Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ховика, автоматически отключая вал редуктора. Непрерывная ра­ бота пускового двигателя под нагрузкой более 15 мин не реко­ мендуется.

Управление основным двигателем осуществляется с площадки водителя двумя рычагами. Рабочие органы комбайна, работающие

 

Рис. 166. Механизм передачи на правой стороне комбайна

(схема):

 

/ — ведомая

звездочка

на

валу

 

соломотряса,

2 — в е д у щ а я

звездочка

на

валу

второго

контрпривода, 3,

12 — натяжные

звездочки,

4, 5,

19,

22 — ремни

передачи,

6 —

ведущий

шкив вариатора

ходовой части

комбайна, 7 — в е д у щ а я

звездочка

привода

верхнего

рас­

пределителя

зернового

шнека,

8 — цепь

зернового

скребкового элеватора,

9 — звездочка

на

валу

отбойного

битера,

10 — ведомая звездочка

верхнего

зернового шнека,

/ /

— ведо ­

мая

звездочка

выгрузного

шнека,

13 — ведомый

шкив

на

валу наклонного

транспортера

ж а т к и ,

14 — в е д у щ а я

звездочка

 

привода

битеров

и

выгрузного

шнека,

15 — ведомая

звездочка

на

валу

приемного битера, 16 — ведомый

шкив

вариатора ходовой

части,

17 —

натяжные

шкивы,

18 — ведущий

шкив

привода

вентилятора,

20 — ведомый

шкив

на

ва­

лу

вентилятора,

21, 23 — ведущий

шкив

на

валу

главного

контрпривода,

24 — блок

шки­

 

вов

вариатора

ходовой

части,

25 — ведомая

звездочка

на

валу

зернового

шнека

 

на больших оборотах или имеющие большую нагрузку, приводятся

в действие клиноременной

передачей, а остальные рабочие

орга­

ны — втулочно-роликовой

цепной

передачей. Пластинчатые

вту-

лочно-роликовые цепи имеют шаг 38; 19,05 или 15,875 мм.

 

Комбайн имеет сложную схему передач. От двигателя движение

передается на ведущие

колеса комбайна, а с левой

стороны — на

рабочие

органы жатки,

молотилки

и копнителя. Для

обеспечения

передачи

на. молотилке

смонтированы два контрпривода: главный

и второй. С вала главного

контрпривода (рис. 165) движение

пере-

269



Рис. 167. Схема натя­ жения ремня.
Величина
прогиба

дается на молотильный барабан и на второй контрпривод. С вала второго контрпривода движение передается на вал привода грохо­ та и решетного стана, на валы половонабивателя и соломонабивателя.

На валу транспортера наклонной камеры жатки смонтирован ведущий шкив. С него движение передается на мотовило, нож и шнек жатки. С вала вентилятора через цепную передачу приво­ дится в действие кривошипно-шатунный механизм грохота и решет­ ного стана. С вала второго контрпривода че­ рез перекрестную и клиноременную переда­ чи приводится в действие зерновой шнек. От второго контрпривода через цепную переда­ чу приводятся в движение валы соломонабивателя и половонабивателя. Слева на ва­ лу колосового шнека закреплена ведущая звездочка, приводящая в действие цепь ко­ лосового элеватора. От ведомого вала через цепную передачу приводится вал малого

верхнего колосового шнека.

С вала главного контрпривода (рис. 166) клиноременной передачей приводится в дей­ ствие ведущий вал транспортера наклонной камеры жатки. С этого вала через цепную передачу движение передается на валы при­ емного битера, отбойного битера, выгрузно­ го шнека бункера. От главного контрприво­

да приводится в действие вал вентилятора. Со второго контрприво­ да передается движение через цепь на вал колосового шнека и вал соломотряса. На валу зернового шнека смонтирована звездочка для привода цепи зернового элеватора, с ведомого вала которого через цепную передачу приводится в действие верхний распредели­ тельный шнек.

Во время эксплуатации комбайна необходимо следить за пра­ вильностью натяжения ремней (рис. 167) и цепей, так как при сильном натяжении клиновидные ремни вытягиваются, а при сла­

бом пробуксовывают. В том и другом

случае

они быстро

изна­

шиваются. Ниже приведена

величина

прогиба

ремня, измерен­

ная в середине между

шкивами передачи при

приложении

уси­

лия 4 кГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогиб

 

 

 

 

ремня, им

 

Привод:

 

 

 

17—22

 

задг.его контрпривода

 

 

главного контрпривода

 

30—35

 

барабана

мотовила

 

 

46

 

вариатора

 

 

8—10

 

жатки

 

 

27—32

 

зернового шнека и подборщика

 

27—32

 

вентилятора очистки

 

15—19

 

наклонной

камеры жатки

 

10—14

 

вариатора

ходовой

части

 

911

 

270


При правильном натяжении цепи ее можно рукой отвести от ли­ нии движения на 40—70 мм. При сильном натяжении цепи она на­ бегает на звездочку. Подтягивают цепи натяжными звездочками, а если необходимо, укорачивают цепь, удаляя переходное звено на цепях с шагом 38 и 19,05 мм; на цепях с шагом 15,875 мм — два звена.

Подшипники. Валы приводных механизмов комбайна закрепле­ ны стяжными конусными разрезными втулками на шариковых или роликовых подшипниках и удерживаются ими от смещения вдоль оси. Некоторые подшипники имеют фиксирующую втулку для бо­ лее точной установки вала и для демонтажа вала и рабочего органа.

Валы узлов, не требующие частой разборки, посажены на ша­ риковые или роликовые подшипники с плотной посадкой колец не­ посредственно на вал или в корпус.

На комбайне в местах, где нет значительной нагрузки или пол­ ных оборотов вала (клавиши соломотряса, подвески, глазки шнека жатки, мотовило), установлены деревянные полуподшипники, проваренные в масле.

На комбайне СК-4А установлены подшипники, которые смазы­ вают через 10—^60 ч работы, один раз в сезон и один раз во время сборки комбайна. Подшипники одноразовой смазки позволяют со­ кратить количество смазываемых точек при проведении технических уходов. Доброкачественная консистентная смазка, заложенная в подшипники закрытого типа, обеспечивает длительную работу их без добавления и замены смазки в течение трех уборочных сезонов.

Подшипник одноразовой смазки имеет прокладки, удерживаю­ щие масло. Заменять смазку в подшипниках закрытого типа нужно только в закрытом помещении и так, чтобы со смазкой в подшип­ ники не попала грязь. При закрытии подшипника необходимо обес­ печить его герметичность, осторожно установив уплотнительные кольца, — обрезиненные стальные шайбы. Подшипники закрепля­ ют установочными болтами, расположенными через 120°.

Крепление звездочек и шкивов на валах. Шкивы и звездочки передач от осевого смещения удерживаются на валах клиновидны­ ми шпонками. Размеры шпонок и пазов на валах и в отверстиях таковы, что при нормальной посадке головки шпонок не доходят до торцов ступиц приблизительно на 10 мм.

Натяжные устройства. Для регулировки натяжения цепей при­ меняют натяжные звездочки, оси которых могут перемещаться по прорезям кронштейнов, натягивая или ослабляя цепь. Натяжение

клиновидных

ремней

осуществляется

натяжным устройством

(рис. 168), укрепленным

на специальных

кронштейнах. Перемещая

рычаг 7 вместе с роликом 2, ослабляют

или натягивают ремень.

Технический уход за двигателем. Периодически необходимо проверять состояние звездочек и шкивов, надежность их посадки на валах. Если зубья звездочек сильно износились, звездочку за­ меняют. Необходимо следить за тем, чтобы звездочки, охватывае­ мые одной цепью, были соосны и лежали в одной плоскости. Це-

271


пи, расположенные снаружи, смазывают автолом ежедневно при выключенном комбайне. Рекомендуется раз в 3—5 дней снимать цепи и промывать их в керосине. После просушки погружают цепи в подогретый автол на 16—20 мин.

§ 49. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Гидравлическая система предназначена для управления ра­ бочими механизмами комбайна и их настройки на режим работы в соответствии с условиями. Она позволяет комбайнеру регулировать

Рис.

168. Натяжное устройство:

 

 

/ — прессмасленка, 2

ролик,

3— распорная втулка,

4—ось

ролика,

5 — г а й к а , 6 — з а м к о в а я

ш а й б а ,

7 — р ы ч а г ,

8 — болт крепления

рычага,

9 — сектор,

10 — ось

рычага

 

 

отдельные механизмы непосредственно с площадки

управления.

При помощи гидравлической системы комбайнер

поднимает и опу­

скает жатку, поднимает

и опускает

мотовило,

изменяет количе­

ство оборотов мотовила, открывает и закрывает копнитель, изме­ няет скорость движения комбайна и при помощи гидроусилителя поворачивает управляемые колеса.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, каждая из которых имеет свой нагнетательный насос и предо­ хранительный клапан. В основную гидравлическую систему вхо­ дит насос 23 (рис. 169), предохранительный клапан 14, распредели­ тель закрытия заднего клапана копнителя, два плунжерных гидроци-

272

Рис.

169. Схема

гидравличе­

 

 

 

ской

системы:

 

 

/ — вариатор

оборотов

мотовила,

2— кран - распределитель .

3,

4,

9, И,

15, 17, 20,

21,

24,

25,

26.

27—магистрали

трубопроводов,

5 — к р а н управления

вариато­

ром

ходовой

части,

6,

12,

IS,

30,

31,

32

— гидравлические

цилинд ­

ры,

7

и

13 — дроссели,

10 — гид­

рораспределитель

копнителя,

14

и

22 — предохранительные

кла­

паны,

16 — резервуар для

масла,

19 — золотник

гидроусилителя

управляемых

колес,

23

и 28 —

гидронасосы,

29 — запорный

вен­

 

 

 

 

тиль