Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После первой фазы крашения основу подвергают валке на мо­ лотовой машине.

Вторая фаза крашения производится после четвертого периода валки уже окончательно свалянной обуви. Фактически в этой фазе крашения краситель закрепляется на волокне. Для этого приме­ няют высокую температуру.

В красильную барку наливают воду, загружают окрашиваемый материал, температуру воды в течение 20—30 мин доводят до 95—100° С. Крышки кожуха и барабаны должны быть закрыты.

Рис. 144Схема красильного барабана

Кипячение производят в течение 20—30 мин. После окончания крашения свалянную основу направляют на расправку.

Режим крашения основ валяной обуви приводится в типовых технологических нормативах.

Как видно, применяемый в настоящее время процесс крашения

требует многократной загрузки материала

в красильные

аппараты

и выгрузки его из них. На выполнение

этих подсобных

операций

затрачивается большая рабочая сила.

На

фабриках изыскивают

способы более рациональной организации процесса крашения и создания нового оборудования. Для примера можно привести спо­

соб крашения в барабане, применяемый на

валяльно-обувной

фабрике

«Лимбажу-Филцс» в Латвийской ССР. При этом способе

происходят одновременно валка основы и ее крашение.

 

 

На рис. 144 приведена схема красильного

барабана.

 

Барабан 1, изготовленный из кислотоустойчивого

материала,

имеет емкость 3,5—4

м3 . В стенке барабана имеется

лю.к 2 для

загрузки

и выгрузки

основы

валяной

обуви.

К торцам

бара­

бана прикреплены полые полуоси (цапфы) 3 и 4, в которые

встав­

лены трубки для периодической

подачи

внутрь барабана жидкости

331


и пара, а также для снижения избыточного давления, которое мо­ жет возникнуть внутри барабана.

Барабан приводится во вращение электродвигателем 5 через редуктор 6 и шестерню 7, закрепленную на полуоси 4.

На внутренней цилиндрической, поверхности барабана укреп­ лены три пары лопастей 5, направленных навстречу друг к другу к середине барабана и расположенных под углом к образующей поверхности внутренней стенки барабана. Во время вращения ба­ рабана трубка 9, вставленная в отверстие полуоси 3, остается

неподвижной. На внутренний

конец

этой трубки надет шланг 10

с тяжелым наконечником, с

таким

расчетом, чтобы этот конец

при вращении барабана находился

в жидкости. Через трубку 9

в процессе крашения подаются вода, пар и

раствор кислоты не­

посредственно в жидкость, находящуюся в

барабане.

В торце барабана установлен термометр

/ / для наблюдения

за температурным режимом и пробный кран

12 для проверки вы­

бираемое™ красителя. Под барабаном напротив люка 2 установ­ лен изогнутый лоток 13, куда выгружают основу валяной обуви после крашения. При вращении барабана основа через открытый люк 2 выбрасывается в этот лоток, а из него щитком 14 — в те­ лежку 15. Щиток 14 прикреплен к барабану и при его вращении проходит через лоток 13 и выбрасывает основу в тележку. Краше­ ние в барабане проводится в две фазы.

В первой фазе крашения основа уплотняется до 0,32 г/см3 , что заменяет первые три периода валки на молотовой машине. Про­ должительность первой фазы составляет 50—60 мин. После этого основу растягивают и расправляют, а затем загружают снова в ба­ рабан, в котором в течение 45—60 мин происходит вторая фаза крашения — закрепление красителя и дальнейшее уплотнение по­ луфабриката до 0,37—0,38 г/см3 . После второй фазы крашения полуфабрикат загружают в молотовую машину, в которой обраба­ тывают в течение 10—20 мин до получения необходимых размеров и плотности. Крашение в барабане производится следующим об­ разом. В барабан через трубку 9 в полуоси 3 подают воду, подо­ гретую до 35° С, и раствор красителя в объеме 800 л. Через люк 2 загружают основу, после чего люк закрывают и барабан приводят во вращение со скоростью 6 об/мин.

Во время вращения барабана через трубку 9 поочередно по­ дают раствор серной кислоты и острый пар для нагревания кра­ сильного раствора.

Во время вращения барабана лопасти 8 сдвигают полуфабри­ кат к средней части барабана, что увеличивает перемешивание по­ луфабриката и осуществляет его интенсивное трение между собой. По окончании крашения барабан останавливают, открывают люк 2, затем вновь барабан приводят во вращение и выгружают со­ держимое в лоток 13, из которого полуфабрикат щитком 14 выбра­ сывается в тележку или на ленточный транспортер. Лопасти 8 обеспечивают более надежную разгрузку барабана через 35 его оборотов.

332


Валка валяной обуви в барабане осуществляется без ударного воздействия, только за счет интенсивного трения полуфабриката между собой.

Во второй фазе крашения в барабан подается 80—100 л воды, нагретой до 70° С и выше. Для подогрева воды в барабан также подается острый пар.

Для улучшения процессов крашения и повышения производи­ тельности труда на Кукморской валяльно-обувной фабрике изго­ товлена и эксплуатируется поточная линия для предварительной промывки и уплотнения основы валяной обуви, ее крашения и валки.

Поточная линия состоит из установки для предварительной промывки и уплотнения основы валяной обуви; красильной барки для пропитки основы красильным раствором; красильной барки для закрепления красителя; молотовой машины для уплотнения основы.

Для крашения валяной обуви применяют также барабанные красильные аппараты.

Барабанные красильные аппараты КТ-100 и КБ-50 состоят из кожухов, внутри которых расположены вращающиеся перфориро­ ванные барабаны из нержавеющей стали. Барабан аппарата КТ-100 разделен радиальными перегородками на девять секций,

закрывающихся крышками, а барабан аппарата

КБ-50 — на че­

тыре секции. Кожухи закрываются одной общей крышкой.

 

Для заливки растворов кислоты и красителя сбоку кожуха

установлены бачки, соединенные с его емкостью

трубопроводами.

Внутренние перфорированные барабаны получают вращение от

электродвигателя через

систему редукторов. -Вода

в кожухе

аппа-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 34

 

Техническая

характеристика

красильных аппаратов

 

 

 

 

барабанного

типа

 

 

 

 

 

 

 

Марка аппарата

 

Элементы характеристики

 

КТ-100

КБ-50

 

 

 

 

 

Емкость

барабана,

кг

 

 

100

50

Диаметр

барабана,

мм

 

 

1000

1100

Емкость

бачка для растворов, л . . . .

 

10

10

Время наполнения аппарата водой, мин

 

9,0

3,6

Время спуска жидкости, мин

 

4,0

2,3

Частота

вращения

барабана,

об/мин . .

 

2,0

4,0

Потребляемая мощность, кВт

 

1,1

1,0

Масса аппарата без воды и материала, кг

 

2500

780

Масса загруженного аппарата, кг . . .

 

4600

1900

Габаритные размеры, мм:

 

 

3000

2000

длина

 

 

 

ширина

 

 

 

1600

1400

высота

 

 

 

1300

1700

333


ратов подогревается змеевиком, через который циркулирует пар. Для спуска красильного раствора в днище кожуха имеется спуск­ ное отверстие с краном.

В табл. 34 приведена техническая характеристика аппаратов барабанного типа.

IV. КРАШЕНИЕ ФЕТРОВЫХ КОЛПАКОВ

Фетровые колпаки окрашивают в аппаратах барабанного типа КТ-100 и КБ-50, а также в пропеллерном аппарате фирмы «Мец-

цер».

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 145 приведена схема аппарата фирмы «Меццер».

 

 

Аппарат состоит из цилиндри­

 

ческого сосуда / из нержавею­

 

щей стали со стальным ложным

 

дном 2 и коническим днищем 3,

 

смонтированным на

 

станине

4.

 

В центральной

части

цилиндра

/

 

установлена

колонка

5,

скреплен­

 

ная с цилиндром балочкой 6. Ци­

 

линдр / наполняется

красильным

 

раствором.

Движение

жидкости

 

сообщается

 

четырехлопастным

 

пропеллером 7, сидящим на вер­

 

тикальном валу 8, который при­

 

водится во вращение от электро­

 

двигателя клиновидными ремня­

 

ми.

Пропеллер

7

находится

в

 

коробке 9, в крышке которой

 

имеются два

отверстия,

непосред­

Рис. 145. Пропеллерный красильный

ственно прилегающие

к

решетча­

аппарат для колпаков

тому

днищу

2

цилиндра. Враще­

 

нием

пропеллера

7

 

создается

сильный поток жидкости, проходящий в верхнюю часть цилиндра через отверстия в коробке 9. Из верхней части цилиндра 1 жид­ кость через колонку 5 всасывается пропеллером 7 в нижнюю часть цилиндра. Таким образом создается сильная циркуляция красиль­ ного раствора через толщу материала, находящегося в цилиндре /. Благодаря этому обеспечивается хорошее окрашивание.

Раствор красителя, кислоты и других химикатов вводится в ап­ парат через заливной бачок 10 по тонкой трубке 11. Все части аппарата, соприкасающиеся с красильным раствором, изготовлены

из нержавеющей

стали.

 

 

 

 

 

Техническая

характеристика

аппарата

Диаметр

цилиндра,

м

 

 

1; 1,4

Частота

вращения

пропеллера,

об/мин

1440

Потребляемая

мощность, кВт

 

6,5

Высота аппарата, м . . . .

 

1,2

Масса аппарата,

т:

 

 

 

 

с диаметром

цилиндра

1 м

 

1

»

»

 

 

»

1,4

м

1,4

334


За последние годы наибольшее распространение для крашения фетровых головных уборов получили восьмиголовочные аппараты, крашение в которых осуществляется прососом красильного рас­ твора через колпаки.

Восьмиголовочный аппарат используют для крашения колпаков, прошедших полную валку на многоваличных машинах. На нем красильный раствор подается к колпакам под давлением и про­ ходит через них, поэтому обеспечивается полное прокрашивание даже окончательно свалянных колпаков.

На рис. 146 показан восьмиголовочный красильный аппарат. Аппарат состоит из станины /, выполненной в виде восьми­ угольного металлического ящика, внутри которого размещены электродвигатель 2, центробежный насос 3 и чан для красильного

раствора с трубопроводами.

На крышке станины смонтированы восемь конических перфори­ рованных конусов 4, герметически закрывающихся на опорных тарелках 5 с помощью винта 6 шарнирными металлическими кол­ паками 7. На перфорированные конусы надевают фетровые кол­

паки для

окрашивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К каждому перфорированному конусу подведены

две трубки:

по трубке 8 под давлением

центробежным

насосом

подается кра­

сильный

раствор,

а

по

трубке

9

этот

раствор

стекает

обратно

в чан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раствор под давлением

127,4 кПа проходит через колпаки, на­

детые на перфорированный

конус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление красильного раствора контролируется манометром.

Колпаки,

поступающие

в крашение,

предварительно

замачивают

в воде с температурой до

80—85° С

и

после

охлаждения

их

до

45—50° С

надевают

по

18

колпаков для женских шпяп и по 11

для мужских шляп на каждый перфорированный конус.

 

 

Сверху на колпаки надевается хлопчатобумажный чехол.

 

 

Надевание колпаков

на

перфорированный

конус

производится

на специальном

заправочном

станке

 

конструкции

 

Рыбина.

На

рис. 147 изображена схема этого станка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перфорированный конус / помещается на поворотный стол 2.

Вывернутый фетровый колпак надевается на головку

3,

имею­

щую

натяжные

рычаги

4.

Придерживая

колпак

руками,

работ­

ница

нажимает

ногой

на

педаль

5.

Электродвигатель

6

через

фрикцион

приводит

в

движение

редуктор, который

через

кри­

вошип, крейцкопф и

шток

поднимает

поворотный

столик

вместе

с перфорированным конусом /.

Конус

входит

в

отверстие,

обра­

зованное концами натяжных рычагов 4.

По

мере

продвижения

конуса между рычагами 4

колпак,

выворачиваясь,

надевается

на

конус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время заправки головка колпака обжимается

резиновой

диафрагмой, находящейся

в обжимном

диске

головки 3.

 

 

 

В исходное первоначальное положение рабочие органы станка приводятся автоматически. Опускаясь, стол поворачивается при­ мерно на 5—10°, выключая при этом станок из работы.

335