Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потери по времени Pt численно равны вероятности занятости всех линий:

Потери по вызовам могут быть представлены в виде

1 = 0

Можно убедиться в том, что при п->оа последняя формула пере­ ходит в формулу Эрланга.

Время обслуживания требования определяется, с одной сторо­ ны, пропускной способностью обслуживающего аппарата, а с дру­ гой стороны, продолжительностью поступившего требования. Это время является случайным, поскольку случайными являются про­ должительности вызовов (длительность разговоров, число слов в телеграмме и т. д.) и пропускная способность обслуживающих ап­ паратов (время установления соединения телефонисткой я т. п.).

Если при рассмотрении входящего потока требований основное внимание уделяется интенсивности потока, являющейся дискретной случайной величиной, то время обслуживания обычно считается непрерывной случайной величиной. Дискретный пуассоновский про­ цесс характеризуется только функцией распределения вида

ft=0

k= о

представляющей собой «лестницу» с бесконечным множеством «ступенек», начинающихся в неотрицательных целочисленных аб­ сциссах. Поэтому можно говорить не только о функции распреде­ ления вероятностей случайной величины времени обслуживания вида (2.1), но и о ее плотности вида (2.2). Как в теоретических ис­ следованиях, так и на практике, часто применяется показательный закон распределения этой случайной величины. Интенсивность К, как следует из табл. 2.1, в данном случае представляет собой об­ ратную величину математического ожидания времени обслужива-

— 52 —

CS (N

ТО

Я

X

ч

хо

ОБСЛУЖИВАНИЯ

— ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ)

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ЗАДАЧ МАССОВОГО

(ВХОДЯЩИЙ ПОТОК — ПУАССОНОВСКИЙ, ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

ч

с

;>

оя

оя

с в

X я

ш о .

S с

і

 

Я

 

X о

 

>*о.

 

ч

 

о 2

3,

„ «г

О S

 

 

I

 

CD

S

V

а>

I 0)

D

V

. К «5 s

я я я st

О * s а)

2я Й5 чet«о.

S g в*

S О

О І « о « с і ОЮ s

3 ° й ё.®

s у 5 & я

►7* я X н в

0^1« 5 31S

J3 5

cu 5

CD ~

РЭ

1»| 5

Я І

Ä>!

к

СиCD

а І а

=*> о

•ч: I О

+

++

:и з

5

ИЗ

I £>

о.

л* 1— ^ *0С*

 

S

5

 

CD

а> х

 

Я

S s

 

Я

я сч

 

ТО

S- о.

 

ЧГ

 

R а>

*

X

я н

*

* 2

О

о

о с

U

 

U =

53 —


*4>

5Я*

сз >, stq

яо

о S'S

оФS-

О л ^

s äg Si<8| я о Я н я 1

«о о

S , а; со «у

st

я

*

I s

<g 3

О д

gl

§& 2 у з'о

я

SET

• И ] I!

V.

6

СХ

 

 

 

•£*

 

 

 

=5>

 

 

 

I

 

 

 

S

 

 

 

■ W 1

:H

J

І И ]

 

 

 

 

 

 

: «о]

 

 

 

 

о.

И

 

:

 

+a

и +

 

 

 

о

 

 

 

 

CL

CL

^

ö

+

гы о

D

 

 

 

■ И ]

X

 

5

3,

о

 

Й W

'S" *г"

 

 

 

 

 

 

°s

 

 

 

 

 

О) st

 

 

 

 

 

о <>

 

 

 

 

 

Я Л

 

 

 

 

 

Оо

 

 

 

 

 

(UЕГ

 

 

 

 

 

ГГо

W

i

 

 

 

 

 

 

 

 

S

S

 

$ щ

 

2

ЕС

X 2

 

К

Я

ЕС

К

 

Он

та

та

та

о.

 

(1)

э

st=C

К CU

 

н

я b

 

о

*

*

 

 

 

с

о

^

ю

и

о

о

U

О

и s

 

— 54 —

 

 

 


ния t. Поэтому функция показательного распределения может быть представлена в виде

_ £

 

/ ’( 0 = 1 — е

 

(2.8)

а плотность этого распределения

£

 

_

 

f(f) = k e

* .

(2.8')

Функция показательного закона распределения представляет со­ бой плавную кривую, асимптотически стремящуюся к единице.

Примеры использования показательного закона распределения случайной величины времени обслуживания в сетях производствен­ ной связи приведены в разд. 3.2. Надо отметить, что гипотеза о показательном законе распределения данной случайной величи­ ны в сетях производственной связи достаточно хорошо согласует­ ся с практикой при рассмотрении продолжительности телефонных разговоров, времени передачи телеграмм и т. д. Однако, как будет показано в следующем разделе, не вызывают принципиальных трудностей и задачи, когда время обслуживания подчиняется про­ извольному закону распределения.

Расчетные формулы для задач массового обслуживания с пу­ ассоновским входящим потоком и показательным временем обслу­ живания. Как уже указывалось выше, предположения о том, что входящий на сети связи поток вызовов является пуассоновским, а время обслуживания одного вызова подчиняется показательному закону, на практике применяются весьма часто, поскольку эти до­ пущения довольно близко отражают реальную картину. Поэтому весьма существенно уметь количественно решать задачи массово­ го обслуживания, исходя из данных предположений.

Рассмотрим следующую общую задачу. Пусть имеется m источ­ ников нагрузки для обслуживающего устройства, содержащего ѵ обслуживателей, каждый из которых может одновременно обслу­ живать только один вызов. Если в момент поступления вызова имеется хоть один свободный сбслуживатель, он немедленно при­ ступает к работе. Не имеет значения, относится система к числу упорядоченных или нет. Поток вызовов подчиняется пуассоновско­ му закону распределения, а время обслуживания — показательно­ му. Возможны четыре типа сетей.

1)без потерь и без ожидания: каждый вызов, поступивший в любой момент времени, немедленно будет принят к обслуживанию свободным обслуживателем, поскольку число последних не ограни­ чено;

2)с потерями: -вызоів, поступивший ,в момент, копда все обелуживатели заняты, покидает обслуживающее устройство неудовлет­

воренным;

3)с ожиданием: вызов, поступивший в момент, когда имеется*

55 —


хотя бы один свободный обслуживатель, 'немедленно поступает іна ■обслуживание; вызов, заставший все обслуживатели занятыми, ожидает до тех пор, пока один из этих обслуживателей освобо­ дится и приступит к обслуживанию данного вызова;

4) с ожиданием и потерями: вызов, заставший все обслужива­ тели занятыми, ожидает в том случае, если в момент его поступ­ ления очередь была меньше г0; в противном случае вызов те­ ряется, т. е. покидает рассматриваемое устройство необслуженным.

Для каждой из указанных сетей составляются соответствующие системы дифференциальных уравнений, решение которых позволяет получить все необходимые расчетные формулы. Поскольку во всех рассматриваемых сетях принцип составления и решения диффе­ ренциальных уравнений одинаков, он может быть хорошо проиллю­ стрирован на примере одной конкретной задачи — определения ха­ рактеристик ожидания освобождения занятого телефонного аппара­ та на исходящем конце (см. гл. 3). Поэтому здесь не приводятся

выводы формул, которые

в ряде случаев весьма трудоемки.

В табл. 2.2 приведены

готовые результаты произведенных ра­

счетов для перечисленных выше сетей. Обозначения, принятые в ней, использовались ранее или объяснены самой таблицей. Кроме содержащихся в ней показателей, характеризующих рассматривае­ мые сети, на практике применяются и другие показатели, но все они могут быть получены из табличных. Например, важнейшим показа­ телем, определяющим качество обслуживания системы с потеря­ ми, является вероятность отказа очередному вызову в обслужи­ вании. Эта вероятность может быть получена из формулы для ри

шутем замены k = v , т. е.

 

 

Рѵ =

Po.

(2.9)

 

v\

 

Данная формула справедлива и для систем с ожиданием, но она имеет другой физический смысл: рѵ здесь выступает как вероят­ ность занятия всех ѵ обслуживателей.

Математическое ожидание числа занятых обслуживателей в со- -ответствии с определением математического ожидания равно

V

 

V = "V kpk.

(2.10)

k=i

 

Подставляя в эту формулу значения ри, взятые из табл. 2.2, можем получить интересующую нас величину для всех рассмат­ риваемых сетей.

Если в системах с ожиданием необходимо узнать вероятность

.PJ того, что число требований, ожидающих начала обслуживания, 'больше некоторого числа х ( ѵ ^ х ^ т ) , то

тX

Р х = Ул Р к = \ — £ р * .

(2.11)

fe= * + l

ft=0

 

56 —