Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

радиостанции — 8,5 тыс. руб.; САсг — средневзвешенная стои­ мость абонентской дуплексной станции, определяемая как

 

+ С а С2 + п 2^ А С 2

(8.90)

^ АС2

П2

 

 

 

где п'2 и п"ч — количество абонентских станций соответственно в мобильном и стационарном вариантах, а С'лсг и С"АС2 — их стои­ мость (оборудование мобильной станции 2РТМ-А2-4М — 1169 руб.; стационарной — 27РТС-Ц2-4М — 1477 руб.; стоимость монтаж­ ных работ — по действующим прейскурантам); Эцс2 ЭАсг — го­ довые эксплуатационные расходы на обслуживание соответствен­ но одной центральной и одной абонентской станций.

'Применение системы коммутируемой радиотелефонной связи будет экономически целесообразно, если

/7г< /7 2.

(8.91)

Рассмотрим использование ф-лы (8.91) на примере. Допустим, одна

абонент­

ская радиостанция в час наибольшей нагрузки делает 1 вызов при средней про­ должительности разговора 1,0 мин. Необходимо, чтобы оперативность связи бы­ ла не хуже Q = 0,9. При таких условиях по рис. 4.30 определяем я2= 2 0, а экстра­

поляция (см. рис. 4.26)

при тех же данных дает Яі =224. Следовательно, в соот­

ветствии с (8.87) т »

12. Примем стоимость

монтажа

абонентских станций рав­

ной

250 руб., средневзвешенную цену одной

радиостанции прямой

связи —

1323

руб., количество диспетчерских пунктов

системы

коммутируемой

радиоте­

лефонной связи Пі= 12. Нормативный коэффициент эффективности, как и преж­ де, £ H= 0,15. В соответствии с гл. 5 и 7 величины годовых эксплуатационных расходов при среднегодовой зарплате одного работающего ф= 1200 руб. буду? равны:

 

Зцс 2

=

0,267-1,2 = 0,32 тыс. руб.;

 

ЭА С 2

=

1,2 = 0,6

тыс. руб.

Центральную станцию системы «Алтай»

обслуживает 10 человек. Поэтому

Эцс 1

= 10 ф/0,344 = 10-1,2/0,344 =

35 тыс. руб.

Можно принять З а с і

=0,326

тыс. руб. Подставляя

все исходные данные в ф-лы

(8.88) ,и і(8.89), получим:

Яі = 0,15(164 + 224(1,98 + 0,25) + 12 (1,84 + 0,62)] +

+ 35 + 224-0,326 = 208 тыс. руб.

П2 = 0,15 [22-10-224 (1,323 + 0,25)] + 12-0,32 + 224-0,6 = 209 тыс. руб.

Таким образом, по величине приведенных затрат оба варианта в данных условиях оказываются примерно равноценными. Однако предпочтение должно быть отдано системе коммутируемой радиосвязи, так как она требует меньшего количества радиочастот и представляет абонентам некоторые дополнительные возможности, не отраженные в расчете.


Г Л А В А Д Е В Я Т А Я

Вопросы эксплуатации систем производственной связи

9.1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Современные системы производственной связи для своего созда­ ния, требуют комплексного' решения вопроса планирования, про­ ектирования, финансирования, строительства и эксплуатации. В свою очередь, правильная организация эксплуатации систем производственной связи представляет собой сложную комплекс­ ную задачу.

В гл. 5 была подробно рассмотрена структура эксплуатацион­ ных расходов. Минимум расходов достигается в том случае, если в составе систем производственной связи будет применена высоко­ надежная аппаратура и если обслуживаться она будет 'Квалифи­ цированными работниками. Задачей службы связи является обес­ печение бесперебойной работы всех средств передачи информации. Минимум эксплуатационных расходов и соответствующий уро­ вень функционирования — это два критерия, по которым может осуществляться синтез систем обслуживания. Однако в условиях производства наибольшее значение имеет второй критерий, по­ скольку он характеризует работоспособность подсистемы передачи информации в рамках системы управления, повышение эффектив­ ности которой должно оправдывать затраты на составляющие ее подсистемы (в том числе, передачи информации).

Поскольку технические средства связи являются восстанавли­ ваемыми элементами, система обслуживания этих средств характеризуется двумя критериями — коэффициентом готов­ ности и коэффициентом простоев. Как будет показано ниже, в ряде случаев удобнее использовать коэффициент простоев, который несколько удобнее характеризует .выполнение службой эксплуатации своих функций, а в некоторых случаях — коэффи­ циент готовности.

Коэффициент готовности и коэффициент простоев — это чис­ ленные показатели уровня функционирования системы связи, ха­ рактеризующего эффективность службы эксплуатации. Важно от­ метить, что целый ряд задач практически можно решить только

— 398 —



с использованием этого критерия,

а именно

задачи,

связанные с

обеспечением бесперебойной передачи информации.

Применение

в этих случаях чисто экономических

расчетов

часто

не позволяет

получить нужного результата, поскольку минимум эксплуатацион­ ных расходов 'может быть меньше того уровня организации экс­ плуатации, который соответствует заданному уровню функциони­ рования средств связи. Однако при решении некоторых специ­ фических задач (например, оптимальной замены элементов при профилактике) экономические методы оказьгваются приемлемыми.

Все вышесказанное обусловливает широкое использование ме­ тодов теории надежности и теории массового обслуживания для решения задач организации эксплуатации систем производствен­ ной связи. Указанные методы дают разные результаты для различ­ ных стратегий обслуживания.

Под с т р а т е г и е й о б с л у ж и в а н и я будем понимать поря­ док выполнения тех или иных операций, связанных с эксплуата­ цией средств связи. Ниже рассматриваются следующие группы стратегий обслуживания: а) профилактическое обслуживание си­

стем; б) ремонтные работы.

обслуживания

рассматривается в

Первая группа стратегий

разд. 9.2, а вторая —в іразд. 9.3.

данной главе, уже

Математические методы,

используемые в

знакомы читателю по предыдущим разделам книги и в основном не требуют каких-либо дополнительных пояснений. В этой главе не рассматриваются вопросы оптимального обнаружения и отыска­ ния неисправностей. Интересующиеся могут обратиться, например,

к

(70].

 

 

9.2. СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ

ся

Под профилактическим обслуживанием систем здесь понимает­

совокупность

следующих работ: а) контроль исправности;

б)

(проверка исправности; в) замена элементов и устройств.

 

К о н т р о л ь

и с п р а в н о с т и осуществляется с целью обна­

ружения отказов, как правило, без нарушения нормальной работы контролируемых элементов, устройств, систем. Существуют две основные стратегии контроля исправности — непрерывный и перио­ дический. При непрерывном контроле в рассматриваемую систему включаются специальные устройства, .предназначенные для обна­ ружения и индикации отказов. Если обозначить интенсивность от­ казов контролируемой системы через Âi, а интенсивность отказов системы контроля Â2 , то общий коэффициент готовности будет равен:

ѵіѵ2-г Пѵ2+ Х2\т

где ѵі; Ѵ2 — интенсивность ремонтов соответственно для контроли­ руемой системы и системы контроля.

— 399 —


Если система контроля идеальна, то получаем известное выра­ жение для коэффициента готовности:

Ті

(9.2)

Лт 4" Äi

 

Формулу (9.1) можно представить несколько в ином виде, если •числитель и знаменатель разделить на ѵгѵг:

1

(9. Г)

Кг =

+ — ■

^•2

Ѵх

Ѵ 2

Отсюда наглядно видно, что величина коэффициента готовно­ сти целиком определяется отношениями Яі/ѵі и Яг/ѵг. Поэтому если величина коэффициента готовности задана, то область возможных

 

решений по

организации

контро­

 

ля

исправности

(выбор

контро­

 

лирующей и

контролируемых си­

 

стем исходя из интенсивности от­

 

казов или определение периодич­

 

ности

профилактических

работ)

 

может

быть

установлена,

если

 

рассматривать зависимость

меж­

 

ду Яі/лц и IЯ2/ѵ2 Крис. 9.1).

Если

 

заданы

и

коэффициент

готовно­

 

сти

и

отношение Яі/ѵі,

то

ф-ла

 

(9.'Г)

дает

возможность

непо­

 

средственно выбрать систему кон­

 

троля

по

величине

отношения

L-1 А» Яг/ѵ2

. Наоборот,

при

известных

Кг Л коэффициенте готовности

и отно-

Ряс. 9.1. Область возможных реше-

шении Яг/ѵг можно определить

по

нии организации непрерывного кон­

величине Яц/лц, какие системы мо­

троля исправности при заданной ве­

жет

контролировать

данная

си­

личине коэффициента готовности сис­

стема контроля.

 

 

 

 

 

темы в целом (контролируемой си­

 

периодичес­

стемы и системы контроля)

При

организации

 

кого

контроля

затраты

на

его

осуществление уменьшаются, так как уменьшается стоимость си­ стемы контроля. Однако если контроль системы производится че­ рез Т часов, то отказ системы, появившийся за отрезок времени между двумя соседними проверками, будет оставаться некоторое время (меньше, чем Т) неустраненным. Ожидаемое время простоя чсонтролируемой системы между проверками можно определить как

г

 

т к = f ( T - t ) f ( t ) d T ,

(9.3)

где Тк — ожидаемое время простоя системы от момента возникно­ вения отказа до момента проверки при условии, что устранение

— 400 —