Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
горые зачисляется причитающаяся им выручка. По месту на хождения морских портов в банке открывается распределитель ный счет, на который вносится вся выручка, полученная портом за перевозку и переработку грузов. С этого счета по поруче ниям портов выручка ежедневно перечисляется на расчетные счета соответствующих морских пароходств.
Перевозки грузов и пассажиров на водном транспорте имеют ярко выраженный сезонный характер, за исключением части пе ревозок морским флотом, осуществляемых в заграничном пла вании. Характер производственной деятельности транспортных организаций морского и речного флота определяет особенности их кредитования. Удельный вес кредитов в оборотных средствах морского транспорта составляет около 30%, а в оборотных сред ствах речного транспорта — более 50%.
В соответствии с имеющимися объектами кредитования в хозяйстве водного транспорта учреждения банка предостав ляют:
управлениям морских и речных пароходств, портам, приста
ням, ремонтно-эксплуатационным |
базам и другим предприя |
тиям — кредиты на сезонные затраты по эксплуатации; |
|
портам, пристаням, техническим |
участкам, судоремонтным |
предприятиям, снабженческим организациям — кредиты под то
варно-материальные ценности (топливо, запасные части, |
кана |
||
ты, тросы, брезент и другие навигационные |
материалы); |
|
|
всем хозрасчетным предприятиям и организациям |
морского |
||
и речного флота — кредиты под расчетные |
документы |
в |
пути, |
на выставление аккредитивов и отрытие особых счетов, расчет ные кредиты на завершение расчетов, основанных на зачете вза имных требований, а также кредиты в основные фонды.
Главными объектами кредитования в хозяйстве морского флота являются сверхнормативные запасы материалов, топлива и расчетные документы в пути. Более 90% всех ссуд, выдавае мых банком предприятиям морского флота, приходится на эти объекты кредитования. Кредитуемые запасы топлива образуются на складах портов, которые должны обеспечивать бункеровку су дов топливом не только своего пароходства, но и судов, припи санных к другим пароходствам. Основная потребность в ссудах под расчетные документы в пути возникает у предприятий мор ского флота в связи с тем, что их расчеты с внешнеторговыми организациями за услуги по экспортным и импортным грузам осуществляются в порядке акцептной формы расчетов.
У предприятий речного транспорта основным объектом кре дитования являются сезонные затраты по эксплуатации. В пе риод максимальной задолженности на этот объект приходится около 50% всех кредитных вложений в хозяйство речного фло та. Кредитуемые затраты возникают в межнавигационный пе
риод и |
период начала |
навигации, в |
IV, I и I I кварталах, когда |
доходы |
транспортных |
предприятий |
не покрывают расходов по |
ремонту и содержанию флота, портов, пристаней и берегового хозяйства.
В число кредитуемых затрат входят: затраты на текущий и средний ремонт судов, плавучих кранов, портово-пристанского хозяйства и механизмов, а также прочие затраты, к которым относятся расходы по содержанию аппарата управления хоз-
органов |
пароходства, |
зимнему |
отстою |
флота, |
амортизация |
||||||
и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кредитование производится в пределах лимитов, которые |
|||||||||||
устанавливаются |
раздельно |
по видам |
затрат |
на |
основе годо |
||||||
вых (с поквартальной разбивкой) балансов |
доходов |
и |
расхо |
||||||||
дов предприятий |
водного транспорта. При определении |
лимита |
|||||||||
кредитования эксплуатационных |
затрат |
в |
IV квартале |
|
исходят |
||||||
только |
из намеченного |
на этот период объема |
зимнего |
текущего |
|||||||
и среднего ремонта судов, |
портово-пристанского |
хозяйства и |
|||||||||
погрузочно-разгрузочной техники. Кредиты |
на прочие |
затраты |
|||||||||
в IV квартале не выдаются, |
так как эти расходы, |
в отличие от |
затрат на ремонт флота и портово-пристанского хозяйства, от носятся на себестоимость услуг текущего года и обеспечиваются собственными средствами предприятий водного транспорта. При определении лимита кредитования в I квартале учитываются все сезонные затраты по эксплуатации.
Лимит кредитования предприятий водного транспорта на се зонные затраты по эксплуатации рассчитывается по следующей форме:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(тыс. руб.) |
|
1. Доходы |
|
I |
квартала |
от |
эксплуатационной |
деятель |
|
||||
|
ности |
и |
прибыль подсобных |
предприятий |
|
18 |
|||||
2. |
Расходы |
I |
квартала |
по |
эксплуатационной |
деятель |
|
||||
|
ности |
|
|
|
|
|
|
|
|
194 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
том числе: |
|
|
|
|
текущий и средний ремонт судов |
|
ПО |
||||||||
|
ремонт портово-пристанского хозяйства |
|
11 |
||||||||
|
ремонт |
|
механизмов |
|
|
|
|
4 |
|||
3. |
Превышение |
расходов |
над доходами (194—18) . . . |
176 |
|||||||
4. Лимит |
кредитования |
на |
сезонные затраты |
по экс |
|
||||||
|
плуатации |
|
|
|
|
|
|
176 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
В |
том числе: |
|
|
|
|
а) |
на текущий |
и средний |
ремонт судов, пристанского |
|
||||||
|
|
хозяйства |
и механизмов |
(110+11+4 ) |
|
125 |
|||||
|
б) |
на |
прочие |
затраты |
(176— 125) |
|
51 |
Во I I квартале кредитование производится в пределах внутриквартальных лимитов, в счет которых ссуды на сезонные за траты по эксплуатации могут выдаваться до открытия нави гации и в течение 10—15 дней после ее открытия. Максималь ная задолженность банку во I I квартале по ссудам на сезонные затраты по эксплуатации может быть допущена в пределах вы ходного лимита I квартала и внутриквартального лимита I I квар-
тала. В течение I I и I I I кварталов вся эта задолженность банку должна быть погашена.
Кредитование сезонных затрат по эксплуатации осуществ ляется по простому ссудному счету. Выдаваемые ссуды направ ляются: на оплату расчетных документов судоремонтных пред приятий за совершенный ими текущий и средний ремонт судов; на возмещение фактических (но не выше плановых) затрат по текущему и среднему ремонту судов, произведенному хозяйст венным способом; на прочие сезонные затраты по эксплуата ции. Ссуды на прочие затраты выдаются с 1 января по заявле ниям предприятий два раза в месяц в размере 15-дневной пла
новой потребности |
текущего месяца, но не выше установлен |
ного лимита на эту |
цель. |
Осуществляя контроль за хозяйственно-финансовой деятель ностью организаций водного транспорта, Госбанк проверяет соответствие лимитов кредитования на сезонные затраты дан ным балансов доходов и расходов, и в том числе лимитов по ре монту судов суммам этих затрат, предусмотренных в сметах рас ходов по эксплуатации. Лишь в IV квартале ссуды на сезонные затраты по эксплуатации выдаются без проверки с данными ба лансов доходов и расходов, так как затраты, кредитуемые в IV квартале, производятся в счет плана будущего года и в ба лансах доходов и расходов текущего года не предусматри ваются.
При получении в IV, I и I I кварталах лимитов кредитования затрат по эксплуатации у соответствующих хозорганов водного
транспорта отбирается одно срочное обязательство |
на всю |
||
сумму открытого лимита сроком |
погашения |
во I I |
квартале. |
После прекращения кредитования |
во I I квартале |
задолженность |
по всем выданным ссудам на сезонные затраты по эксплуата ции оформляется обязательствами заемщиков с конкретными сроками погашения во I I и I I I кварталах. Погашение задолжен ности производится, как правило, по пятидневкам в соответ ствии с запланированным превышением доходов над расходами.
3. Кредитование автомобильного транспорта
Основными хозяйственными единицами автомобильного транспорта, которые функционируют на основах полного хозяй ственного расчета и пользуются ссудами Госбанка, являются автобазы, автоколонны и автопарки. В стране насчитывается около четырех тысяч крупных грузовых, автобусных, таксомо торных и смешанных автохозяйств общего пользования. Каждое хозрасчетное автохозяйство наделяется собственными оборот ными средствами в размерах, обеспечивающих бесперебойную работу закрепленного за ним парка автомашин, оборудования и других основных средств транспорта.
•
Вобщей сумме всех фондов соотношение между оборотными
иосновными средствами в хозяйстве автомобильного транспор та характеризуется более высоким по сравнению с другими ви дами транспорта удельным весом оборотных фондов и фондов обращения.
Кредитные отношения Госбанка с автомобильным транспор том имеют некоторую специфику, которая обусловливается со ставом и структурой оборотных средств и экономическими осо бенностями этой отрасли хозяйства. В источниках формирова ния оборотных средств автомобильного транспорта удельный вес банковских кредитов составляет около 14%. Основными объ ектами кредитования автотранспортных предприятий являются сверхнормативные сезонные запасы горючего, запасных частей, смазочных и эксплуатационных материалов, а также расчетные документы в пути. С этими объектами кредитования связано более 40% всех кредитных вложений банка в автомобильный транспорт.
Кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материаль ных ценностей и под расчетные документы в пути предостав ляются автохозяйствам в обычном порядке. В период уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов для авто хозяйств ряда союзных республик устанавливаются льготные условия кредитования. Эти условия состоят в том, что в период до 1 декабря хозрасчетным автохозяйствам без ограничения лимитом предоставляется расчетный кредит сроком на 30 дней для оплаты расходов, связанных с перевозкой автомобилей и обслуживающего персонала на уборку урожая, а также для оплаты приобретаемого горючего, смазочных материалов, авто мобильных шин и запасных частей независимо от наличия про сроченной задолженности по ссудам Госбанка. Погашение этого кредита производится в очередности, установленной для пла тежей за материальные ценности.
4. Кредитование предприятии связи
Специфика эксплуатационной деятельности предприятий свя зи определила особенности кредитно-расчетных отношений бан ка с этой отраслью народного хозяйства. В системе связи функ ционируют два типа предприятий. К первому типу относятся предприятия связи, имеющие законченный цикл операций, на пример городские телефонные сети, телевизионные центры и ра диотрансляционные сети. Эти предприятия без участия других осуществляют весь процесс обслуживания потребителей. Второй тип охватывает предприятия, не имеющие законченного цикла операций. Такими предприятиями являются почтамты, междуго родние телефонные станции, телеграфы, объединенные городские предприятия, узлы связи, предприятия радиосвязи и радиове щания и т. д.