Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устанавливают так, чтобы бревна располагались в продольном на­ правлении.

В каждую линейку и секцию устанавливаются сплоточные еди­ ницы из одноименных сортиментов. Установка сплоточных единиц из разных сортиментов («шахматка») в одну линейку или секцию не допускается.

§ 5. УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ РЕЧНЫХ И ОЗЕРНЫХ ПЛОТОВ

Для сохранения неизменяемости формы плота и предупрежде­ ния его разрушения при транспортировке каждый плот имеет про­ дольные, поперечные и дополнительные крепления. .

Продольные крепления. Продольные крепления, к которым от­ носятся лежни и однобревенный оплотник, воспринимают на­ грузки, передаваемые от буксира и от воздействия на плот волн. Для лежней применяют стальные канаты диаметром 18,5—28,0 мм. Число лежней в плоту зависит от его конструкции и ширины. В лежневых плотах число лежней несколько меньше числа линеек или равно ему; в секционных плотах прокладывают два бортовых,

а иногда и средний лежни. Концы лежней

закрепляют

в головной

и хвостовой частях секций или плотов, а по длине — к

сплоточным

единицам, к оплотнику и к поперечным

креплениям.

Варианты

закрепления лежней в концевых частях и по длине плота

пока­

заны на рис. 12. Для исключения самораскручивания

гаек

пла­

стинчатые сжимы 6 шплинтуют или подкладывают под них пру­ жинящие шайбы.

Однобревенный оплотник составляют из бревен хвойных пород диаметром 18—22 см. Бревна соединяют между собой оплотными цепями с замком типа «утка» (рис. 13, а) или тросовыми стропами (рис. 13, г). Для этого в бревнах на расстоянии 28—30 см от тор­ цов просверливают отверстия диаметром 65 мм.

В некоторых конструкциях плотов продольные лежни соеди­ няют с оплотником, пропуская их через оплотные цепи, скрепляя соединительными скобами или проволокой (рис. 13, а, б, в). Про­ дольный однобревенный оплотник соединяют с бортовыми пучками секций бортовыми комплектами, выполненными из гибкого сталь­ ного троса d= 12-4-14 мм с цепными надставками и рычажными замками на концах. Бортовой комплект охватывает оплотник в 1,0 или 1,5 оборота, и после утяжки концы соединяют рычажным замком (рис. 14). В некоторых конструкциях плотов вместо однобревенного оплотника применяют пакетные боны.

Поперечные крепления. К поперечным креплениям плотов от­ носятся бортовые комплекты, поперечные счалы и поперечный од­ нобревенный оплотник (или пакетные боны).

Поперечные счалы выполняют из стальных тросов диаметром 12—18 мм с цепными надставками, рычажными замками или коу­

шами на концах. Счал

прокладывают поперек секции

или

плота

с охватом оплотника. Счалы в различных конструкциях

плотов

укладывают по разному,

с охватом пучков восьмеркой

(рис. 15,а),

47


с охватом двух, трех или четырех пучков (рис. 15, б) или проклад­ кой троса поверху сплоточных единиц. Во всех случаях перед со­ единением или закреплением концов счал утягивается лебедкой или другим механизмом.

 

Рис. 13.

Способы соединения

ошютных

бревен:

а — цепями

(лежень

продергивают м е ж д у

цепями);

б — то ж е ,

лежень крепят соединитель­

ной

скобой;

в — то

ж е , лежень

крепят проволокой; г

— тросовым стропом

При формировании некоторых конструкций озерных плотов для увеличения их прочности два бортовых пучка соединяют друг с другом при помощи ромжин, специальных комплектов и рычагов

(рис. 16). Поперечный оплотник соединяют с продольным оплотными цепями.

Дополнительные крепления. К дополнительным креплениям от­ носятся поперечные брустверы, усы-растяжки, швартовые гужи и др. Поперечные брустверы придают головной и хвостовой частям плота и шлюзуемых секций большую прочность. Бруствер выпол­ няют в виде трехбревенного бона из бревен или хлыстов, уложен­ ных с разгонкой стыков и соединенных проволочными хомутами.

3 Заказ № 1877

49


Рис. 15. Способы наложения на плот (секцию) поперечных счалов:

а — с обхватом восьмеркой; б — с обхватом трех пучков; / — пучок; 2— продольный оплотник; 3 — поперечный оплотиик; 4 — поперечный счал

Тросовый Я b~opmкомплект

Рис.

16. Соединение

бортовых

пучков:

а — борткомплектом; о — при

помощи

бревен;

1 — бортовые пучки; 2 — продольный оплот -

ник; 3 — поперечный

оплотник;

4 — борткомилект;

5 — бревно; б — ромжина

Рис. 17. Установка

бруствера на

плоту:

/ — пучки головного (хвостового)

ряда

секции (плота);

2 —бруствер; 3 — тросо­

вый

комплект; 4 — рычаги

 

3*

Длина бруствера равна ширине шлюзуемой секции или плота. Бру­ ствер укладывают в один или два ряда на крайние ряды пучков (рис. 17) на расстоянии не менее 1,5 м от их торцов. К пучкам брустверы прикрепляют тросами и рычагами.

Усы-растяжки предназначены для передачи усилий, возникаю­ щих в период буксировки плота, с бортовых лежней на средние. Выполняются из тросов диаметром не менее 22 мм. Усы-растяжки устанавливают в голове и в хвосте плота под углом 45° к его оси и соединяют их с бортовыми и средними лежнями (или оплотником) скобами и сжимами.

В плотах, которые в процессе транспортировки проходят через гидроузлы, каждую шлюзуемую секцию оборудуют швартовыми гужами, служащими для закрепления буксирных тросов за секцию при ее шлюзовании.

Секционные плоты формируют из секций путем их соединения друг с другом по длине и ширине плота. По длине плота секции соединяются соединительными скобами за коуши бортовых леж­ ней (см. рис. 10, а), а по ширине — оплотными цепями за оплотник или поперечными счалами.

В этом параграфе рассмотрены лишь некоторые конструкции поперечных, продольных и дополнительных креплений,, наиболее характерных для применяемых в нашей стране типов речных и озерных плотов. Для конкретной конструкции плотов порядок и способ наложения креплений определяется действующими в дан­ ном сплавном бассейне правилами сплава.

§ 6. ПРИМЕРЫ КОНСТРУКЦИЙ п л о т о в

Речные плоты. Для сплава по рекам применяют лежневые пло­ ты и плоты в ошлаговке, в оплотнике и без оплотника. В зависи­

мости от условий сплава размеры речных

плотов колеблются

в следующих пределах: длина — от 200 до 700 м,

ширина — от 10

до 140 м, объем плота — от 2000 до

3000 м3.

 

 

Л е ж н е в ы й п л о т по ширине

формируют

из

нескольких ли­

неек, каждая из котороых состоит из сплоточных единиц, прикреп­ ленных к одному общему тросу-—лежню. Лежни являются про­ дольным креплением плота. Поперечными креплениями являются поперечные счалы, идущие от одного борта плота к другому по­ верх сплоточных единиц. Поперечные счалы прокладывают через 30—40 м. Концы счалов шлагом или другим способом заделывают за бортовые сплоточные единицы и лежни плота. Недостаток этих

плотов — большой расход

формировочного такелажа, особенно

тросов. В

настоящее

время лежневые плоты

применяют лишь

в некоторых сплавных

бассейнах (например,

в

Ангаро-Енисей-

ском).

 

 

 

 

 

П л о т

в о ш л а г о в к е ,

так же как и лежневый,

формируют из

линеек. Продольное крепление плота состоит из бортовых и сред­ них лежней. Бортовые лежни прокладывают с наложением двух шлагов на два-три бревна каждой сплоточной единицы бортовых

52


линеек. Средние лежни прокладывают с наложением также двух шлагов на два-три бревна каждой сплоточной единицы.

Поперечным креплением плота являются поперечные счалы, чи­ сло которых определяется «Правилами сплава». Первый и послед­ ний счалы прокладываются по вторым рядам пучков, считая от головной и хвостовой частей плота. Концы поперечных счалов кре­ пят за бортовой лежень с одновременным наложением шлага на сплоточные единицы.

Плоты в ошлаговке нерациональны из-за большого расхода формировочного такелажа, больших затрат труда на формировку и быстрого износа лежней. Эти плоты применяют лишь при букси­ ровке леса на короткие расстояния.

П л о т ы в о п л о т н и к е формируют из секций одинаковых раз­ меров длиной от 50 до 100 м и шириной от 9 до 27 м. Число сек­ ций по длине и ширине плота определяется условиями сплавного пути. Для стандартизации такелажа размеры секции в пределах одного сплавного бассейна принимают одинаковыми.

Каждую секцию по периметру обносят однобревенным оплотником. Внутри секции сплоточные единицы установлены поперечными рядами, а каждый ряд набран из сплоточных единиц, имеющих одинаковую длину.

Продольное крепление состоит из продольного оплотника и лежней, прокладываемых по бортам плота. Каждая бортовая спло­ точная единица плота крепится к продольному оплотнику одним бортовым комплектом (см. рис. 14). При коротких расстояниях буксировки допускается ставить борткомплекты через одну спло­

точную

единицу. Лежни плота крепят за продольный

оплотник

(см. рис. 13) и закрепляют за пучки, расположенные

в торцах

плота

(рис. 12). Концы лежней оканчиваются коушами,

при по­

мощи которых бортовые лежни плота скобами соединяются с бук­ сирными тросами. В голове и хвосте плота прокладывают усырастяжки.

Поперечными креплениями секций и плота служат поперечный оплотник и брустверы. Брустверы укладывают в головной и хво­ стовой частях плота. Порядок установки поперечного оплотника определяется правилами сплава. Речные секционные плоты в оплотнике в настоящее время применяют в Северо-Двинском

сплавном

бассейне.

 

 

 

С х е м а

с е к ц и й

п л о т а

б е з о п л о т н и к а

приведена на

рис. 18,

а.

В торцах

каждой

секции в поперечном

направлении

устанавливают по два ряда пучков. По периметру секции на каж­ дый пучок накладывают по два тросовых борткомплекта 2, имею­ щих цепную вставку и рычажный замок. Продольное крепление секции состоит из двух бортовых лежней 3, а поперечное — из тор­ цовых 4 и внутренних 6 поперечных счалов. Концы поперечных счалов одним оборотом охватывают крайние в поперечных рядах

пучки. Бортовые

лежни и торцовые

поперечные

счалы

крепятся

к

борткомплектам

пластинчатыми сжимами

5. Плот формируют

из

двух секций

по

ширине и шести

секций

по

длине.

Секции

53


в плоту соединяют соединительными

скобами:

по

длине — за

коуши бортовых лежней,

а по ширине — за коуши

поперечных

сча­

лов. Конструкция плота

без оплотника

для условий

сплава

по

р. Амур разработана ЦНИИ лесосплава. Удельный расход фор­

мировочного такелажа около 1

кгс/м3.

 

 

Озерные плоты. Озерные плоты транспортируют по озерам, во­

дохранилищам

и смешанным трассам

при сильном волнении и ну-

У

2

1

6

J

5

5

|

Y

r r i

II

1

I r r V n

rjAr,

7

 

 

II

 

 

t

-

у

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

-- ._L т — \

+—г <Н-н т—г

f - г

-г- t-

+ - т

t-

J"

I H I ; - - Н Ч - - H H - - H

 

 

 

._LU-

i

j

L

—r-

 

i

1

i

•1

i n

L i

i

i

 

i

1

'

1

i

• i

 

i

 

 

 

.

i

i

J_

 

i

 

 

 

 

1

 

"l—г

1

 

 

jl

 

i

|- L J -

i

1

 

!

 

r

 

1

I n

• тi

г т

- iГ - Н -

1i

1. 1i

№4-

1 f i

J —i1

г ' 1 L-JЫ- Y-4J

-- J

II s Lll—1—I—1

 

 

 

 

 

 

 

4

V

 

 

- hhr -

i

i

i-i

i

i

i

!

i

i

i

!

i

ii

i!

ii

 

!

i

Ii

!

i

±,

I

\~\- T i - r

г

Рис. 18. Схема секций плотов

- H

 

++

- '

i,

1

i L ,

ii"

 

 

 

 

!

 

1

 

 

I

i

 

 

 

 

L

 

 

 

Iir

—i—

i

 

 

|

i1

i1

 

 

 

 

—г

!

i

i

 

 

|

i

 

- L .

i

 

 

!

 

 

1

I

4-

 

 

1

i

r

i

i

 

 

 

- H

UL 44 - r

 

 

i

 

—1i- - ii —

7

1—J—I_1L

 

 

 

 

 

без

оплотника:

 

 

 

 

 

а—речного:

/ — пучок;

2 — борткомплект; 3— бортовой лежень;

4 — поперечный

торцовый

счал; 5 — пластинчатый

сжим; 6 — поперечный внутренний счал;

б — озерного:

/ — пучок;

2 — пластинчатый сжим; 3 — поперечный счал; 4 — бортовой

лежень; 5 — бруствер

левых, или почти нулевых, скоростях течения. От речных озерные плоты отличаются большей прочностью, более сложным крепле­ нием и габаритом.

Увеличение прочности плотов достигается за счет усиления их бортов, наиболее подверженных разрушительному действию волн, увеличения жесткости головной и хвостовой частей плотов за счет прокладки дополнительных брустверов, а также за счет увеличе­ ния расхода формировочного такелажа.

Для всех трасс применяют секционные озерные плоты. Ведущая роль в создании новых конструкций озерных плотов

принадлежит ЦНИИ лесосплава и тресту Камлесосплав. В каче-

51