Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Амплитуда колебаний от 2 до 10 мм регулируется перестанов­ кой кулачковых эксцентриков, сидящих на эксцентриковом валу.- Принцип валки войлоков и войлочных изделий врасправку между рядами валиков, используемый в многоваличной машине МВ-220-ВВ, широко применяется за рубежом в валяльно-войлоч- ной промышленности. Валка врасправку в многоваличных маши­ нах по сравнению с валкой рулонами в молотовых машинах или жгутом в цилиндрово-валяльных машинах значительно улучшает равномерность изделий по толщине и плотности, ликвидирует не­ обходимость трудоемких операций по расправке войлока между периодами и в конце валки, а также ликвидирует операцию про­

мывки войлоков.

Ряд зарубежных фирм («Краффт Гебель» и «П. Велькер» — обе ФРГ, «Никки» — Япония) выпускают двухрядные проходные многоваличные валяльные машины с «пилигриммовым шагом», сущность которого заключается в том, что скорость вращения ва­ ляльных валов в направлении подачи материала больше, чем ско­ рость их вращения в обратном направлении. Кроме того, на этих машинах иногда предусматривается постепенное снижение линей­ ной скоростирабочих валиков в направлении от подачи к выходу полуфабриката. Верхнему ряду валиков сообщается также вибра­ ционное осевое движение.

Эти особенности машин увеличивают эффект валки, которая происходит в трех направлениях:

1. Эффект валки в направлении перемещения получается бла­ годаря попеременному движению валов и регулируемому эффекту усадки (сморщивания) в направлении движения войлока. Эффект сморщивания достигается благодаря тому, что на выходе полуфаб­

рикату сообщается

меньшая скорость, чем при

его

подаче.

2. Эффект валки

в вертикальном направлении

(по

толщине)

возникает в результате вращения валиков вперед и назад благо­ даря чередованию давления, сообщаемого войлоку между валами верхнего и нижнего рядов. Рабочим валам сообщается быстро че­ редующееся прямое и обратное вращательное движение, причем

вперед валы движутся несколько быстрее, чем назад

(«пилигрим-

мов шаг»), благодаря

чему

войлок перемещается

вперед.

3. Эффект валки в направлении, поперечном подаче

материала,

осуществляется в

результате

возвратно-поступательного движения

верхних рабочих

валов

в осевом направлении.

 

На рис. 136 изображена принципиальная схема двухрядной ва­ ляльной машины фирмы «Краффт Гебель». На рис. 136, а пока­ зана схема машины для штучных войлочных изделий (например, войлочных полировочных кругов). Пройдя между двумя рядами валиков, полуфабрикат верхним рядом валиков возвращается в ис­ ходное положение для повторной обработки. Этот тип машины фирма рекомендует применять для обработки войлочных штучных изделий толщиной до 100 мм, причем окончательную валку изде­ лий целесообразно проводить после многоваличной машины на мо­ лотовой.

314


На рис. 136, б показана схема машины для длинномерных тонких войлоков, которые сшиваются в бесконечное полотно и подвергаются валке до необходимой плотности. На рис. 136, б по­ казана схема машины для валки более тол-стых войлоков, на ко­ торой полуфабрикат попеременно проходит в одну и другую сто­ роны. Машина снабжена устройством, изменяющим ход рабочих валов для продвижения войлока то в одну, то в другую сторону.

Рис. 136. Принципиальная схема двухрядной валяльной машины фирмы «Краффт Гебель»:

а — для штучных войлочных изделий; б — для длинномерных войлоков; в — для тол­ стых войлоков

Все типы машины снабжены устройством для орошения полу­ фабриката валочным раствором, который стекает в емкости, рас­ положенные под рабочими валиками, откуда отфильтрованный раствор кислотостойким насосом перекачивается в верхний резер­ вуар.

Машины оснащены наматывающими устройствами, передаточ­ ными транспортерами и емкостями для накапливания полуфабри­ ката.

Фирма «Никки» (Япония) поставляет машины с рабочей ши­ риной 2200 и 2400 мм. Габаритные размеры машины следую­ щие (мм):

Длина

4450

Ширина

4400 и 4600

Высота

2300

Машина имеет 9 верхних и 10 нижних валов диаметром 150 мм, изготовленных из стальной трубы с бакелитовым покрытием.

315

Д ля увеличения силы трения поверхность каждого вала имеет рифление различного профиля. Нижний ряд валов прижимается к верхнему с помощью масляного гидроцилиндра с максимальным давлением 100 000 Н, причем величина давления регулируется для каждого вала.

Прямое и обратное вращение валов по принципу «пилигриммова шага» осуществляется электромагнитной муфтой (230 об/мин). Скорость движения войлока достигает 10 м/мин. Верхнему ряду валов сообщается осевое колебательное движение 250—550 двой­

ных ходов

в минуту с амплитудой колебания от 2 до 20

мм. Ско­

рость

входа и выхода полуфабриката регулируются

в преде­

лах

1:10.

 

 

Рис. 137. Графики пути, проходимого полуфабрикатом при различ­ ных видах вращения рабочих валов многоваличной машины

Такие большие возможности регулирования кинематической за­ правки машины позволяют использовать машину для валки раз­ личных видов войлоков. Машина оснащена резервуаром емкостью 200 л для валочного раствора и кислотостойким насосом для его перекачки.

По данным фирмы производительность машины для тонких вой­ локов составляет 70 кг/ч (30—40 пропусков сшитого войлока) и

для толстых войлоков — 30

кг/ч (до 50

пропусков).

На рис. 137 изображены

графики пути,

который проходит вой­

лочный полуфабрикат через рабочие валики при одинаковой ско­

рости вращения

всех валов в одном направлении (рис. 137, а), при

«пилигриммовом

шаге» (рис. 137, б) и при «пилигриммовом

шаге»

с

затухающей скоростью на выходе (рис. 137, в).

 

 

Графики свидетельствуют об усилении эффекта валки при при­

менении «пилигриммового шага» с затухающей скоростью

валов

на

выходе.

 

 

 

Несмотря на большие преимущества валки войлоков и войлоч­

ных изделий на многоваличных машинах, их существенным

недо­

статком является более низкая производительность по сравнению с производительностью валки на молотовых машинах. При валке ряда изделий целесообразно применять комбинированный способ

316


с чередованием валки на многоваличных и молотовых машинах. Валку целесообразно начинать только на многоваличных машинах, так как на молотовых машинах наибольшее нарушение равномер­ ности изделия происходит в первые периоды валки, когда полу­ фабрикат дает наибольшую усадку по площади.

Некоторые зарубежные фирмы выпускают комбинированные валяльные машины, в которых валка производится врасправку и используются рабочие органы нескольких типов валяльных машин.

9

10

Рис. 138. Схема валяльной машины фирмы «Машифф»

На рис. 138 изображена принципиальная схема комбинирован­ ной валяльной машины фирмы «Машифф» (ФРГ). Войлок врас­ правку через приемный валик 1 заправляется в пару расправочных валов 2, которые расправляют войлок по ширине. Далее вой­ лок подвергается валке на двухрядной многоваличной машине 3, состоящей из девяти нижних валов и восьми верхних валов. Валоч­ ный раствор подается между каждой парой верхних валов через трубки 4.

После многоваличной машины через направляющий вал 5 вой­ лок поступает в клапан 6, где собирается «гармошкой». В кла­ пане, действующем аналогично клапану цилиндрово-валяльной ма­ шины, происходит усадка войлока по длине за счет ударов дос­ кой 7, получающей движение от эксцентрика 8. Далее войлок по наклонной части 9 барки поступает вниз, где подвергается удар­ ным воздействиям молота 10. Затем войлок вновь расправляется

валами

/ и 2, и процесс

валки повторяется. Для непрерывной

валки

войлок сшивается

в бесконечное полотно.

317


По окончании валки войлок на валу 5 расшивается и через

направляющий валик И

поступает в наматывающее устройство 12.

По данным

фирмы,

производительность

машины

достигает

60 кг/ч. Максимальная

рабочая ширина составляет 2400 мм,

длина машины — 7000 мм, высота над уровнем

пола — 3900 мм (за­

глубление— 1400

мм),

ширина — 5000 мм,

масса — около 25 т.

По мере усадки войлока по длине скорость движения

войлока

уменьшается от

30 до

5 м/мин.

 

 

V.ВАЛКА КОЛПАКОВ ДЛЯ ФЕТРОВЫХ ШЕРСТЯНЫХ ШЛЯП

ИБЕРЕТОВ

Ккачеству фетровых головных уборов предъявляются более высокие требования. Они должны быть более равномерны по

структуре, иметь большую плотность и ремнистость. Поэтому к процессу валки головных уборов предъявляются более высокие требования, чем к процессу валки обуви.

Процесс валки осуществляется на различных машинах в за­ висимости от вида отделки колпаков. В производстве принята сле­ дующая последовательность операции валки и мокрой отделки колпаков.

Колпаки для женских шляп сначала подвергают валке до окон­ чательных размеров на многоваличной валяльной машине, затем окрашивают на восьмиголовочном красильном аппарате с после­ дующей оправкой на кольцевой валяльной машине.

Колпаки для мужских шляп предварительно подвергают валке на многоваличных машинах, затем на молотовых машинах и окон­ чательно на кольцевых валяльных машинах. Крашение произво­ дится в аппаратах пропеллерного типа, а также в аппаратах ба­ рабанного типа КТ-100 и КБ-50 после валки на многоваличных машинах.

В настоящее время известно несколько типов многоваличных машин с расположением валиков в два ряда при общем количе­ стве 19 штук и с расположением валиков в три ряда при общем количестве 30 штук. Машины с тремя рядами валиков получили наибольшее распространение.

На рис. 139 дана технологическая схема трехрядной валяльной машины фирмы «Текстима».

Машина имеет верхний питающий валичный транспортер / для заправки полуфабриката и валичный транспортер 2 для вывода

полуфабриката

из машины. 31 рабочий

валик 3 расположен

в три

ряда, в верхнем

и среднем рядах — по

10 валиков и в нижнем —

11 валиков. Все валики имеют вращательное движение;

кроме

того, валики верхнего и нижнего рядов

могут двигаться

поступа­

тельно-возвратно вдоль своих осей.

 

 

 

Разложенный на верхнем транспортере полуфабрикат

подается

в пространство

между верхним и средним рядами валиков и в ре­

зультате их вращения передвигается к задней части машины. По выходе из верхнего и среднего рядов валиков полуфабрикат вра-

318


щением передаточного валика 4 направляется в пространство между средним и нижним рядами валиков и передвигается ими на транспортер 2, с которого снимается обслуживающим машину ра­ бочим.

Поверхность рабочих валиков имеет кольцевую нарезку (пра­ вую и левую), чередующуюся в каждом ряду по горизонтали. Та­ кое расположение нарезки усиливает воздействие валиков на уп­ лотняемые колпаки, предупреждает сбивание их в сторону при продвижении через машину и поддерживает колпаки в расправ­ ленном состоянии.

Большое значение для работы машины имеет расстояние между рядами валиков. Это расстояние изменяется перемещением по вер­ тикали верхнего и нижнего рядов валиков. Валики этих рядов ус­ тановлены в рамах и могут передвигаться по отношению к вали­ кам среднего ряда в вертикальном направлении вращением штур­ вала 5.

По вертикали рабочие валики верхнего и нижнего рядов уста­ навливают относительно рабочих валиков среднего ряда на задан­ ную величину разводки. Величину разводки определяют по градуи­ рованным шкалам, установленным на машине.

Эффект уплотнения в основном определяется давлением и ам­ плитудой движения рабочих валиков.

Давление увеличивают уменьшением разводки между рядами валиков. Давление на входе полуфабриката в машину устанавли­ вают меньшее, а при выходе — большее. Следовательно, расстоя­ ние между рядами рабочих валиков на входе устанавливают боль­ шее, а на выходе меньшее.

Амплитуда движения верхнего и нижнего рядов валиков осу­ ществляется через эксцентрики. Схема привода, сообщающего дви­ жение эксцентрикам, приведена на рис. 140. На главном валу / со шкивом 2 находятся две пары двойных эксцентриков 3, состоя­ щих из двух эксцентриков, вставленных один в другой. Поворотом этих эксцентриков друг относительно друга можно устанавливать их суммарный эксцентриситет от нуля до 10 мм. Эксцентрики че­ рез рычаги 4 приводят в колебательное движение верхнюю 5 и нижнюю 6 рамы, в которых расположены рабочие валики 7. Сред­ ний ряд валиков имеет только вращательное движение, которое он получает от главного вала 1 через шестерни 8 и 9, надетые на червячный вал 10. На каждом валике среднего ряда укреплены червячные шестерни / / , находящиеся в зацеплении с червячным валом 10. Весь червячный привод изготовлен из бронзы и нахо­ дится в масляной ванне. Валики верхнего и нижнего рядов полу­ чают вращение от валика среднего ряда, расположенного между ними, через шестерни 12 с удлиненным фасонным зубом. Такая форма зуба позволяет сохранить сцепление между валиками даже при их разводке. Для обеспечения сцепления между валиками всех рядов при осевом колебании фасонные шестерни 12 валиков среднего ряда имеют увеличенную ширину. Таким образом, при осевом движении шестерни валиков верхних и нижних рядов

320