Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АТС; тип аккумуляторных батарей; количество и мощность выпря­ мительных устройств; высоту подъема мачты для размещения ан­ тенн укв радиостанций, диаметр тоікшедущей жилы кабельных ли­ ний при заданной величине затухания или величину затухания при заданном диаметре жил; диаграмму уровней при применении ап­ паратуры высокочастотного уплотнения; параметры влияния ли­ ний сильного тока и электрифицированных железных дорог на ка­ бели связи и некоторые другие величины. Методики подобных ра­ счетов достаточно подробно рассмотрены в [7, 40—42, 61, 64, 89, 96, 97 и др.].

Технико-экономические расчеты, подкрепляющие целесообраз­ ность принятых решений по районированию ПАТС, их узлообразованию, а также размещению шкафов и других распределительных устройств, при проектировании систем производственной связи вы­ полняются крайне редко, хотя описания методики данных расчетов имеются в литературе [54, 96 и др.]. Причиной такого положения являются как недостатки этих методик (в частности, серьезные ограничения в исходных посылках), так и значительные вычисли­ тельные сложности при пользовании ими. Совсем не производятся при проектировании систем производственной связи расчеты: коли­ чества абонентов, которые могут пользоваться одним оконечным устройством передачи информации; числа оконечных устройств (телефонных аппаратов, радиостанций и пр.), включение которых допустимо в одну сеть; оптимального типа применяемого обору­ дования; целесообразности использования той или иной схемы ор­ ганизации связи и других задач, которые требуют для своего ре­ шения знания параметров входящего потока (см. разд. 3.2), спе­ циальной методики и значительных вычислительных сложностей. Эти вопросы в литературе отражения не нашли, но если вникнуть в них более івнимательно, то окажется, что именно они отражают существо производственной связи, так как их решение тесным об­ разом связано с увязкой системы производства и системы произ­ водственной связи.

В перспективе ожидается автоматизация проектных работ. Уже сейчас наличие солидной нормативной базы позволяет полностью автоматизировать процесс составления смет, спецификаций, ведо­ мостей, разработку і(а точнее выборку) большого количества типо­ вых монтажных и конструктивных чертежей (схемы станционных соединений, кабельные планы, установочные чертежи, подпольные желоба, кабель-росты и т. п.), и также типовых чертежей энерге­ тической части проекта и гражданских сооружений.

Организация внедрения систем производственной связи. Орган или служба, которые выполняют предпроектные работы, как прави­ ло, осуществляют управление ходом работ по вводу какой-либо очереди системы производственной связи в эксплуатацию. Прежде всего заключается договор либо с институтом — генеральным про­ ектировщиком данного производства, либо со специализированной проектной организацией. Затем рассматриваются и утверждают­

— 41 —



ся проектные документы, открывается финансирование, заказыва­ ются в установленном порядке оборудование и кабельная продук­ ция, обеспечивается их хранение; заключается договор с генпод­ рядной строительной организацией или (при отсутствии общестрои­ тельных работ) непосредственно со специализированной монтаж­ ной организацией; учитывается, контролируется и регулируется ход (монтажных работ; .контролируется ввод объектов в эксплуата­ цию. Все перечисленные работы в настоящее время выполняются людьми, с огромным трудом поддаются формализации и в бли­ жайшей перспективе трудно ожидать передачу решения этих во­ просов в ведение ЭВМ.

Разработка и изготовление аппаратуры. Разработкой и изготов­ лением аппаратуры радиоэлектроники и связи и, в частности, ап­ паратуры производственной связи занимается в основном одна от­ расль народного хозяйства — радиопромышленность.

Некоторые устройства производственной связи изготавливают­ ся предприятиями Министерства связи, Министерства путей сооб­ щений и других ведомств. Поставка этих устройств предприя­ тиям и стройкам осуществляется по их ежегодным заявкам орга­ нами Главснаба.

Монтаж. Устройства производственной связи, как правило, мон­ тируются организациями Министерства монтажных и специальных работ СССР и Министерства связи по инструкциям, утвержденным этими министерствами. В некоторых случаях монтаж выполняется силами служб эксплуатации промышленных предприятий и строек.

Функции учета, контроля, регулирования монтажных работ, а также их планирования, организации и нормирования в перспек­ тиве будут автоматизированы в рамках отраслевой АСУ строитель­ ства.

Эксплуатация. Устройства производственной связи вследствие их недостаточной надежности требуют постоянного обслуживания. С этой целью на промышленных предприятиях и стройках созда­ ются специальные эксплуатационные подразделения. Как правило, уровень специализации служб эксплуатации, их численность, пе­ риодичность профилактического обслуживания, организация ре­ монта и другие вопросы определяются на основе действующих ве­ домственных нормативных документов, составленных применитель­ но к определенным условиям и не учитывающих (или недостаточ­ но учитывающих) их разнообразие на практике. Между тем такие математические методы есть. В гл. 9 показано, как с помощью этих методов решаются некоторые задачи организации эксплуатации си­ стем производственной связи. Несомненно, что применение ЭВМ для решения подобных задач может коренным образом преобра­ зить существующие организационные формы обслуживания средств производственной связи, сделать службы эксплуатации промышленных предприятий и строек эффективными.

— 42 —


Г Л А В А В Т О Р А Я

Краткие сведения

оматематическом аппарате проектирования систем производственной связи

2.1.ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Предмет, цель и задача теории. Теория массового обслужива­ ния является основой для расчета систем связи. Предметом теории является количественное описание процессов, получивших назва­ ние «•массовое обслуживание». Указанные процессы протекают в сфере коммунальных, тортовых, транспортных и т. п. услуг (мас­ терские по ремонту бытовых приборов, магазины, бани, кассы, городской транспорт и т. д.), что и обусловило название этих про­ цессов, а через них и всей теории. К ним могут быть отнесены и такие процессы, которые, на первый взгляд, не имеют ничего обще­ го с процессами обслуживания,— размещение точек противоракет­ ной обороны, выбор способа проведения ремонта машин, опреде­ ление числа резервных элементов сложного технического устрой­ ства и т. д. Тем не менее все эти процессы и задачи имеют одина­ ковую математическую модель и описываются одними и темя же дифференциальными уравнениями.

Современная математическая наука под массовыми процессами или явлениями понимает такие, которые .имеют место в совокуп­ ностях большого числа равноправных или почти равноправных объектов и определяются именно этим массовым характером явле­ ния и лишь в незначительной мере зависят от природы составляю­ щих объектов [36].

Массовые процессы или явления неизбежны в любой иерархи­ чески организованной системе. На каждом уровне таких систем связь между подсистемами необходимо рассматривать независимо от внутренней структуры каждой подсистемы. Это означает, что закономерности развития внешних связей между подсистемами от­ личны от закономерностей внутреннего развития каждой подсисте­ мы в отдельности. Подобные статистические закономерности наб­ людаются всегда, когда мы имеем дело с массой однородных слу­ чайных явлений. Закономерности, проявляющиеся в этой массе, оказываются практически независимыми от индивидуальных осо­ бенностей отдельных случайных явлений, входящих в массу [28].

— 43 —

Математическая модель процесса массового обслуживания мо­ жет быть описана следующим образом: на вход некоторого уст­

ройства, которое

можно назвать о б с л у ж и в а ю щ и м ,

поступает

поток требований

(вызовов, заявок и т. д.), носящий,

как прави­

ло, случайный характер. Каждое из этих требований находится в обслуживающем устройстве также, как правило, случайное время (до окончания прццесса обслуживания).

Несмотря на то, что такая модель кажется весьма простой, су­ ществует большое количество ее разновидностей. Это объясняется тем, что каждое обслуживающее устройство состоит из определен­ ного количества обслуживателей (обслуживающих аппаратов). Например, АТС (обслуживающее устройство) содержит в себе сотни, а 'иногда и тысячи коммутационных приборов (обслуживаю­ щие аппараты). Если в определенный момент времени число посту­ пивших требований превысит число обслуживателей, то обслужи­ вание «избыточной» части требований будет задержано (системы с ожиданием) или вообще сорвано (системы с потерями). В сис­ темах с ожиданием задерживаемое требование может быть либо поставлено на ожидание, сколько бы на это не потребовалось вре­ мени, либо, в зависимости от длины очереди, поставлено на ожи­ дание (если очередь короткая) или получить отказ в обслужива­ нии (если очередь длинная), либо поставлено на ожидание до ка­ кого-то определенного момента времени, а затем (если к этому моменту оно будет еще необслуженным) исключено из очереди.

Процессы обслуживания отличаются и по организации обслу­ живающего устройства: его структуре, дисциплине обслуживания.

По структуре различают однофазовые и многофазовые обслужи­ вающие устройства. Если требование обслуживается только одним обслужиівателем, то обслуживающее устройство однофазовое. При­ мером такого устройства является сеть диспетчерской связи, когда один разговор — требование— осуществляется одним обслуживателем, состоящим из телефонного аппарата, линии и соответствую­ щего абонентского комплекта коммутатора диспетчера.

В том случае, когда одно требование последовательно обраба­ тывается несколькими обслуживателями, обслуживающее устрой­ ство является многофазовым. Примером такого устройства яв­ ляется АТС, соединение на которой, как известно, устанавливает­ ся по ступеням искания.

Требования, поступающие на вход обслуживающего устрой­ ства, могут обслуживаться в порядке очереди; в случайном по­ рядке; с преимуществом для требований определенного вида (об­ служивание с приоритетом) и другими разнообразными способами.

Расчеты характеристик массового обслуживания упрощаются, если систему, вырабатывающую требования для обслуживающего устройства, можно считать состоящей из бесконечного числа ис­ точников. Если такое допущение невозможно, то следует установить конечное число этих источников, так как тогда необходимо будет учитывать не только состояние (количество занятых обслуживаю-

— 44 —

/


щих аппаратов) обслуживающего устройства, но и состояния ис­ точников возникновения требований. Реально ни одна система не может иметь бесконечного числа источников. Однако, когда число этих источников очень велико (больше 40-Р 100), можно считать, что число их не ограничено. Такое допущение возможно вследст­ вие того, что степень точности вычислений в данном случае будет удовлетворительной для решения практически любых задач и воз­ растет с увеличением числа источников требований. В других за­ дачах число требований, одновременно поступающих на вход об­ служивающего устройства, принципиально не может быть больше определенного числа. Например, число поступивших одновременно требований в радиосети не может превышать числа радиостанций.

Имеет принципиальное значение и структура обслуживающего устройства. Задачи массового обслуживания решаются по-разно­ му в случаях, когда в обслуживающем устройстве содержится бес­ конечное количество обслуживателей и когда количество сугубо ограничено. Реально неограниченного числа обслуживателей ни в одном устройстве быть не может. Однако, если число обслужива­ телей в устройстве достаточно велико, то можно принять указан­ ное допущение. Это позволяет значительно упростить решение за­ дач, связанных с такими устройствами.

Если каждое поступившее требование может быть принято к обслуживанию любым из свободных в данный момент обслужива­ телей, то устройство, содержащее эти аппараты, называется неупо­ рядоченным. Примером такого устройства может быть совокуп­ ность средств связи цеха, содержащая несколько телефонных ап­ паратов. В упорядоченных устройствах аппараты, как правило, пронумерованы и новое требование обслуживается только первым аппаратом, если он свободен, или вторым, если первый занят, или третьим, если заняты первый и второй и т. д. Примером упорядо­ ченного устройства является горизонтальное поле декадно-шагово­ го искателя автоматической телефонной станции, который осущест­ вляет свободное (вращательное) движение. В некоторых упорядо­ ченных устройствах аппараты загружаются в порядке очереди, т. е. освободившийся обслуживатель становится в очередь и не загру­ жается до тех пор, пока не получат работу все аппараты, освобо­ дившиеся ранее него. Возможны и другие способы упорядочения устройств.

В практических условиях регулировать количество поступаю­ щих в обслуживающее устройство требований в течение задан­ ного отрезка времени весьма затруднительно или даже невозмож­ но. Это объясняется тем, что обслуживающее устройство, как вид­ но из названия процессов и теории, является частью системы, соз­ дающей для него поток требований (система связи по отношению к системе управления; сфера бытовых, коммунальных и прочих услуг •— по отношению к данному человеческому обществу и т. д.). Указанный поток требований обычно (но не обязательно) являет­ ся случайным (см. ниже). Однако всегда имеется возможность ре­

— 45 —