Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормы расхода такелажа на 1 м3 сплавляемой древесины за­ висят от типов плотов и наплавных сооружений.' Определение не­ обходимого количества формировочного такелажа производится по спецификационным таблицам, составленным для каждой конструк­ ции применяемых плотов. Спецификации на плотовой такелаж приводятся в правилах сплава. Необходимое количество строитель­ ного такелажа определяется по соответствующим проектам лесо­

направляющих, рейдовых

и лесозадерживающих

сооружений.

Для

ориентировочных

расчетов (например, для контроля за

расходованием такелажа)

потребность такелажа может быть оп­

ределена

по

специальным

укрупненным нормам

Гипролестранса.

В течение

одной навигации один и тот же формировочный та­

келаж может быть использован несколько раз. Средняя повторяе­ мость использования такелажа за навигацию называется коэффи­ циентом оборота такелажа. Этот коэффициент определяют для конкретных бассейнов по нормам расхода материалов на лесозаго­ товках и сплаве. Если в нормах коэффициента оборота нет, то его определяют в зависимости от продолжительности навигации, рас­ стояний от пунктов отправления плотов их назначения, скорости буксировки и т. д.

Продолжительность одного оборота такелажа t складывается из продолжительности пребывания такелажа на плотах в процессе формирования их на рейдах отправления ti, длительности пребы­ вания такелажа на плотах в пути t2, в пункте приплава t3, в об­

ратном пути U и продолжительности

пребывания на складах t$,т. е.

t ^ i

+ tt + ts +

U + h-

(20)

Коэффициент оборота такелажа за навигацию определяется по

формуле

 

 

 

 

2t

 

 

где 1,t — продолжительность сплавной навигации,

дни.

Борьба за увеличение

коэффициента оборота

такелажа яв­

ляется одной из важнейших задач лесосплавных и лесотранспортных организаций.

Работы по снятию такелажа с плотов, выгрузке на берег, про­ мывке, просушке и смазке, сдаче такелажа на пристань пароход­ ства или на железнодорожную станцию выполняются потребите­

лем лесоматериалов в строго установленные

для каждого бас­

сейна

сроки.

 

В

том случае, если прибывающие плоты

подлежат длитель­

ному хранению на воде, потребитель должен иметь достаточное количество собственного такелажа, которым заменяется такелаж, поступивший на плотах от лесосплавляющих организаций.

Такелаж, подлежащий возврату, отгружается комплектно (на каждую секцию или плот).

Численные значения коэффициента оборота колеблются в пре­ делах от 1 до 5.

38


Г л а в а

I I I

ТРАНСПОРТНЫЕ ЛЕСОСПЛАВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время 63% всех лесоматериалов, ежегодно посту­ пающих в сплав, доставляются потребителям в плотах.

Плотом называется однорейсовая грузовая транспортная еди­ ница из сплоченных круглых лесоматериалов, предназначенная для буксировки по водным путям. Сплоточные единицы устанавливают в плоту в определенном порядке и соединяют такелажем. Изготов­ ляют сплоточные единицы и формируют из них плоты или на бе­ регу (береговая сплотка) или на воде, в межнавигационный или навигационный периоды.

Плоты транспортируют по несудоходным и судоходным водным путям самосплавом или за тягой флота на расстояния, достигаю­ щие нескольких сотен, а иногда и тысяч километров. В процессе транспортировки к потребителям плоты проходят речные участки, водохранилища и озера, подвергаясь ударам о различные соору­ жения и препятствия, воздействию ветра и волн. Во избежание аварий плотов и потерь леса качество сплотки и формирования плотов должно удовлетворять требованиям, изложенным в спе­ циально издаваемых для каждого сплавного бассейна правилах сплава. Правила разрабатывают сплавные организации и согласо­ вывают их с речными пароходствами, принимающими плоты на буксировку. Выполнение этих правил обязательно всеми сплав­ ными предприятиями, осуществляющими сплотку сплоточных еди­ ниц и формирование из них плотов.

Эта глава знакомит лишь с конструкцией применяемых для различных условий сплава сплоточных единиц и плотов. Техноло­ гические процессы сплотки и формирования плотов рассмотрены в последующих главах учебника.

§ 2. СПЛОТОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ, ИХ КОНСТРУКЦИИ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Сплоточные единицы классифицируют по форме и условиям плавания. По форме сплоточные единицы делятся на пучки, лесо­ сплавные сигары и плоские единицы; последние могут быть одно­ рядными и многорядными. По условиям плавания сплоточные еди­ ницы делятся на речные, озерные и морские.

Основной тип сплоточных единиц для сплава по рекам и озе­ рам — пучок. Это объясняется тем, что процесс сплотки пучков легче всего механизировать.

Лесосплавные сигары применяют при сплаве леса по морям и крупным озерам. Процесс сплотки сигарообразных сплоточных единиц сложен и трудоемок, а для их изготовления требуется много такелажа. С переходом на судовые перевозки леса примене­ ние для транспорта леса лесосплавных сигар будет ограничиваться.

39



Плоские сплоточные единицы из-за трудоемкости их изготовле­ ния и большого расхода прислужного леса также имеют ограни­ ченное применение. Их применяют при межнавигационной сплотке короткомерных сортиментов, спецсортиментов и сортиментов лист­

венных пород,

а

также при навигационной сплотке, если

сплав

леса проводят

в

однорядных плотах (по

рекам с малыми

глу­

бинами) .

 

 

 

 

П у ч о к (рис.

11) сплоточная единица

цилиндрической

фор­

мы из параллельно расположенных круглых лесоматериалов, соеди­

ненных пучковыми обвязками.

При сплотке бревен на пучок на­

кладывают не менее двух, а при сплотке

хлыстов — не менее пяти

обвязок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина бревен в одном пучке должна быть одинаковой, а сор­

тименты— одноименными. В

отдельных

случаях

 

допускается

 

 

сплотка в пучок бревен, разли­

 

 

чающихся по длине до 1,0 м.

 

 

Сортировки бревен по диамет­

 

 

рам при сплотке пучков не тре­

 

 

буется. Бревна и хлысты в пучки

 

 

укладываются

комлями в

разные

 

 

стороны. Длина пучка L не дол­

 

 

жна

превышать больше

чем на

 

 

0,3 м

длину

входящих

в пучок

Рис.

Пучок бревен

наиболее

длинных

бревен. Лесо­

 

 

материалы

лиственных

пород

сплачивают в пучок с обязательным

добавлением

в

него

бревен

или хлыстов хвойных пород.

 

 

 

 

 

 

 

Геометрическими характеристиками пучка являются: длина L ,

ширина В,

высота Н, осадка

t, периметр

р и

объем

V. Качество

сплотки пучка характеризуется его прочностью и волноустойчивостью. Прочность пучка — способность пучка сопротивляться раз­ рушению под воздействием внешних сил при надлежащей проч­ ности обвязок. Волноустойчивость пучка — способность пучка удер­ живать на волнении круглые лесоматериалы от выплывания.

Прочность и волноустойчивость пучка зависят от коэффициента формы, который определяется как отношение осей его поперечного сечения:

С = — .

(21)

н

 

Чем ближе С к единице, т. е. чем ближе поперечное

сечение

пучка к кругу, тем прочнее пучок. По правилам сплава

коэффи­

циент формы пучка принимают для озерных условий

сплава

1,5—1,75, а для речных условий до 3,0.

 

Помимо коэффициента С, на прочность и волноустойчивость

пучка влияют объем пучка, длина бревен и плотность их

укладки

в пучке. Повышение прочности и волноустойчивости пучков дости­ гается за счет увеличения их объема, длины бревен и параллель­ ного их расположения.

40


Основная

транспортная характеристика пучка — осадка /, ко­

торую устанавливают в зависимости или от нормирующей

глубины

на сплавной

трассе, или от глубины затопления зимнего

плотбища

(при зимней береговой сплотке)

h:

 

 

t =

h—z,

 

где z— запас глубины, принимаемый равным 20—30 см. Высоту пучка определяют по формуле

 

Я = - ^5 _ ,

 

 

 

 

(22)

где у д и у д р — удельные веса

воды

и древесины,

кгс/м3;

 

 

 

£ — коэффициент,

учитывающий, что при эллиптическом

 

сечении пучков

осадка их не пропорциональна объ­

 

емному весу. Значения этого коэффициента

могут

 

быть приняты равными 0,935—0,95.

 

 

 

 

 

При известных С, Н, В и средней длине сплачиваемых

бревен

/ с р

объем пучка определяется

как объем

эллиптического

цилиндра

 

V=^BHlcp9,

 

 

 

 

 

(23)

где

р — коэффициент полнодревесности

пучка,

зависящий

от круп­

ности сплачиваемого леса; при сплотке мелкого

леса р = 0,55; сред­

него и крупного р = 0,65—0,72.

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина периметра пучка р, которую необходимо знать для уста­

новления длины обвязки, определяется

как длина

периметра эл­

липса по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

P = f(B

+ H).

 

 

 

 

(24)

С учетом коэффициента запаса k, принимаемого равным для про­ волоки 0,10—0,12 и для обвязочных комплектов — 0,08—0,10, пол­ ная длина одной обвязки составит

/ 0 = (1 + /г)р.

(25)

Сечение обвязки подбирают по разрывному усилию, которое опре­ деляется по формуле

S^mP,

(26)

где т — коэффициент запаса прочности; для проволоки

и тросо­

вых обвязочных комплектов он равен 3, для обвязочных комплектов из цепей — 4;

Р — усилие в одной обвязке, кгс.

Для случая, когда пучок сплачивается на воде в сплоточной машине, Р можно определять по формуле, предложенной А. А.Труфановым,

Р =\(Тдр-Тдр) ( 1 - ^ ~ ^ ) / С Р Я 2 тс, ' (27)

41