Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
часть непосредственно связана с эксплуатационной деятель ностью соответствующих организаций и направляется на под держание в надлежащем состоянии основных фондов транспор та и связи: зданий и сооружений, путевого хозяйства, подвиж ного состава, средств погрузки и выгрузки, линий связи, обору дования и специальной телефонной, радио- и телевизионной ап паратуры.
Особенности работы и организации хозяйственного расчета на предприятиях транспорта и связи определили специфические условия их кредитования и расчетов.
В настоящее время все хозрасчетные предприятия и органи зации транспорта и связи, с которыми Госбанк имеет кредитные отношения, работают по новой системе планирования и эконо мического стимулирования.
1. Кредитование железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в еди ной транспортной системе СССР. На его долю в настоящее вре мя приходится около 70% грузооборота и 50% пассажирооборота страны.
Кредитные отношения Госбанка с железнодорожным транс портом отражают экономические особенности этой отрасли на родного хозяйства. Из общей суммы кредитных вложений в транспорт и связь на железнодорожный транспорт приходится 47%.
Основной хозяйственной единицей железнодорожного транс порта, пользующейся банковскими кредитами, является желез ная дорога, возглавляемая управлением железной дороти. В стране их насчитывается 26 единиц. Это крупные хозрасчет ные подразделения, осуществляющие свою деятельность на ос нове полной окупаемости затрат за счет доходов от перевозок грузов и пассажиров. В состав железных дорог входят линейные хозрасчетные единицы: отделения дороги, основные локомотив ные депо, сортировочные, грузовые и пассажирские станции, ва гонные депо, промывочно-пропарочные станции, дистанции сиг нализации и связи, дистанции зданий и сооружений. Линейные подразделения выступают внутри дороги как самостоятельные хозрасчетные предприятия, выполняющие определенные функ ции в транспортном процессе на основе единого государствен ного плана перевозок грузов и пассажиров. Каждой хозяйствен ной единице выделяются основные и оборотные средства, уста навливается система возмещения эксплуатационных расходов в порядке финансирования за счет доходов дороги, открывается расчетный счет в Госбанке и предоставляется право пользо ваться банковским кредитом.
Отличительные черты кредитных отношений Госбанка с же лезнодорожным транспортом связаны с особенностями органи-
зации расчетов между его хозрасчетными подразделениями. Так как процесс перевозок грузов и пассажиров в прямом сообще нии не заканчивается в границах одной железной дороги и про должается на других дорогах, провозные и другие платежи, по ступающие от таких перевозок в кассы станций, не могут яв ляться доходами от эксплуатации какой-либо одной железной дороги. Это вызывает необходимость централизации значитель ной части доходных поступлений и организации в Министерстве путей сообщения особой хозрасчетной системы расчетов между дорогами.
Расчеты по доходам от перевозок в прямом сообщении со вершаются на основе распределения Министерством путей сооб щения централизуемых доходов между дорогами пропорцио нально расстоянию, пройденному по ним грузами и пассажира ми. За работу по начальной и конечной операциям соответст вующие железные дороги получают особую плату за каждую отправленную и выданную тонну груза и за каждый сформи рованный и отправленный пассажирский поезд. Причитающиеся доходы от перевозок железная дорога получает в конце следую щего за отчетным месяца.
Централизация доходных поступлений и расчеты с желез ными дорогами по доходам от перевозок осуществляются в сле дующем порядке. Выручка, поступающая в кассы станций, еже дневно сдается ими в местные учреждения Госбанка для зачис ления на подсобные доходные счета Министерства путей сооб щения три раза в неделю. Выручка с этих счетов во вторник, четверг и пятницу в начале рабочего дня перечисляется на до ходный счет Министерства путей сообщения в учреждения Гос банка, обслуживающие управления железных дорог. В связи с тем, что расчеты по доходам от перевозок производятся в кон це следующего за отчетным месяца (например, 29 апреля — за март), у управлений железных дорог возникает потребность в средствах на текущие эксплуатационные расходы. Эта потреб ность удовлетворяется путем предоставления железным дорогам права перечислять с доходного счета Министерства путей сооб щения части средств в порядке аванса в счет расчетов по до ходам от перевозок. Размер аванса по каждой дороге лимити руется финансовым управлением Министерства путей сообще ния. Перечисление аванса осуществляется равными частями от нормы месячного лимита три раза в неделю: в среду, пятницу и понедельник в начале рабочего дня.
Лимит финансирования эксплуатационных расходов уста навливается управлению железной дороги на квартал с поме сячной разбивкой исходя из плановой суммы доходов от перево зок с учетом расходов и отчислений, производимых в централи зованном порядке. Остатки средств с доходных счетов Министер ства путей сообщения в четверг и вторник в начале рабочего дня перечисляются учреждениями банка, обслуживающими уп-
равления железных дорог, на централизованный доходно-распре делительный счет этого министерства в управлении по кассовому исполнению государственного бюджета Правления Госбанка. За счет этих средств после распределения между дорогами дохо дов от перевозок за отчетный месяц Министерство путей сооб щения производит окончательный расчет и остаточную часть до ходов, с централизованного счета перечисляет управлениям же лезных дорог.
Характер производственной деятельности и специфика орга низации расчетов обусловили условия и порядок кредитования предприятий и организаций железнодорожного транспорта. Удельный вес кредитов Госбанка в оборотных средствах
железнодорожного транспорта |
достигает |
20%. |
Кредитами |
банка в настоящее время пользуются |
не только |
железные |
|
дороги, но и входящие в |
них линейные подразделения |
||
транспорта. |
|
|
|
Одна из особенностей кредитных отношений Госбанка с дан ной отраслью хозяйства заключается в том, что до 70% всех кредитов предоставляется в централизованном порядке управле ниям железных дорог и основная сумма таких кредитов направ ляется на осуществление внутрисистемных расчетов, вытека ющих из хозрасчетных отношений подразделений железнодо рожного транспорта.
Объектами кредитования транспортных предприятий и орга низаций являются сезонные сверхнормативные запасы топлива,
смазочных материалов, материалов |
верхнего |
строения пути, |
льда и ряда других видов ценностей. |
Наряду |
с этим выдаются |
ссуды на оплату счетов поставщиков за топливо и различные виды смазочных материалов, на оплату платежных требований предприятий Министерства путей сообщения за заводской ре монт грузовых вагонов и за ремонт колесных пар к ним, на за
вершение расчетов, основанных на зачете взаимных |
требова |
ний, ссуды под расчетные документы в пути, а также |
кредиты |
восновные фонды.
Спростого ссудного счета кредиты предоставляются под се зонные сверхнормативные запасы материалов верхнего строения
пути (шпалы, рельсы, скрепления, щебень и т. п.). Потребность
вэтих кредитах вызывается накоплением указанных материалов
всвязи с сезонностью производства ремонтных путевых работ. Ссуды на эту цель выдаются, как правило, в I и IV кварталах управлению железной дороги в централизованном порядке в пределах лимита кредитования и зачисляются на особый счет управления дороги по капитальному ремонту, с которого кре диты погашаются по мере снижения остатков материалов. При отсутствии средств на этом счете для полного погашения задол женности недостающая сумма перечисляется с особого распре делительного счета управления дороги, а при отсутствии на нем средств — с его расчетного счета.
Сверхнормативные оплаченные остатки материалов верхнего строения пути* находящиеся на складах дистанции пути, явля ются обеспечением кредита, которое проверяется один раз в месяц по данным бухгалтерского учета.
В форме простого ссудного счета кредиты предоставляются под сверхнормативные запасы топлива, смазочных материалов, материалов для снегозадержания и для борьбы с наводнениями и весенними паводками, а также под заготовленный лед. По требность в кредитах под топливо вызывается у железных дорог в связи с необходимостью создания его запасов в период подго товки к осенне-зимним перевозкам. Ссуды под сверхнорматив ные запасы смазочных материалов выдаются в основном отде лениям железных дорог в результате перевода подвижного со става с летних видов смазок на зимние и с зимних на летние. Кредиты под сверхнормативные запасы льда
предоставляются |
в I |
и IV |
кварталах |
хозрасчетным |
стан |
||
циям или |
отделениям |
железных дорог |
в |
зависимости от |
|||
того, в чьем непосредственном подчинении |
находится |
льдо- |
|||||
заготовительный |
пункт. |
|
|
|
|
|
|
Кредиты на расчеты с поставщиками |
топлива, смазочных |
||||||
материалов |
и лесопродукции |
предоставляются |
централизован |
но со специальных ссудных счетов, открываемых только управ лениями железных дорог. Платежные требования и другие рас четные документы за каменный уголь, мазут и смазочные мате риалы оплачиваются за счет кредита безлимитно. Задолжен ность управления дороги Госбанку, образовавшаяся в ре зультате оплаты счетов поставщиков со спецссудного счета, по гашается каждые 8-го и 22-го числа месяца с расчетного счета управления дороги. Учреждения банка по согласованию с уп равлением дороги, если на его расчетном счете есть свободные средства, может взыскать имеющуюся задолженность по спецссудному счету частично или полностью до указанных сроков. Не погашенная 8-го или 22-го числа месяца задолженность по ссудному счету относится на счет просроченных ссуд. В таких случаях прекращается оплата счетов поставщиков за топливо и смазочные материалы до полного погашения просроченной за долженности.
Со специального ссудного счета управлениям железных дорог предоставляются также кредиты для оплаты платежных требо ваний ремонтных заводов Министерства путей сообщения, ва гонных депо и колесных мастерских железных дорог за произ веденный ими заводской ремонт грузовых вагонов и ремонт колесных пар к ним. Кроме того, со спецссудных счетов дорогам возмещаются железнодорожный тариф и другие расходы по со провождению грузовых вагонов и колесных пар в ремонт и об ратно. Оплата платежных требований за ремонт производится безлимитно по истечении срока, установленного для акцепта при иногородних или одногородних расчетах.
Чтобы обеспечить бесперебойное предоставление указанных кредитов, имеющих важное значение для поддержания подвиж ного состава железнодорожного транспорта на должном техни
ческом уровне, |
Министерство путей |
сообщения два раза в ме |
сяц перечисляет |
на свой депозитный |
счет в Правлении Госбанка |
средства в размере одной шестой части квартальных ассигно
ваний |
на заводской ремонт грузовых |
вагонов и колесных пар |
к ним. |
Задолженность, образующаяся |
на специальном ссудном |
счете, в установленные сроки погашается путем ее перечисления конторой Госбанка, обслуживающей управление дороги, на де
позитный счет |
Министерства путей сообщения в управлении |
|
по |
кассовому |
исполнению государственного бюджета Правде' |
ния |
Госбанка. |
|
2. Кредитование водного транспорта
Процесс перевозок грузов и пассажиров на водном транспорте осуществляется функционирующими на основе полного хозяй ственного расчета морскими и речными пароходствами, подчи ненными им портами и пристанями, ремонтно-эксплуатацион- ными базами (рэбами), цехами технической эксплуатации фло та на заводах, бассейновыми управлениями пути и другими хо зяйственными звеньями. Все хозрасчетные подразделения вод ного транспорта наделены основными и оборотными средствами, имеют расчетный и ссудные счета в Госбанке. На хозяйство речного и морского флота приходится более 20% всех кредит ных вложений Госбанка в транспорт и связь.
Хозрасчет эксплуатационных подразделений водного трансапорта по сравнению с хозрасчетом, получившим развитие внутри железных дорог, выступает в более полной форме. В отличие от единой железнодорожной сети звенья водного транспорта имеют больше хозяйственной обособленности. Перевозки в пределах одного бассейна или реки мало зависят от перевозок в других бассейнах. В хозяйстве водного транспорта значительно меньше централизованных расчетов по доходам и расходам; здесь нет такой концентрации выручки от перевозок грузов и пассажиров и связанной с ней системы финансирования линейных хозрас четных подразделений, какая имеется на железных дорогах. Па роходство сосредоточивает на своем расчетном счете доходы от транзитных перевозок грузов и пассажиров и ведет в общем порядке через Госбанк расчеты с другими пароходствами, а также со своими линейными организациями за выполненные ими работы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием флота.
Для сосредоточения доходов пароходств в учреждениях Гос банка по месту нахождения речных хозрасчетных портов, при-, станей и эксплуатационных участков на имя соответствующих (управлений пароходств открываются расчетные субсчета, на ко-