Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 6
Меньшие значения а следует брать при учете солнечной радиации и проверке изоляции на отсутствие конденсации, а большие — при расчете коэффициента теплопередачи.
§ю
Воздушные прослойки
Иногда для уменьшения коэффициента теплопередачи в судовых изоляционных конструкциях оставляют воздушные прослойки (рис. 3, а и б), имея в виду плохую теплопроводность воздуха, для кото рого при 0° С Л. = 0,021 ккал/м-ч-°С. Однако этому назначению удовлетворяют лишь герметически закрытые прослойки. В против ном случае через них продувается воздух и создаются более благо приятные условия для теплопередачи, чем если бы эти прослойки
были заполнены |
не воздухом, а твердым изоляционным |
материалом |
||
с более высоким |
коэффициентом |
теплопроводности. |
|
|
В замкнутых прослойках под влиянием |
разности температур на |
|||
ограничивающих |
поверхностях |
| tnl—tn2 \ |
возникает |
естественная |
конвекция. Циркуляционные токи воздуха значительно усиливают перенос тепла в прослойке по сравнению с обычной теплопровод ностью.
Воздушная прослойка является частью сложной стенки. Поэтому чтобы рассчитать коэффициент теплопередачи стенки, необходимо
определить термическое сопротивление |
воздушной |
прослойки: |
||||||
|
|
# в . п = б в . п/Кф |
м*-ч- °С/ккал, |
|
|
|
||
где 6 В п — толщина |
воздушной |
прослойки; Х^ |
— эффективный |
|||||
коэффициент |
теплопроводности с |
учетом |
передачи |
тепла |
луче |
|||
испусканием |
между |
ограничивающими |
поверхностями |
прослойки, |
||||
ккал/м -ч - °С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, для облегчения |
расчета |
сложный процесс |
тепло |
передачи через прослойку принято заменять эквивалентным про цессом теплопроводности.
Эффективный коэффициент теплопроводности для плоских воз душных прослоек
где Хш — эквивалентный коэффициент теплопроводности, учитыва ющий перенос тепла через прослойку как теплопроводностью, так и
конвекцией; ал — коэффициент теплоотдачи |
излучением |
(см. |
§ 9). |
||
Эквивалентный коэффициент |
теплопроводности прослойки |
Хж — |
|||
екХ, где ек — коэффициент, |
учитывающий |
влияние |
конвекции; |
||
X — коэффициент теплопроводности |
воздуха |
при средней темпера |
|||
туре прослойки ^с р . |
|
|
|
|
|
Эквивалентный коэффициент Хэк |
является |
таким значением |
коэф |
фициента теплопроводности воздуха, при котором через прослойку передается то же количество тепла путем теплопроводности, что и посредством сложного процесса теплопередачи соприкосновением.
Коэффициент конвекции єк является функцией комплекса Gr-Pr. Здесь, в отличие от § 9, критерий Грасгофа
_ £ б в п
При вычислении критериев подобия за определяющий размер при нимают толщину прослойки 6В п , а за определяющую температуру — среднюю температуру воздуха в прослойке
|
|
|
|
^ср = |
~2~ (^п і ~Ь ^пг)- |
|
|
|
|
При |
малых значениях |
комплекса G r - P r s ^ l O 3 |
практически |
||||
8К |
= |
1. |
В этом случае передача тепла от теплой поверхности |
к хо |
||||
лодной |
обусловливается |
только теплопроводностью воздуха |
(ЛЭк = |
|||||
= |
К) и |
конвекция в прослойке практически отсутствует. |
|
|||||
|
Во всей области значений |
Gr-Pr > 103 |
при плоских |
(вертикаль |
||||
ных |
и |
горизонтальных), |
цилиндрических |
и шаровых |
прослойках |
для вычисления коэффициента конвекции можно использовать за висимость
|
|
eK = |
0,18(Gr-Pr)V4 > |
|
||
которую можно привести к виду |
|
|
||||
|
Єк = Л 6 в . п } / - і і і |
|
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л = |
0.18 ( 4 ) ' " |
|
||
|
Таким образом, |
|
|
|
|
|
|
|
ш в |
. п |
] / - |
бв. п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Произведение КА можно получить умножением коэффициента А и |
|||||
выбираемого из табл. |
1 по температуре tcp, на отношение |
0,18/0,75, |
||||
так |
как ХА = 0.18Л І/0,75. |
|
|
|
|
|
для |
При вычислении коэффициента ал |
приведенная степень |
черноты |
|||
двух параллельных поверхностей |
|
|||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Єї |
|
|
|
где е х и е 2 — степени |
черноты |
поверхностей, ограничивающих воз |
||||
душную прослойку. |
|
|
|
|
|
|
|
Сопротивление ік?в,п |
может |
быть |
определено лишь путем после |
довательных приближений, так как в начале расчета температуры tnl
и tn2 |
неизвестны. Поэтому их приходится предварительно |
принимать, |
а в конце расчета проверять по формулам, приведенным |
в § 3. |
|
<J |
Ю. Ф. Нестеров |
|
33
Из-за отсутствия надежных опытных данных в практических расчетах RB_п можно принимать приблизительно равными [60]: для вертикальных и горизонтальных воздушных прослоек при на правлении теплового потока снизу вверх — 0,10—0,15 м2-ч-°С/ккал; для горизонтальных прослоек при направлении теплового потока
сверху |
вниз (препятствующем естественной конвекции) — 0,15— |
0,20 м2 |
-ч-°С/ккал. Увеличение толщины воздушной прослойки сверх |
50 мм почти не повышает ее термического сопротивления. Поэтому приведенные значения RB п можно употреблять практически при
любых обычных для судостроения толщинах |
прослоек. |
|
|
|||
Рекомендуемые |
здесь |
значения |
RB „ |
примерно |
на |
0,05— |
0,10 м2'Ч-°С1ккал |
меньше |
значений, |
общепринятых в |
стационар |
||
ной практике, потому что на судах невозможно обеспечить |
полную |
герметичность воздушных прослоек из-за вибрации и деформаций корпуса и наличия различных деталей, прорезающих изоляцию (под весок, труб и т. д.). В судовых условиях неизбежно некоторое про дувание прослоек воздухом.
Нередко сопротивлением RB п можно вообще пренебрегать.
ГЛАВА
В Ы Б ОР
изоляционных
МАТЕРИАЛОВ
ИКОНСТРУКЦИЙ
з*
§и
Порядок проектирования изоляции
Изоляцию следует проектировать комплексно и в несколько этапов. Обычно порядок проектирования изоляции должен быть следующим.
Прежде всего необходимо выбрать род теплоизоляционного материала
итип изоляционной конструкции
для |
каждой стенки. Род |
материала |
|||
и тип конструкции |
сильно |
влияют |
|||
на |
экономически |
наивыгоднейшую |
|||
толщину |
изоляции. |
|
|
|
|
|
Затем |
надо принять |
предвари |
||
тельную |
толщину изоляции, |
исходя |
из нормативных (согласованных) зна чений удельного теплового потока qF, коэффициента теплопередачи k и тол
щин изоляции. Выбираемая |
толщина |
|||||||
изоляции |
не |
должна |
быть |
меньше |
||||
ее нормативного |
значения. |
|
|
|||||
После |
этого |
необходимо |
рассчи |
|||||
тать |
коэффициент |
теплопередачи. |
||||||
При |
этом |
путем последовательных |
||||||
приближений |
следует |
подобрать |
та |
|||||
кую |
толщину |
|
изоляции, |
которая |
||||
обеспечивает получение |
ранее |
при |
||||||
нятого нормативного |
значения |
k. |
||||||
Далее |
надо |
проверить |
изоляцию |
|||||
на отсутствие |
конденсации |
водяного |
пара, содержащегося в воздухе, на теплой стороне стенки; или опре делить минимальную толщину изо ляции, предотвращающую конден сацию.
Затем следует выбрать близкий прототип судна и его рефрижера торной (кондиционирующей или теплонасосной) установки и опреде лить по нему укрупненные стоимост ные и объемные измерители, необ ходимые для технико-экономического сопоставления вариантов толщин.
И наконец, необходимо опреде лить окончательную толщину изо ляции на основании технико-эконо мического расчета вариантов изоля ции. Экономические расчеты произ-
35
водят в процессе технического проектирования холодильной уста новки.
Таким образом, наиболее выгодную толщину изоляции выбирают путем последовательных приближений. На каждом этапе проекти рования необходимо искать наивыгоднейшие решения. Каждое удач ное техническое решение является шагом к достижению высокой экономичности судна в целом.
§ 12 Требования, предъявляемые
кизоляционным материалам
иконструкциям
Ктеплоизоляционным материалам, применяемым в судостроении, предъявляют следующие требования.
Материал должен обладать низким коэффициентом теплопровод ности Кя. Чем меньше кя (при одинаковом коэффициенте теплопере дачи), тем меньше толщина изоляции и отнимаемый ею объем и, сле довательно, тем больше полезная вместимость судна.
Теплоизоляционный |
материал должен |
иметь |
малый |
объемный |
||
вес у. |
Чем меньше у, тем меньше вес |
изоляции и весовая |
нагрузка |
|||
судна |
и, следовательно, |
тем больше |
его |
чистая |
грузоподъемность. |
У волокнистых материалов (например, у минеральной и стеклянной ваты) наблюдается минимум функции Кн = / (у), зависящий от рода волокон и их уплотнения.
Теплоизоляционный материал должен обладать пониженными значениями паропроницаемости, гигроскопичности и водопоглощения (чтобы уменьшить увлажнение изоляции).
Материал изоляции может увлажняться как при непосредствен ном соприкосновении с капельной влагой (вследствие капиллярного всасывания воды), так и при проникновении (диффузии) водяного пара из окружающего воздуха внутрь материала. Движение водя ного пара через стенку вызывается разностью его парциальных давлений. Водяной пар, всегда диффундирующий с теплой стороны ограждения на холодную, может конденсироваться в охлажденных слоях изоляционной конструкции и таким путем вносить некоторое количество влаги. Поглощение влаги резко увеличивает коэффициент теплопроводности %я. Увлажнение изоляции увеличивает также объемный вес материала у, способствует коррозии стали, находящейся под изоляцией, и гниению материала, что приводит к его разрушению и значительному сокращению срока службы.
Кроме того, теплоизоляционный материал должен быть прочным, эластичным, вибростойким, морозостойким, биостойким, технологич ным, дешевым, недефицитным, должен обладать длительным сроком службы; не должен вызывать (или способствовать) коррозии металлов
итребовать специального ухода.
Вцелях пожарной безопасности изоляционный материал должен быть трудносгораемым или самозатухающим.
В последнее время изоляционные материалы подверглись новой оценке с точки зрения горючести. Возгораемость материалов харак теризуют показателями К и а (см. табл. 4).
Показатель возгораемости материала К (определяемый методом калориметрии):
|
|
|
|
К = |
<7о/<7и, |
|
|
|
где |
q0 и qa |
— количества |
тепла, |
выделяемые |
образцом материала |
|||
и источником поджигания в процессе испытания, |
ккал. |
|||||||
|
Показатель возгораемости материала, определяемый методом «огне |
|||||||
вой |
трубы», |
равен относительной |
потере |
веса |
образца |
|||
|
|
|
а = |
- ^ - = Л . 100о/0 ; |
|
|
||
здесь Ру и |
Р2 — вес образца материала |
до и |
после |
испытания, г. |
||||
|
По возгораемости материалы разбивают на четыре группы: |
|||||||
несгораемые |
( i ( < 0 , ! ) , |
трудносгораемые |
(0,1 |
< К =sc 0,5), трудно- |
||||
воспламеняемые (0,5 < |
К |
2,1), |
сгораемые |
( / С > 2 , 1 ) . |
Материалы, имеющие К > 0,6, не применяют для изолирования пассажирских судов, а трудновоспламеняемые и сгораемые мате риалы — для изолирования машинных и котельных отделений на всех судах.
В процессе эксплуатации изоляционный материал не должен вы делять вредных веществ, а также придавать продуктам питания запах. Теплоизоляционный материал должен не только не обладать запахом, но и быть невосприимчивым к запахам, так как большинство пище вых продуктов, перевозимых в рефрижераторных трюмах, легко воспринимает различные запахи, что делает их негодными для упо требления. В процессе монтажа материал не должен выделять пыли.
Токсикологические и санитарно-химические свойства изоляцион ных материалов, по существу, являются основным критерием, огра ничивающим возможность применения новых синтетических материа лов (пенопластмасс). Многие изоляционные материалы, применяв шиеся ранее без проверки их токсичности, не выдержали токсиколо гических испытаний и поэтому в настоящее время запрещены для использования в жилых и рефрижераторных помещениях.
Существующие теплоизоляционные материалы имеют свои пре имущества и недостатки и полностью не удовлетворяют перечислен ным требованиям. Однако влияние недостатков материала может быть снижено или устранено созданием рациональной изоляционной кон струкции.
Изоляционная конструкция должна восполнять недостающие качества изоляционного материала (механическую прочность, стой кость против грызунов и др.) и обеспечивать неизменность первона чальных теплозащитных свойств материала в условиях длительной эксплуатации. Для этого она должна быть надежно защищена от увлажнения. Чтобы предотвратить проникновение парообразной и капельной влаги внутрь изоляционного материала, его поверхность должна быть покрыта слоем паро- и водонепроницаемого материала или краски. Конструкция должна обеспечивать непрерывность как те-