Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

позволяющих проведение даже молевого сплава. Поэтому при изы­ сканиях сплавных путей для лесосплава требуется особенно тща­ тельно изучить характер изменения уровней воды с тем, чтобы с до­ статочной точностью установить продолжительность стояния сплав­ ных горизонтов.

На озерах и водохранилищах глубины, обеспечивающие транс­ порт лесоматериалов, наблюдаются в течение всей навигации.

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СПЛАВНЫХ ПУТЕЙ

Водные пути нашей страны, используемые для целей транспорта

леса, делятся на морские (моря

и океаны) и внутренние (реки,

озера, водохранилища и каналы).

 

По морским путям транспорт

леса осуществляют в судах или

в специальных плотах за буксирной тягой.

По внутренним водным путям способ транспорта леса устанавли­ вают в зависимости от характера водного пути. По судоходным или временно судоходным рекам лес транспортируют в судах или в пло­ тах за буксирной тягой; по несудоходным путям проводят молевой сплав и лесосплав в сплоточных единицах.

Внутренние судоходные пути находятся в ведении Министерства речного флота СССР. Внутренние несудоходные водные пути, исполь­ зуемые для лесосплава, называются сплавными; они находятся в ве­ дении организаций, осуществляющих по ним сплав леса (сплавных контор, лесосплавных рейдов и т. д.).

В настоящее время общая протяженность сплавных путей со­ ставляет около 80 тыс. км. Для целей лесотранспорта используется около 800 рек и озер.

Все сплавные реки отличаются друг от друга своими размерами

игидрологическим режимом. Особенности каждой сплавной реки создают специфические условия для проведения по ней сплава, суще­ ственно влияют на организацию работ, на производительность труда

истоимость проведения работ.

В практике лесосплава для установления вида и способа сплава, а также для определения затрат труда и стоимости проведения лесо­ сплавных работ применяют специальную классификацию рек. В ос­ нову этой классификаци положено деление сплавных рек на типы, категории и группы устроенности.

В зависимости от скорости течения воды

и уклонов реки делят

на три типа: равнинные, полугорные и горные.

 

К р а в н и н н ы м р е к а м относят реки,

протекающие по рав­

нинной местности или незначительно всхолмленной. Эти реки отли­ чаются малыми уклонами (0,0005 и менее), малыми (до 1,25 м/сек) скоростями течения воды в период проведения сплава, имеют боль­ шую извилистость. Нередко равнинные реки в своем русле имеют песчаные отмели, перекаты, осередки, несплавные рукава, старо­ речья и другие препятствия сплаву. Эти реки характеризуются также невысокими берегами,

2 Заказ № 1877


паводков поймами, отличаются высокими весенними паводками и незначительными летними паводками.

К п о л у г о р н ы м относят реки, протекающие по холмистой местности. Полугорные реки имеют значительные уклоны (0,0005— 0,0009), резко увеличивающиеся на отдельных участках. Средние скорости течения в период сплава составляют 1,25—2,0 м/сек со значительным повышением на отдельных участках. Полугорные реки характеризуются высокими весенними и незначительными лет­ ними паводками.

Г о р н ы е р е к и берут свое начало в горах и протекают по гор­ ной местности и поэтому характеризуются крутыми уклонами (более 0,001). В русле горных рек имеются пороги, водопады. Средние ско­

рости

течения на этих реках в период сплава

превышают 2 м/сек.

Горные реки

характеризуются интенсивными

и частыми

паводками,

являющимися

следствием таяния снега и ледников в горах или след­

ствием сильных ливней.

 

 

 

В зависимости от ширины сплавные реки делятся на пять кате­

горий

(табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

Категории

сплавных рек в зависимости

от

ширины

 

 

 

 

 

 

 

Ширина реки, м

№ кате­

 

 

Категории рек

 

равнинных,

 

гории

 

 

 

 

горных

 

 

 

 

 

полугорных

i

Очень малые

(ручьи)

 

До 6

До 6

п

Малые реки

 

 

6—13

6—15

ш

Средние

реки

 

13—25

15—45

IV

Большие

реки

 

25—55

45—100

V

Крупные

реки (судоходные или временно

 

Более 55

Более 100

 

 

 

 

 

 

В зависимости от приспособленности к сплаву реки каждой кате­ гории делят на три группы (А, Б и В). Приспособленность реки

ксплаву зависит от естественного состояния и степени устроенности

еемелиоративными, гидротехническими, наплавными и другими со­ оружениями. Мелиоративно-строительные работы проводятся как

при первоначальном освоении рек, так и в процессе их эксплуатации.

Г р у п п а

А реки, на которых проведены простейшие мелиора­

тивные работы в наиболее трудных для сплава местах.

 

Г р у п п а

Б реки, улучшенные на большей части своей

протя­

женности: русло очищено, несплавные протоки и затопляемые

поймы

ограждены лесонаправляющими сооружениями, построены сооруже­

ния для регулирования

порогов и перекатов и т. п.

Г р у п п а В — реки,

на которых проведены все мелиоративные

работы, необходимые для беспрепятственного

продвижения лесома­

териалов, в том числе и регулирование стока

плотинами.

Степень устроенности реки значительно влияет на производитель­ ность и затраты труда на первоначальном сплаве. Так, при переводе

18


реки из группы А в группу Б или В производительность на молевом сплаве соответственно возрастает в 2—2,5 раза и 3,5—5 раз.

Применительно к каждому типу, категории и группе реки разра­ ботаны единые нормы выработки, по которым определяют произво­ дительность труда рабочих (в кубокилометрах на человека в день) и устанавливают требующееся количество рабочих для выполнения планового объема работ.

§ 5. ЛЕСОПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ РЕК

Лесопропускной способностью реки называют количество лесо­

материалов, которое

может быть

пропущено

через данный створ

реки за определенный

промежуток

времени (час, сутки, сезон).

Лесопропускную способность рек определяют для установления

возможного объема сплава по реке при составлении схем

транспорт­

ного освоения лесного

массива, для построения

графика

проведения

сплава, для обоснования и разработки технических мероприятий по улучшению сплавного пути.

Определение лесопропускной способности реки ведется по рас­ четным створам. С этой целью сплавную часть реки разбивают на расчетные участки, характеризующиеся однообразным характером русла и сравнительно постоянным гидрологическим режимом. Длина расчетных участков принимается равной 1—2 км на перекатах, поро­ гах и других неблагоприятных участках для сплава и 10—30 км на длинных однообразных плёсах. В пределах каждого расчетного уча­ стка устанавливают расчетные створы. Расчетный створ — это наи­ более неблагоприятный створ на расчетном участке, по которому устанавливаются все его транспортные характеристики: расчетная продолжительность лесосплавного периода, лесопропускная способ­ ность и минимальный сплавной расход.

П р и м о л е в о м

с п л а в е

суточную

сплавопропускную

спо­

собность в расчетном створе реки определяют по формуле

 

 

 

 

NcyT

= 3600tbcv3q$K ж3 ,

 

(13)

где t — количество рабочих часов в сутках;

 

 

 

 

b c - ширина

сплавного хода, принимаемая при предваритель­

ных расчетах равной 0,8 ширины реки, м;

 

 

 

va средняя

поверхностная

скорость

течения в

выбранном

створе,

м/сек;

 

 

 

 

 

 

я — отношение

объема сплавной единицы к

занимаемой

ею

площади водной

поверхности; при сплаве

бревен это отно-

 

 

ТС

dCp, где dcv — средний диаметр

бревен, м;

шение равно —

Р- коэффициент заполнения лесом площади сплавного хода, принимаемый для равнинных рек 0,1—0,15, для горных и

полугорных 0,05; коэффициент перехода от поверхностной скорости течения

к технической скорости движения бревен.

19



Для определения ширины реки и скорости течения необходимо иметь в каждом расчетном створе графики расхода воды, ширины реки, средней в сечении или поверхностной скорости течения в за­ висимости от уровней воды. Расчет сплавопропускной способности реки ведется по маловодному году — 75%-ной или 90%-ной обеспе­ ченности. По году водностью 75% сплавопропускная способность определяется при сроке эксплуатации реки менее 5 лет.

_1

I

I

I

I

I

I

I

I

30

S

10

15

20

0,3

0,6

0,8

 

Рис.

2. Схема к расчету сплавопропускной способности реки

 

Если в течение расчетного сплавного периода уровни в реке резко

колеблются,

то

пропускную

способность

в

лимитирующем

створе

определяют

для

отдельных интервалов

At

времени. Ширину реки

и скорость течения в этом случае определяют по методике, показан­ ной на рис. 2.

Сезонная, т. е. за весь расчетный сплавной период, пропускная способность реки в данном створе определяется по формуле

 

 

 

t

МСутAt ж3/'сезон.

 

 

Nсез

=

2

(14)

 

 

 

о

 

 

 

 

При л е с о с п л а в е в

с п л о т о ч н ы х

е д и н и ц а х

сплавопро-

пускную способность реки в данном створе определяют

по формуле

 

 

 

Ncyt

=

~-VM3,

 

 

где

Т—продолжительность

 

рабочего времени в сутках,

мин;

 

t — интервал времени

пуска

в сплав сплоточных единиц, мин;

 

V — объем сплоточной

единицы, м3;

при отпуске

сплоточных

 

единиц партиями за величину V принимают объем всех

 

одновременно отпускаемых в сплав сплоточных единиц.

Интервалы пуска сплоточных единиц в сплав назначают в зави­

симости от состояния сплавного

пути, от типа и размеров сплоточ­

ных

единиц. При сплаве

пучков

малых объемов (5—10 м2) интер-

20