Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все суда и механизмы, установленные в затоне на зимовку, кре­ пятся якорями или к береговым опорам. После наступления пол­ ного ледостава причальные тросы убирают. Весной крепление вос­ станавливают, а лед вокруг механизмов окалывают.

§ 4. СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА И СВЯЗЬ

Спасательная служба. Для оказания помощи пострадавшим при авариях и несчастных случаях на лесосплавных предприятиях орга­ низуется спасательная служба, в состав которой входят спасатель­ ные станции и посты. Спасательные станции организуют на рейдах и лесоперевалочных базах с числом рабочих более 100 человек. Их размещают в центре производственных участков так, чтобы со стан­ ции была видна вся акватория рейда и все места работ. Спасатель­ ные станции имеют быстроходные катера, лодки, комплект спаса­ тельного инвентаря (спасательные круги, пояса, багры и др.). аптечку с набором медикаментов и обслуживаются штатом посто­ янных спасателей. В помещении спасательной станции имеются телефон и звуковая сигнализация.

Спасательные посты организуют независимо от наличия на пред­ приятии спасательных станций во всех пунктах и на всех участках сплавных работ, где занято более 15 рабочих. Спасательные посты имеют лодку и комплект спасательного инвентаря, развешенного на специальном щите. Постоянное дежурство на спасательных по­ стах не организуется. Эти посты обслуживают спасатели-обще­ ственники, выделяемые из состава бригады и прошедшие специаль­ ную подготовку.

В ночное время спасательные станции и посты должны быть хорошо освещены.

Расположение спасательных станций и постов определяется приказом директора сплавного предприятия. Пример расположения спасательных станций и постов приведен на рис. 74. Рабочие на сплаве снабжаются спецодеждой, спасательными жилетами, на са­ поги надевают устройства, исключающие скольжение при переме­ щениях по бонам, плотам и т. д.

Связь. На лесосплаве применяют телефонную, селекторную, ра­ дио- и авиасвязь. Телефонную связь применяют внутри предприя­ тия, селекторную — для связи лесосплавного треста с предприя­ тиями. При молевом сплаве и сплаве сплоточных единиц телефон­ ные аппараты устанавливают по реке через 8—12 км. Двусторон­ нюю радиосвязь имеют лесосплавные тресты с предприятиями, диспетчерский аппарат — с судами лесосплавного флота, сплав­ ные конторы — с отдельными производственными участками.

Для оперативного руководства работой предприятий и их от­ дельных участков используют также быстроходные катера, авто­ транспорт, самолеты и вертолеты.

11

Заказ № 1877

289


Г л а в а X I V

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Е Р А Б О Т Ы К С П Л А В У

Одним из важнейших условий успешного проведения сплава является своевременная подготовка к нему.

Подготовительные работы к сплаву включают: подготовку лесоматериалов к сплаву; подготовку береговых складов к приему лесоматериалов;

приведение сплавных путей первоначального и транзитного сплава в эксплуатационное состояние;

строительство и ремонт наплавных сооружений; ремонт машин и механизмов; подготовку такелажа; подготовку средств связи;

строительство жилых и бытовых помещений; подготовку вспомогательного инструмента.

Комплекс подготовительных работ на том или ином участке устанавливается с учетом составленного на следующую навигацию плана (графика) проведения сплава. В графике указаны: виды, объемы и сроки сплава по каждому участку реки; береговые склады, на которых должна производиться береговая сплотка или

штабелевка лесоматериалов; пункты и сроки установки

наплавных

сооружений. Методика построения такого графика

приводится

в гл. V I I .

 

Подготовка береговых складов должна производиться с таким расчетом, чтобы склад смог обеспечить укладку, межнавигационное хранение и беспрепятственный пуск в сплав всего запланирован­ ного объема.

Перед приемом лесоматериалов на береговом складе планируют площадь склада, устраивают подштабельные места, лесовозные пути, спуски в воду, ледозащитные сооружения, опоры для крепле­ ния тросо-блочных систем и механизмов. Кроме того, проводят це­ лый ряд подготовительных работ, характерных для каждого типа склада в зависимости от его назначения.

Подготовка лесоматериалов к сплаву заключается в укладке их в штабеля или сплоточные единицы на береговых складах с та­ ким расчетом, чтобы обеспечить пуск их в сплав или погрузку в суда в установленные графиком сплава сроки. Кроме того, на береговых складах для молевого сплава проводится особая подго­ товка лесоматериалов лиственных пород, лиственниц и тонкомер­

ных

хвойных, направленная

на то, чтобы обеспечить их проплав

без

утопа в установленные

сроки. Способы подготовки выбирают

в соответствии с инструкцией1 .

Одновременно

с укладкой лесома­

териалов на

складе проводится

приемка и учет сортиментов. Под-

1 «Правила

подготовки и приемки древесины для

сплава», утвержденные

бывш. Государственным комитетом по лесной, целлюлозно-бумажной и дерево­ обрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР, 1964.

290



робно эти вопросы рассматриваются в главе «Береговые склады и организация работ на них».

Приведение сплавных путей в эксплуатационное состояние за­ ключается в проведении необходимых мелиоративных работ, в уста­ новке наплавных сооружений, в устройстве судоходной обстановки. На реках первоначального сплава русло очищают от препятствий, углубляют пороги и перекаты простейшими гидротехническими со­ оружениями, регулируют сток плотинами. На реках транзитного сплава проводят чаще всего дноуглубительные работы, применяя для этого специальные механизмы.

Комплекс мелиоративных работ и их объем устанавливают по результатам натурных обследований сплавного пути. Натурное об­ следование сплавных путей проводят согласно инструкции по ме­ лиорации сплава4 . По результатам обследования проектируют организацию строительно-мелиоративных работ, в соответствии с которым составляют календарный график проведения работ.

Дноуглубительные работы бывают необходимы чаще всего на рейдовых акваториях, так как наплавные сооружения рейдов спо­ собствуют гашению скоростей течения и, следовательно, отложе­ нию наносов. Дноуглубительные работы при значительных объемах работ проводят после окончания сплава. Объемы работ определяют по данным промеров глубин. Границы дноуглубления отмечают на плане реки, в соответствии с которыми разрабатывают технологию

иорганизацию дноуглубительных работ.

Ввесенний период после паводка, как правило, наблюдаются значительные деформации русла, поэтому весной уточняют резуль­ таты осенних промеров после углубления повторным измерением глубин. При незначительных объемах дноуглубления эти работы проводятся весной после спада пика паводка.

Для производства мелиоративных работ используют патруль­ ные суда, лебедки, тракторные агрегаты, оборудованные специаль­ ными навесными механизмами, и дноуглубительные снаряды раз­ личных типов. Так, для комплексной механизации мелиоративностроительных работ выпускается навесное оборудование (обратная лопата, бульдозер, драглайн, кран с грейфером, копер), разрабо­ танное ЦНИИ лесосплава для монтажа на тракторе ТДТ-75. Трак­ тор с навесным оборудованием может работать на расчистке русла, на дноуглублении, на строительстве плотин и мостов, на установке лесонаправляющих сооружений.

При больших объемах дноуглубительных работ для этой цели применяют многочерпаковые (типа ЗМЦ) или землесосно-рефулер- ные (типа ЗРС-1 и ЗРС-2) снаряды, разработанные ЦНИИ лесо­ сплава.

Многочерпаковые снаряды применяют для разработки твердых грунтов. Производительность снаряда составляет 45 м3при об­ служивании его тремя рабочими.

1 «Инструкция по лесосплавным изысканиям», Гипролестранс, 1971.

11*

291


Землесосно-рефулерные снаряды применяют на легко размы­

ваемых грунтах. Производительность снаряда ЗРС-1

составляет

100 м3/ч, снаряда ЗРС - 2 — 180 м3при обслуживании

каждого из

них тремя рабочими.1

 

Для предупреждения разноса сплавляемых лесоматериалов по несплавным участкам на реках первоначального сплава устанавли­ вают боны и промежуточные запани. Протяженность обоновки и место установки бонов определяются по данным натурного обсле­ дования. Запани сооружают для временной передержки сплавляе­ мых лесоматериалов согласно графику проведения сплава. Кроме того, в устьях рек при наличии сплава лесоматериалов в сплоточ­ ных единицах устанавливают реевые боны, причальные плитки или формировочные устройства для приема сплоточных единиц и фор­ мирования плотов.

На реках транзитного сплава устанавливают рейдовые наплав­ ные сооружения в соответствии с назначением рейда. Монтаж со­ оружений ведут согласно проекту рейда.

Наплавные сооружения, как правило, устанавливают после ле­ дохода. В зимний период ведут лишь подготовку к их установке, которая заключается в основном в разбивке створов, фиксирующих местоположение русловых опор. Применяемые в качестве русловых опор винтовые якоря завинчивают также зимой со льда. Место их расположения в русле фиксируется на плане геодезическими ин­ струментами. При незначительном ледоходе место расположения якоря дополнительно фиксируется буйком, к которому присоеди­ няется шейма якоря. При отсутствии буйка шейму якоря весной поднимают краном или лебедкой.

Судоходную обстановку ставят только на реках с плотовым сплавом (см. гл. 1 § 6). Знаки судоходной обстановки и место их установки назначаются в соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям. Установку знаков производят после вскрытия реки: береговых — весной, русловых (плавучих)—с па­ дением паводковых горизонтов. В процессе навигации по мере об­ меления русла знаки, указывающие границы судового хода, пере­ ставляют.

Приведение рек в эксплуатационное состояние включает также очистку русел от затонувшей древесины.

На реках с размываемым руслом затонувшие бревна заносятся грунтом, что приводит к образованию отмелей, затрудняющих даль­ нейшую эксплуатацию участков.

Место скопления затонувших бревен при неглубоком их залега­ нии можно обнаружить в результате визуального обследования или при помощи аэрофотосъемки. На глубоких участках скопление за­ тонувших лесоматериалов обнаруживают водолазы.

Для

подъема

топляков

применяют специальные агрегаты

ТАЦ-1М, Т-2М и ЛС-41

ЦНИИ лесосплава. Все указанные

агре-

1 Вопросы мелиорации сплавных путей изучаются в специальном

курсе,

поэтому

они детально

здесь

не

рассматриваются.

 

292