Файл: Организация и планирование кредита учебник для учет.-кредит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

горые зачисляется причитающаяся им выручка. По месту на­ хождения морских портов в банке открывается распределитель­ ный счет, на который вносится вся выручка, полученная портом за перевозку и переработку грузов. С этого счета по поруче­ ниям портов выручка ежедневно перечисляется на расчетные счета соответствующих морских пароходств.

Перевозки грузов и пассажиров на водном транспорте имеют ярко выраженный сезонный характер, за исключением части пе­ ревозок морским флотом, осуществляемых в заграничном пла­ вании. Характер производственной деятельности транспортных организаций морского и речного флота определяет особенности их кредитования. Удельный вес кредитов в оборотных средствах морского транспорта составляет около 30%, а в оборотных сред­ ствах речного транспорта — более 50%.

В соответствии с имеющимися объектами кредитования в хозяйстве водного транспорта учреждения банка предостав­ ляют:

управлениям морских и речных пароходств, портам, приста­

ням, ремонтно-эксплуатационным

базам и другим предприя­

тиям — кредиты на сезонные затраты по эксплуатации;

портам, пристаням, техническим

участкам, судоремонтным

предприятиям, снабженческим организациям — кредиты под то­

варно-материальные ценности (топливо, запасные части,

кана­

ты, тросы, брезент и другие навигационные

материалы);

 

всем хозрасчетным предприятиям и организациям

морского

и речного флота — кредиты под расчетные

документы

в

пути,

на выставление аккредитивов и отрытие особых счетов, расчет­ ные кредиты на завершение расчетов, основанных на зачете вза­ имных требований, а также кредиты в основные фонды.

Главными объектами кредитования в хозяйстве морского флота являются сверхнормативные запасы материалов, топлива и расчетные документы в пути. Более 90% всех ссуд, выдавае­ мых банком предприятиям морского флота, приходится на эти объекты кредитования. Кредитуемые запасы топлива образуются на складах портов, которые должны обеспечивать бункеровку су­ дов топливом не только своего пароходства, но и судов, припи­ санных к другим пароходствам. Основная потребность в ссудах под расчетные документы в пути возникает у предприятий мор­ ского флота в связи с тем, что их расчеты с внешнеторговыми организациями за услуги по экспортным и импортным грузам осуществляются в порядке акцептной формы расчетов.

У предприятий речного транспорта основным объектом кре­ дитования являются сезонные затраты по эксплуатации. В пе­ риод максимальной задолженности на этот объект приходится около 50% всех кредитных вложений в хозяйство речного фло­ та. Кредитуемые затраты возникают в межнавигационный пе­

риод и

период начала

навигации, в

IV, I и I I кварталах, когда

доходы

транспортных

предприятий

не покрывают расходов по


ремонту и содержанию флота, портов, пристаней и берегового хозяйства.

В число кредитуемых затрат входят: затраты на текущий и средний ремонт судов, плавучих кранов, портово-пристанского хозяйства и механизмов, а также прочие затраты, к которым относятся расходы по содержанию аппарата управления хоз-

органов

пароходства,

зимнему

отстою

флота,

амортизация

и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кредитование производится в пределах лимитов, которые

устанавливаются

раздельно

по видам

затрат

на

основе годо­

вых (с поквартальной разбивкой) балансов

доходов

и

расхо­

дов предприятий

водного транспорта. При определении

лимита

кредитования эксплуатационных

затрат

в

IV квартале

 

исходят

только

из намеченного

на этот период объема

зимнего

текущего

и среднего ремонта судов,

портово-пристанского

хозяйства и

погрузочно-разгрузочной техники. Кредиты

на прочие

затраты

в IV квартале не выдаются,

так как эти расходы,

в отличие от

затрат на ремонт флота и портово-пристанского хозяйства, от­ носятся на себестоимость услуг текущего года и обеспечиваются собственными средствами предприятий водного транспорта. При определении лимита кредитования в I квартале учитываются все сезонные затраты по эксплуатации.

Лимит кредитования предприятий водного транспорта на се­ зонные затраты по эксплуатации рассчитывается по следующей форме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(тыс. руб.)

1. Доходы

 

I

квартала

от

эксплуатационной

деятель­

 

 

ности

и

прибыль подсобных

предприятий

 

18

2.

Расходы

I

квартала

по

эксплуатационной

деятель­

 

 

ности

 

 

 

 

 

 

 

 

194

 

 

 

 

 

 

 

В

том числе:

 

 

 

текущий и средний ремонт судов

 

ПО

 

ремонт портово-пристанского хозяйства

 

11

 

ремонт

 

механизмов

 

 

 

 

4

3.

Превышение

расходов

над доходами (194—18) . . .

176

4. Лимит

кредитования

на

сезонные затраты

по экс­

 

 

плуатации

 

 

 

 

 

 

176

 

 

 

 

 

 

 

В

том числе:

 

 

 

а)

на текущий

и средний

ремонт судов, пристанского

 

 

 

хозяйства

и механизмов

(110+11+4 )

 

125

 

б)

на

прочие

затраты

(176— 125)

 

51

Во I I квартале кредитование производится в пределах внутриквартальных лимитов, в счет которых ссуды на сезонные за­ траты по эксплуатации могут выдаваться до открытия нави­ гации и в течение 10—15 дней после ее открытия. Максималь­ ная задолженность банку во I I квартале по ссудам на сезонные затраты по эксплуатации может быть допущена в пределах вы­ ходного лимита I квартала и внутриквартального лимита I I квар-


тала. В течение I I и I I I кварталов вся эта задолженность банку должна быть погашена.

Кредитование сезонных затрат по эксплуатации осуществ­ ляется по простому ссудному счету. Выдаваемые ссуды направ­ ляются: на оплату расчетных документов судоремонтных пред­ приятий за совершенный ими текущий и средний ремонт судов; на возмещение фактических (но не выше плановых) затрат по текущему и среднему ремонту судов, произведенному хозяйст­ венным способом; на прочие сезонные затраты по эксплуата­ ции. Ссуды на прочие затраты выдаются с 1 января по заявле­ ниям предприятий два раза в месяц в размере 15-дневной пла­

новой потребности

текущего месяца, но не выше установлен­

ного лимита на эту

цель.

Осуществляя контроль за хозяйственно-финансовой деятель­ ностью организаций водного транспорта, Госбанк проверяет соответствие лимитов кредитования на сезонные затраты дан­ ным балансов доходов и расходов, и в том числе лимитов по ре­ монту судов суммам этих затрат, предусмотренных в сметах рас­ ходов по эксплуатации. Лишь в IV квартале ссуды на сезонные затраты по эксплуатации выдаются без проверки с данными ба­ лансов доходов и расходов, так как затраты, кредитуемые в IV квартале, производятся в счет плана будущего года и в ба­ лансах доходов и расходов текущего года не предусматри­ ваются.

При получении в IV, I и I I кварталах лимитов кредитования затрат по эксплуатации у соответствующих хозорганов водного

транспорта отбирается одно срочное обязательство

на всю

сумму открытого лимита сроком

погашения

во I I

квартале.

После прекращения кредитования

во I I квартале

задолженность

по всем выданным ссудам на сезонные затраты по эксплуата­ ции оформляется обязательствами заемщиков с конкретными сроками погашения во I I и I I I кварталах. Погашение задолжен­ ности производится, как правило, по пятидневкам в соответ­ ствии с запланированным превышением доходов над расходами.

3. Кредитование автомобильного транспорта

Основными хозяйственными единицами автомобильного транспорта, которые функционируют на основах полного хозяй­ ственного расчета и пользуются ссудами Госбанка, являются автобазы, автоколонны и автопарки. В стране насчитывается около четырех тысяч крупных грузовых, автобусных, таксомо­ торных и смешанных автохозяйств общего пользования. Каждое хозрасчетное автохозяйство наделяется собственными оборот­ ными средствами в размерах, обеспечивающих бесперебойную работу закрепленного за ним парка автомашин, оборудования и других основных средств транспорта.


Вобщей сумме всех фондов соотношение между оборотными

иосновными средствами в хозяйстве автомобильного транспор­ та характеризуется более высоким по сравнению с другими ви­ дами транспорта удельным весом оборотных фондов и фондов обращения.

Кредитные отношения Госбанка с автомобильным транспор­ том имеют некоторую специфику, которая обусловливается со­ ставом и структурой оборотных средств и экономическими осо­ бенностями этой отрасли хозяйства. В источниках формирова­ ния оборотных средств автомобильного транспорта удельный вес банковских кредитов составляет около 14%. Основными объ­ ектами кредитования автотранспортных предприятий являются сверхнормативные сезонные запасы горючего, запасных частей, смазочных и эксплуатационных материалов, а также расчетные документы в пути. С этими объектами кредитования связано более 40% всех кредитных вложений банка в автомобильный транспорт.

Кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материаль­ ных ценностей и под расчетные документы в пути предостав­ ляются автохозяйствам в обычном порядке. В период уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов для авто­ хозяйств ряда союзных республик устанавливаются льготные условия кредитования. Эти условия состоят в том, что в период до 1 декабря хозрасчетным автохозяйствам без ограничения лимитом предоставляется расчетный кредит сроком на 30 дней для оплаты расходов, связанных с перевозкой автомобилей и обслуживающего персонала на уборку урожая, а также для оплаты приобретаемого горючего, смазочных материалов, авто­ мобильных шин и запасных частей независимо от наличия про­ сроченной задолженности по ссудам Госбанка. Погашение этого кредита производится в очередности, установленной для пла­ тежей за материальные ценности.

4. Кредитование предприятии связи

Специфика эксплуатационной деятельности предприятий свя­ зи определила особенности кредитно-расчетных отношений бан­ ка с этой отраслью народного хозяйства. В системе связи функ­ ционируют два типа предприятий. К первому типу относятся предприятия связи, имеющие законченный цикл операций, на­ пример городские телефонные сети, телевизионные центры и ра­ диотрансляционные сети. Эти предприятия без участия других осуществляют весь процесс обслуживания потребителей. Второй тип охватывает предприятия, не имеющие законченного цикла операций. Такими предприятиями являются почтамты, междуго­ родние телефонные станции, телеграфы, объединенные городские предприятия, узлы связи, предприятия радиосвязи и радиове­ щания и т. д.