Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ряется

срединный

диаметр бревен, а счетно-решающее устройство

3 автокубатурника

определяет их объем. На таком принципе ос­

нована

работа автокубатурника В-25 «Луч» конструкции КБ

треста

Вычегдалесосплав и автокубатурника конструкции ЦНИИ

лесосплава. В таких автокубатурниках бревна до их поступления в регистрирующее устройство необходимо расположить в один ряд, исключить перекосы отдельных бревен в ряду и ориентировать сре­ динный диаметр относительно соответствующего датчика или изме­ рителя.

Во втором случае (рис. 83, б) бревна специальными механиз­ мами /, 2 (поперечным элеватором, вращающимися звездочками

Рис. 83.

Схема

автокубатурников для

поперечной

щети бревен:

а — с

выгрузкой

бревен

из

воды: / — поперечный элеватор;

2 — датчик

диаметров

бревен;

3 — счетно-решающее

устройство;

б с

затапливанием

бревен:

/, 2 — п о п е ­

речные

элеваторы; 3 — д а т ч и к подъемной

силы;

4 датчик веса; 5 — суммирующее

 

 

 

 

устройство

 

 

 

или другими рабочими органами автокубатурника) вначале за­ тапливают, а затем полностью выгружают из воды. При затопле­ нии и при выгрузке бревен соответствующие датчики 3, 4 фикси­ руют выталкивающую силу D и вес G, а суммирующее устройство 5 автокубатурника определяет сумму (D + G), численно равную истинному объему бревна в кубометрах. По такому принципу, на­ пример, работает автокубатурник КС-2 ЦНИИ лесосплава, кото­ рый устанавливают у входа в сплоточную машину. Для нормаль­ ной работы этих автокубатурников бревна в поперечной щети необходимо предварительно выравнивать.

Производительность автокубатурников с поперечным движе­ нием бревен—1600—3000 м3 в смену. Их можно применять на рейдах не только для учета, но н для контроля объема пучков при сплотке. При создании новых конструкций сплоточных машин и сортировочно-сплоточных агрегатов автокубатурники с попереч­ ным направлением движения бревен включают в них как рабочий элемент. Так сделано в сортировочно-сплоточном агрегате РК-1 ЦНИИ лесосплава и в учетно-сплоточной машине КБ треста Вы­ чегдалесосплав.

Так же как и в автокубатурниках поштучного обмера бревен, объем пучков измеряют двумя способами.

203


При геометрическом обмере в момент, когда пучок сжат, из­

меряют его ширину В и

высоту Я, после чего при

известных

длине / бревен и коэффициенте полноты объема k

вычисляют

объем V пучка по формуле

V = kBHl.

 

Этот способ обмера пучков впервые был применен на Керчевском рейде. Ширину пучка измеряли при помощи подвижной линей­

ки, соединенной с задними стойками сплоточной машины

ЦНИИ

лесосплава-2 или ЦНИИ лесосплава-2М, а высоту

пучка — специ­

альной

мерной

вилкой.

Замеры

выполняли

визуально

 

рабочие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в момент, когда на пучок

h,

 

иг

 

 

 

 

 

 

 

накладывали

обвязочный

 

|

4

г-^-£] _

%

|

 

комплект.

 

Коэффициент

р*1

, Г~|

 

 

Г

 

 

полноты

объема

для

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личных

пород,

сортимен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тов,

длин

 

и

диаметров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бревен

был

установлен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опытным

путем

на осно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ве

многочисленных

на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блюдений.

На

основании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

измерения

/, В и Я, а так­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

же по k по вспомога­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельным

 

таблицам

под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

считывают

 

объем

пучка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

таком

способе обме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ра

на

каждой

машине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учетом

были

заняты

3—

Рис. 84. Установка

АГО-1 для измерения объ­

 

4 человека.

 

 

 

 

это­

 

 

ема пучков:

 

 

 

 

 

Применительно к

сельсины-датчики положения штанг; 4 — сельсин-прием­

 

му

способу

обмера

пуч­

1 — штанги

для измерения

высоты

пучка;

2,

3—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ник высоты

пучка; 5 — передние

стойки; 6 — задние

 

ков

ЦНИИ

лесосплава

стойки; 7,

8 — привод

стоек;

9 — редуктор;

10,

И —

 

разработал

 

полуавтома­

сельсины-датчики положения

стоек; 12 — сельсин-при­

 

 

емник ширины

пучка; 13, 14 — указатели

высоты и

ши­

 

тическое

 

 

устройство

 

 

рины

пучка

 

 

 

 

 

 

АГО-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АГО-1

(рис.

84)

автоматически

измеряет ширину

и

высоту

пучка, а результат измерения выдает в цифровой форме на шка­ лах указателей. Высота пучка определяется как сумма расстоя­ ний перемещения штанг /, приводимых в движение реверсивными электродвигателями через редуктор. Каждая из штанг зубчатыми передачами соединена с соответствующими сельсинами-датчиками 2 и 3 положения штанг. Эти сельсины-датчики электрической связью соединены с дифференциальным сельсином-приемником 4 высоты пучка.

Ширину пучка определяют как сумму расстояний хода перед­

них 5 и задних 6 стоек сплоточной

машины. С этой

целью бара­

баны лебедок 7 и 8 привода

стоек

через редукторы

9 соединены

с сельсинами-датчиками 10 и

11,

которые имеют электрическую

связь с дифференциальным сельсином-приемником 12 ширины

пучка. Таким образом, при перемещении штанг

и стоек

приходят

в движение соответствующие сельсины-датчики,

сигналы

от кото-

204


рых поступают в дифференциальные сельсины-приемники высоты и ширины пучка. В сельсинах-приемниках эти сигналы преобра­ зуются в угол поворота указателей 13 и 14 высоты и ширины пучка.

По ширине и высоте пучка, длине бревен и коэффициенту полноты объема оператор по специальной вспомогательной таб­ лице определяет объем пучка.

Геометрический способ обмера пучков с полуавтоматизированпым устройством АГО-1 применяют на сплоточных машинах ЦЛ-2 и ЦЛ-2М. В этом случае на каждой сплоточной машине учетом

заняты

только

2

 

человека,

при

 

 

 

этом

производительность сплоточ­

 

 

 

ных

машин

 

не

уменьшается.

 

 

 

 

 

Принцип

работы

 

установок

для

 

 

 

обмера

пучков способом суммирова­

 

 

 

ния веса пучка в воздухе и вытал­

 

 

 

кивающей

силы

аналогичен

 

прин­

 

 

 

ципу работы соответствующих ав-

 

 

 

токубатурников

поштучного

обмера

 

 

 

бревен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис.

85 приведена схема уста­

 

 

 

новки КП-2, созданной

СевНИИП.

 

 

 

Она состоит из плавучего основа­

 

 

 

ния — металлических

понтонов

8,

Рис. 85. Установка КП-2 для из­

перекрытых П-образной аркой, ги­

мерения объема пучков:

дравлических

погружателей

 

2

и

/ — измерительное

устройство;

2, 9 —

гидравлических

подъемников

9,

со­

гидравлические погружатели и подъем ­

ники; 3— датчики веса и выталкиваю­

единенных

поперечными

балками

5;

щей силы; 4 — трубопроводы;

5 — попе­

гидропривода

6

и

7;

измеритель­

речные балки; 6, 7— электрогидропри­

вод установки; 8

понтоны

плавучего

ного

устройства

1

и

приборов

уп­

основания

 

равления. Пучки

поступают

к

уста­

 

 

 

новке, в которой их устанавливают между понтонами. Далее вклю­ чаются гидравлические подъемники и пучки поднимаются из воды. В крайнем верхнем положении фиксируется вес пучка, после чего пучок сначала опускают, а потом затапливают гидравлическими погружателями. В крайнем нижнем положении фиксируется вы­ талкивающая сила.

Далее пучок возвращается в исходное положение и выводится из установки. Измерительное устройство КП-2 состоит из датчи­ ков 3 веса и выталкивающей силы, измерительного прибора и клавишной счетно-суммирующей машины. Результат измерения автоматически воспроизводится на бумажной ленте. Дополнитель­ ную информацию о пучке (сортимент, номер пучка и др.) опера­ тор печатает на той же счетно-суммирующей машине. Установку КП-2 размещают за сплоточными машинами; ею можно измерять

пучки объемом от 5

до 35 м3. Время

обмера пучка составляет

2—3 мин. Установку

обслуживают три

человека (двое — на по­

даче пучков). Недостатки этого способа обмера пучков: сравни­ тельно невысокая производительность и большой вес установки.

205


Общий недостаток установок для обмера пучков — отсутствие учета числа бревен и дозировки объема пучков.

Автоматизация сортировочно-сплоточных работ. В настоящее время затраты труда на сортировочно-сплоточные работы (про­ движение леса по рейду, сортировка, учет и сплотка) составляют около 77% общих затрат труда на рейдовые работы (без учета за­ трат труда на формирование плотов). Такая высокая трудоемкость объясняется низким уровнем механизации сортировочно-сплоточ­ ных работ, который в различных лесосплавных предприятиях колеблется в пределах 11 —17%. Применяемые для продвиже­ ния леса по сортировочным устройствам механические и гид­

равлические

ускорители

лишь облегчают труд

рабочих-сортиров­

П, м3/смену

 

 

 

щиков,

не

решая

проблемы

 

 

 

комплексной

механизации и

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автоматизации рейдовых работ

1500

 

 

 

 

и

не

исключая

ручной

труд.

 

 

 

 

 

Существующая

организация

 

 

 

 

 

сортировочно-сплоточных

ра­

 

 

 

 

 

бот имеет и другие

недостатки.

 

 

 

 

 

При

сортировке

леса на

воде

 

 

 

 

 

в

сортировочных

устройствах

 

Май Июнь Июль Август Сентябрь

неизбежны

ошибки

при

опре­

 

делении

качества

и

сортности

Рис. 86. Зависимость

производительно­

леса,

поскольку

бревна

нахо­

дятся

в

воде.

 

 

 

сти

труда

сортировочно-сплоточных

 

 

труда

бригад

рабочих

от

режима

водного

на

Производительность

 

 

потока

 

 

сортировке и

сплотке

леса

 

 

 

 

 

зависит

от

скоростного

ре­

жима водного потока, подверженного частому и резкому измене­ нию. Это видно из рис. 86, на котором показано изменение смен­

ной производительности

труда сортировочно-сплоточных

бригад1

в течение навигации на

Максаковском 1 и Керчевском

2 лесо­

сплавных рейдах из-за меняющихся параметров режимов водного потока и прежде всего скорости течения. Из рисунка видно, что

наибольшая производительность

наблюдается в июне — июле,

когда устанавливаются оптимальные скорости течения.

Перспективным направлением

в решении проблемы комплекс­

ной механизации и автоматизации сортировочно-сплоточных работ является создание сортировочно-сплоточных агрегатов, обеспечи­ вающих повышение производительности труда по комплексу ос­ новных рейдовых работ в 1,5—2,5 раза.

В состав таких сортировочно-сплоточных

агрегатов входят:

выгрузочные п транспортирующие

механизмы

(продольные

или

поперечные транспортеры); системы автоматического учета

объ­

ема и количества бревен; системы

слежения

за движением

бре­

вен; системы и устройства для полуавтоматической или автома­

тической сортировки

бревен; сплоточные и пакетирующие устрой-

По данным ЦНИИ

лесосплава.

206


ства; обвязочные устройства; системы автоматического контроля за работой агрегатов.

Сортировочно-сплоточные агрегаты разрабатываются с про­ дольным или с поперечным перемещением бревен.

В агрегатах, работающих по принципу продольного перемещения (рис. 87, а), бревна выгружают из воды и транспортируют системой продольных транспор­ теров /. При движении по транспортерам бревна проходят через кубатурники 2. При выгрузке оператор с пульта управления 3 определяет качество бревен и направляет их в соответствующую сплоточную секцию 4, давая сигнал в сле­ дящую систему продольных транспортеров.

Механизмы следящей системы с выдержкой времени, соответствующего вре­ мени движения бревна от пульта управления до нужной сплоточной секции, приводят в работу соответствующие сбрасыватели 5, которые сталкивают бревно с транспортера в сплоточную секцию. После того как в сплоточной секции

накопится

заданный

 

объем

бревен,

 

 

г

 

 

 

 

 

от

счетчиков

объемов

бревен посту­

 

 

 

 

 

 

 

пит сигнал на включение механизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

сплоточной

секции:

происходит

 

на­

 

 

 

 

 

 

 

 

гнетание,

сжатие

и

 

обвязка

 

пучка

 

 

 

 

 

 

 

 

проволокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испытание

 

опытного

 

образца

 

 

 

 

 

 

 

 

сортировочно-сплоточного

 

агрегата

 

 

 

 

 

 

 

 

с

продольным

перемещением

(типа

 

 

 

 

 

 

 

 

«Поток»)

 

выявили

его

недостатки:

 

 

 

 

 

 

 

 

невысокую

производительность,

низ­

 

 

 

 

 

 

 

 

кий

коэффициент

использования спло­

 

 

 

 

 

 

 

 

точных

механизмов,

громоздкость

 

 

 

 

 

 

 

 

агрегата

и

ограниченность

дробности

 

 

 

 

 

 

 

 

сортировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

87.

Принципиальные

схемы

сорти-

 

В агрегатах

с

п о п е р е ч н ы

м

 

ровочно-сплоточных

агрегатов:

 

перемещением

(рис.

87, б)

бревна

из

 

а — с

продольным

перемещением

бревен;

б —

воды

выгружаются

поперечным

эле­

с

поперечным

перемещением

бревен

 

ватором

 

/,

а

 

транспортируются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скребковым

или другого типа

попереч­

 

 

 

 

 

 

 

 

ным

транспортером

2.

После

передачи бревен

с

выгрузочного элеватора

на

по­

перечный транспортер автоматически измеряется объем и количество проходящих

через агрегат бревен. Так

же, как и в предыдущем

случае,

оператор,

оценив

бревно, направляет его в

соответствующую сплоточную

секцию

3, подавая

сигнал

в следящую систему сортировки. Следящая система с выдержкой времени вклю­ чает механизм 4 сброски бревен в сплоточное устройство. После того, как в спло­

точной секции накопится требуемый объем

бревен, счетчик

объемов автоматиче­

ски включает механизмы торцевания, сжатия обвязки

и

вывода

пучка из

аг­

регата.

 

 

 

 

 

 

По принципу поперечного перемещения бревен создан сортировочно-спло-

точный

агрегат РК-1 конструкции Ц Н И И

лесосплава.

Агрегат

производит

ав­

томатический учет леса, полуавтоматическую сортировку и механизированную сплотку дозированных по объему пучков. Расчетная производительность агре­

гата 1600 м3

в смену при бригаде

рабочих

7 человек (оператор транспортеров —

1, оператор-сортировщик — 1,

оператор-фактуровщик — 1, на

подаче

леса

к вы­

грузочному

транспортеру — 2,

на

обвязке

пучков — 2). Этот

агрегат

по

сравне­

нию с агрегатами, работающими по принципу продольного перемещения бревен, имеет меньший габарит и лучшую производительность.

Наряду с сортировочно-сплоточными агрегатами создаются машины, пред­ назначенные только для сортировки леса. Используя опыт проектирования и ре­

зультаты производственных

испытаний сортировочно-сплоточного агрегата «По-

ток-4», Ц Н И И лесосплава

создал сортировочную машину, опытный образец

которой испытывался на производстве. Эта машина имеет пять продольных транспортеров, установленных на плавучем основании и оборудованных устрой­ ствами для полуавтоматической сортировки леса на пять групп. Машину обслу­ живают 12 рабочих, в том числе на подаче леса — 5, операторов-сортировщи-

207