Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

часть непосредственно связана с эксплуатационной деятель­ ностью соответствующих организаций и направляется на под­ держание в надлежащем состоянии основных фондов транспор­ та и связи: зданий и сооружений, путевого хозяйства, подвиж­ ного состава, средств погрузки и выгрузки, линий связи, обору­ дования и специальной телефонной, радио- и телевизионной ап­ паратуры.

Особенности работы и организации хозяйственного расчета на предприятиях транспорта и связи определили специфические условия их кредитования и расчетов.

В настоящее время все хозрасчетные предприятия и органи­ зации транспорта и связи, с которыми Госбанк имеет кредитные отношения, работают по новой системе планирования и эконо­ мического стимулирования.

1. Кредитование железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в еди­ ной транспортной системе СССР. На его долю в настоящее вре­ мя приходится около 70% грузооборота и 50% пассажирооборота страны.

Кредитные отношения Госбанка с железнодорожным транс­ портом отражают экономические особенности этой отрасли на­ родного хозяйства. Из общей суммы кредитных вложений в транспорт и связь на железнодорожный транспорт приходится 47%.

Основной хозяйственной единицей железнодорожного транс­ порта, пользующейся банковскими кредитами, является желез­ ная дорога, возглавляемая управлением железной дороти. В стране их насчитывается 26 единиц. Это крупные хозрасчет­ ные подразделения, осуществляющие свою деятельность на ос­ нове полной окупаемости затрат за счет доходов от перевозок грузов и пассажиров. В состав железных дорог входят линейные хозрасчетные единицы: отделения дороги, основные локомотив­ ные депо, сортировочные, грузовые и пассажирские станции, ва­ гонные депо, промывочно-пропарочные станции, дистанции сиг­ нализации и связи, дистанции зданий и сооружений. Линейные подразделения выступают внутри дороги как самостоятельные хозрасчетные предприятия, выполняющие определенные функ­ ции в транспортном процессе на основе единого государствен­ ного плана перевозок грузов и пассажиров. Каждой хозяйствен­ ной единице выделяются основные и оборотные средства, уста­ навливается система возмещения эксплуатационных расходов в порядке финансирования за счет доходов дороги, открывается расчетный счет в Госбанке и предоставляется право пользо­ ваться банковским кредитом.

Отличительные черты кредитных отношений Госбанка с же­ лезнодорожным транспортом связаны с особенностями органи-


зации расчетов между его хозрасчетными подразделениями. Так как процесс перевозок грузов и пассажиров в прямом сообще­ нии не заканчивается в границах одной железной дороги и про­ должается на других дорогах, провозные и другие платежи, по­ ступающие от таких перевозок в кассы станций, не могут яв­ ляться доходами от эксплуатации какой-либо одной железной дороги. Это вызывает необходимость централизации значитель­ ной части доходных поступлений и организации в Министерстве путей сообщения особой хозрасчетной системы расчетов между дорогами.

Расчеты по доходам от перевозок в прямом сообщении со­ вершаются на основе распределения Министерством путей сооб­ щения централизуемых доходов между дорогами пропорцио­ нально расстоянию, пройденному по ним грузами и пассажира­ ми. За работу по начальной и конечной операциям соответст­ вующие железные дороги получают особую плату за каждую отправленную и выданную тонну груза и за каждый сформи­ рованный и отправленный пассажирский поезд. Причитающиеся доходы от перевозок железная дорога получает в конце следую­ щего за отчетным месяца.

Централизация доходных поступлений и расчеты с желез­ ными дорогами по доходам от перевозок осуществляются в сле­ дующем порядке. Выручка, поступающая в кассы станций, еже­ дневно сдается ими в местные учреждения Госбанка для зачис­ ления на подсобные доходные счета Министерства путей сооб­ щения три раза в неделю. Выручка с этих счетов во вторник, четверг и пятницу в начале рабочего дня перечисляется на до­ ходный счет Министерства путей сообщения в учреждения Гос­ банка, обслуживающие управления железных дорог. В связи с тем, что расчеты по доходам от перевозок производятся в кон­ це следующего за отчетным месяца (например, 29 апреля — за март), у управлений железных дорог возникает потребность в средствах на текущие эксплуатационные расходы. Эта потреб­ ность удовлетворяется путем предоставления железным дорогам права перечислять с доходного счета Министерства путей сооб­ щения части средств в порядке аванса в счет расчетов по до­ ходам от перевозок. Размер аванса по каждой дороге лимити­ руется финансовым управлением Министерства путей сообще­ ния. Перечисление аванса осуществляется равными частями от нормы месячного лимита три раза в неделю: в среду, пятницу и понедельник в начале рабочего дня.

Лимит финансирования эксплуатационных расходов уста­ навливается управлению железной дороги на квартал с поме­ сячной разбивкой исходя из плановой суммы доходов от перево­ зок с учетом расходов и отчислений, производимых в централи­ зованном порядке. Остатки средств с доходных счетов Министер­ ства путей сообщения в четверг и вторник в начале рабочего дня перечисляются учреждениями банка, обслуживающими уп-


равления железных дорог, на централизованный доходно-распре­ делительный счет этого министерства в управлении по кассовому исполнению государственного бюджета Правления Госбанка. За счет этих средств после распределения между дорогами дохо­ дов от перевозок за отчетный месяц Министерство путей сооб­ щения производит окончательный расчет и остаточную часть до­ ходов, с централизованного счета перечисляет управлениям же­ лезных дорог.

Характер производственной деятельности и специфика орга­ низации расчетов обусловили условия и порядок кредитования предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Удельный вес кредитов Госбанка в оборотных средствах

железнодорожного транспорта

достигает

20%.

Кредитами

банка в настоящее время пользуются

не только

железные

дороги, но и входящие в

них линейные подразделения

транспорта.

 

 

 

Одна из особенностей кредитных отношений Госбанка с дан­ ной отраслью хозяйства заключается в том, что до 70% всех кредитов предоставляется в централизованном порядке управле­ ниям железных дорог и основная сумма таких кредитов направ­ ляется на осуществление внутрисистемных расчетов, вытека­ ющих из хозрасчетных отношений подразделений железнодо­ рожного транспорта.

Объектами кредитования транспортных предприятий и орга­ низаций являются сезонные сверхнормативные запасы топлива,

смазочных материалов, материалов

верхнего

строения пути,

льда и ряда других видов ценностей.

Наряду

с этим выдаются

ссуды на оплату счетов поставщиков за топливо и различные виды смазочных материалов, на оплату платежных требований предприятий Министерства путей сообщения за заводской ре­ монт грузовых вагонов и за ремонт колесных пар к ним, на за­

вершение расчетов, основанных на зачете взаимных

требова­

ний, ссуды под расчетные документы в пути, а также

кредиты

восновные фонды.

Спростого ссудного счета кредиты предоставляются под се­ зонные сверхнормативные запасы материалов верхнего строения

пути (шпалы, рельсы, скрепления, щебень и т. п.). Потребность

вэтих кредитах вызывается накоплением указанных материалов

всвязи с сезонностью производства ремонтных путевых работ. Ссуды на эту цель выдаются, как правило, в I и IV кварталах управлению железной дороги в централизованном порядке в пределах лимита кредитования и зачисляются на особый счет управления дороги по капитальному ремонту, с которого кре­ диты погашаются по мере снижения остатков материалов. При отсутствии средств на этом счете для полного погашения задол­ женности недостающая сумма перечисляется с особого распре­ делительного счета управления дороги, а при отсутствии на нем средств — с его расчетного счета.


Сверхнормативные оплаченные остатки материалов верхнего строения пути* находящиеся на складах дистанции пути, явля­ ются обеспечением кредита, которое проверяется один раз в месяц по данным бухгалтерского учета.

В форме простого ссудного счета кредиты предоставляются под сверхнормативные запасы топлива, смазочных материалов, материалов для снегозадержания и для борьбы с наводнениями и весенними паводками, а также под заготовленный лед. По­ требность в кредитах под топливо вызывается у железных дорог в связи с необходимостью создания его запасов в период подго­ товки к осенне-зимним перевозкам. Ссуды под сверхнорматив­ ные запасы смазочных материалов выдаются в основном отде­ лениям железных дорог в результате перевода подвижного со­ става с летних видов смазок на зимние и с зимних на летние. Кредиты под сверхнормативные запасы льда

предоставляются

в I

и IV

кварталах

хозрасчетным

стан­

циям или

отделениям

железных дорог

в

зависимости от

того, в чьем непосредственном подчинении

находится

льдо-

заготовительный

пункт.

 

 

 

 

 

Кредиты на расчеты с поставщиками

топлива, смазочных

материалов

и лесопродукции

предоставляются

централизован­

но со специальных ссудных счетов, открываемых только управ­ лениями железных дорог. Платежные требования и другие рас­ четные документы за каменный уголь, мазут и смазочные мате­ риалы оплачиваются за счет кредита безлимитно. Задолжен­ ность управления дороги Госбанку, образовавшаяся в ре­ зультате оплаты счетов поставщиков со спецссудного счета, по­ гашается каждые 8-го и 22-го числа месяца с расчетного счета управления дороги. Учреждения банка по согласованию с уп­ равлением дороги, если на его расчетном счете есть свободные средства, может взыскать имеющуюся задолженность по спецссудному счету частично или полностью до указанных сроков. Не погашенная 8-го или 22-го числа месяца задолженность по ссудному счету относится на счет просроченных ссуд. В таких случаях прекращается оплата счетов поставщиков за топливо и смазочные материалы до полного погашения просроченной за­ долженности.

Со специального ссудного счета управлениям железных дорог предоставляются также кредиты для оплаты платежных требо­ ваний ремонтных заводов Министерства путей сообщения, ва­ гонных депо и колесных мастерских железных дорог за произ­ веденный ими заводской ремонт грузовых вагонов и ремонт колесных пар к ним. Кроме того, со спецссудных счетов дорогам возмещаются железнодорожный тариф и другие расходы по со­ провождению грузовых вагонов и колесных пар в ремонт и об­ ратно. Оплата платежных требований за ремонт производится безлимитно по истечении срока, установленного для акцепта при иногородних или одногородних расчетах.


Чтобы обеспечить бесперебойное предоставление указанных кредитов, имеющих важное значение для поддержания подвиж­ ного состава железнодорожного транспорта на должном техни­

ческом уровне,

Министерство путей

сообщения два раза в ме­

сяц перечисляет

на свой депозитный

счет в Правлении Госбанка

средства в размере одной шестой части квартальных ассигно­

ваний

на заводской ремонт грузовых

вагонов и колесных пар

к ним.

Задолженность, образующаяся

на специальном ссудном

счете, в установленные сроки погашается путем ее перечисления конторой Госбанка, обслуживающей управление дороги, на де­

позитный счет

Министерства путей сообщения в управлении

по

кассовому

исполнению государственного бюджета Правде'

ния

Госбанка.

 

2. Кредитование водного транспорта

Процесс перевозок грузов и пассажиров на водном транспорте осуществляется функционирующими на основе полного хозяй­ ственного расчета морскими и речными пароходствами, подчи­ ненными им портами и пристанями, ремонтно-эксплуатацион- ными базами (рэбами), цехами технической эксплуатации фло­ та на заводах, бассейновыми управлениями пути и другими хо­ зяйственными звеньями. Все хозрасчетные подразделения вод­ ного транспорта наделены основными и оборотными средствами, имеют расчетный и ссудные счета в Госбанке. На хозяйство речного и морского флота приходится более 20% всех кредит­ ных вложений Госбанка в транспорт и связь.

Хозрасчет эксплуатационных подразделений водного трансапорта по сравнению с хозрасчетом, получившим развитие внутри железных дорог, выступает в более полной форме. В отличие от единой железнодорожной сети звенья водного транспорта имеют больше хозяйственной обособленности. Перевозки в пределах одного бассейна или реки мало зависят от перевозок в других бассейнах. В хозяйстве водного транспорта значительно меньше централизованных расчетов по доходам и расходам; здесь нет такой концентрации выручки от перевозок грузов и пассажиров и связанной с ней системы финансирования линейных хозрас­ четных подразделений, какая имеется на железных дорогах. Па­ роходство сосредоточивает на своем расчетном счете доходы от транзитных перевозок грузов и пассажиров и ведет в общем порядке через Госбанк расчеты с другими пароходствами, а также со своими линейными организациями за выполненные ими работы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием флота.

Для сосредоточения доходов пароходств в учреждениях Гос­ банка по месту нахождения речных хозрасчетных портов, при-, станей и эксплуатационных участков на имя соответствующих (управлений пароходств открываются расчетные субсчета, на ко-