ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
от заводов-изготовителей, ремонт старого и изготовление некото рых видов нового такелажа, доставка такелажа к пунктам его по требления, подъем затонувшего такелажа, хранение, учет и т. д.
В зависимости от назначения различают центральные и рейдо вые такелажные базы и такелажные склады.
Центральные такелажные базы призваны обслуживать работу нескольких сплавных предприятий, входящих в состав сплавного треста. Эти базы размещают в центре района обслуживаемых ими лесосплавных предприятий с таким расчетом, чтобы грузовая ра бота по доставке такелажа (произведение веса потребляемого та келажа на расстояние его перевозки) было примерно одинаковым
|
|
Рис. 115. План-схема такелажной |
базы: |
|
|
|
/ — причал; |
2 — подготовительно-распределительная площадка; |
3, 4 — склады; |
5 — площадка |
|||
для |
лотов |
и якорей; 6, 7 — мастерские; 8 — узкоколейный |
путь; 9 — путь |
для |
тельфера; |
|
|
|
10— |
автодорога; / / — бассейн |
|
|
|
для |
каждого предприятия. |
Центральные такелажные базы |
строят |
на берегу в пунктах примыкания железнодорожных путей нормаль ной колеи к крупным водным магистралям.
Рейдовые такелажные базы обслуживают крупные сортиро- вочно-сплоточно-формировочные рейды. Эти базы чаще строят на берегу в пунктах, связанных в течение всей навигации водными путями с центральной такелажной базой. Помимо водного пути, к рейдовым такелажным базам примыкают пути сухопутного транс
порта (УЖД, |
автодороги и т. д.), по которым такелаж доставляют |
в глубинные |
участки (зимние плотбища, лесные склады, запани). |
На предприятиях с небольшим объемом работ строят такелаж ные склады, которые могут быть как береговыми, так и плавучими.
Строительство на лесосплавных предприятиях такелажных скла дов позволяет сократить объем транспортно-перевалочных работ и сроков доставки такелажа к местам его применения и хранения.
Для водных перевозок такелажа такелажным базам и складам придают самоходный и несамоходный флот.
Такелажные базы имеют следующие производственные соору жения и здания (рис. 115):
279
причал 1 для установки судов, прибывающих на базу; подготовительно-распределительные площадки 2 для выгрузки
такелажа из железнодорожных платформ, хранения и рассорти ровки такелажа;
склады 3 для хранения металлического такелажа (стальных ка натов, цепей, обвязочных комплектов и т. д.);
склады 4 для хранения растительных канатов; площадки 5 с навесами для хранения лотов и якорей.
мастерские 6 для восстановительных ремонтов тросов, канатов, проволоки и т. д.;
кузнечно-сварочные мастерские 7; узкоколейный путь 8, пути 9 для электротельфера, автодорогу 10
и т. д. для внутрибазового перемещения такелажа; административные и вспомогательные сооружения и здания; противопожарный бассейн — П.
Окончательный состав производственных цехов и зданий таке лажных складов и баз зависит от видов используемого в том или ином бассейне такелажа.
Все производственные здания и складские помещения такелаж ных баз и складов связаны между собой транспортными путями.
Такелаж на базах и складах хранится рассортированным по видам, комплектам, своему назначению и техническому состоянию.
При проектировании такелажных баз и складов для определе ния необходимых складских помещений и площадей Гипролестранс
рекомендует |
пользоваться |
следующими |
укрупненными |
нормами |
||
для определения |
необходимой |
площади |
для хранения |
такелажа |
||
в тоннах: цепей |
и тросов 0,8 м2, |
якорей |
и лотов 2 м2, обвязочных |
|||
комплектов |
1 м2, |
элементов |
соединения |
такелажа 1,76 |
м2, расти |
тельных канатов 1,3 м2. Такелажные базы и склады на объем более 600 тс такелажа строят по индивидуальным проектам, а на объем менее 600 тс — по типовым проектам.
Механизация такелажных работ. Такелажные работы отлича ются большой трудоемкостью. Для механизации подъемно-транс портных работ наряду с оборудованием общего назначения (пла вучие и береговые краны, лебедки, автопогрузчики, электротель феры и т. д.) применяется и специальное оборудование.
К специальному оборудованию относятся бремсберги, разбухто- вочно-намоточные станки, станки для резки трссов, установки для изготовления обвязочных комплектов, для заделки коушей на ка натах, ванны для очистки и смазки стальных канатов, такелажницы и т. д.
Бремсберги применяют для перегрузки такелажа из судов на площадку такелажного склада при его расположении на высоком берегу или в удалении от уреза воды. Установка состоит из наклон ного рельсового пути, "по которому перемещается специальная гру зовая тележка, передвижного упора и береговой эстакады. На слу чай обрыва тягового троса тележка оборудована автоматическим тормозом. Суда, прибывающие под разгрузку, устанавливают у пе редвижного упора. Такелаж из судна перегружают на опущенную
280
тележку. После погрузки тележку лебедкой поднимают, и такелаж перегружают на эстакаду или на внутрибазовый транспорт.
Разбухтовочные станки служат для размотки бухт канатов без образования колышек (при изготовлении лежней для плотов или запаней, борткомплектов и т. д.). Станок выполнен в виде круг лого стола, свободно вращающегося на роликовых подшипниках. На стол укладывают бухту каната. Для исключения самопроиз
вольного |
разматывания |
бухты станок имеет ленточный тормоз |
с ножным |
управлением. |
|
Рис. 116. |
Оборудование |
для сматывания |
канатов |
в |
бухты: |
|
а — схема размещения |
оборудования; б — общий |
вид намоточного барабана; 1 — рама стан |
||||
ка; 2 — намоточный барабан; 3—электродвигатель; |
4— |
редуктор; |
5 — |
муфта включения; |
||
|
6 — тросоукладчик; |
7 — промерочное |
устройство |
|
|
Станки для сматывания канатов в бухты применяют в том слу чае, когда тросы поступают на базу или на склад разбухтованными. Комплект оборудования (рис. 116) включает намоточный барабан 2, тросоукладчик 6 и промерочное устройство 7. Намоточ
ный барабан |
(типа СНМ-5) сварной |
конструкции |
с двумя (съемной |
||||||
и несъемной) |
щеками |
приводится |
во |
вращение |
от |
электродвига |
|||
теля 3 |
(N — 4,5 |
кет) через редуктор 4, |
цепную |
передачу и муфту 5. |
|||||
После |
намотки |
каната |
щека снимается, и |
бухта |
соскальзывает |
||||
с барабана. Канатоукладчик имеет неподвижный |
поддерживающий |
||||||||
ролик |
и подвижный ролик — укладчик. Длина |
сматываемого ка |
ната измеряется промерочным устройством, которое состоит из на правляющих роликов и промерочного барабана. При протаскива нии троса через промерочное устройство барабан вращается, а его число оборотов фиксируется импульсным счетчиком оборотов. Счет чик оборотов имеет шкалу, градуированную в метрах. Средняя
281
скорость намотки канатов 0,45 м/сек. За смену станок может смо тать в бухты до 4000 м канатов.
Д л я р е з к и к а н а т о в применяют специальные ножницы и станки. В качестве примера на рис. 117 приведена схема станка СРТ-2 конструкции Уралгипролеспрома. Станок состоит из непо движного основания /, каретки 2, на которой смонтированы элек
тродвигатель |
3 |
(N = 2,9 кет), редуктор |
4 и режущий |
диск 5, из |
ме |
|||||||
|
|
|
|
|
ханизма |
подачи |
6, |
зажима |
7 |
|||
|
|
|
|
|
троса |
и поддерживающих |
роли |
|||||
|
|
|
|
|
ков 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каретка перемещается |
по |
на |
|||||
|
|
|
|
|
правляющим, укрепленным на ос |
|||||||
|
|
|
|
|
новании станка. Режущий диск — |
|||||||
|
|
|
|
|
плоский, |
выполняется |
из |
мало |
||||
|
|
|
|
|
углеродистой |
стали. При |
надви |
|||||
|
|
|
|
|
гании |
вращающегося |
диска |
на |
||||
|
|
|
|
|
канат |
происходит |
резка |
каната |
||||
|
|
|
|
|
путем |
плавления |
металла |
при |
||||
|
|
|
|
|
трении. При разрезании каната 9 |
|||||||
Рис. 117. Схема |
тросорезного |
станка: |
проволоки |
в |
рядях |
сплавляются, |
||||||
/ — основание; |
2 — к а р е т к а ; 3 — электродви |
благодаря |
чему исключается |
са |
||||||||
гатель; 4 — редуктор; |
5 — р е ж у щ и й диск |
|||||||||||
5 — механизм |
подачи; 7 — з а ж и м |
троса |
мораскручивание |
прядей. |
Стан |
|||||||
8 — п о д д е р ж и в а ю щ и е |
ролики; 9 — канат |
ком СРТ-2 можно |
разрезать |
ка |
||||||||
|
|
|
|
|
наты |
диаметром от 9 |
до |
39 |
мм. |
|||
З а д е л к у |
|
к о у ш е й |
в стальные |
канаты |
производят или |
за- |
плеткой конца каната, или при помощи алюминиевых муфт. Перед заделкой муфту надевают на канат, огибают им коуш и свободный
конец |
каната |
снова |
про |
|
|
|||
девают через муфту. Да |
|
|
||||||
лее муфту |
надвигают к |
|
|
|||||
коушу |
и |
опрессовывают |
|
|
||||
(рис. 118). Такой способ |
|
|
||||||
заделки |
коуша |
экономит |
|
|
||||
около |
0,7 |
м |
каната |
за |
|
|
||
счет |
сокращения |
припу Рис. 118. |
Заделка коуша алюминиевой муф |
|||||
ска, |
необходимого |
|
при |
|
той: |
|||
заделке |
коуша |
заплеткой |
коуш; |
2 — стальной канат; 3 — алюминиевая |
||||
|
муфта |
|||||||
конца, |
и |
позволяет |
меха |
|
|
низировать эту трудоемкую операцию. Такими же муфтами можно сращивать и отдельные концы стальных канатов.
Для заделки коушей муфтами при изготовлении борткомплектов ВКНИИВОЛТ разработал агрегат АЗК-1, производительность которого 175 узлов в смену. Агрегат имеет установленную мощ ность 13 кет, его обслуживает один человек.
П р о в о л о к у , б ы в ш у ю в у п о т р е б л е н и и , в о с с т а н а в л и в а ю т при помощи комплекта оборудования, состоящего из ручных ножниц НР-8 для вырезки сильно деформированных участ ков проволоки, станка ВН-2М (рис. 119) для выправления и бухтовки проволоки, электросварочного аппарата АСП-10 для стыко-
282