Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных коэффициентов А, В и С и увеличением X и f. Умень­ шение коэффициента А сопровождается снижением продоль­ ной жесткости и, соответственно, условного модуля про­ дольной упругости кабеля Ек , поскольку

 

Ек = - 4 —,

(2 -5 -1 8 )

 

 

 

 

где

Ss — суммарная площадь поперечного сечения метал­

 

лической составляющей кабеля.

в единицах

Если выразить величину упругого удлинения

длины, то критерий устойчивости токопроводящей

жилы к

обрыву при нахождении кабеля в скважине можно

выра­

зить

в виде

 

 

 

 

еупр. ж

®к »

(2—5 19)

где

<?к = dU/dl.

 

 

 

Условие (2—5—19) является необходимым, но не доста­

точным для обеспечения

устойчивости жилы к обрывам при

любых эксплуатационных

режимах, поскольку

растягиваю­

щие

нагрузки, учтенные в (2—5—15), не являются

макси­

мальными. Отношение максимальных растягивающих нагру­ зок при спуске и подъеме кабеля при р = 2 г/смг состав­ ляют: для одножильного бронированного кабеля 1 : 4, трех­ жильного— 1:3, семижильного бронированного—1:2,5.Таким образом, с увеличением диаметра кабеля уменьшается раз­ ница Между Роп И Рпод.

Максимальные статические растягивающие усилия дей­ ствуют на кабель при подъеме его из скважины в момент

времени, соответствующий 1, = 0. В этом

случае

растяги­

вающее усилие, согласно (1—2—36), равно

 

Ре под = Рпод max ' QKL + Qarmн- Qrp-ь 2 Ртр

sиз-защ ‘ pL +

+XKt L+ pL 2 { [Кж (т), - 1] SI + [Кгаз (I) 1-

1 ] Si}.

(2 -5 -2 0 )

Учет динамических растягивающих нагрузок, которые могут действовать на кабель, приводит к еще большему возрастанию значений Ре и Мл , следовательно, и деформа­ ций удлинения и кручения. Учитывая это, обычно стремят­ ся к обеспечению значительного превышения (в несколько раз) полного относительного удлинения него упругой состав­ ляющей при разрыве ТПЖ над полным относительным уд­ линением (и его упругой составляющей) при разрыве кабеля.

По опытным данным эксплуатации бронированных каро­ тажных кабелей с резиновой изоляцией, применение в них

109



медных токопроводящих

жил

нецелесообразно

по

причи­

нам, изложенным в гл.

1, § 3.

Это обстоятельство

привело

к поискам конструкции

жил,

удовлетворяющих

критерию

(1—3—1). В результате был получен ряд конструкций [102, 147, 163], имеющих большой запас по относительному уд­ линению и его упругой составляющей за счет стальной или органической упругоудлиняющейся компоненты.

Например, согласно французскому патенту [147], в бро­ нированных кабелях, рассчитанных на большие растягиваю­ щие усилия, вокруг центральной медной проволоки накла­

дывается повив,

в котором одна из медных

проволок

за­

менена стальной.

При скрутке жилы центральная медная

проволока теряет

прямолинейную форму и

изгибается

по

спирали с шагом, равным шагу стальной. Всерийном КОБД-4 центральная медная проволока заключена в свод стальных. В термостойких каротажных кабелях нашла применение токопроводящая жила с трехпроволочным стальным сердеч­ ником, скрученным с коротким шагом, равным 5—8 диамет­ рам сердечника, и повивом из медных проволок [163]. От­ носительное удлинение при обрыве этой жилы составляет 3,2-У 3,7%, т. е. намного больше, чем у кабеля. Всесторон­ ние сравнительные испытания образцов, имитирующие эксп­ луатационные режимы, показали очевидные преимущества кабелей с токопроводящей жилой последней конструкции.

Весьма высокие потенциально-возможные эксплуатацион­ ные характеристики имеет и упругоудлиняющаяся жила согласно [102], в конструкции которой предусмотрено на­ ложение медных мягких проволок с коротким шагом или в виде оплетки вокруг органического сердечника. Изготов­ ление кабелей с .подобной токопроводящей жилой в насто­ ящее время технологически затруднено вследствие ее зна­ чительной вытяжки. Последнюю можно уменьшить осуществ­ лением ряда мероприятий на различных переделах изготов­ ления кабеля (принудительная отдача жилы и т. п.). Кабель с упругоудлиняющейся жилой (медная стренга, наложенная на органический сердечник), разработанный в ТашНИИКП М. Л. Берманом и В. Н. Заславским, показал высокие экс­ плуатационные характеристики.

Каротажные и другие грузонесущие кабели со стале­ медной жилой, имеющей трехпроволочный стальной сердеч­ ник, в течение ряда лет также показали высокую эксплуа­ тационную надежность.

Применение стале-медной жилы повышает не только эксплуатационную, но и технологическую надежность [103], Это подтверждается и данными ОКБ КП. В частности,уста­

новлено, что

внутренние

знакопеременные

напряжения

в

пластмассовой

изоляции,

возникающие при

нагревании

и

ПО

 

 

 

 


охлаждении кабеля, из-за различия коэффициентов темпе­ ратурного расширения меди и пластмассы (полиэтилена) вызывают образование петель на токопроводящей жиле. Это связано с тем, что полиэтилен, расширяясь значительно больше меди, передает растягивающие осевые усилия на жилу, в результате чего возможны необратимые удлинения ее проволок, сопровождающиеся при охлаждении изоляции петлеобразованием. Применение стале-медной жилы взамен медной значительно повышает надежность кабеля за счет ее большего модуля упругости и напряжения начала теку­ чести.

Недостаток таких жил—сравнительно большая трудоем­ кость изготовления и завышенный диаметр, что приводит к некоторому увеличению диаметра кабеля. Кроме того, вследствие значительной разницы в коэффициентах терми­ ческого расширения стали и меди при повышенных темпе­ ратурах возможно возникновение механических напряже­ ний, приводящих к нарушению „агрегатности“ жилы, а следовательно, и целостности изоляционных оболочек. Ге­ терогенность стале-медной жилы может привести к возник­ новению при высоких температурах гальванических эффек­ тов. Кроме того, наблюдаются случаи полного пережигания жил при пробое изоляции во время водных испытаний.

Токопроводящие жилы из медных проволок, имеющие минимальное сопротивление и минимальный диаметр, но в то же время и минимальную разрывную прочность, приме­ няются в каротажных кабелях с достаточно жесткой изоля­ цией (фторлон-40 Ш, ПЭНД и др.), препятствующей рас­ тяжению их выше предела упругих деформаций. Низкая разрывная прочность способствует увеличению электриче­ ского сопротивления жил в результате их вытяжки при из­ готовлении кабелей на различных технологических переде­ лах не только вследствие большого веса отдающих катушек, но и по другим причинам технологического характера. Комби­ нированные (в частности стале-медные) жилы, несмотря на при­ сущие им недостатки, наиболее полно соответствуют требо­ ваниям, предъявляемым к каротажным кабелям больших строительных длин, и применяются со всеми видами изо­ ляции.

Вкаротажных кабелях с малым диаметром жил (нап­ ример, многожильный малогабаритный для сейсморазведки) находит применение биметаллическая проволока, обладаю­ щая достаточно высокой механической прочностью и элект­ ропроводностью.

Внастоящее время проводятся работы по созданию жил каротажных кабелей из специальных сплавов, допускающих получение у жил (при минимальном диаметре) оптимальных

111


соотношений таких параметров, как механическая прочность, стойкость к изгибам и знакопеременным нагрузкам, элект­ ропроводность и т. д. Например, разрывная прочность про­ волоки из низкоомного сплава ХОТ по ТУ 08—110—68 в 2—2,5 раза выше, чем у меди, электропроводность ее ни­ же, чем у меди только в 1,6—1,7 раза, а упругие свойства почти такие же, как у стали. Применение этой проволоки позволяет избежать недостатков, свойственных стале-мед- ной и медной жилам, и создать однородную конструкцию жилы, на которую могут наноситься жаростойкие защищаю­ щие от окисления покрытия (серебро, никель и др.), рав­ ноценную по сопротивлению постоянному току при одина­ ковом диаметре и разрывном усилии стале-медной жиле.

Можно проследить определенную аналогию между опи­ санной токопроводящей жилой с проволоками из сплава ХОТ и жилой кабеля геоф. ст. „Халибуртон“ (США). Пос­ ледняя—стале-медная, но применение легирующих добавок в оптимальных соотношениях уменьшает отличия по неко­ торым механическим характеристикам „стальных“ и „мед­ ных“ проволок. „Медная“ соответствует по свойствам про­ волоке марки МТ по ГОСТу 2112—46, однако ее разрыв­ ная прочность ниже. „Стальная“ по своим характеристикам похожа на стальную отожженную. Токопроводящая жила кабеля геоф. ст. „Халибуртон“ состоит из семи проволок (4 с диаметром 0,54 мм и 3 с диаметром 0,49 мм)\ „оми­ ческое“ сопротивление жилы — 9,3 ом\км.

Характеристики проволок таковы:

Стальные

 

Медные

(d =

0,49)

 

(d = 0,54)

Рразр, кгс

9,06

 

7,3

у , %

12

 

1,7

8„, кгс/см248,1

 

31,5

Химический состав проволок следующий:

Элемент

Содержание в проволоке (%]

 

 

1стальной'

,медной*

Fe

 

65,57

0,009

Cr

3,2

Mn

0,29

Zn

 

24,01

3,8

Sn

 

0,8

Cu

 

3,6

95,09

Al

 

0,58

0,3

Si

 

0,17

112