ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
позволяющих проведение даже молевого сплава. Поэтому при изы сканиях сплавных путей для лесосплава требуется особенно тща тельно изучить характер изменения уровней воды с тем, чтобы с до статочной точностью установить продолжительность стояния сплав ных горизонтов.
На озерах и водохранилищах глубины, обеспечивающие транс порт лесоматериалов, наблюдаются в течение всей навигации.
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СПЛАВНЫХ ПУТЕЙ
Водные пути нашей страны, используемые для целей транспорта
леса, делятся на морские (моря |
и океаны) и внутренние (реки, |
озера, водохранилища и каналы). |
|
По морским путям транспорт |
леса осуществляют в судах или |
в специальных плотах за буксирной тягой.
По внутренним водным путям способ транспорта леса устанавли вают в зависимости от характера водного пути. По судоходным или временно судоходным рекам лес транспортируют в судах или в пло тах за буксирной тягой; по несудоходным путям проводят молевой сплав и лесосплав в сплоточных единицах.
Внутренние судоходные пути находятся в ведении Министерства речного флота СССР. Внутренние несудоходные водные пути, исполь зуемые для лесосплава, называются сплавными; они находятся в ве дении организаций, осуществляющих по ним сплав леса (сплавных контор, лесосплавных рейдов и т. д.).
В настоящее время общая протяженность сплавных путей со ставляет около 80 тыс. км. Для целей лесотранспорта используется около 800 рек и озер.
Все сплавные реки отличаются друг от друга своими размерами
игидрологическим режимом. Особенности каждой сплавной реки создают специфические условия для проведения по ней сплава, суще ственно влияют на организацию работ, на производительность труда
истоимость проведения работ.
В практике лесосплава для установления вида и способа сплава, а также для определения затрат труда и стоимости проведения лесо сплавных работ применяют специальную классификацию рек. В ос нову этой классификаци положено деление сплавных рек на типы, категории и группы устроенности.
В зависимости от скорости течения воды |
и уклонов реки делят |
на три типа: равнинные, полугорные и горные. |
|
К р а в н и н н ы м р е к а м относят реки, |
протекающие по рав |
нинной местности или незначительно всхолмленной. Эти реки отли чаются малыми уклонами (0,0005 и менее), малыми (до 1,25 м/сек) скоростями течения воды в период проведения сплава, имеют боль шую извилистость. Нередко равнинные реки в своем русле имеют песчаные отмели, перекаты, осередки, несплавные рукава, старо речья и другие препятствия сплаву. Эти реки характеризуются также невысокими берегами,
2 Заказ № 1877
паводков поймами, отличаются высокими весенними паводками и незначительными летними паводками.
К п о л у г о р н ы м относят реки, протекающие по холмистой местности. Полугорные реки имеют значительные уклоны (0,0005— 0,0009), резко увеличивающиеся на отдельных участках. Средние скорости течения в период сплава составляют 1,25—2,0 м/сек со значительным повышением на отдельных участках. Полугорные реки характеризуются высокими весенними и незначительными лет ними паводками.
Г о р н ы е р е к и берут свое начало в горах и протекают по гор ной местности и поэтому характеризуются крутыми уклонами (более 0,001). В русле горных рек имеются пороги, водопады. Средние ско
рости |
течения на этих реках в период сплава |
превышают 2 м/сек. |
|||||
Горные реки |
характеризуются интенсивными |
и частыми |
паводками, |
||||
являющимися |
следствием таяния снега и ледников в горах или след |
||||||
ствием сильных ливней. |
|
|
|
||||
В зависимости от ширины сплавные реки делятся на пять кате |
|||||||
горий |
(табл. 2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
Категории |
сплавных рек в зависимости |
от |
ширины |
|
||
|
|
|
|
|
|
Ширина реки, м |
|
№ кате |
|
|
Категории рек |
|
равнинных, |
|
|
гории |
|
|
|
|
горных |
||
|
|
|
|
|
полугорных |
||
i |
Очень малые |
(ручьи) |
|
До 6 |
До 6 |
||
п |
Малые реки |
|
|
6—13 |
6—15 |
||
ш |
Средние |
реки |
|
13—25 |
15—45 |
||
IV |
Большие |
реки |
|
25—55 |
45—100 |
||
V |
Крупные |
реки (судоходные или временно |
|
Более 55 |
Более 100 |
||
|
|
|
|
|
|
В зависимости от приспособленности к сплаву реки каждой кате гории делят на три группы (А, Б и В). Приспособленность реки
ксплаву зависит от естественного состояния и степени устроенности
еемелиоративными, гидротехническими, наплавными и другими со оружениями. Мелиоративно-строительные работы проводятся как
при первоначальном освоении рек, так и в процессе их эксплуатации.
Г р у п п а |
А — реки, на которых проведены простейшие мелиора |
|
тивные работы в наиболее трудных для сплава местах. |
|
|
Г р у п п а |
Б — реки, улучшенные на большей части своей |
протя |
женности: русло очищено, несплавные протоки и затопляемые |
поймы |
ограждены лесонаправляющими сооружениями, построены сооруже
ния для регулирования |
порогов и перекатов и т. п. |
|
Г р у п п а В — реки, |
на которых проведены все мелиоративные |
|
работы, необходимые для беспрепятственного |
продвижения лесома |
|
териалов, в том числе и регулирование стока |
плотинами. |
Степень устроенности реки значительно влияет на производитель ность и затраты труда на первоначальном сплаве. Так, при переводе
18
реки из группы А в группу Б или В производительность на молевом сплаве соответственно возрастает в 2—2,5 раза и 3,5—5 раз.
Применительно к каждому типу, категории и группе реки разра ботаны единые нормы выработки, по которым определяют произво дительность труда рабочих (в кубокилометрах на человека в день) и устанавливают требующееся количество рабочих для выполнения планового объема работ.
§ 5. ЛЕСОПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ РЕК
Лесопропускной способностью реки называют количество лесо
материалов, которое |
может быть |
пропущено |
через данный створ |
|
реки за определенный |
промежуток |
времени (час, сутки, сезон). |
||
Лесопропускную способность рек определяют для установления |
||||
возможного объема сплава по реке при составлении схем |
транспорт |
|||
ного освоения лесного |
массива, для построения |
графика |
проведения |
сплава, для обоснования и разработки технических мероприятий по улучшению сплавного пути.
Определение лесопропускной способности реки ведется по рас четным створам. С этой целью сплавную часть реки разбивают на расчетные участки, характеризующиеся однообразным характером русла и сравнительно постоянным гидрологическим режимом. Длина расчетных участков принимается равной 1—2 км на перекатах, поро гах и других неблагоприятных участках для сплава и 10—30 км на длинных однообразных плёсах. В пределах каждого расчетного уча стка устанавливают расчетные створы. Расчетный створ — это наи более неблагоприятный створ на расчетном участке, по которому устанавливаются все его транспортные характеристики: расчетная продолжительность лесосплавного периода, лесопропускная способ ность и минимальный сплавной расход.
П р и м о л е в о м |
с п л а в е |
суточную |
сплавопропускную |
спо |
||||
собность в расчетном створе реки определяют по формуле |
|
|
||||||
|
|
NcyT |
= 3600tbcv3q$K ж3 , |
|
(13) |
|||
где t — количество рабочих часов в сутках; |
|
|
|
|
||||
b c - ширина |
сплавного хода, принимаемая при предваритель |
|||||||
ных расчетах равной 0,8 ширины реки, м; |
|
|
|
|||||
va — средняя |
поверхностная |
скорость |
течения в |
выбранном |
||||
створе, |
м/сек; |
|
|
|
|
|
|
|
я — отношение |
объема сплавной единицы к |
занимаемой |
ею |
|||||
площади водной |
поверхности; при сплаве |
бревен это отно- |
||||||
|
|
ТС |
dCp, где dcv — средний диаметр |
бревен, м; |
||||
шение равно — |
Р- коэффициент заполнения лесом площади сплавного хода, принимаемый для равнинных рек 0,1—0,15, для горных и
полугорных — 0,05; коэффициент перехода от поверхностной скорости течения
к технической скорости движения бревен.
19
Для определения ширины реки и скорости течения необходимо иметь в каждом расчетном створе графики расхода воды, ширины реки, средней в сечении или поверхностной скорости течения в за висимости от уровней воды. Расчет сплавопропускной способности реки ведется по маловодному году — 75%-ной или 90%-ной обеспе ченности. По году водностью 75% сплавопропускная способность определяется при сроке эксплуатации реки менее 5 лет.
_1 |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
30 |
S |
10 |
15 |
20 |
0,3 |
0,6 |
0,8 |
|
Рис. |
2. Схема к расчету сплавопропускной способности реки |
|
||||||
Если в течение расчетного сплавного периода уровни в реке резко |
||||||||
колеблются, |
то |
пропускную |
способность |
в |
лимитирующем |
створе |
||
определяют |
для |
отдельных интервалов |
At |
времени. Ширину реки |
и скорость течения в этом случае определяют по методике, показан ной на рис. 2.
Сезонная, т. е. за весь расчетный сплавной период, пропускная способность реки в данном створе определяется по формуле
|
|
|
t |
МСутAt ж3/'сезон. |
|
||
|
Nсез |
= |
2 |
(14) |
|||
|
|
|
о |
|
|
|
|
При л е с о с п л а в е в |
с п л о т о ч н ы х |
е д и н и ц а х |
сплавопро- |
||||
пускную способность реки в данном створе определяют |
по формуле |
||||||
|
|
|
Ncyt |
= |
~-VM3, |
|
|
где |
Т—продолжительность |
|
рабочего времени в сутках, |
мин; |
|||
|
t — интервал времени |
пуска |
в сплав сплоточных единиц, мин; |
||||
|
V — объем сплоточной |
единицы, м3; |
при отпуске |
сплоточных |
|||
|
единиц партиями за величину V принимают объем всех |
||||||
|
одновременно отпускаемых в сплав сплоточных единиц. |
||||||
Интервалы пуска сплоточных единиц в сплав назначают в зави |
|||||||
симости от состояния сплавного |
пути, от типа и размеров сплоточ |
||||||
ных |
единиц. При сплаве |
пучков |
малых объемов (5—10 м2) интер- |
20