Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С п л а в н ы м или с у д о в ы м х о д о м называют полосу водной акватории, в пределах которой происходит движение бревен, спло­ точных единиц или судов.

Габарит водного пути. Габарит водного

пути

определяет

вид

транспорта лесоматериалов — молевой или

плотовой, а также

раз­

меры транспортных единиц — осадку

и высоту сплоточных

единиц,

ширину и длину плотов.

 

 

 

 

 

Ш и р и н а Ьс

с п л а в н о г о и л и

с у д о в о г о

х о д а

должна

удовлетворять следующим условиям:

 

 

 

 

 

при молевом

сплаве

 

 

 

 

 

при лесосплаве в сплоточных единицах

при транспорте плотов на прямолинейном участке (одностороннее движение)

& С > 1 , 5 В П Л ;

при транспорте плотов на прямолинейном участке (двустороннее движение)

 

 

 

 

6 С > 2 В П Л + В К ;

 

 

 

 

 

 

 

при

транспорте

плотов

на

криволинейном участке

(односторон­

нее

движение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЬСПЛ

+ С,

 

 

 

 

 

 

где

1тах

— максимальная длина

сплавляемых

бревен,

м;

 

 

 

 

I — длина сплоточной единицы, м;

 

 

 

 

 

 

 

В — ширина сплоточной единицы, м;

 

 

 

 

 

 

Вал — наибольшая ширина плота, м;

 

 

 

 

 

 

 

Вк— ширина

встречного

каравана

судов, м;

 

при

молевом

 

С —запас

ширины,

принимаемый

равным:

 

 

 

сплаве

1 м,

при

лесосплаве

в

сплоточных

единицах

 

 

2—3 м, при транспорте плотов 10 м.

 

 

 

 

 

При транспорте лесоматериалов глубина hc

сплавного хода

должна

удовлетворять

условию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K

= t + z,

 

 

 

 

 

(1)

где

t — максимальная

осадка,

т. е. глубина

погружения

наинизшей

 

 

точки сплавляемых бревен или сплоточных единиц,

м;

 

z — донный запас,

принимаемый равным: при

молевом

сплаве

 

 

0,15 м, при плотовом сплаве 0,2—0,3 м.

 

 

 

 

 

Руководствуясь

зависимостью

(1) и зная

максимальную

осадку

бревен и глубину водного пути, устанавливают возможность прове­ дения молевого сплава.

При проведении по реке плотового сплава, зная глубину на лими­ тирующих участках, по зависимости (1) устанавливают допустимую осадку сплоточных единиц.

12


При

молевом сплаве во избежание заторов минимальный р а -

д и у с R

п о в о р о т а с п л а в н о г о х о д а должен удовлетворять

условию

R > 36с .

 

При плотовом сплаве радиус поворота сплавного хода должен удовлетворять условию

Я > ( 5 ч - 6 ) 1 п ,

где L n — длина судна, плота или его отдельной жесткой секции.

При известном радиусе кривизны поворота

и известной

ширине

судового хода

на перекате длину L a плота определяют по формуле

L n =

| / о , 0 0 2 5 Д + 4,4Я&с + 0,778^ +

3,42-^- м.

(2)

Скорости течения и движения лесоматериалов. Скорость течения

потока влияет на выбор вида сплава. Например, в водоемах, где скорости течения незначительны (менее 0,2 м/сек) или полностью отсутствуют (озера, водохранилища, устьевые участки рек, находя­ щиеся в зоне подпора), невозможен самосплав лесоматериалов. Здесь их транспортируют в кошелях, плотах или в судах за тягой буксирного флота. Для расчетов, связанных с перемещением лесо­ материалов, принимают: при молевом сплаве среднюю (по ширине) поверхностную скорость течения в расчетном створе сплавного хода, при плотовом сплаве среднюю скорость по живому сечению эксплуа­ тируемой части потока. Эти скорости течения называют эксплуата­ ционными va и определяют по средней скорости v в живом сечении по формуле

 

 

v3 = Kv,

(3)

где К — принимается

равным

1,25 при молевом

сплаве, 1,12 при

плотовом сплаве.

 

 

Для определения

средней

скорости в сечении на сплавных реках

достаточно измерить в натуре только среднюю скорость на цент­ ральной вертикали, т. е. вертикали, расположенной в середине сече­ ния. Среднюю скорость на любой другой вертикали данного сечения можно определить:

на прямолинейном участке по формуле

 

^ в = = ^ о в ( 1 — у - ) 0

' 5 м/сек,

 

(4)

на криволинейном участке составляющую скорости,

нормальную

к сечению потока, по формуле

 

 

 

 

где 1>в — средняя

скорость

на

рассматриваемой

вертикали, м/сек;

v0B — средняя

скорость

на

центральной вертикали,

м/сек;

у — расстояние от центральной

вертикали

до рассматривае­

мой, м;

13


Ь — ширина реки в данном створе, м; г0 — радиус кривизны оси потока, м;

h0 — глубина на центральной вертикали, м;

hy — глубина на рассматриваемой вертикали, м.

Средняя скорость в сечении определяется по эпюре средних ско­

ростей на вертикалях.

 

 

При движении лесоматериалов различают техническую,

путевую

и коммерческую скорости.

 

 

Т е х н и ч е с к а я с к о р о с т ь д в и ж е н и я определяется

как

средняя скорость движения без учета простоев в пути:

 

 

 

4 = 7 - ,

 

(6)

где /п

— расстояние между двумя пунктами, м;

до

дру­

t

— время движения лесоматериалов от одного пункта

гого, сек.

При молевом сплаве и лесосплаве в сплоточных единицах тех­ ническая скорость движения зависит в основном от скорости тече­

ния и устроенности реки. Техническую скорость при молевом

сплаве

определяют по формуле

 

о, = /Си9.

(7 )

где К — коэффициент, учитывающий замедляющее воздействие на движение бревен различного рода препятствий, боковых и встречных ветров; численные значения этих коэффициен­ тов приведены ниже.

Скорость течения, м/сек

 

 

до 1,5

более 1,5

Значения

коэффициента К

при ширине

ре­

 

 

ки,

м:

 

 

 

 

 

до

10

 

 

 

0,7

0,5

более

10

 

 

0,8

0,6

При лесосплаве в сплоточных единицах

 

 

 

 

vT = (v0 + v3)K.

 

 

(8)

При буксировке плотов за тягой

 

 

 

 

 

по течению

 

у т =

v0 - f V3,

 

 

 

против течения

 

VT = V0 — V3,

(9)

 

 

при отсутствии

течения

vT =

V0,

 

где v0 — скорость движения сплоточной единицы или плота относи­ тельно воды, м(сек;

К— коэффициент, учитывающий замедляющее действие на движение сплоточных единиц различного рода препятствий, принимается равным 0,75—0,9.

Относительную скорость v0 движения сплавных единиц можно определить по формуле

" o = l /

Р + Ш ,

(Ю)

0

V

фсо-Ь/S

К '

14


где

F— сила

тяги

 

на

швартовых

буксировщика,

кгс

(при

лесо­

 

сплаве в сплоточных единицах

F = 0);

 

 

 

 

 

 

G — сила тяжести сплавной единицы, кгс;

 

 

 

 

 

 

i — продольный уклон водной поверхности;

 

 

 

 

 

 

Ф* расчетный

коэффициент лобового сопротивления

для

пуч­

 

ков, принимаемый равным 62 кгс • сек2к;

 

 

 

 

со—площадь поперечного сечения подводной части сплавной

 

единицы,

м2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f — расчетный

 

коэффициент

сопротивления

 

трения,

равный

 

0,45

кгс •

сек2к\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S — смоченная поверхность сплавной единицы,

м2.

 

 

 

 

П у т е в а я

с к о р о с т ь

движения

определяется как

средняя

скорость на участке

с

учетом всех

простоев транспортных единиц

в пути:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t+tn ут

 

 

 

 

 

(11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

^ П у т — время

простоев

транспортных единиц

в

пути,

сек.

 

 

К о м м е р ч е с к а я

с к о р о с т ь

движения определяется с учетом

простоев транспортных

единиц не только в пути,

но и в

начальном

и конечном пунктах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ук =

^

,

 

 

 

 

(12)

 

 

 

 

 

 

^ ~Ь ^пут ~\~ ^нач 4~ ^кон

 

 

 

 

 

где

/нач время

простоев

транспортной

единицы

в

пункте

отправ­

 

ления,

сек;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

taoii — то же в пункте назначения,

сек.

 

 

 

 

 

Путевую и коммерческую скорости движения используют только при расчетах, связанных с транспортировкой кошелей, плотов, дви­ жении самоходных и несамоходных судов.

Существенное влияние на транспорт лесоматериалов оказывает характер изменения скоростей течения по длине потока и по ширине реки. Например, на перекате наблюдается большая скорость течения, на плёсе — значительно меньшая. При переходе плота с переката в плёс хвостовая часть, находящаяся еще в зоне больших скоростей течения, надвигается на головную часть, находящуюся в зоне малых скоростей течения. Это осложняет буксировку плотов по рекам.

На кривых участках поперечный профиль русла в большинстве случаев несимметричен: наибольшие глубины наблюдаются у вогну­ того берега, наименьшие — у выпуклого. В связи с этим на таком участке создается поперечный уклон водной поверхности, вызываю­ щий поперечные (свальные) течения. При быстрых подъеме и спаде уровней воды свальные течения наблюдаются и на прямых участках рек, имеющих широкие затопляемые поймы. При подъеме уровня воды и быстром затоплении поймы свальные течения направлены от середины русла к берегам. При быстрой убыли воды из поймы сваль­ ное течение направлено от берегов к середине русла. Наличие сваль-

Значение коэффициента ф для плотов см. в гл. IX.

15


ных течений, направленных к берегу, осложняет буксировку плотов и молевой сплав. При молевом сплаве в период подъема горизонтов древесина разносится по берегам.

Ветро-волновой режим водоема. Ветро-волновой режим водоема оказывает существенное влияние на выбор вида сплава, типа и кон­ струкции транспортных единиц, а также на установление их разме­

ров.

При

незначительном

волнении

или

полном

отсутствии

волн

транспорт

леса

на близкое расстояние может быть организован

в кошелях. В

водоемах

с суровым ветро-волновым

режимом

лес транспортируют только в плотах или судах. Суровым

ветро-

волновым

режимом отличаются большие

открытые,

не

защищен­

ные

от действия

ветров,

водоемы

(моря,

озера

и

крупные

водо­

хранилища). Высота волн на водохранилищах и озерах при сильных ветрах достигает 2,5—3 м, а продолжительность их действия 20—30 ч. Высота волны зависит от силы и скорости ветра, длины разгона волны и глубины водоема. Силу ветра обычно оценивают по шкале Бофорта и выражают в баллах.

Конструкция плотов, буксируемых по водоемам с суровым ветроволновым режимом, должна быть более прочной и волноустойчивой, так как действие волны на плот является основной причиной его разрушения. По таким водоемам буксируются плоты меньшего объема, чтобы за счет увеличения скорости буксировки обеспечить проплав плота по данному участку в промежутке между штормами.

Современные конструкции плотов позволяют буксировать их при действии ветров силой до 6 баллов в течение 8—10 ч. При более длительном воздействии ветра такой силы плот разрушается. Судо­ ходные трассы в водоемах с тяжелым ветро-волновым режимом прокладывают по возможности вдоль высоких берегов, которые яв­ ляются естественной защитой буксируемых плотов от действия вет­ ров, направленных от данного берега.

Для отстоя плотов при длительных штормах по всей судоходной трассе устраивают шютоубежища. Плотоубежище — это акватория для временного отстоя плотов при штормах, защищенная от волно­ вых воздействий. Расстояние между ними рассчитывают так, чтобы продолжительность буксировки плота с трассы до ближайшего шю­ тоубежища не превышала 5—7 ч. В качестве плотоубежищ исполь­ зуют естественные протоки, бухты, защищенные от ветров преобла­ дающего направления высокими берегами или лесными массивами. При отсутствии естественных плотоубежищ устраивают искусствен­ ные, которые представляют собой акватории, защищенные специаль­ ными волнозащитными сооружениями.

Продолжительность стояния сплавных горизонтов. Продолжи­

тельность навигации определяется периодом, в течение которого водоем свободен от ледяного покрова. Возможная продолжитель­ ность транспорта лесоматериалов по водным путям зависит не только от длительности навигации, но и от уровней, обеспечивающих тот или иной вид транспорта. Уровни обычно имеют значительную амплитуду колебания в течение навигации. При этом на малых реках в меженный период уровни часто понижаются до отметок, не

16