Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меньшие значения а следует брать при учете солнечной радиации и проверке изоляции на отсутствие конденсации, а большие — при расчете коэффициента теплопередачи.

§ю

Воздушные прослойки

Иногда для уменьшения коэффициента теплопередачи в судовых изоляционных конструкциях оставляют воздушные прослойки (рис. 3, а и б), имея в виду плохую теплопроводность воздуха, для кото­ рого при С Л. = 0,021 ккал/м-ч-°С. Однако этому назначению удовлетворяют лишь герметически закрытые прослойки. В против­ ном случае через них продувается воздух и создаются более благо­ приятные условия для теплопередачи, чем если бы эти прослойки

были заполнены

не воздухом, а твердым изоляционным

материалом

с более высоким

коэффициентом

теплопроводности.

 

В замкнутых прослойках под влиянием

разности температур на

ограничивающих

поверхностях

| tnl—tn2 \

возникает

естественная

конвекция. Циркуляционные токи воздуха значительно усиливают перенос тепла в прослойке по сравнению с обычной теплопровод­ ностью.

Воздушная прослойка является частью сложной стенки. Поэтому чтобы рассчитать коэффициент теплопередачи стенки, необходимо

определить термическое сопротивление

воздушной

прослойки:

 

 

# в . п = б в . п/Кф

м*-ч- °С/ккал,

 

 

 

где 6 В п — толщина

воздушной

прослойки; Х^

— эффективный

коэффициент

теплопроводности с

учетом

передачи

тепла

луче­

испусканием

между

ограничивающими

поверхностями

прослойки,

ккал/м -ч - °С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, для облегчения

расчета

сложный процесс

тепло­

передачи через прослойку принято заменять эквивалентным про­ цессом теплопроводности.

Эффективный коэффициент теплопроводности для плоских воз­ душных прослоек

где Хш — эквивалентный коэффициент теплопроводности, учитыва­ ющий перенос тепла через прослойку как теплопроводностью, так и

конвекцией; ал — коэффициент теплоотдачи

излучением

(см.

§ 9).

Эквивалентный коэффициент

теплопроводности прослойки

Хж

екХ, где ек — коэффициент,

учитывающий

влияние

конвекции;

X — коэффициент теплопроводности

воздуха

при средней темпера­

туре прослойки ^с р .

 

 

 

 

 

Эквивалентный коэффициент Хэк

является

таким значением

коэф­

фициента теплопроводности воздуха, при котором через прослойку передается то же количество тепла путем теплопроводности, что и посредством сложного процесса теплопередачи соприкосновением.


Коэффициент конвекции єк является функцией комплекса Gr-Pr. Здесь, в отличие от § 9, критерий Грасгофа

_ £ б в п

При вычислении критериев подобия за определяющий размер при­ нимают толщину прослойки 6В п , а за определяющую температуру — среднюю температуру воздуха в прослойке

 

 

 

 

^ср =

~2~ (^п і ~Ь ^пг)-

 

 

 

 

При

малых значениях

комплекса G r - P r s ^ l O 3

практически

8К

=

1.

В этом случае передача тепла от теплой поверхности

к хо­

лодной

обусловливается

только теплопроводностью воздуха

Эк =

=

К) и

конвекция в прослойке практически отсутствует.

 

 

Во всей области значений

Gr-Pr > 103

при плоских

(вертикаль­

ных

и

горизонтальных),

цилиндрических

и шаровых

прослойках

для вычисления коэффициента конвекции можно использовать за­ висимость

 

 

eK =

0,18(Gr-Pr)V4 >

 

которую можно привести к виду

 

 

 

Єк = Л 6 в . п } / - і і і

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

Л =

0.18 ( 4 ) ' "

 

 

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

ш в

. п

] / -

бв. п

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведение КА можно получить умножением коэффициента А и

выбираемого из табл.

1 по температуре tcp, на отношение

0,18/0,75,

так

как ХА = 0.18Л І/0,75.

 

 

 

 

для

При вычислении коэффициента ал

приведенная степень

черноты

двух параллельных поверхностей

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Єї

 

 

где е х и е 2 — степени

черноты

поверхностей, ограничивающих воз­

душную прослойку.

 

 

 

 

 

 

Сопротивление ік?в,п

может

быть

определено лишь путем после­

довательных приближений, так как в начале расчета температуры tnl

и tn2

неизвестны. Поэтому их приходится предварительно

принимать,

а в конце расчета проверять по формулам, приведенным

в § 3.

<J

Ю. Ф. Нестеров

 

33


Из-за отсутствия надежных опытных данных в практических расчетах RB_п можно принимать приблизительно равными [60]: для вертикальных и горизонтальных воздушных прослоек при на­ правлении теплового потока снизу вверх 0,10—0,15 м2-ч-°С/ккал; для горизонтальных прослоек при направлении теплового потока

сверху

вниз (препятствующем естественной конвекции) 0,15—

0,20 м2

-ч-°С/ккал. Увеличение толщины воздушной прослойки сверх

50 мм почти не повышает ее термического сопротивления. Поэтому приведенные значения RB п можно употреблять практически при

любых обычных для судостроения толщинах

прослоек.

 

 

Рекомендуемые

здесь

значения

RB

примерно

на

0,05—

0,10 м2'Ч-°С1ккал

меньше

значений,

общепринятых в

стационар­

ной практике, потому что на судах невозможно обеспечить

полную

герметичность воздушных прослоек из-за вибрации и деформаций корпуса и наличия различных деталей, прорезающих изоляцию (под­ весок, труб и т. д.). В судовых условиях неизбежно некоторое про­ дувание прослоек воздухом.

Нередко сопротивлением RB п можно вообще пренебрегать.

ГЛАВА

В Ы Б ОР

изоляционных

МАТЕРИАЛОВ

ИКОНСТРУКЦИЙ

з*

§и

Порядок проектирования изоляции

Изоляцию следует проектировать комплексно и в несколько этапов. Обычно порядок проектирования изоляции должен быть следующим.

Прежде всего необходимо выбрать род теплоизоляционного материала

итип изоляционной конструкции

для

каждой стенки. Род

материала

и тип конструкции

сильно

влияют

на

экономически

наивыгоднейшую

толщину

изоляции.

 

 

 

 

Затем

надо принять

предвари­

тельную

толщину изоляции,

исходя

из нормативных (согласованных) зна­ чений удельного теплового потока qF, коэффициента теплопередачи k и тол­

щин изоляции. Выбираемая

толщина

изоляции

не

должна

быть

меньше

ее нормативного

значения.

 

 

После

этого

необходимо

рассчи­

тать

коэффициент

теплопередачи.

При

этом

путем последовательных

приближений

следует

подобрать

та­

кую

толщину

 

изоляции,

которая

обеспечивает получение

ранее

при­

нятого нормативного

значения

k.

Далее

надо

проверить

изоляцию

на отсутствие

конденсации

водяного

пара, содержащегося в воздухе, на теплой стороне стенки; или опре­ делить минимальную толщину изо­ ляции, предотвращающую конден­ сацию.

Затем следует выбрать близкий прототип судна и его рефрижера­ торной (кондиционирующей или теплонасосной) установки и опреде­ лить по нему укрупненные стоимост­ ные и объемные измерители, необ­ ходимые для технико-экономического сопоставления вариантов толщин.

И наконец, необходимо опреде­ лить окончательную толщину изо­ ляции на основании технико-эконо­ мического расчета вариантов изоля­ ции. Экономические расчеты произ-

35


водят в процессе технического проектирования холодильной уста­ новки.

Таким образом, наиболее выгодную толщину изоляции выбирают путем последовательных приближений. На каждом этапе проекти­ рования необходимо искать наивыгоднейшие решения. Каждое удач­ ное техническое решение является шагом к достижению высокой экономичности судна в целом.

§ 12 Требования, предъявляемые

кизоляционным материалам

иконструкциям

Ктеплоизоляционным материалам, применяемым в судостроении, предъявляют следующие требования.

Материал должен обладать низким коэффициентом теплопровод­ ности Кя. Чем меньше кя (при одинаковом коэффициенте теплопере­ дачи), тем меньше толщина изоляции и отнимаемый ею объем и, сле­ довательно, тем больше полезная вместимость судна.

Теплоизоляционный

материал должен

иметь

малый

объемный

вес у.

Чем меньше у, тем меньше вес

изоляции и весовая

нагрузка

судна

и, следовательно,

тем больше

его

чистая

грузоподъемность.

У волокнистых материалов (например, у минеральной и стеклянной ваты) наблюдается минимум функции Кн = / (у), зависящий от рода волокон и их уплотнения.

Теплоизоляционный материал должен обладать пониженными значениями паропроницаемости, гигроскопичности и водопоглощения (чтобы уменьшить увлажнение изоляции).

Материал изоляции может увлажняться как при непосредствен­ ном соприкосновении с капельной влагой (вследствие капиллярного всасывания воды), так и при проникновении (диффузии) водяного пара из окружающего воздуха внутрь материала. Движение водя­ ного пара через стенку вызывается разностью его парциальных давлений. Водяной пар, всегда диффундирующий с теплой стороны ограждения на холодную, может конденсироваться в охлажденных слоях изоляционной конструкции и таким путем вносить некоторое количество влаги. Поглощение влаги резко увеличивает коэффициент теплопроводности %я. Увлажнение изоляции увеличивает также объемный вес материала у, способствует коррозии стали, находящейся под изоляцией, и гниению материала, что приводит к его разрушению и значительному сокращению срока службы.

Кроме того, теплоизоляционный материал должен быть прочным, эластичным, вибростойким, морозостойким, биостойким, технологич­ ным, дешевым, недефицитным, должен обладать длительным сроком службы; не должен вызывать (или способствовать) коррозии металлов

итребовать специального ухода.

Вцелях пожарной безопасности изоляционный материал должен быть трудносгораемым или самозатухающим.


В последнее время изоляционные материалы подверглись новой оценке с точки зрения горючести. Возгораемость материалов харак­ теризуют показателями К и а (см. табл. 4).

Показатель возгораемости материала К (определяемый методом калориметрии):

 

 

 

 

К =

<7о/<7и,

 

 

 

где

q0 и qa

— количества

тепла,

выделяемые

образцом материала

и источником поджигания в процессе испытания,

ккал.

 

Показатель возгораемости материала, определяемый методом «огне­

вой

трубы»,

равен относительной

потере

веса

образца

 

 

 

а =

- ^ - = Л . 100о/0 ;

 

 

здесь Ру и

Р2 — вес образца материала

до и

после

испытания, г.

 

По возгораемости материалы разбивают на четыре группы:

несгораемые

( i ( < 0 , ! ) ,

трудносгораемые

(0,1

< К =sc 0,5), трудно-

воспламеняемые (0,5 <

К

2,1),

сгораемые

( / С > 2 , 1 ) .

Материалы, имеющие К > 0,6, не применяют для изолирования пассажирских судов, а трудновоспламеняемые и сгораемые мате­ риалы — для изолирования машинных и котельных отделений на всех судах.

В процессе эксплуатации изоляционный материал не должен вы­ делять вредных веществ, а также придавать продуктам питания запах. Теплоизоляционный материал должен не только не обладать запахом, но и быть невосприимчивым к запахам, так как большинство пище­ вых продуктов, перевозимых в рефрижераторных трюмах, легко воспринимает различные запахи, что делает их негодными для упо­ требления. В процессе монтажа материал не должен выделять пыли.

Токсикологические и санитарно-химические свойства изоляцион­ ных материалов, по существу, являются основным критерием, огра­ ничивающим возможность применения новых синтетических материа­ лов (пенопластмасс). Многие изоляционные материалы, применяв­ шиеся ранее без проверки их токсичности, не выдержали токсиколо­ гических испытаний и поэтому в настоящее время запрещены для использования в жилых и рефрижераторных помещениях.

Существующие теплоизоляционные материалы имеют свои пре­ имущества и недостатки и полностью не удовлетворяют перечислен­ ным требованиям. Однако влияние недостатков материала может быть снижено или устранено созданием рациональной изоляционной кон­ струкции.

Изоляционная конструкция должна восполнять недостающие качества изоляционного материала (механическую прочность, стой­ кость против грызунов и др.) и обеспечивать неизменность первона­ чальных теплозащитных свойств материала в условиях длительной эксплуатации. Для этого она должна быть надежно защищена от увлажнения. Чтобы предотвратить проникновение парообразной и капельной влаги внутрь изоляционного материала, его поверхность должна быть покрыта слоем паро- и водонепроницаемого материала или краски. Конструкция должна обеспечивать непрерывность как те-