ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
устанавливают так, чтобы бревна располагались в продольном на правлении.
В каждую линейку и секцию устанавливаются сплоточные еди ницы из одноименных сортиментов. Установка сплоточных единиц из разных сортиментов («шахматка») в одну линейку или секцию не допускается.
§ 5. УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ РЕЧНЫХ И ОЗЕРНЫХ ПЛОТОВ
Для сохранения неизменяемости формы плота и предупрежде ния его разрушения при транспортировке каждый плот имеет про дольные, поперечные и дополнительные крепления. .
Продольные крепления. Продольные крепления, к которым от носятся лежни и однобревенный оплотник, воспринимают на грузки, передаваемые от буксира и от воздействия на плот волн. Для лежней применяют стальные канаты диаметром 18,5—28,0 мм. Число лежней в плоту зависит от его конструкции и ширины. В лежневых плотах число лежней несколько меньше числа линеек или равно ему; в секционных плотах прокладывают два бортовых,
а иногда и средний лежни. Концы лежней |
закрепляют |
в головной |
|
и хвостовой частях секций или плотов, а по длине — к |
сплоточным |
||
единицам, к оплотнику и к поперечным |
креплениям. |
Варианты |
|
закрепления лежней в концевых частях и по длине плота |
пока |
||
заны на рис. 12. Для исключения самораскручивания |
гаек |
пла |
стинчатые сжимы 6 шплинтуют или подкладывают под них пру жинящие шайбы.
Однобревенный оплотник составляют из бревен хвойных пород диаметром 18—22 см. Бревна соединяют между собой оплотными цепями с замком типа «утка» (рис. 13, а) или тросовыми стропами (рис. 13, г). Для этого в бревнах на расстоянии 28—30 см от тор цов просверливают отверстия диаметром 65 мм.
В некоторых конструкциях плотов продольные лежни соеди няют с оплотником, пропуская их через оплотные цепи, скрепляя соединительными скобами или проволокой (рис. 13, а, б, в). Про дольный однобревенный оплотник соединяют с бортовыми пучками секций бортовыми комплектами, выполненными из гибкого сталь ного троса d= 12-4-14 мм с цепными надставками и рычажными замками на концах. Бортовой комплект охватывает оплотник в 1,0 или 1,5 оборота, и после утяжки концы соединяют рычажным замком (рис. 14). В некоторых конструкциях плотов вместо однобревенного оплотника применяют пакетные боны.
Поперечные крепления. К поперечным креплениям плотов от носятся бортовые комплекты, поперечные счалы и поперечный од нобревенный оплотник (или пакетные боны).
Поперечные счалы выполняют из стальных тросов диаметром 12—18 мм с цепными надставками, рычажными замками или коу
шами на концах. Счал |
прокладывают поперек секции |
или |
плота |
с охватом оплотника. Счалы в различных конструкциях |
плотов |
||
укладывают по разному, |
с охватом пучков восьмеркой |
(рис. 15,а), |
47
с охватом двух, трех или четырех пучков (рис. 15, б) или проклад кой троса поверху сплоточных единиц. Во всех случаях перед со единением или закреплением концов счал утягивается лебедкой или другим механизмом.
|
Рис. 13. |
Способы соединения |
ошютных |
бревен: |
||
а — цепями |
(лежень |
продергивают м е ж д у |
цепями); |
б — то ж е , |
лежень крепят соединитель |
|
ной |
скобой; |
в — то |
ж е , лежень |
крепят проволокой; г |
— тросовым стропом |
При формировании некоторых конструкций озерных плотов для увеличения их прочности два бортовых пучка соединяют друг с другом при помощи ромжин, специальных комплектов и рычагов
(рис. 16). Поперечный оплотник соединяют с продольным оплотными цепями.
Дополнительные крепления. К дополнительным креплениям от носятся поперечные брустверы, усы-растяжки, швартовые гужи и др. Поперечные брустверы придают головной и хвостовой частям плота и шлюзуемых секций большую прочность. Бруствер выпол няют в виде трехбревенного бона из бревен или хлыстов, уложен ных с разгонкой стыков и соединенных проволочными хомутами.
3 Заказ № 1877 |
49 |
Рис. 15. Способы наложения на плот (секцию) поперечных счалов:
а — с обхватом восьмеркой; б — с обхватом трех пучков; / — пучок; 2— продольный оплотник; 3 — поперечный оплотиик; 4 — поперечный счал
Тросовый Я b~opmкомплект
Рис. |
16. Соединение |
бортовых |
пучков: |
|
а — борткомплектом; о — при |
помощи |
бревен; |
1 — бортовые пучки; 2 — продольный оплот - |
|
ник; 3 — поперечный |
оплотник; |
4 — борткомилект; |
5 — бревно; б — ромжина |
Рис. 17. Установка |
бруствера на |
плоту: |
|
/ — пучки головного (хвостового) |
ряда |
секции (плота); |
2 —бруствер; 3 — тросо |
вый |
комплект; 4 — рычаги |
|
3*
Длина бруствера равна ширине шлюзуемой секции или плота. Бру ствер укладывают в один или два ряда на крайние ряды пучков (рис. 17) на расстоянии не менее 1,5 м от их торцов. К пучкам брустверы прикрепляют тросами и рычагами.
Усы-растяжки предназначены для передачи усилий, возникаю щих в период буксировки плота, с бортовых лежней на средние. Выполняются из тросов диаметром не менее 22 мм. Усы-растяжки устанавливают в голове и в хвосте плота под углом 45° к его оси и соединяют их с бортовыми и средними лежнями (или оплотником) скобами и сжимами.
В плотах, которые в процессе транспортировки проходят через гидроузлы, каждую шлюзуемую секцию оборудуют швартовыми гужами, служащими для закрепления буксирных тросов за секцию при ее шлюзовании.
Секционные плоты формируют из секций путем их соединения друг с другом по длине и ширине плота. По длине плота секции соединяются соединительными скобами за коуши бортовых леж ней (см. рис. 10, а), а по ширине — оплотными цепями за оплотник или поперечными счалами.
В этом параграфе рассмотрены лишь некоторые конструкции поперечных, продольных и дополнительных креплений,, наиболее характерных для применяемых в нашей стране типов речных и озерных плотов. Для конкретной конструкции плотов порядок и способ наложения креплений определяется действующими в дан ном сплавном бассейне правилами сплава.
§ 6. ПРИМЕРЫ КОНСТРУКЦИЙ п л о т о в
Речные плоты. Для сплава по рекам применяют лежневые пло ты и плоты в ошлаговке, в оплотнике и без оплотника. В зависи
мости от условий сплава размеры речных |
плотов колеблются |
||
в следующих пределах: длина — от 200 до 700 м, |
ширина — от 10 |
||
до 140 м, объем плота — от 2000 до |
3000 м3. |
|
|
Л е ж н е в ы й п л о т по ширине |
формируют |
из |
нескольких ли |
неек, каждая из котороых состоит из сплоточных единиц, прикреп ленных к одному общему тросу-—лежню. Лежни являются про дольным креплением плота. Поперечными креплениями являются поперечные счалы, идущие от одного борта плота к другому по верх сплоточных единиц. Поперечные счалы прокладывают через 30—40 м. Концы счалов шлагом или другим способом заделывают за бортовые сплоточные единицы и лежни плота. Недостаток этих
плотов — большой расход |
формировочного такелажа, особенно |
||||
тросов. В |
настоящее |
время лежневые плоты |
применяют лишь |
||
в некоторых сплавных |
бассейнах (например, |
в |
Ангаро-Енисей- |
||
ском). |
|
|
|
|
|
П л о т |
в о ш л а г о в к е , |
так же как и лежневый, |
формируют из |
линеек. Продольное крепление плота состоит из бортовых и сред них лежней. Бортовые лежни прокладывают с наложением двух шлагов на два-три бревна каждой сплоточной единицы бортовых
52
линеек. Средние лежни прокладывают с наложением также двух шлагов на два-три бревна каждой сплоточной единицы.
Поперечным креплением плота являются поперечные счалы, чи сло которых определяется «Правилами сплава». Первый и послед ний счалы прокладываются по вторым рядам пучков, считая от головной и хвостовой частей плота. Концы поперечных счалов кре пят за бортовой лежень с одновременным наложением шлага на сплоточные единицы.
Плоты в ошлаговке нерациональны из-за большого расхода формировочного такелажа, больших затрат труда на формировку и быстрого износа лежней. Эти плоты применяют лишь при букси ровке леса на короткие расстояния.
П л о т ы в о п л о т н и к е формируют из секций одинаковых раз меров длиной от 50 до 100 м и шириной от 9 до 27 м. Число сек ций по длине и ширине плота определяется условиями сплавного пути. Для стандартизации такелажа размеры секции в пределах одного сплавного бассейна принимают одинаковыми.
Каждую секцию по периметру обносят однобревенным оплотником. Внутри секции сплоточные единицы установлены поперечными рядами, а каждый ряд набран из сплоточных единиц, имеющих одинаковую длину.
Продольное крепление состоит из продольного оплотника и лежней, прокладываемых по бортам плота. Каждая бортовая спло точная единица плота крепится к продольному оплотнику одним бортовым комплектом (см. рис. 14). При коротких расстояниях буксировки допускается ставить борткомплекты через одну спло
точную |
единицу. Лежни плота крепят за продольный |
оплотник |
(см. рис. 13) и закрепляют за пучки, расположенные |
в торцах |
|
плота |
(рис. 12). Концы лежней оканчиваются коушами, |
при по |
мощи которых бортовые лежни плота скобами соединяются с бук сирными тросами. В голове и хвосте плота прокладывают усырастяжки.
Поперечными креплениями секций и плота служат поперечный оплотник и брустверы. Брустверы укладывают в головной и хво стовой частях плота. Порядок установки поперечного оплотника определяется правилами сплава. Речные секционные плоты в оплотнике в настоящее время применяют в Северо-Двинском
сплавном |
бассейне. |
|
|
|
|
С х е м а |
с е к ц и й |
п л о т а |
б е з о п л о т н и к а |
приведена на |
|
рис. 18, |
а. |
В торцах |
каждой |
секции в поперечном |
направлении |
устанавливают по два ряда пучков. По периметру секции на каж дый пучок накладывают по два тросовых борткомплекта 2, имею щих цепную вставку и рычажный замок. Продольное крепление секции состоит из двух бортовых лежней 3, а поперечное — из тор цовых 4 и внутренних 6 поперечных счалов. Концы поперечных счалов одним оборотом охватывают крайние в поперечных рядах
пучки. Бортовые |
лежни и торцовые |
поперечные |
счалы |
крепятся |
|||
к |
борткомплектам |
пластинчатыми сжимами |
5. Плот формируют |
||||
из |
двух секций |
по |
ширине и шести |
секций |
по |
длине. |
Секции |
53
в плоту соединяют соединительными |
скобами: |
по |
длине — за |
||
коуши бортовых лежней, |
а по ширине — за коуши |
поперечных |
сча |
||
лов. Конструкция плота |
без оплотника |
для условий |
сплава |
по |
р. Амур разработана ЦНИИ лесосплава. Удельный расход фор
мировочного такелажа около 1 |
кгс/м3. |
|
|
||||
Озерные плоты. Озерные плоты транспортируют по озерам, во |
|||||||
дохранилищам |
и смешанным трассам |
при сильном волнении и ну- |
|||||
У |
2 |
1 |
6 |
J |
5 |
5 |
| |
Y |
r r i |
II |
1 |
I r r V n |
rjAr, |
||
7 |
|
|
II |
|
|
t |
|
- |
у |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
-- ._L т — \ |
+—г <Н-н т—г |
f - г |
-г- t- |
+ - т |
t- |
J"
I H I ; - - Н Ч - - H H - - H |
|
|
||||||
|
._LU- |
i |
j |
L |
—r- |
|||
|
• |
i |
1 |
i |
•1 |
|||
i n |
L i |
i |
i |
|
i |
1 |
||
' |
1 |
i |
• i |
|
i |
|
|
|
|
. |
i |
i |
J_ |
|
i |
|
|
|
|
1 |
|
"l—г |
1 |
|
|
|
jl |
|
i |
|- L J - |
i |
1 |
|||
|
! |
|
r |
|
1 |
|||
I n |
• тi |
г т |
- iГ - Н - |
1i |
1. 1i |
|||
№4- |
• |
1 f i |
J —i1 |
г ' 1 L-JЫ- Y-4J |
-- J |
|||
II s Lll—1—I—1 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
4 |
V |
|
|
- hhr - |
||
i |
i |
i-i |
i |
|
i |
i |
! |
i |
|
i |
i |
! |
i |
|
ii |
i! |
|||
ii |
|
! |
i |
|
Ii |
! |
i |
||
±, |
||||
I |
\~\- T i - r |
г
Рис. 18. Схема секций плотов
- H |
|
++ |
- ' |
i, |
1 |
i L , |
||
ii" |
|
|
||||||
|
|
! |
|
1 |
|
|
I |
|
i |
|
|
|
|
L |
|||
|
|
|
Iir |
—i— |
||||
i |
|
|
|• |
i1 |
i1 |
|||
|
|
|
|
—г |
! |
i |
||
i |
|
|
| |
i |
|
- L . |
i |
|
|
|
! |
|
|
1 |
I |
||
4- |
|
|
1 • |
i |
r |
i |
i |
|
|
|
|
||||||
- H |
UL 44 - r |
|
|
i |
||||
|
—1i- - ii — |
|||||||
7 |
1—J—I_1L |
|
|
|
|
|
||
без |
оплотника: |
|
|
|
|
|
а—речного: |
/ — пучок; |
2 — борткомплект; 3— бортовой лежень; |
4 — поперечный |
торцовый |
счал; 5 — пластинчатый |
сжим; 6 — поперечный внутренний счал; |
б — озерного: |
/ — пучок; |
|
2 — пластинчатый сжим; 3 — поперечный счал; 4 — бортовой |
лежень; 5 — бруствер |
левых, или почти нулевых, скоростях течения. От речных озерные плоты отличаются большей прочностью, более сложным крепле нием и габаритом.
Увеличение прочности плотов достигается за счет усиления их бортов, наиболее подверженных разрушительному действию волн, увеличения жесткости головной и хвостовой частей плотов за счет прокладки дополнительных брустверов, а также за счет увеличе ния расхода формировочного такелажа.
Для всех трасс применяют секционные озерные плоты. Ведущая роль в создании новых конструкций озерных плотов
принадлежит ЦНИИ лесосплава и тресту Камлесосплав. В каче-
51