Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от заводов-изготовителей, ремонт старого и изготовление некото­ рых видов нового такелажа, доставка такелажа к пунктам его по­ требления, подъем затонувшего такелажа, хранение, учет и т. д.

В зависимости от назначения различают центральные и рейдо­ вые такелажные базы и такелажные склады.

Центральные такелажные базы призваны обслуживать работу нескольких сплавных предприятий, входящих в состав сплавного треста. Эти базы размещают в центре района обслуживаемых ими лесосплавных предприятий с таким расчетом, чтобы грузовая ра­ бота по доставке такелажа (произведение веса потребляемого та­ келажа на расстояние его перевозки) было примерно одинаковым

 

 

Рис. 115. План-схема такелажной

базы:

 

 

/ — причал;

2 — подготовительно-распределительная площадка;

3, 4 — склады;

5 — площадка

для

лотов

и якорей; 6, 7 — мастерские; 8 — узкоколейный

путь; 9 — путь

для

тельфера;

 

 

10

автодорога; / / — бассейн

 

 

 

для

каждого предприятия.

Центральные такелажные базы

строят

на берегу в пунктах примыкания железнодорожных путей нормаль­ ной колеи к крупным водным магистралям.

Рейдовые такелажные базы обслуживают крупные сортиро- вочно-сплоточно-формировочные рейды. Эти базы чаще строят на берегу в пунктах, связанных в течение всей навигации водными путями с центральной такелажной базой. Помимо водного пути, к рейдовым такелажным базам примыкают пути сухопутного транс­

порта (УЖД,

автодороги и т. д.), по которым такелаж доставляют

в глубинные

участки (зимние плотбища, лесные склады, запани).

На предприятиях с небольшим объемом работ строят такелаж­ ные склады, которые могут быть как береговыми, так и плавучими.

Строительство на лесосплавных предприятиях такелажных скла­ дов позволяет сократить объем транспортно-перевалочных работ и сроков доставки такелажа к местам его применения и хранения.

Для водных перевозок такелажа такелажным базам и складам придают самоходный и несамоходный флот.

Такелажные базы имеют следующие производственные соору­ жения и здания (рис. 115):

279


причал 1 для установки судов, прибывающих на базу; подготовительно-распределительные площадки 2 для выгрузки

такелажа из железнодорожных платформ, хранения и рассорти­ ровки такелажа;

склады 3 для хранения металлического такелажа (стальных ка­ натов, цепей, обвязочных комплектов и т. д.);

склады 4 для хранения растительных канатов; площадки 5 с навесами для хранения лотов и якорей.

мастерские 6 для восстановительных ремонтов тросов, канатов, проволоки и т. д.;

кузнечно-сварочные мастерские 7; узкоколейный путь 8, пути 9 для электротельфера, автодорогу 10

и т. д. для внутрибазового перемещения такелажа; административные и вспомогательные сооружения и здания; противопожарный бассейн — П.

Окончательный состав производственных цехов и зданий таке­ лажных складов и баз зависит от видов используемого в том или ином бассейне такелажа.

Все производственные здания и складские помещения такелаж­ ных баз и складов связаны между собой транспортными путями.

Такелаж на базах и складах хранится рассортированным по видам, комплектам, своему назначению и техническому состоянию.

При проектировании такелажных баз и складов для определе­ ния необходимых складских помещений и площадей Гипролестранс

рекомендует

пользоваться

следующими

укрупненными

нормами

для определения

необходимой

площади

для хранения

такелажа

в тоннах: цепей

и тросов 0,8 м2,

якорей

и лотов 2 м2, обвязочных

комплектов

1 м2,

элементов

соединения

такелажа 1,76

м2, расти­

тельных канатов 1,3 м2. Такелажные базы и склады на объем более 600 тс такелажа строят по индивидуальным проектам, а на объем менее 600 тс — по типовым проектам.

Механизация такелажных работ. Такелажные работы отлича­ ются большой трудоемкостью. Для механизации подъемно-транс­ портных работ наряду с оборудованием общего назначения (пла­ вучие и береговые краны, лебедки, автопогрузчики, электротель­ феры и т. д.) применяется и специальное оборудование.

К специальному оборудованию относятся бремсберги, разбухто- вочно-намоточные станки, станки для резки трссов, установки для изготовления обвязочных комплектов, для заделки коушей на ка­ натах, ванны для очистки и смазки стальных канатов, такелажницы и т. д.

Бремсберги применяют для перегрузки такелажа из судов на площадку такелажного склада при его расположении на высоком берегу или в удалении от уреза воды. Установка состоит из наклон­ ного рельсового пути, "по которому перемещается специальная гру­ зовая тележка, передвижного упора и береговой эстакады. На слу­ чай обрыва тягового троса тележка оборудована автоматическим тормозом. Суда, прибывающие под разгрузку, устанавливают у пе­ редвижного упора. Такелаж из судна перегружают на опущенную

280



тележку. После погрузки тележку лебедкой поднимают, и такелаж перегружают на эстакаду или на внутрибазовый транспорт.

Разбухтовочные станки служат для размотки бухт канатов без образования колышек (при изготовлении лежней для плотов или запаней, борткомплектов и т. д.). Станок выполнен в виде круг­ лого стола, свободно вращающегося на роликовых подшипниках. На стол укладывают бухту каната. Для исключения самопроиз­

вольного

разматывания

бухты станок имеет ленточный тормоз

с ножным

управлением.

 

Рис. 116.

Оборудование

для сматывания

канатов

в

бухты:

а — схема размещения

оборудования; б — общий

вид намоточного барабана; 1 — рама стан­

ка; 2 — намоточный барабан; 3—электродвигатель;

4—

редуктор;

5

муфта включения;

 

6 — тросоукладчик;

7 — промерочное

устройство

 

 

Станки для сматывания канатов в бухты применяют в том слу­ чае, когда тросы поступают на базу или на склад разбухтованными. Комплект оборудования (рис. 116) включает намоточный барабан 2, тросоукладчик 6 и промерочное устройство 7. Намоточ­

ный барабан

(типа СНМ-5) сварной

конструкции

с двумя (съемной

и несъемной)

щеками

приводится

во

вращение

от

электродвига­

теля 3

(N — 4,5

кет) через редуктор 4,

цепную

передачу и муфту 5.

После

намотки

каната

щека снимается, и

бухта

соскальзывает

с барабана. Канатоукладчик имеет неподвижный

поддерживающий

ролик

и подвижный ролик — укладчик. Длина

сматываемого ка­

ната измеряется промерочным устройством, которое состоит из на­ правляющих роликов и промерочного барабана. При протаскива­ нии троса через промерочное устройство барабан вращается, а его число оборотов фиксируется импульсным счетчиком оборотов. Счет­ чик оборотов имеет шкалу, градуированную в метрах. Средняя

281


скорость намотки канатов 0,45 м/сек. За смену станок может смо­ тать в бухты до 4000 м канатов.

Д л я р е з к и к а н а т о в применяют специальные ножницы и станки. В качестве примера на рис. 117 приведена схема станка СРТ-2 конструкции Уралгипролеспрома. Станок состоит из непо­ движного основания /, каретки 2, на которой смонтированы элек­

тродвигатель

3

(N = 2,9 кет), редуктор

4 и режущий

диск 5, из

ме­

 

 

 

 

 

ханизма

подачи

6,

зажима

7

 

 

 

 

 

троса

и поддерживающих

роли­

 

 

 

 

 

ков 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каретка перемещается

по

на­

 

 

 

 

 

правляющим, укрепленным на ос­

 

 

 

 

 

новании станка. Режущий диск —

 

 

 

 

 

плоский,

выполняется

из

мало­

 

 

 

 

 

углеродистой

стали. При

надви­

 

 

 

 

 

гании

вращающегося

диска

на

 

 

 

 

 

канат

происходит

резка

каната

 

 

 

 

 

путем

плавления

металла

при

 

 

 

 

 

трении. При разрезании каната 9

Рис. 117. Схема

тросорезного

станка:

проволоки

в

рядях

сплавляются,

/ — основание;

2 — к а р е т к а ; 3 электродви

благодаря

чему исключается

са­

гатель; 4 редуктор;

5 — р е ж у щ и й диск

5 — механизм

подачи; 7 — з а ж и м

троса

мораскручивание

прядей.

Стан­

8 п о д д е р ж и в а ю щ и е

ролики; 9 канат

ком СРТ-2 можно

разрезать

ка­

 

 

 

 

 

наты

диаметром от 9

до

39

мм.

З а д е л к у

 

к о у ш е й

в стальные

канаты

производят или

за-

плеткой конца каната, или при помощи алюминиевых муфт. Перед заделкой муфту надевают на канат, огибают им коуш и свободный

конец

каната

снова

про­

 

 

девают через муфту. Да­

 

 

лее муфту

надвигают к

 

 

коушу

и

опрессовывают

 

 

(рис. 118). Такой способ

 

 

заделки

коуша

экономит

 

 

около

0,7

м

каната

за

 

 

счет

сокращения

припу­ Рис. 118.

Заделка коуша алюминиевой муф­

ска,

необходимого

 

при

 

той:

заделке

коуша

заплеткой

коуш;

2 стальной канат; 3 — алюминиевая

 

муфта

конца,

и

позволяет

меха­

 

 

низировать эту трудоемкую операцию. Такими же муфтами можно сращивать и отдельные концы стальных канатов.

Для заделки коушей муфтами при изготовлении борткомплектов ВКНИИВОЛТ разработал агрегат АЗК-1, производительность которого 175 узлов в смену. Агрегат имеет установленную мощ­ ность 13 кет, его обслуживает один человек.

П р о в о л о к у , б ы в ш у ю в у п о т р е б л е н и и , в о с с т а н а в ­ л и в а ю т при помощи комплекта оборудования, состоящего из ручных ножниц НР-8 для вырезки сильно деформированных участ­ ков проволоки, станка ВН-2М (рис. 119) для выправления и бухтовки проволоки, электросварочного аппарата АСП-10 для стыко-

282