Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
Потери по времени Pt численно равны вероятности занятости всех линий:
Потери по вызовам могут быть представлены в виде
1 = 0
Можно убедиться в том, что при п->оа последняя формула пере ходит в формулу Эрланга.
Время обслуживания требования определяется, с одной сторо ны, пропускной способностью обслуживающего аппарата, а с дру гой стороны, продолжительностью поступившего требования. Это время является случайным, поскольку случайными являются про должительности вызовов (длительность разговоров, число слов в телеграмме и т. д.) и пропускная способность обслуживающих ап паратов (время установления соединения телефонисткой я т. п.).
Если при рассмотрении входящего потока требований основное внимание уделяется интенсивности потока, являющейся дискретной случайной величиной, то время обслуживания обычно считается непрерывной случайной величиной. Дискретный пуассоновский про цесс характеризуется только функцией распределения вида
ft=0 |
k= о |
представляющей собой «лестницу» с бесконечным множеством «ступенек», начинающихся в неотрицательных целочисленных аб сциссах. Поэтому можно говорить не только о функции распреде ления вероятностей случайной величины времени обслуживания вида (2.1), но и о ее плотности вида (2.2). Как в теоретических ис следованиях, так и на практике, часто применяется показательный закон распределения этой случайной величины. Интенсивность К, как следует из табл. 2.1, в данном случае представляет собой об ратную величину математического ожидания времени обслужива-
— 52 —
CS (N
ТО
Я
X
ч
хо
ОБСЛУЖИВАНИЯ |
— ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ) |
ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ЗАДАЧ МАССОВОГО |
(ВХОДЯЩИЙ ПОТОК — ПУАССОНОВСКИЙ, ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ |
ч
с
;>
оя
оя
с в
X я
ш о .
S с
і |
|
Я |
|
X о |
|
>*о. |
|
ч -Г |
|
о 2 |
3, |
„ «г |
|
О S |
|
|
I |
|
CD |
S
V
а>
I 0)
D
V
. К «5 s
я я я st
О * s а)
2я Й5 чet«о.
S g в*
S О
О І « о « с і ОЮ s
3 ° й ё.®
s у 5 & я
►7* я X н в
0^1« 5 31S
J3 5
cu 5
CD ~
РЭ
1»| 5
Я І
Ä>!
к
СиCD
а І а |
=*> о |
•ч: I О
+
++
:и з
5
ИЗ
I £>
о.
л* 1— ^ *0С*
|
S |
5 |
|
CD |
а> х |
|
Я |
S s |
|
Я |
я сч |
|
ТО |
S- о. |
|
ЧГ |
|
|
R а> |
|
* |
X |
я н |
* |
* 2 |
|
О |
о |
о с |
U |
|
U = |
53 —
*4>
5Я*
сз >, stq
яо
о S'S
оФS-
О л ^
s äg Si<8| я о Я н я 1
«о о
S , а; со «у
st
я
*
I s
<g 3
О д
gl
§& 2 у з'о
я
SET
• И ] I!
V.
6
СХ |
|
|
|
•£* |
|
|
|
=5> |
|
|
|
I |
|
|
|
S |
|
|
|
■ W 1 |
:H |
J |
І И ] |
|
|
|
|
|
|
: «о] |
|
|
|
|
о. |
И |
|
: |
|
+a |
и + |
|
|
|
о |
|
|
|
|
CL |
CL |
^ |
ö |
+ |
гы о |
D |
|
|
|
■ И ]
X
|
5 |
3, |
=ъ |
о |
|
Й W |
'S" *г" |
|
|||
|
|
|
|
|
|
°s |
|
|
|
|
|
О) st |
|
|
|
|
|
о <> |
|
|
|
|
|
Я Л |
|
|
|
|
|
Оо |
|
|
|
|
|
(UЕГ |
|
|
|
|
|
ГГо |
W |
i |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
S |
S |
|
$ щ |
|
|
2 |
ЕС |
X 2 |
||
|
К |
Я |
ЕС |
К |
|
|
Он |
та |
та |
та |
о. |
|
(1) |
э |
st=C |
К CU |
|
|
н |
я b |
|||
|
о |
* |
* |
|
|
|
с |
о |
^ |
||
ю |
и |
о |
о |
||
U |
О |
и s |
|||
|
— 54 — |
|
|
|
ния t. Поэтому функция показательного распределения может быть представлена в виде
_ £ |
|
|
/ ’( 0 = 1 — е |
|
(2.8) |
а плотность этого распределения |
£ |
|
_ |
|
|
f(f) = k e |
* . |
(2.8') |
Функция показательного закона распределения представляет со бой плавную кривую, асимптотически стремящуюся к единице.
Примеры использования показательного закона распределения случайной величины времени обслуживания в сетях производствен ной связи приведены в разд. 3.2. Надо отметить, что гипотеза о показательном законе распределения данной случайной величи ны в сетях производственной связи достаточно хорошо согласует ся с практикой при рассмотрении продолжительности телефонных разговоров, времени передачи телеграмм и т. д. Однако, как будет показано в следующем разделе, не вызывают принципиальных трудностей и задачи, когда время обслуживания подчиняется про извольному закону распределения.
Расчетные формулы для задач массового обслуживания с пу ассоновским входящим потоком и показательным временем обслу живания. Как уже указывалось выше, предположения о том, что входящий на сети связи поток вызовов является пуассоновским, а время обслуживания одного вызова подчиняется показательному закону, на практике применяются весьма часто, поскольку эти до пущения довольно близко отражают реальную картину. Поэтому весьма существенно уметь количественно решать задачи массово го обслуживания, исходя из данных предположений.
Рассмотрим следующую общую задачу. Пусть имеется m источ ников нагрузки для обслуживающего устройства, содержащего ѵ обслуживателей, каждый из которых может одновременно обслу живать только один вызов. Если в момент поступления вызова имеется хоть один свободный сбслуживатель, он немедленно при ступает к работе. Не имеет значения, относится система к числу упорядоченных или нет. Поток вызовов подчиняется пуассоновско му закону распределения, а время обслуживания — показательно му. Возможны четыре типа сетей.
1)без потерь и без ожидания: каждый вызов, поступивший в любой момент времени, немедленно будет принят к обслуживанию свободным обслуживателем, поскольку число последних не ограни чено;
2)с потерями: -вызоів, поступивший ,в момент, копда все обелуживатели заняты, покидает обслуживающее устройство неудовлет
воренным;
3)с ожиданием: вызов, поступивший в момент, когда имеется*
—55 —
хотя бы один свободный обслуживатель, 'немедленно поступает іна ■обслуживание; вызов, заставший все обслуживатели занятыми, ожидает до тех пор, пока один из этих обслуживателей освобо дится и приступит к обслуживанию данного вызова;
4) с ожиданием и потерями: вызов, заставший все обслужива тели занятыми, ожидает в том случае, если в момент его поступ ления очередь была меньше г0; в противном случае вызов те ряется, т. е. покидает рассматриваемое устройство необслуженным.
Для каждой из указанных сетей составляются соответствующие системы дифференциальных уравнений, решение которых позволяет получить все необходимые расчетные формулы. Поскольку во всех рассматриваемых сетях принцип составления и решения диффе ренциальных уравнений одинаков, он может быть хорошо проиллю стрирован на примере одной конкретной задачи — определения ха рактеристик ожидания освобождения занятого телефонного аппара та на исходящем конце (см. гл. 3). Поэтому здесь не приводятся
выводы формул, которые |
в ряде случаев весьма трудоемки. |
В табл. 2.2 приведены |
готовые результаты произведенных ра |
счетов для перечисленных выше сетей. Обозначения, принятые в ней, использовались ранее или объяснены самой таблицей. Кроме содержащихся в ней показателей, характеризующих рассматривае мые сети, на практике применяются и другие показатели, но все они могут быть получены из табличных. Например, важнейшим показа телем, определяющим качество обслуживания системы с потеря ми, является вероятность отказа очередному вызову в обслужи вании. Эта вероятность может быть получена из формулы для ри
шутем замены k = v , т. е. |
|
|
Рѵ = |
Po. |
(2.9) |
|
v\ |
|
Данная формула справедлива и для систем с ожиданием, но она имеет другой физический смысл: рѵ здесь выступает как вероят ность занятия всех ѵ обслуживателей.
Математическое ожидание числа занятых обслуживателей в со- -ответствии с определением математического ожидания равно
V |
|
V = "V kpk. |
(2.10) |
k=i |
|
Подставляя в эту формулу значения ри, взятые из табл. 2.2, можем получить интересующую нас величину для всех рассмат риваемых сетей.
Если в системах с ожиданием необходимо узнать вероятность
.PJ того, что число требований, ожидающих начала обслуживания, 'больше некоторого числа х ( ѵ ^ х ^ т ) , то
тX
Р х = Ул Р к = \ — £ р * . |
(2.11) |
|
fe= * + l |
ft=0 |
|
56 —