Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которые задают направление движения штоков гидроцилиндров. Скорость движения штоков гидроцилиндров регулируется специаль­ ными дросселями.

Предусмотрена возможность работы машины в автоматическом режиме и при ручном управлении.

При автоматическом режиме постоянно находятся в работе электродвигатель вращающихся дисков 2 и электродвигатель мас-

лонасоса. Электродвигатели

нижних и верхних

роликов

работают

в повторно-кратковременном

режиме. Машина

оборудована аппа­

ратурой, необходимой для регулирования и контроля режима

ра­

боты.

 

 

 

 

Лучшие результаты получаются при выравнивании

предвари­

тельно разогретых кругов, а также при обработке

кругов

не

только в конце валки, но и между периодами валки на

молотовых

машинах.

 

 

 

 

После обкатки на машинах МОК-3 круги отжимаются на цент­

рифуге Ц-150 для удаления

излишков

влаги. Круги

укладывают

в корзину

машины

равномерно

по

ее

окружности в

количестве

до 400 кг. Отжим производится

в течение 8—12 мин с

доведением

содержания влаги в массе полуфабриката примерно 50—60%.

 

Характеристика центрифуги Ц-150

 

Тип центрифуги

 

 

 

 

Маятниковый

Диаметр корзины,

мм

 

 

 

1500

Высота

корзины,

мм

 

 

 

 

500

Частота

вращения

корзины,

об/мин

 

 

780

Затем отжатые круги подвергают

сухой отделке.

 

4. Валка войлоков на цилиндровых валяльных машинах

В войлочном производстве применяются цилиндровые валяль­ ные машины, так называемые максимальные или жгутовые.

Рабочие органы машины можно подразделить на четыре ос­ новные группы:

осуществляющие движение войлока; создающие направление движения войлока;

осуществляющие валку войлока по ширине полости; осуществляющие валку войлока по длине полости. Механизмами, осуществляющими движение и валку войлока,

являются главные валы / и 2 (рис. 133). Верхний вал 2 поме­ щается в свободно скользящих вертикальных пазах подшипников. Для увеличения давления на обрабатываемый войлок этот вал нагружается с обеих сторон машины дополнительно рычажно-гру- зовой системой.

Валы покрыты шашками 3 из твердого дерева (бук, дуб), ук­ репленными торцовой поверхностью, что повышает срок службы валов и коэффициент трения войлока по их поверхности. При из­ носе той или иной шашки ее легко заменить новой, не меняя це­ ликом вала.

304


В машинах старой конструкции главные валы / и 2—цилинд­ рические. В новых машинах верхний вал имеет выпуклую, а ниж­ ний вогнутую поверхность.

Частота вращения главных валов составляет 100—120 об/мин. Верхний вал относительно нижнего устанавливают в соответствии с толщиной жгута войлока.

Под нижним валом установлено корыто 4, куда стекает отжи­ маемый из войлока мыльно-щелочной раствор, подаваемый из

Рис. 133. Схема цилиндровой валяльной машины

трубки 5. В корыте имеется отверстие 6, которое с помощью кла­ пана, соединенного с рукояткой, может закрываться, полуоткры­ ваться или полностью открываться.

Механизмами, создающими • направление движения войлока в машине, являются нижний горизонтальный деревянный валик 7, деревянная рама 8 и верхние горизонтальные валики 9.

Кроме того, направлению движения войлока способствуют вер­

тикальные валики 10,

направляющие подушки / / , главные валы

и клапанная коробка

12.

Расположенный над валиками 9 деревянный валик 13 с пру­ жинной нагрузкой сдавливает войлок, прижимая его к этим ва­

ликам. Валик 13 можно перемещать в вертикальном

направлении

ближе или дальше

относительно валиков 9 (взаимное расположе­

ние валиков может

быть и другим).

 

 

 

Рама разделяет отдельные куски

полуфабриката

с

помощью

так называемых «разлучек». Сжимая

жгут войлока

с

боков, она

11

Заказ № 1348

305

 


изменяет направление его складок и тем самым частично способ­

ствует

усадке

войлока в

поперечном направлении

(по

ширине

куска).

Кроме

того, рама

служит и приспособлением

для

автома­

тического останова машины при запутывании и захлестывании войлока.

Механизмами валки войлока по ширине являются вертикаль­ ные деревянные валики 10 и направляющие подушки 11. Валке войлока по ширине способствуют также горизонтальные валики 9 и 13 и главные валы машины.

Расстояние между валиками 10 изменяют с помощью ручного маховика.

Подушки 11 изготовлены из дерева и покрыты бронзой или от­ полированным стеклом. Они соединены одной стороной с верти­ кальными валиками 10, другой стороной подходят к жалу глав­ ных валов. Вертикальные валики 10 вращаются от трения о войлок.

Основным механизмом валки войлока по длине куска является клапанная коробка 12. Она устроена в виде желоба прямоуголь­

ного сечения, дном

которого

является толстая

доска.

Обращенный

к валу конец доски покрыт

бронзой. Другой

конец

посажен же­

стко на шарнир 14.

 

 

 

 

На оси шарнира жестко сидит шестерня, входящая в зацепле­ ние с червяком. Поворачивая от руки рукоятку, можно поворачи­ вать конец доски, укрепленной на шарнире, и тем самым увели­ чивать или уменьшать величину выходного отверстия клапанной коробки.

По бокам нижней доски установлены перпендикулярно боковые стенки, так что вся нижняя часть клапанной коробки представляет собой желоб. Сверху желоб покрыт крышкой 15, являющейся кла­ паном. Крышка изготовлена из деревянной доски. Конец ее, при­ мыкающий к верхнему главному валу 2, тоже покрыт бронзой 16.

Верхняя и нижняя доски клапанной коробки, имея наконечники из бронзы или другого нержавеющего металла, обеспечивают пе­ реход войлока из-под валов в клапанную коробку без складок и защемления.

Клапанная коробка заканчивается двумя деревянными вали­ ками 17, вращающимися благодаря трению о войлок (некоторые машины этих валиков не имеют). С боков крышки имеются чу­ гунные дуги, заканчивающиеся проушинами, которыми они наде­ ваются с обеих сторон на ось верхнего главного вала.

Давление крышки клапанной коробки на войлок регулируется с помощью специального рычажного приспособления 18. Войлок собирается складками в клапанной коробке и проталкивается через нее за счет непрерывной подачи главными валами новых участков войлока. При прохождении через клапанную коробку войлок испы­ тывает давление и свойлачивается. Выходя из нее, войлок спу­ скается на дно машины и, сползая по уклону к передней части ее, снова поступает в машину.

Механизмы, осуществляющие валку войлока, устанавливают та­ ким образом, чтобы усадка по длине и ширине его находилась

306


в определенном соотношении и чтобы к моменту окончания валки войлок имел заданные линейные размеры.

В задней части кожуха машины имеется отверстие 19 для на­ блюдения за ходом валки и для расправки, а иногда и дополнитель­ ного смачивания войлока раствором после выхода из клапанной коробки. Загрузка и выгрузка войлока производится через дверцы 20. Войлок заправляют в машины и сшивают в бесконечное по­ лотно.

Запутывание войлока и прекращение его движения неизбежно приводит к протиранию войлока валами, если не остановить не­ медленно машину. Для автоматического останова машины имеется специальное приспособление, связанное с рамой 8. При запутыва­ нии войлока рама поднимается и действует на вилку, переводящую ремень с рабочего на холостой шкив.

Заправленный на цилиндровую валяльную машину предвари­

тельно

свалянный

войлок

вначале

в

течение

3—5 мин

движется

без подачи

раствора

(«обминка»

войлока). Затем войлок смачи­

вается мыльно-щелочным раствором.

 

 

 

В процессе валки машину несколько раз останавливают, войлок

измеряют по длине и ширине.

В соответствии с этим регули­

руют

расстояние

между

вертикальными валиками — подушками,

давление

на крышку

клапана,

на

верхний

главный

вал ма­

шины и пр. Измерение войлока производят быстро, не давая ему остывать.

Температура валки на цилиндровой валяльной машине состав­ ляет 38—40° С.

Тонкошерстные войлоки (для электро- и авиационной про­ мышленности), в которых не допускается присутствие свободной кислоты и которые на ощупь должны быть мягкими, подвергают валке в содово-мыльном растворе.

Раствор подается в машину подогретым примерно до 50° С из расчета 0,7 л раствора на 1 кг войлока.

Для войлоков другого назначения и с более высокой объемной массой — технический (для обуви и др.) применяется 1%-ный рас­ твор серной кислоты.

Основное назначение цилиндровых валяльных машин — окон­ чательная валка длинномерных тонкошерстных войлоков толщиной до 8 мм.

Предварительная валка этих войлоков производится на одномолотовых машинах, куда полости укладывают свободными склад­ ками по 0,6—0,8 м в виде гармошки в кипу, которую перевязы­ вают веревками в двух-трех местах.

К основным видам войлоков, которые подвергают окончатель­ ной валке на цилиндровых машинах, относятся войлок для иголь­

чатой

ленты (барабанной и

бегунной), войлок для электропро­

мышленности, фенгерный и др. Окончательная валка

войлоков

производится в щелочном растворе из расчета 0,9 л на

1 кг обра­

батываемого полуфабриката при температуре раствора

40—50° С.

Рецепт

раствора: мыло — 2%,

сода — 5%, вода — 93%.

Продол-

11*

307


жительность валки зависит от качества сырья, качества предвари­ тельной валки и составляет 90—150 мин.

Техническая характеристика цилиндровых машин

Рабочая

ширина, мм

 

 

800—825

Диаметр

валяльных

барабанов,

мм

650—750

Скорость нижнего валяльного барабана, м/мин

. . . 175—235

Отставание

скорости

верхнего

валяльного барабана

от скорости нижнего, %

 

3—5

Давление на войлок,

Н:

 

 

в жале

валяльных барабанов

8000—8500

под

крышкой клапана

 

1200

5. Промывка войлока

В процессе валки в молотовых машинах полуфабрикат подвер­ гается интенсивной промывке, так как непрерывно подается горячая вода и молот с большой силой сжимает рулоны. Однако отдельные виды войлоков после валки на молотовых машинах и все войлоки, окончательная валка которых производится жгутом на цилиндро­ вых валяльных машинах, подвергают промывке на специальных промывных машинах.

Целью промывки является удаление остатков валочных раство­ ров и других загрязнений. Например, войлок для игольчатой ленты не должен иметь остатков валочных растворов (ни кислотных, ни щелочных), так как это может привести к порче стальных игл ленты. Иногда в процессе промывки добавляют содовый раствор для полной нейтрализации кислотных остатков.

Промывка войлоков производится врасправку. При этом дости­ гается расправка складок и замятии войлоков, валка которых про­ изводилась жгутом на цилиндровой валяльной машине.

Промывная машина представляет собой деревянную барку с наклонным дном. Войлок врасправку заправляют между двумя валами машины, рабочая поверхность которых покрыта резиной. Верхний вал своей массой с помощью пружин прижимает войлок к нижнему ведущему валу. Войлок проходит через направляющие валики и сшивается в бесконечное полотно.

Сверху на войлок через перфорированную трубу непрерывно подается вода, подогретая паром до 40—45° С. Вода промывает движущийся войлок и через пробку на дне барки стекает в кана­ лизацию. При необходимости нейтрализации войлоков содовым раствором пробку закрывают и войлок непрерывно замачивают раствором в барке. После окончания промывки производят расхо­ лаживание войлока холодной водой в течение 5—10 мин. Затем подачу воды прекращают и войлок отжимают.

Направляющие валики расправляют войлок по ширине и не допускают образования складок на нем. Они состоят из прикреп­ ленных к деревянным брусьям фарфоровых пластинок с косыми ребрами, направленными в разные стороны так, чтобы оттягивать края проходящего войлока.

308