентильный преобразователь — двигатель (рис. 8-23) относится к регулируемому электро приводу. Переходные процессы осуществляются путем плавного изменения питающего напряжения для двигате лей .постоянного тока. Для асинхронных двигателей при
|
|
|
|
|
|
|
частотном |
способе |
управления |
|
одновременно |
с напряжением |
|
изменяется и частота. При плав |
|
ном изменении |
величин U и / |
|
источник |
задает |
накопителю |
|
энергетический уровень со0 не |
|
скачком, а постепенно. При |
|
этом разница между скоростью |
|
ш0, задаваемой источником и |
|
скоростью со, приобретаемой ро |
|
тором, оказывается меньшей, |
|
чем при скачкообразном измене |
|
нии со0. Следовательно, умень |
|
шаются и |
потери. |
В пределе, |
|
если М с = |
0 и задающая ско |
|
рость ы0 изменяется неограни |
Рпс. 10-12. Графики изме |
ченно |
медленно, |
то |
скорость |
ротора двигателя успевает пол |
нения скорости (я) п момен |
та (6) двигателя в системе |
ностью следовать за ней. Энер |
УП—Д при пуске вхоло |
гия, |
отдаваемая |
источником, |
стую. |
будет |
целиком |
расходоваться |
|
иа кинетическую |
энергию ротора. Потери энергии при |
этом отсутствуют. |
В |
другом крайнем случае, когда со0 |
изменяется неограниченно быстро, т. е. источник задает необходимую угловую скорость скачком, якорь или ротор не успевают мгновенно приобрести заданный уро вень кинетической энергии. Часть энергии, отдаваемой источником, расходуется в виде потерь. Отставание скорости двигателя от заданной будет в данном слу чае наибольшим, что вызывает и наибольшие потери
энергии. |
потери энергии при пу |
Рассмотрим, как зависят |
ске в системе УП—Д от темпа, линейного |
нарастания |
во времени величины со0, |
задаваемого |
преобразова- |
. телем. |
|
|
На рис. 10-12 |
показаны зависимости от |
времени со0, |
(о и М при пуске |
вхолостую. В соответствии с (8-75) — |
(8-77) для интервала времени 0 <; t |
< tn |
|
|
|
(Oq='Ёat) |
|
|
|
co = eni - 7 ,M8n( l - e |
M = |
/e n(l - |
e r «); |
для последующего интервала времени t > |
tn |
|
co„ - |
const = |
coо н » |
|
|
CO= (con- |
coOH) e |
“ rf co0H; |
|
M = M ne
Потери энергии в якорной цепи двигателя постоянного тока независимого возбуждения или роторной цепи асинх ронного двигателя на всем интервале времени пуска с учетом (10-36) и (10-38) определяются следующим образом:
П |
|
Ш а= § М (со0- со) dt + J |
Sl = |
t \2 |
t \2 |
? « Тш\ 1 - е *») dt + J ^ f \ l - e
-
После интегрирования и преобразований получим:
|
|
(10-47) |
или |
|
|
т а= м п \ £ — i + e |
т« |
(10-48) |
м |
|
|
Параметр |
|
|
а " = 2 й ) \ А - 1 + е |
г " ) |
(10-49) |
|
меньше единицы и характеризует уменьшение потерь по сравнению с прямым пуском, когда напряжение и частота задаются скачком. Зависимость ап от ta/TM представлена
на рис. 10-13. В большинстве практических случаев время пуска tn системы УП—Д, задаваемое преобразователем, примерно в 5—10 раз превышает механическую постоянную времени электропривода Т±м, При этом
и потери энергии снижаются примерно в 3—5 раз по сравне нию .с потерями при пуске с неизменным напряжением.
Для привода переменного тока с преобразователем частоты суммарные потери в роторной и статорной цепях
АИ^д = / ^ |
а „ 1 + |
ЙХ |
(10-51) |
|
|
'Щ |
|
где Rx — результирующее |
активное |
сопротивление фазы |
статорной цепи системы УП—Д. |
|
|
Потери энергии для процессов торможения и реверса при линейном снижении со„ определяются, как и для пуска
|
в соответствии |
с (10-47). |
|
|
|
|
|
Действительно, при тор |
— |
|
|
|
|
можении и реверсе график |
1,0 |
|
|
|
|
изменения момента, а зна |
0,8 |
|
|
|
|
чит, и тока отличается от |
0,6 |
|
|
|
|
такового при пуске только |
0,4 |
|
|
|
|
знаком. Т,емп изменения о,г |
|
|
in/'Тм |
|
момента и его максималь |
|
|
|
|
ное значение определяются |
0 1 2 8 |
4 5 |
6 7 8 |
9 10 |
|
в переходных |
процессах |
Рпс. 10-13. |
Коэффициент |
умень |
|
вхолостую только механи |
|
шения потерь при пуске в системе |
|
ческой постоянной времени |
УП—Д постоянного тока по |
|
привода и ускорением, за |
сравнению с прямым пуском дви |
|
даваемым преобразовате |
гателя |
при |
U = . const. |
|
лем. Следовательно, при |
|
|
|
|
одном и том же еп потери энергии при торможении равны потерям при пуске. При реверсе время tп в 2 раза больше, чем при пуске, при одном и том же ускорении и потери энергии в соответствии с (10-47) возрастают в
|
|
|
t„ |
|
Л__1 |
|
—8- |
|
in |
1 — е |
|
2 |
|
|
|
■раз, |
|
1 —- |
1 —е |
|
т. е. больше чем в 2 |
раза. |