Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ных коэффициентов А, В и С и увеличением X и f. Умень шение коэффициента А сопровождается снижением продоль ной жесткости и, соответственно, условного модуля про дольной упругости кабеля Ек , поскольку
|
Ек = - 4 —, |
(2 -5 -1 8 ) |
||
|
|
^Е |
|
|
где |
Ss — суммарная площадь поперечного сечения метал |
|||
|
лической составляющей кабеля. |
в единицах |
||
Если выразить величину упругого удлинения |
||||
длины, то критерий устойчивости токопроводящей |
жилы к |
|||
обрыву при нахождении кабеля в скважине можно |
выра |
|||
зить |
в виде |
|
|
|
|
еупр. ж |
®к » |
(2—5 19) |
|
где |
<?к = dU/dl. |
|
|
|
Условие (2—5—19) является необходимым, но не доста |
||||
точным для обеспечения |
устойчивости жилы к обрывам при |
|||
любых эксплуатационных |
режимах, поскольку |
растягиваю |
||
щие |
нагрузки, учтенные в (2—5—15), не являются |
макси |
мальными. Отношение максимальных растягивающих нагру зок при спуске и подъеме кабеля при р = 2 г/смг состав ляют: для одножильного бронированного кабеля 1 : 4, трех жильного— 1:3, семижильного бронированного—1:2,5.Таким образом, с увеличением диаметра кабеля уменьшается раз ница Между Роп И Рпод.
Максимальные статические растягивающие усилия дей ствуют на кабель при подъеме его из скважины в момент
времени, соответствующий 1, = 0. В этом |
случае |
растяги |
вающее усилие, согласно (1—2—36), равно |
|
|
Ре под = Рпод max ' QKL + Qarmн- Qrp-ь 2 Ртр |
sиз-защ ‘ pL + |
|
+XKt L+ pL 2 { [Кж (т), - 1] SI + [Кгаз (I) 1- |
1 ] Si}. |
(2 -5 -2 0 ) |
Учет динамических растягивающих нагрузок, которые могут действовать на кабель, приводит к еще большему возрастанию значений Ре и Мл , следовательно, и деформа ций удлинения и кручения. Учитывая это, обычно стремят ся к обеспечению значительного превышения (в несколько раз) полного относительного удлинения него упругой состав ляющей при разрыве ТПЖ над полным относительным уд линением (и его упругой составляющей) при разрыве кабеля.
По опытным данным эксплуатации бронированных каро тажных кабелей с резиновой изоляцией, применение в них
109
медных токопроводящих |
жил |
нецелесообразно |
по |
причи |
нам, изложенным в гл. |
1, § 3. |
Это обстоятельство |
привело |
|
к поискам конструкции |
жил, |
удовлетворяющих |
критерию |
(1—3—1). В результате был получен ряд конструкций [102, 147, 163], имеющих большой запас по относительному уд линению и его упругой составляющей за счет стальной или органической упругоудлиняющейся компоненты.
Например, согласно французскому патенту [147], в бро нированных кабелях, рассчитанных на большие растягиваю щие усилия, вокруг центральной медной проволоки накла
дывается повив, |
в котором одна из медных |
проволок |
за |
менена стальной. |
При скрутке жилы центральная медная |
||
проволока теряет |
прямолинейную форму и |
изгибается |
по |
спирали с шагом, равным шагу стальной. Всерийном КОБД-4 центральная медная проволока заключена в свод стальных. В термостойких каротажных кабелях нашла применение токопроводящая жила с трехпроволочным стальным сердеч ником, скрученным с коротким шагом, равным 5—8 диамет рам сердечника, и повивом из медных проволок [163]. От носительное удлинение при обрыве этой жилы составляет 3,2-У 3,7%, т. е. намного больше, чем у кабеля. Всесторон ние сравнительные испытания образцов, имитирующие эксп луатационные режимы, показали очевидные преимущества кабелей с токопроводящей жилой последней конструкции.
Весьма высокие потенциально-возможные эксплуатацион ные характеристики имеет и упругоудлиняющаяся жила согласно [102], в конструкции которой предусмотрено на ложение медных мягких проволок с коротким шагом или в виде оплетки вокруг органического сердечника. Изготов ление кабелей с .подобной токопроводящей жилой в насто ящее время технологически затруднено вследствие ее зна чительной вытяжки. Последнюю можно уменьшить осуществ лением ряда мероприятий на различных переделах изготов ления кабеля (принудительная отдача жилы и т. п.). Кабель с упругоудлиняющейся жилой (медная стренга, наложенная на органический сердечник), разработанный в ТашНИИКП М. Л. Берманом и В. Н. Заславским, показал высокие экс плуатационные характеристики.
Каротажные и другие грузонесущие кабели со стале медной жилой, имеющей трехпроволочный стальной сердеч ник, в течение ряда лет также показали высокую эксплуа тационную надежность.
Применение стале-медной жилы повышает не только эксплуатационную, но и технологическую надежность [103], Это подтверждается и данными ОКБ КП. В частности,уста
новлено, что |
внутренние |
знакопеременные |
напряжения |
в |
пластмассовой |
изоляции, |
возникающие при |
нагревании |
и |
ПО |
|
|
|
|
охлаждении кабеля, из-за различия коэффициентов темпе ратурного расширения меди и пластмассы (полиэтилена) вызывают образование петель на токопроводящей жиле. Это связано с тем, что полиэтилен, расширяясь значительно больше меди, передает растягивающие осевые усилия на жилу, в результате чего возможны необратимые удлинения ее проволок, сопровождающиеся при охлаждении изоляции петлеобразованием. Применение стале-медной жилы взамен медной значительно повышает надежность кабеля за счет ее большего модуля упругости и напряжения начала теку чести.
Недостаток таких жил—сравнительно большая трудоем кость изготовления и завышенный диаметр, что приводит к некоторому увеличению диаметра кабеля. Кроме того, вследствие значительной разницы в коэффициентах терми ческого расширения стали и меди при повышенных темпе ратурах возможно возникновение механических напряже ний, приводящих к нарушению „агрегатности“ жилы, а следовательно, и целостности изоляционных оболочек. Ге терогенность стале-медной жилы может привести к возник новению при высоких температурах гальванических эффек тов. Кроме того, наблюдаются случаи полного пережигания жил при пробое изоляции во время водных испытаний.
Токопроводящие жилы из медных проволок, имеющие минимальное сопротивление и минимальный диаметр, но в то же время и минимальную разрывную прочность, приме няются в каротажных кабелях с достаточно жесткой изоля цией (фторлон-40 Ш, ПЭНД и др.), препятствующей рас тяжению их выше предела упругих деформаций. Низкая разрывная прочность способствует увеличению электриче ского сопротивления жил в результате их вытяжки при из готовлении кабелей на различных технологических переде лах не только вследствие большого веса отдающих катушек, но и по другим причинам технологического характера. Комби нированные (в частности стале-медные) жилы, несмотря на при сущие им недостатки, наиболее полно соответствуют требо ваниям, предъявляемым к каротажным кабелям больших строительных длин, и применяются со всеми видами изо ляции.
Вкаротажных кабелях с малым диаметром жил (нап ример, многожильный малогабаритный для сейсморазведки) находит применение биметаллическая проволока, обладаю щая достаточно высокой механической прочностью и элект ропроводностью.
Внастоящее время проводятся работы по созданию жил каротажных кабелей из специальных сплавов, допускающих получение у жил (при минимальном диаметре) оптимальных
111
соотношений таких параметров, как механическая прочность, стойкость к изгибам и знакопеременным нагрузкам, элект ропроводность и т. д. Например, разрывная прочность про волоки из низкоомного сплава ХОТ по ТУ 08—110—68 в 2—2,5 раза выше, чем у меди, электропроводность ее ни же, чем у меди только в 1,6—1,7 раза, а упругие свойства почти такие же, как у стали. Применение этой проволоки позволяет избежать недостатков, свойственных стале-мед- ной и медной жилам, и создать однородную конструкцию жилы, на которую могут наноситься жаростойкие защищаю щие от окисления покрытия (серебро, никель и др.), рав ноценную по сопротивлению постоянному току при одина ковом диаметре и разрывном усилии стале-медной жиле.
Можно проследить определенную аналогию между опи санной токопроводящей жилой с проволоками из сплава ХОТ и жилой кабеля геоф. ст. „Халибуртон“ (США). Пос ледняя—стале-медная, но применение легирующих добавок в оптимальных соотношениях уменьшает отличия по неко торым механическим характеристикам „стальных“ и „мед ных“ проволок. „Медная“ соответствует по свойствам про волоке марки МТ по ГОСТу 2112—46, однако ее разрыв ная прочность ниже. „Стальная“ по своим характеристикам похожа на стальную отожженную. Токопроводящая жила кабеля геоф. ст. „Халибуртон“ состоит из семи проволок (4 с диаметром 0,54 мм и 3 с диаметром 0,49 мм)\ „оми ческое“ сопротивление жилы — 9,3 ом\км.
Характеристики проволок таковы:
„Стальные“ |
|
„Медные“ |
|
(d = |
0,49) |
|
(d = 0,54) |
Рразр, кгс |
9,06 |
|
7,3 |
у , % |
12 |
|
1,7 |
8„, кгс/см248,1 |
|
31,5 |
|
Химический состав проволок следующий: |
|||
Элемент |
Содержание в проволоке (%] |
||
|
|
„1стальной' |
,медной* |
Fe |
|
65,57 |
0,009 |
Cr |
3,2 |
— |
|
Mn |
0,29 |
— |
|
Zn |
|
24,01 |
3,8 |
Sn |
|
— |
0,8 |
Cu |
|
3,6 |
95,09 |
Al |
|
0,58 |
0,3 |
Si |
|
0,17 |
— |
112