Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного ремонта, допускается их зимнее хранение на воде. Для этого нужно подобрать затоны и староречья, защищенные от ледохода.

Такелаж (тросы, звеньевые соединения и др.) снимают, смазы­ вают и хранят в заранее подготовленных помещениях или в таке­ лажных складах.

Боны выгружают на берег и спускают на воду лебедками или тракторами и только по слегам. Оснащение бонов козырьками, р_еями, соединение звеньев, прокладку лежней и т. д. производят на воде. К местам установки лесопаправляющие сооружения транспортируют катерами.

При монтаже и установке лесонаправляющих сооружений между тросами, цепями и деревянными частями нужно устанавли­ вать металлические прокладки или пеньковые маты. При про­ кладке шлаговочных тросов, а также при закреплении лесонаправ­ ляющих сооружений за донные или береговые опоры для анкеров нужно подбирать бревна, диаметр которых был бы не менее 20 диаметров троса. Шлаговка бонов тросом «в крюк» не допуска­ ется, так как при таком соединении происходит порча стальных канатов. Примеры правильно выполненных соединений приведены на рис. 22.

В период эксплуатации за лесонаправляющими сооружениями должен быть установлен надзор, а на наиболее ответственных рее­ вых сооружениях организовано круглосуточное дежурство рабочих. При установке лесонаправляющих сооружений на судоходных или временно судоходных реках участки последних должны быть обо­ рудованы судовой обстановкой, а сами боны иметь освещение.

Глава V

НАПЛАВНЫЕ ЛЕСОЗАДЕРЖИВАЮЩИЕ СООРУЖЕНИЯ ( З А П А Н И )

§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАПЛАВНЫХ ЛЕСОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ

Лесозадерживающими сооружениями — запанями называют на­ плавные сооружения, устанавливаемые на реках для удержания и хранения молевого леса и леса в сплоточных единицах. Акватория, используемая для приема и временного хранения бревен или спло­ точных единиц, задерживаемых запанью и лесоограждающими сооружениями, называется лесохранилищем. Скопление в лесохранилище бревен или сплоточных единиц, называется запанным пы­

жом. Запани — ответственные сооружения на

лесосплаве, по­

скольку они должны безаварийно удерживать

большие объемы

леса. Аварии запаней, которые могут возникнуть в результате их неправильного расчета, постройки или эксплуатации, всегда при­ водят к тяжелым последствиям, ликвидация которых требует моби­ лизации большого числа рабочих и механизмов. В отдельных слу-

76


чаях аварии запаней приводят к потерям больших объемов леса, к разрушению лесосплавных, гидротехнических и портовых соору­

жений, расположенных

на нижележащих участках рек.

В настоящее время

случаи аварий запаней почти исключены.

Это стало возможным благодаря проведенной в Советском Союзе большой научно-исследовательской и экспериментальной работе. Результатом этой работы явилось создание и внедрение в произ­

водство совершенных

конструкций

запаней

и надежных

методов

их расчета. Ведущая

роль в этой

области

принадлежит

ЦНИИ

лесосплава и советским ученым: проф. Л. И. Пашевскому, канд. техн. наук С. Я. Мучнику, канд. техн. наук Г. Ф. Шульцу, инже­ неру С. Г. Маркову и др.

Запани классифицируют по назначению, степени перекрытия ширины реки и по сроку эксплуатации.

По назначению запани

делят на коренные (основные), проме­

жуточные (передерживающие) и вспомогательные.

К о р е н н ы е з а п а н и

устанавливают в конечных пунктах мо­

левого сплава и лесосплава в сплоточных единицах. Ниже этих за­ паней ставят сортировочно-формировочные или сортировочно-вы- грузочные устройства, в которых сортируют, сплачивают в сплоточ­ ные единицы, выгружают лес на берег или грузят в суда, а также формируют плоты. Коренные запани устанавливают на весь пе­ риод навигации.

П р о м е ж у т о ч н ы е з а п а н и устанавливают на путях перво­ начального сплава для временного удержания и хранения леса. Передерживают лес: при несовпадении сроков начала первоначаль­ ного сплава на отдельных участках рек и на притоках; в том слу­ чае, когда на нижележащих участках еще не закончены работы по формированию и выводу плотов береговой зимней, сплотки; для сокращения объема леса, одновременно хранимого в коренной за­ пани. Например, при молевом сплаве по Верхней Каме устанавли­ вают несколько передерживающих запаней. Благодаря периоди­ ческим передержкам и перепускам леса из одной запани в другую регулируют процесс молевого сплава и поступление леса в корен­ ную запань происходит более равномерно. Это исключает создание большого пыжа, уменьшает вероятность его обсушки и сокращает

затраты

труда на разборку

пыжа в

лесохранилище.

В с п

о м о г а т е л ь н ы е

з а п а н и

устанавливают ниже корен­

ной запани в пределах лесосплавных рейдов для хранения неболь­ ших объемов леса. Расстояние от вспомогательной запани до ко­ ренной принимают таким, при котором исключается попадание в район размещения сортировочных устройств продуктов размыва ложа реки на участке размещения коренной запани. Емкость вспо­ могательных запаней должна быть не менее 1—5-суточной произ­ водительности рейда.

Вспомогательные запани обеспечивают ритмичную работу лесо­ сплавного рейда и исключают ее зависимость от разборки запанного пыжа коренной запани. Применяют вспомогательные запани и для улавливания аварийной древесины.

77


По степени перекрытия ширины реки запани делятся на попе­

речные и продольные.

 

П о п е р е ч н ы е з а п а н и

перекрывают реку на всю ее ширину.

Эти запани устанавливают

на несудоходных реках или протоках,

а также на судоходных участках рек, навигация на которых закан­ чивается до начала установки запани.

Створ поперечных запаней может быть расположен либо нор­ мально, либо наклонно к оси потока. Наклонное расположение створа запани обусловливается топографическими и геологиче­ скими особенностями выбранного участка реки, исключающими возможность расположения береговых опор в створе, нормальном к оси потока. Применением наклонной запани достигается защита от размыва того берега, на котором расположена нижняя по тече­ нию опора.

П р о д о л ь н ы е з а п а н и устанавливают у одного из берегов, они перекрывают только часть ширины реки. Эти запани приме­ няют как на судоходных, так и на несудоходных реках, когда не­ обходимо обеспечить свободный проплав молевого леса, сплоточ­ ных единиц, плотов или судов мимо запани на нижележащий уча­ сток реки или когда применение поперечных запаней недопустимо из-за требований рыбоохраны.

Продольные запани применяют и в тех случаях, когда их стро­ ительство и эксплуатация обходятся дешевле, чем применение по­ перечных запаней (при больших скоростях течения, при легко раз­ мываемых берегах и т. д.).

В зависимости от срока эксплуатации запани делятся на по­

стоянные и временные.

 

П о с т о я н н ы м и называются запани со

сроком эксплуатации

более двух навигаций.

 

В р е м е н н ы е з а п а н и эксплуатируются

не более двух нави­

гаций.

 

В проектно-расчетном отношении наплавные лесозадерживаю-

щие сооружения относят к сооружениям I I I

(коренные и

проме­

жуточные запани с объемом переходящего

остатка

леса

свыше

200 тыс. м3),

IV (коренные и промежуточные запани

с объемом

переходящего остатка леса менее 200 тыс. м3)

и V (вспомогатель­

ные запани)

классам капитальности.

 

 

 

В зависимости от класса капитальности устанавливают процент обеспеченности расчетных расходов и скорости течения, коэффи­ циенты запаса прочности и устойчивости, сортность стройматериа­ лов и т. д.

§ 2. КОНСТРУКЦИЯ ЗАПАНЕЙ

Основные типы лесозадерживающих сооружений — лежневые поперечные и гибкие продольные запани. В этих запанях давление от запанного пыжа передается на лежни, поддерживаемые на плаву специальными плитками, понтонами или поплавками.

78


Лежень — это

несущая

часть запани из одного или нескольких

канатов,

воспринимающая

давление

пыжа, создаваемое потоком,

и передающая его на береговые или русловые опоры.

Для

пропуска

леса в

запанях

устраиваются лесопропускные

ворота.

 

 

 

 

Поперечные лежневые запани. Поперечные запани по конструк­ тивным особенностям подразделяют на лежневые, сетчато-лежне- вые и шатровые (рис. 29). В лежневых запанях лежень состоит

 

 

Рис.

29.

Схемы поперечных

запаней:

 

 

а — лежневая

со

створом,

нормальным

к направлению

течения; б — лежневая

с наклонно

расположенным

створом;

в — шатровая

с

креплением

верхних

концов лежней за поперечный лежень;

г — шатровая

с

креплением

верхних

концов лежней

за русловую

опору; ) — лежень;

2 — плитки

(понтоны); 3—

лесопропускные

ворота;

4

береговые

опоры; 5 — русловая

опора;

6 — лесо-

 

 

 

направляющий

реевый

бон

 

 

 

 

из одной ветви, расположенной на уровне горизонта воды. Такие запани устанавливаются на реках со средними по живому сечению

реки скоростями течения до

1,25

м/сек и

ширине

до

150 м или

при скорости до 0,75 м/сек

и ширине до

250 м.

При

скоростях

течения, превышающих 1,25 м/сек,

а также при меньших

скоростях,

но при ширине реки более 150 м, при приеме в лесохранилище первых партий леса наблюдается подныривание бревен под на­

плавную часть запани и подъем

плиток

или понтонов на

пыж

в процессе его формирования. В этих условиях применяют

сетча-

то-лежневые запани, лежень у которых

разделен

на

две

ветви:

одна

ветвь — верхняя, как и у лежневых,

укладывается

на плитки

или

понтоны, а вторая — нижняя

опущена

в воду и

располагается

немного впереди верхней. Между собой ветви соединены тросо­ выми или цепными подвесками. Расстояние между подвесками

79