ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
Все суда и механизмы, установленные в затоне на зимовку, кре пятся якорями или к береговым опорам. После наступления пол ного ледостава причальные тросы убирают. Весной крепление вос станавливают, а лед вокруг механизмов окалывают.
§ 4. СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА И СВЯЗЬ
Спасательная служба. Для оказания помощи пострадавшим при авариях и несчастных случаях на лесосплавных предприятиях орга низуется спасательная служба, в состав которой входят спасатель ные станции и посты. Спасательные станции организуют на рейдах и лесоперевалочных базах с числом рабочих более 100 человек. Их размещают в центре производственных участков так, чтобы со стан ции была видна вся акватория рейда и все места работ. Спасатель ные станции имеют быстроходные катера, лодки, комплект спаса тельного инвентаря (спасательные круги, пояса, багры и др.). аптечку с набором медикаментов и обслуживаются штатом посто янных спасателей. В помещении спасательной станции имеются телефон и звуковая сигнализация.
Спасательные посты организуют независимо от наличия на пред приятии спасательных станций во всех пунктах и на всех участках сплавных работ, где занято более 15 рабочих. Спасательные посты имеют лодку и комплект спасательного инвентаря, развешенного на специальном щите. Постоянное дежурство на спасательных по стах не организуется. Эти посты обслуживают спасатели-обще ственники, выделяемые из состава бригады и прошедшие специаль ную подготовку.
В ночное время спасательные станции и посты должны быть хорошо освещены.
Расположение спасательных станций и постов определяется приказом директора сплавного предприятия. Пример расположения спасательных станций и постов приведен на рис. 74. Рабочие на сплаве снабжаются спецодеждой, спасательными жилетами, на са поги надевают устройства, исключающие скольжение при переме щениях по бонам, плотам и т. д.
Связь. На лесосплаве применяют телефонную, селекторную, ра дио- и авиасвязь. Телефонную связь применяют внутри предприя тия, селекторную — для связи лесосплавного треста с предприя тиями. При молевом сплаве и сплаве сплоточных единиц телефон ные аппараты устанавливают по реке через 8—12 км. Двусторон нюю радиосвязь имеют лесосплавные тресты с предприятиями, диспетчерский аппарат — с судами лесосплавного флота, сплав ные конторы — с отдельными производственными участками.
Для оперативного руководства работой предприятий и их от дельных участков используют также быстроходные катера, авто транспорт, самолеты и вертолеты.
11 |
Заказ № 1877 |
289 |
Г л а в а X I V
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Е Р А Б О Т Ы К С П Л А В У
Одним из важнейших условий успешного проведения сплава является своевременная подготовка к нему.
Подготовительные работы к сплаву включают: подготовку лесоматериалов к сплаву; подготовку береговых складов к приему лесоматериалов;
приведение сплавных путей первоначального и транзитного сплава в эксплуатационное состояние;
строительство и ремонт наплавных сооружений; ремонт машин и механизмов; подготовку такелажа; подготовку средств связи;
строительство жилых и бытовых помещений; подготовку вспомогательного инструмента.
Комплекс подготовительных работ на том или ином участке устанавливается с учетом составленного на следующую навигацию плана (графика) проведения сплава. В графике указаны: виды, объемы и сроки сплава по каждому участку реки; береговые склады, на которых должна производиться береговая сплотка или
штабелевка лесоматериалов; пункты и сроки установки |
наплавных |
сооружений. Методика построения такого графика |
приводится |
в гл. V I I . |
|
Подготовка береговых складов должна производиться с таким расчетом, чтобы склад смог обеспечить укладку, межнавигационное хранение и беспрепятственный пуск в сплав всего запланирован ного объема.
Перед приемом лесоматериалов на береговом складе планируют площадь склада, устраивают подштабельные места, лесовозные пути, спуски в воду, ледозащитные сооружения, опоры для крепле ния тросо-блочных систем и механизмов. Кроме того, проводят це лый ряд подготовительных работ, характерных для каждого типа склада в зависимости от его назначения.
Подготовка лесоматериалов к сплаву заключается в укладке их в штабеля или сплоточные единицы на береговых складах с та ким расчетом, чтобы обеспечить пуск их в сплав или погрузку в суда в установленные графиком сплава сроки. Кроме того, на береговых складах для молевого сплава проводится особая подго товка лесоматериалов лиственных пород, лиственниц и тонкомер
ных |
хвойных, направленная |
на то, чтобы обеспечить их проплав |
без |
утопа в установленные |
сроки. Способы подготовки выбирают |
в соответствии с инструкцией1 . |
Одновременно |
с укладкой лесома |
|
териалов на |
складе проводится |
приемка и учет сортиментов. Под- |
|
1 «Правила |
подготовки и приемки древесины для |
сплава», утвержденные |
бывш. Государственным комитетом по лесной, целлюлозно-бумажной и дерево обрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР, 1964.
290
робно эти вопросы рассматриваются в главе «Береговые склады и организация работ на них».
Приведение сплавных путей в эксплуатационное состояние за ключается в проведении необходимых мелиоративных работ, в уста новке наплавных сооружений, в устройстве судоходной обстановки. На реках первоначального сплава русло очищают от препятствий, углубляют пороги и перекаты простейшими гидротехническими со оружениями, регулируют сток плотинами. На реках транзитного сплава проводят чаще всего дноуглубительные работы, применяя для этого специальные механизмы.
Комплекс мелиоративных работ и их объем устанавливают по результатам натурных обследований сплавного пути. Натурное об следование сплавных путей проводят согласно инструкции по ме лиорации сплава4 . По результатам обследования проектируют организацию строительно-мелиоративных работ, в соответствии с которым составляют календарный график проведения работ.
Дноуглубительные работы бывают необходимы чаще всего на рейдовых акваториях, так как наплавные сооружения рейдов спо собствуют гашению скоростей течения и, следовательно, отложе нию наносов. Дноуглубительные работы при значительных объемах работ проводят после окончания сплава. Объемы работ определяют по данным промеров глубин. Границы дноуглубления отмечают на плане реки, в соответствии с которыми разрабатывают технологию
иорганизацию дноуглубительных работ.
Ввесенний период после паводка, как правило, наблюдаются значительные деформации русла, поэтому весной уточняют резуль таты осенних промеров после углубления повторным измерением глубин. При незначительных объемах дноуглубления эти работы проводятся весной после спада пика паводка.
Для производства мелиоративных работ используют патруль ные суда, лебедки, тракторные агрегаты, оборудованные специаль ными навесными механизмами, и дноуглубительные снаряды раз личных типов. Так, для комплексной механизации мелиоративностроительных работ выпускается навесное оборудование (обратная лопата, бульдозер, драглайн, кран с грейфером, копер), разрабо танное ЦНИИ лесосплава для монтажа на тракторе ТДТ-75. Трак тор с навесным оборудованием может работать на расчистке русла, на дноуглублении, на строительстве плотин и мостов, на установке лесонаправляющих сооружений.
При больших объемах дноуглубительных работ для этой цели применяют многочерпаковые (типа ЗМЦ) или землесосно-рефулер- ные (типа ЗРС-1 и ЗРС-2) снаряды, разработанные ЦНИИ лесо сплава.
Многочерпаковые снаряды применяют для разработки твердых грунтов. Производительность снаряда составляет 45 м3/ч при об служивании его тремя рабочими.
1 «Инструкция по лесосплавным изысканиям», Гипролестранс, 1971.
11* |
291 |
Землесосно-рефулерные снаряды применяют на легко размы
ваемых грунтах. Производительность снаряда ЗРС-1 |
составляет |
100 м3/ч, снаряда ЗРС - 2 — 180 м3/ч при обслуживании |
каждого из |
них тремя рабочими.1 |
|
Для предупреждения разноса сплавляемых лесоматериалов по несплавным участкам на реках первоначального сплава устанавли вают боны и промежуточные запани. Протяженность обоновки и место установки бонов определяются по данным натурного обсле дования. Запани сооружают для временной передержки сплавляе мых лесоматериалов согласно графику проведения сплава. Кроме того, в устьях рек при наличии сплава лесоматериалов в сплоточ ных единицах устанавливают реевые боны, причальные плитки или формировочные устройства для приема сплоточных единиц и фор мирования плотов.
На реках транзитного сплава устанавливают рейдовые наплав ные сооружения в соответствии с назначением рейда. Монтаж со оружений ведут согласно проекту рейда.
Наплавные сооружения, как правило, устанавливают после ле дохода. В зимний период ведут лишь подготовку к их установке, которая заключается в основном в разбивке створов, фиксирующих местоположение русловых опор. Применяемые в качестве русловых опор винтовые якоря завинчивают также зимой со льда. Место их расположения в русле фиксируется на плане геодезическими ин струментами. При незначительном ледоходе место расположения якоря дополнительно фиксируется буйком, к которому присоеди няется шейма якоря. При отсутствии буйка шейму якоря весной поднимают краном или лебедкой.
Судоходную обстановку ставят только на реках с плотовым сплавом (см. гл. 1 § 6). Знаки судоходной обстановки и место их установки назначаются в соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям. Установку знаков производят после вскрытия реки: береговых — весной, русловых (плавучих)—с па дением паводковых горизонтов. В процессе навигации по мере об меления русла знаки, указывающие границы судового хода, пере ставляют.
Приведение рек в эксплуатационное состояние включает также очистку русел от затонувшей древесины.
На реках с размываемым руслом затонувшие бревна заносятся грунтом, что приводит к образованию отмелей, затрудняющих даль нейшую эксплуатацию участков.
Место скопления затонувших бревен при неглубоком их залега нии можно обнаружить в результате визуального обследования или при помощи аэрофотосъемки. На глубоких участках скопление за тонувших лесоматериалов обнаруживают водолазы.
Для |
подъема |
топляков |
применяют специальные агрегаты |
||
ТАЦ-1М, Т-2М и ЛС-41 |
ЦНИИ лесосплава. Все указанные |
агре- |
|||
1 Вопросы мелиорации сплавных путей изучаются в специальном |
курсе, |
||||
поэтому |
они детально |
здесь |
не |
рассматриваются. |
|
292