Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С у д о в ы е

п е р е в о з к и — это

транспортировка различных

ле­

соматериалов

(в обработанном виде, в виде

полуфабрикатов

или

круглого леса)

в самоходных судах

(лесовозах)

или в несамоходных

баржах, буксируемых пароходами или теплоходами. Судовые пере­ возки леса осуществляются по морям, крупным озерам, водохрани­ лищам, по зарегулированным участкам рек и по рекам вверх по течению.

Такие виды сплава, как молевой, котельный, лесосплав в спло­ точных единицах, сплав плотов под управлением рабочих и транс­

портировка лесосплавным флотом небольших плотов или их

частей

из верховьев рек и из притоков обычно объединяют в понятие

п е р ­

в о н а ч а л ь н ы й с п л а в .

 

Транспортировку плотов по крупным водным магистралям за

тягой буксирных с у д о в

и

с у д о в ы е

п е р е в о з к и

леса

не­

редко объединяют в понятие транзитный сплав.

 

 

 

 

 

В табл. 1 приведены данные, характеризующие соотношение от­

дельных видов водного транспорта

леса по пуску и

по

прибытию

в конечные пункты в общем объеме

сплава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

Соотношение отдельных

видов

водного

транспорта

 

леса

 

 

 

 

 

 

С о о т н о ш е н и е

отдельных видов

в о д н о г о

 

 

 

транспорта

леса, % к

о б щ е м у

о б ъ е м у

Виды водного транспорта

леса

 

п у с к Е

с п л а в

прибытие

в конеч ­

 

 

ные

пункты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

1975 г.

 

1970 г.

 

1975

г.

 

 

 

69,6

55,0

 

25

 

20

 

 

 

 

25,8

37,7

 

63

 

64

 

Судовые перевозки

 

 

4,6

 

7,3

 

12

 

16

 

Планом развития народного хозяйства страны предусматривается дальнейшее приближение предприятий деревообработки к местам заготовки древесины, а также строительство сети железных дорог, которые пересекут основные сплавные магистрали Севера, Восточной и Западной Сибири. В дальнейшем будет продолжаться сокращение объемов молевого сплава по рекам I и I I категорий, а также имею­ щим большое рыбохозяйственное значение. Пополнение речного флота тоннажем для перевозок леса создаст предпосылки для раз­ вития судовых перевозок по водохранилищам, озерам и рекам.

Эти и некоторые другие мероприятия приведут к некоторому из­ менению в соотношениях видов сплава и к сокращению дальности водных перевозок леса. Однако водный транспорт леса не потеряет своего значения.

8


§ 2. ТРАНСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СХЕМЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛЕСА

В зависимости от характеристики водного пути, объемов и рас­ стояния сплава транспортировка леса от приречных складов лесо­ возных дорог до конечных пунктов может быть организована по раз­ личным транспортно-производственным схемам (рис. 1).

По схеме, изображенной на рис. 1, а, транспортировка леса от приречных складов до пункта назначения осуществляется только молевым сплавом. При сплаве по этой схеме заготовленные в зимнее время и подвезенные к реке лесоматериалы складируют на приреч­ ных складах и до начала сплава хранят в штабелях. .С наступлением сплавного периода эти лесоматериалы сбрасывают в воду. Лесо­ материалы, вывозимые на склады во время сплавного периода, сбра­ сывают в воду, минуя укладку их в штабеля. Если на пути движе­ ния лесоматериалов встречаются небольшие озера или тиховодные участки, то транспортировка леса на этих участках производится кошелями (рис. 1, б). После проводки через неблагоприятные уча­ стки кошели распускают и лесоматериалы снова поступают в моле­ вой сплав.

В промежуточных и конечных пунктах сплава лесоматериалы задерживают наплавными лесозадерживающими сооружениями — запанями. Из запаней лесоматериалы поступают к выгрузочным участкам. Поскольку при молевом сплаве различные сортименты сплавляются все вместе, на рейдах приплава их сортируют по сор­ там, породам и сортиментам или на воде в сортировочных устрой­ ствах, или на берегу в процессе выгрузки леса на берег.

По схеме, изображенной на рис. 1, в, по несудоходным участкам рек проводят молевой сплав, а по судоходным лесоматериалы транс­ портируют в плотах или перевозят в судах. На границе несудоход­

ной и судоходной

частей рек организованы сортировочно-сплоточ-

но-формовочные

или сортировочно-погрузочные рейды. На этих

рейдах лесоматериалы задерживают запанями, сортируют в сорти­ ровочных устройствах, сплачивают в сплоточные единицы или грузят в суда. Из сплоченных единиц формируют плоты. В процессе бук­ сировки плотов в связи с изменением путевых условий приходится изменять габарит плотов (длину и ширину). В отдельных случаях возникает необходимость изменять не только ширину и длину пло­ тов, но и увеличивать осадку сплоточных единиц. Эти работы выпол­ няют переформировочные рейды.

В конечных пунктах сплава плоты расформировывают, сплоточ­ ные единицы при необходимости распускают и лесоматериалы вы­ гружают на берег. Прибывшие на рейды приплава суда устанавли­ вают у выгрузочных причалов. После выгрузки из воды лесомате­

риалы направляют в деревоперерабатывающие цехи,

укладывают

в штабеля запаса, грузят в железнодорожные вагоны

или в

авто­

машины. Перевалку лесоматериалов из воды в вагоны или в

авто­

машины ведут лесоперевалочные предприятия.

 

 

По схеме, изображенной на рис. 1, в, в настоящее время транс­ портируют более половины всех сплавляемых лесоматериалов.

9



11

/

> l /

>

) I I ) )• i I >

I >

i I ' ' ' l ' > i > ' i >

\"/

r

 

 

 

 

Рис. 1.

Трансгюртно-производственные

схемы

водного

лесотранспорта:

/ — приречный

склад для

молевого

сплава;

2 — молевой

сплав;

3 — запань;

4

рейд

приплава;

5 — сортировочно-сплоточно-формировочный

 

рейд;

 

б — к о т е л ь н ы й

лесо­

сплав;

7 — п у н к т

роспуска

кошелей;

8 — буксировка

плотов;

9 — с у д о в ы е

перевозки

леса;

10 — склад

лесоматериалов;

/ / ~ лесоперерабатывающие

 

или

лесоперевалочные

предприятия;

12 — приречный

склад

береговой сплотки;

13 — сплав

сплоточных

еди ­

ниц;

14 — рейд

для сортировки сплоточных единиц и

формирования

плотов;

15 — за­

 

 

топляемое зимнее

плотбище; 16 — зимняя

лесовозная дорога

 

 


По схеме рис. 1, г лесоматериалы сплачивают в сплоточные еди­ ницы в межнавигационный период. Сплотка ведется на берегу, на льду небольших озер, затонов, стариц и т. д. С наступлением сплав­ ного периода сплоточные единицы спускают в воду. Начинается лесосплав сплоточных единиц. На границе с судоходной частью реки организуется сортировочно-формировочный рейд. На этом рейде сплоточные единицы задерживают, сортируют и формируют из них плоты. От рейда до потребителей плоты буксируют теплохо­ дами. Такая же организация работ возможна и в навигационный период при береговой сплотке.

Если к зимнему плотбищу или складу (рис. 1, д) примыкают судоходные или временно судоходные магистрали, плоты формируют на воде возле плотбища. Если береговую сплотку ведут на затоп­ ляемом плотбище, сплоточные единицы сразу укладывают в секции с прокладкой формировочного такелажа. С началом навигации сек­ ции выводят в основное русло реки и формируют из них плоты. При благоприятных условиях на затопляемых плотбищах сразу форми­ руют целые плоты, готовые к буксировке после наступления сплав­ ного периода.

По схемам гид (рис. 1) транспортируется около 20% сплав­ ляемых лесоматериалов.

Если лесовозная дорога примыкает к судоходным или временно судоходным магистралям, а вблизи пункта примыкания удобные зимние плотбища отсутствуют, сортировку и сплотку леса ведут на воде в непосредственной близости от склада. В этом случае (рис. 1, е) лесоматериалы, вывозимые на склад в межнавигационный период, укладывают в штабеля без предварительной сортировки. С наступ­ лением навигации лесоматериалы сбрасывают в воду в установлен­ ную в реке продольную запань, а из нее выпускают в сортировочные устройства, где лесоматериалы рассортировывают и сплачивают в сплоточные единицы. Сплоточные единицы формируют в плоты, которые в дальнейшем транспортируют теплоходами. В отдельных случаях лесоматериалы по этой схеме грузят в суда. По этой схеме транспортируют около 7% сплавляемых лесоматериалов.

Схемы г, д, е (рис. 1) исключают применение молевого сплава, позволяют ускорить сроки доставки лесоматериалов до потребите­ лей, наиболее полно использовать высокие горизонты воды и сокра­ тить до минимума потери лесоматериалов в процессе транспор­ тировки.

§ 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

Основными параметрами водного пути, позволяющими решить вопрос об использовании его для целей лесотранспорта, являются габариты водного пути (ширина, глубина и радиусы поворотов сплавного или судового хода), скорость течения, ветро-волновой режим водоема и продолжительность стояния сплавных горизонтов.

п