Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формировании плота соединяют линейки и секции в соот­ ветствии с габаритом плота, укладывают брустверы, растяжки, по­ перечные счалы, а иногда и продольные лежни, натягивают продоль­

ные и поперечные крепления плота специальными

механизмами.

Секции или линейки

подводят к пункту формирования катером

и устанавливают их на

место двумя способами:

«оборотом» или

«по ходу».

 

 

Первый способ применяют при наличии скоростей течения. Уста­ новка линейки или секций эти способом заключается в следующем:

буксировщик, отдав свой буксирный трос, подходит к хвосту

плота

и берет на гак вспомогательный «дежурный» трос. Работая

против

течения и притормаживая плот, буксировщик постепенно устанав­ ливает его на место. При достаточной ширине реки буксировщик просто разворачивает линейку или секцию к месту установки. Для этого катер резко меняет направление движения, а секция или ли­ нейка течением разворачивается на 180°.

Второй способ применяют при малых скоростях течения. В этом случае буксировщик, отдав буксирный трос, подходит к борту плота и смещает его на место установки.

При формировании плота из линеек их устанавливают парал­ лельно друг другу вплотную. Продольные лежни в конце плота при­ крепляют к ведущим единицам (см. гл. IX) . После установки всех линеек на плот накладывают поперечные счалы, растяжки и бруст­ веры.

При формировании плота из секций их устанавливают по ширине вплотную, а по длине с интервалами 1—2 м. Брустверы наклады­ вают на концы шлюзуемой единицы.

Механизация формировочных работ. При недостаточных скоро­ стях течения (менее 0,3 м/сек) для продвижения сплоточных единиц по сортировочному коридору применяют тросовые ускорители с од­ ним или двумя тросами. Под один трос пучки подают в продольном, под два троса — в поперечном направлении.

Для продвижения сплоточных единиц к воротам формировочного устройства, а также в формировочных двориках эффективно приме­ нение гидравлических ускорителей с мощностью двигателя 10 кет (место установки ускорителей см. на рис. 74).

Для натяжения поперечных и продольных креплений на рейдах применяют лебедки, установленные на самоходных судах. На неко­ торых рейдах применяют стационарные лебедки, которые устанав­ ливают у специально оборудованного причала.

На рис. 89, а показана электрифицированная поточная линия по формированию плотов, применяемая на рейдах треста Камлесосплав. На этой линии механизированы операции по наложению бор­ товых лежней на секцию, натяжению лежней, поперечных счалов и бортовых комплектов, натаскиванию хлыстов на шлюзуемую еди­ ницу для изготовления и наложения брустверов.

Поточная линия представляет собой дворик /, который имеет размеры шлюзуемой единицы, т. е. 240X27 м. Дворик ограничен двухрядными семибревенными бонами 2 усиленной конструкции.

212


С внешней стороны дворика установлены плитки 3 и 4. На этих плитках смонтированы барабаны 5 для разбухтовки тросов и кон­ сольные ролики 6. На плитах 7 размещены по две электрифициро­ ванные лебедки с тяговым усилием до 4 т. На плитках 8 размещены служебные помещения.

Технология формировочных работ заключается в следующем.

Шлюзуемый

плот катером

заводят в дворик. В момент подхода его

к плиткам 3

с барабанов

5 через ролики 6 на плот подают конец

лежня и закрепляют его на головных пучках шлюзуемой единицы. В процессе заводки плота в дворик бортовой лежень, разматываясь с барабана, прокладывается по борту плота. После наложения

Рис. 89. Причал

 

для наложения

и утягивания креплений

плотов:

а — технологическая

схема;

б — схема утяжки

поперечных

креплений;

/ — дворик

для сек­

ции плота; 2—

бон;

3, 4,

7,

8 — плитки; 5 — барабаны для

разбухтовки

тросов; 6

ролики;

9 — цепь;

10 — блок;

11 — трос; 12 — цепь;

13 — трос;

14 — блок; 15

борткомплект

лежня на нижнюю секцию шлюзуемой единицы аналогично прокла­ дывают лежни на верхнюю секцию, при этом конец лежня нижней секции соединяют с головным концом верхней секции. Утягивают лежни лебедками, выбирая слабину тросов от концов шлюзуемой единицы к середине.

После утягивания бортовых лежней приступают к утягиванию поперечных креплений. Для этой цели вдоль каждого бона проло­ жены цепи 9 диаметром 18—20 мм. Утяжку бортовых креплений производят при помощи переносного блока, который крепится за эту цепь.

На рис. 89, б показана схема утягивания бортового комплекта. По этой схеме переносный блок 10 закреплен за цепь 9. В трос / / утягивающей лебедки вставлен отрезок цепи 12, к которой прикреп­ лен трос 13 с блоком 14. Для утягивания борткомплекта 15 крюк блока 14 соединяют с цепной надставкой, а конец троса 13 — со вторым концом бортового комплекта.

Для механизации тяжелых и трудоемких работ на формировоч­ ных рейдах на базе самоходного судна Т-101М ЦНИИ лесосплава

213


разработана такелажница-формировщик ЛФ-38. Применение такелажницы на формировании секций позволяет механизировать по­ грузку, доставку и выгрузку такелажа, раскладку и утяжку про­ дольных и поперечных креплений секции и устройство брустверов. Кроме того, такелажница может быть использована для снятия такелажа с плотов на рейдах приплава. Для этих целей на такелажнице имеются две однобарабанные лебедки с тяговым усилием до 4 т, гидравлический кран грузоподъемностью 500 кгс, выносные балки и направляющие ролики, вьюха и буксирный гак. Сменная

производительность

бригады в

составе

10

человек

на

формирова­

нии

секций

с применением судна-формировщика достигает 10 ООО ж3 .

 

В настоящее время научно-исследовательскими институтами ве­

дутся работы по созданию сортировочно-формировочных

машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Построена и

испытана

 

 

 

 

 

 

 

по

проекту СибНИИЛП

 

 

 

 

 

 

 

сортировочно

-

формиро­

 

 

 

 

 

 

 

вочная машина

СФМ-2

 

 

J

S

'1

ч 2

( Р и с -

90)-

Она

предна-

г>

г,л г

л.

 

»

п

значена

для

формирова-

Рис. 90. Схема

формировочной

машины

СФМ-2:

ния

 

 

г г

двух

,

,

 

 

 

.

,

одновременно

/ — толкатель; 2 — щит-гаситель;

3 — пучки;

4 — вью-

 

 

»

 

 

 

*

 

 

ха;

5 - л е ж е н ь

 

 

СеКЦИИ ИЗ ПуЧКОВ объе-

 

 

 

 

 

 

 

МОМ 6—15

М3.

 

 

 

 

Машина состоит из приемной камеры и двух симметрично рас­

положенных

формировочных двориков. Пучки по подводящему

ко­

ридору подаются в приемную камеру машины, откуда после оценки оператором выталкиваются специальным толкателем в правый или левый формировочный дворик.

В формировочных двориках поперек течения установлены щитыгасители для гашения скоростей течения. Вдоль этого щита наби­ рается поперечный ряд пучков, при этом предыдущие пучки продви­ гаются под действием последующих, подаваемых толкателем из приемной камеры.

По мере набора поперечных рядов на бортовых пучках закреп­ ляют лежни, которые стравливаются с вьюх, установленных на пла­ вучих основаниях. После набора каждого поперечного ряда и закрепления на нем бортовых лежней оператор поднимает щит-га­ ситель, вьюхи с лежнями растормаживают, и секция течением про­ двигается вниз на один ряд пучков. Длина машины 30 м, ширина 73, осадка 0,75 м, установленная мощность 64,7 кет, сменная произво­ дительность 4000 м3.

Конструкторский отдел Уралгипролесбумпром по проекту АЛТИ разработал механизированную поточную линию сортировки и фор­ мирования секций шириной до 24 м, длиной до 130 м для рейдов с навигационным объемом работ не менее 500 тыс. м3.

Основными элементами поточной линии являются сортировочная кассета для отбора и подачи пучков в соответствующие сортировоч­ ные дворики, сортировочные дворики (до 18) и формировочная ма­ шина. В каждые два соседних дворика отбирают пучки одного сор­ тимента для установки их в одну секцию. Пучки в сортировочных

214


двориках перемещаются течением. Вывод пучков из двориков и установка их в секцию осуществляется формировочной машиной. По мере накопления пучков она перемещается от одной пары дво­ риков к другой. Так как емкость двух двориков соответствует объему секции, то формировочная машина перемещается только по оконча­ нии формирования целой секции. Формировочная машина оснащена механизмами и приспособлениями для транспортировки и утяжки такелажа, для подъема и укладки брустверов и для управления секцией в процессе ее формирования. Из формировочной машины секцию выводит катер. Обслуживает линию 21 человек. Сменная производительность линии при сортировке пучков на 16 марок со­ ставляет: при осадке пучков 0,8 м 4400 Л13, при осадке пучков 1,4 м

8800 мя,

при осадке пучков 1,6 м 11 300 м3.

Длина линии 281 м, ши­

р и н а

144 м, осадка в рабочем положении

1,25 м.

§ 9. КОНСТРУКЦИЯ НАПЛАВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

СОРТИРОВОЧНО-ФОРМИРОВОЧНЫХ

УСТРОЙСТВ

Для

сооружений сортировочных и

формировочных устройств

применяют боны, деревянные и металлические понтоны, плитки, мостики и связи жесткости — распорки *.

Б о н ы для формировочных

и сортировочных устройств приме­

няют разной ширины и высоты

в зависимости от места установки.

Боны трехрядные восьмибревенные применяют для компоновки сортировочного коридора (рис. 91, а). В бонах, применяемых для этой цели, в пролетах сортировочных ворот на их ширину вырезают два верхних ряда.

Боны трехрядные семибревенные применяют для сортировочного коридора и причальных линий формировочных устройств. В боне, применяемом для этой цели, для увеличения его высоты между верх­ ним и нижним рядом поперек бона прокладывают короткие брусья или бревна. В бонах, ограждающих сортировочный коридор, ниж­ ний ряд сплошной, а верхний вырезан в пролетах сортировочных ворот. В боны, применяемые для причальных линий, врубают тумбы для крепления формируемых плотов. При необходимости прокладки вдоль бона продольного троса на бонах монтируют зажимы.

Боны шестибревенные двухрядные и однорядные применяют для ограждения коллекторных и подводящих коридоров.

Боны четырехбревенные однорядные устанавливают для разде­ ления сортировочных двориков. На некоторых рейдах с малыми ско­ ростями в качестве покосных бонов сортировочных двориков приме­ няют разреженные боны. Бон представляет собой раму из брусьев сечением 22x22 см. Брусья уложены в два ряда по высоте и сое­ динены сквозными (на всю ширину бона) шпонками сечением 22x20 см. Брусья и шпонки крепятся между собой болтами. Сверху на шпонки уложены щиты. Для увеличения плавучести снизу

1 Для компоновки рейдов применяют типовые наплавные сооружения, кото­ рые рекомендованы в специальных альбомах ЦНИИ лесосплава и Гипролестранса (см. список литературы).

215


 

п

к шпонкам

 

разрывом по

 

,[

длине

 

бона)

крепится

под­

 

 

плав из трех бревен диамет-

 

0

ром

28

см,

длиной

8,5

м.

 

*

При

потере

плавучести

эти

 

•*

бревна

легко

заменить

но­

 

 

выми.

 

Опыт

 

эксплуатации

 

|

показал,

что

 

разреженные

 

§

боны имеют более длитель-

 

1 л

ный срок службы и что на

 

 

изготовление

их

расходуется

 

!§•

меньше

 

древесины.

 

 

 

 

 

 

8 &

 

П о н т о н ы

 

д е р е в я н -

 

g*

н ы е

применяют

для

соору-

 

| *

жения

сортировочных

 

кори-

 

S*

доров, для установки тро-

 

? §•

совых

 

ускорителей,

 

 

для

 

8^

монтажа

 

головных

 

 

ворот

g-

 

сортировочных

 

и

формиро-

s

gg

вочных

 

устройств.

 

Понтоны

о

 

изготовляют

размером

 

15Х

, s

X 1,5x0,4

м

с

поперечным

ища

и

продольным

 

 

набором

о ^ 5

крепления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g, - §

 

П о н т о н ы

 

м е т а л л и -

н *«

ч е с к и е применяют

для CD­

S' jS |

оружения

 

 

сортировочных

. ?§•

коридоров

(рис. 91,

б).Пон-

S

gg

тоны

имеют

круглое

сечение

g

g I

диаметром 0,6 м. Длина пон-

а

 

тона 5 м. При монтаже ко-

 

£°

ридоров понтоны при помо-

 

I н

щи

диафрагмы

 

из

листовой

 

Ф

стали соединяют в две нит-

 

°я

ки (по ширине). По длине

 

gg

понтоны

соединяют в звенья,

 

§ |

длина

которых

зависит

от

 

у*

угла

постановки

бонов

cop­

 

a l

тировочных

двориков. Обыч­

 

но

но

звенья

 

составляют

из

 

5

двух или трех понтонов с

 

%

интервалами

 

между

 

ними

 

«

0,5

м.

 

Расстояние

 

 

между

 

I

звеньями

соответствует

 

ши-

 

рине

сортировочных

 

ворот.

£Продольное соединение пон-

«

тонов

осуществляется при

S

помощи брусьев и продоль-

^

ного

троса. Трос на брусьях