Файл: Колпашников А.И. Гидропрессование металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а З

Результаты расчета внутреннего давлення для однослойных,

 

 

двухслойных п автоскреплениых сосудов [9]

 

 

 

/!=Г./Г,

Pi, КГ/СМ*

р.,, кГ/см-

р а ,

кГ/см*

Рупр.

 

/ " '

 

г

 

 

 

 

 

к Г

 

а

 

2

3900

5200

 

7 200

9 500

 

 

4

4870

7800

 

14 400

18 100

 

 

6

5050

8660

 

18 600

24 300

 

 

8

5120

9100

 

21

600

28 800

 

 

10

5150

9360

 

24 000

31

400

 

 

со

5200

 

 

 

 

 

 

 

 

зом

при

соблюдении

соотношения

Гадолина;

 

через

р а —давление для полностью автоскреплениых

 

сосу­

дов,

рассчитанное без учета

упрочнения,

а через

р у п р

—давление для полностью

автоскреплениых сосудов,

рассчитанное с учетом упрочнения материала [9] .

 

 

 

Из табл. 3 видно, что автоскрепление

является бо­

лее

эффективным способом

повышения

максимального

внутреннего давления. Кроме того, автоскрепленные со­ суды проще н дешевле в изготовлении, чем многослой­ ные.

Следует отметить, что для осуществления полного ав­

тоскрепления

необходимо

достижение

значительных

пластических деформаций

в стенке сосуда.

Поэтому

при использовании сосудов с большой

относительной

толщиной стенки

(/г 2 ^5)

может случиться так, что за­

паса пластичности

материала

не хватит

для полного

автоскрепления

и

локализации

деформации,

и, следо­

вательно, разрушение сосуда наступит раньше, чем вся стенка его перейдет в пластическое состояние. Однако

обычно нет необходимости в полном автоскреплении.

Таким образом, работоспособность однослойных кон­

тейнеров в процессе эксплуатации

может быть

значи­

тельно повышена по сравнению

с расчетной. В

связи

с этим интересный опыт применения однослойных кон­

тейнеров

описан в работе [91]. Контейнер представля­

ет собой

однослойный толстостенный цилиндр с отно­

шением радиусов

г21г\ 8, автофреттированный

гидро­

статическим давлением, превышающим

рабочее

на 15%,

и работающий в

упруго-пластической

области.

 


Замеры внутреннего канала контейнера после 15 циклов нагружений до 30000 ат показали, что дальней­ шего увеличения диаметра не происходит. Это подтвер­ ждает результаты работы [98], свидетельствующие о том, что пластические деформации затухают с уве­ личением числа нагружений.

 

Применяют также сосуды, у которых

пластическая

деформация составляет 4—6% (Аг/г-100).

 

 

 

На основании накопленного опыта работы с много­

слойными и однослойными

контейнерами

можно сде­

лать заключение, что из сосудов высокого

давления су­

ществующих конструкций,

работающих при

давлении

до

30000 ат, целесообразно

использовать

однослойный.

 

Проведены эксперименты по влиянию термообработ­

ки

материала на

прочность

контейнера. Установлен оп­

тимальный режим

термообработки сталей

45ХНВА,

45ХНМФА, 45ХНВФА, применяемых для изготовления

однослойных контейнеров, эксплуатируемых

при ком­

натной

температуре. Термообработка

до

твердости

HRC = 394-42 обеспечивает высокую стойкость контей­

нера.

 

 

 

Для

работы при 500° С можно применять

высоколе­

гированные жаропрочные стали Х4В2ФМ,

ЗХ2Н2МВФ,

ЗХ2В8Ф, ЭИ958 и Х6ВЗФМ. Контейнер работает в уп­ руго-пластической зоне, и его рабочий канал приобре­ тает криволинейную форму, поэтому было выбрано сальниковое уплотнение.

Работоспособность контейнеров во многом зависит от правильного выбора материала и точного соблюде­ ния режима термообработки. Для проявления эффекта автоскрепления материал контейнера должен быть дос­ таточно пластичным.

Стали, применяемые для изготовления

автоскреплен-

ных сосудов на давления свыше 10000 кГ/см2,

должны

иметь следующие

свойства: а т ^90ч - 130 кГ/мм 2 ,

6^8-f-

-ь 10%, X F^40%,

а и > 4 кГм/см2 [9] .

 

 

Обработка материала контейнера на максимальную

твердость

недопустима. Так, например, у стали

40Х, от­

пущенной

при 150°С, стт = 130 кГ/мм2,

6 = 1 %• При

данных свойствах вследствие недостаточной пластично­ сти разрушение наступает практически сразу за упру­ гим состоянием цилиндра. Практика показала, что та­ кие сосуды разрушались при давлениях 7000—


9000 кГ/см2

[76]. Повышение температуры отпуска до

470—500° С

приводит к следующему

изменению

меха­

нических свойств:

с г т = 9 0

кГ/иш2 ,

6 = 12%.

В

этом

случае возможно

полное

автоскрепление. Такие

сосу­

ды работали

без

разрушения при

давлениях

14000—

15000 ат.

 

 

 

 

 

 

Важным фактором при подборе материала сосуда высокого давления является прокаливаемость и равио-

Р а с . 47. Сборный контейнер дл я

гидропрессоваиия заготовок боль­

шой

длины

мерность распределения механических свойств по се­ чению. Толстостенный контейнер большой длины труд­ но проковать с одинаковой проработкой структуры по всей толщине. Значительно усложняется н механическая обработка. В этой связи весьма перспективны контей­ неры, собранные из отдельных шайб (рис.47). Контей­ нер такой конструкции1 имеет ряд существенных пре­ имуществ:

1) шайбы могут быть изготовлены из поковок не­ большой величины с равномерной проработкой струк­ туры;

2) можно легко добиться сквозной и равномерной прокаливаемое™ топких шайб;

3) облегчается механическая обработка контейне­

ра;

1 Патент (англ.), № 1109932, кл. ВЗР, 1968.

4) контейнер может быть любой практически требу­ емой длины.

Герметизация поверхностей разъема шайб может быть легко достигнута запрессовкой тонкостенной втул­ ки. При такой конструкции контейнера целесообразно

применять

стационарное

уплотнение

плунжера

(см.

рис. 47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

целью

 

совершенствования

 

 

 

 

 

приведенной

 

выше

конструкции

 

 

 

 

 

был предложен

контейнер,

соб­

 

 

 

 

 

ранный из шайб, вырезанных из

 

 

 

 

 

высокопрочного

листового

мате­

 

 

 

 

 

риала

(рис.

48).

Применение

 

 

 

 

 

низкотемпературной

термомеха­

 

 

 

 

 

нической

обработки

(НТМО)

к

 

 

 

 

 

сталям типа 4Х5В6ФМ в услови­

 

 

 

 

 

ях листовой

прокатки

позволяет

 

 

 

 

 

получить

лист

исключительно

 

 

 

 

 

высокой

прочности

 

( с в = 2 6 0 —

Рис.

48.

Контейнер,

собран­

320 кГ/см2)

 

в сочетании с доста­

ный

из шайб, вырезанных из

точно

высокой

пластичностью

высокопрочного

листового

 

 

материала:

 

(6 = 5-^8%,

 

 

Ч< =

35^40%)

1 — фланец с

внутренней

[102].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

втулкой;

2 — стяжные бол­

 

 

 

количество

шайб

ты;

3 — шайбы

из

высоко­

Требуемое

прочных

4 — флапец

листов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стальных

получают

 

методом

 

листовой

 

 

 

 

 

штамповки,

 

собирают

пакет

и

 

 

 

 

 

шлифуют

внутреннее

отверстие,

затем

запрессовывают

втулку. Контейнер может успешно работать при давле­ ниях жидкости до 30 ООО ат.

Проведенные в последнее время исследования НТМО сталей указанных выше марок в условиях гид­ ропрессования (подробнее см. гл. IV) подтвердили воз­ можность получения столь высоких свойств у изделий типа прутков и труб. Важным преимуществом гидро­ прессования в режиме НТМО является более высокий

уровень пластических

свойств получаемых

изделий

(ств =250 -^290

кГ/мм2; 5 = 9—12%).

Эффективным

средством повышения

работоспособности

контейнеров

может быть гидропрессование

втулок

многослойного

контейнера в режиме НТМО. При удлинении

6=12 %

возможно полное

автоскрепление, и максимальное внут­

реннее давление

согласно

формуле

(22)

составит

40000 ат.

 

 

 

 

 


При работе сосудов высокого давления в полностью

пластическом

режиме

металл

внутренней

втулки мо­

жет

сильно деформироваться

или выдавливаться. В

.этом

случае

повысить

работоспособность

контейнера

можно за счет

создания в материале внутренней втул­

ки продольных

сжимающих напряжений'.

 

0JIO-

320

Рис. 49. Контейнер с обмоткой н а давление 20 000 от [641

Надежную работу при высоких давлениях (20000— 30000 ат) показали контейнеры, скрепленные высокопроч­ ной лентой или проволокой. Контейнеры с обмоткой впервые стали применять в Советском Союзе во ВНИИметмаше [64, с. 48—49; 71], а за рубежом — в Швеции фирмой ASEA.

1 Патент (США), кл. 72—60 (В21с), № 3484806, 1969.

Т а б л и ц а 4 Техническая характеристика контейнеров, скрепленных лептой

(лепта размером 2,5X0,8 мм с пределом прочности 160

кГ/мм2

 

изготовлена из стали 65Г)

 

 

Внутренний

Наружный

Длина

Допустимое

Напряжение

диаметр, мм

диаметр, мм

контейнера,

давление,

при

намотке,

мм

тыс. ат

кГ/мм-

 

 

35

160

200

20

 

12,6

35

160

200

20

 

56,0

40

85

370

20

 

41,2

150

350

800

10

 

41,2

200

350

800

6

 

41,2

Контейнеры с обмоткой имеют преимущества перед другими конструкциями контейнеров, рассчитанных на повышенные давления. Они проще в изготовлении (от­ падает необходимость обработки с высокой точностью

нескольких колец и посадки

их с

большими

натягами

в случае

использования

многослойной конструкции);

допускают более высокие давления

в связи

с тем, что

лента

отличается

более

высокими

механиче­

скими свойствами, чем поковки из высоколегированных сталей; обеспечивают большую безопасность при рабо­ те, поскольку не могут разрушаться мгновенно.

Контейнер, скрепленный обмоткой из высокопрочной ленты (рис. 49), представляет собой сердечник 2, на ко­ торый с убывающим натяжением наматывается лента 3. На оба конца сердечника насаживаются по прессо­ вой посадке фланцы 1 и 4, служащие для ограничения ленты и ее крепления в начале и конце намотки.

Для

некоторых установок гидростатического прес­

сования

во ВНИИметмаше

были

изготовлены контей­

неры с обмоткой на давление

до 20000

ат (табл.4)

[64, с. 48—49].

 

 

 

 

Намотка контейнеров

(табл.4)

осуществлялась на

токарном станке 1Д63А

с

использованием

приспособ­

ления, разработанного во ВНИИметмаше. Приспособ­ ление состоит из натяжного устройства и тормозного барабана, обеспечивающих укладку ленты на сердеч­ ник с необходимым натяжением.

При конструировании контейнеров на сверхвысокие давления необходимо добиваться, чтобы материал кон-


тепнеров наиболее эффективно мог работать на сжатие. Оригинальным конструктивным решением является сег­ ментный контейнер. На рис. 50 показаны основные ти­ пы сегментных контейнеров.

Отличительная особенность контейнеров, состоящих из отдельных сегментов, состоит в том, что в них ус-

Рпс.

50. Схемы сегментных контейнеров

[105]:

а — многослойный;

б — сегментный;

о — сегментный с

обмоткой проволокой;

 

г — сегментный

с подпором жидкостью

5

 

31500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28350

 

 

і

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2520022 050

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18900

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

еь

15750

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

;

 

 

 

 

 

 

12600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

V. )

 

 

 

 

 

$:

9450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

toSJ

6300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

V:13

 

 

10,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

*;

 

і

і

1

III,,

_, і - і і 11 і

 

 

2,5 5,1

. .1

1 1

1 111.

 

16 12?

25.it

50,8

т

25Ь

508

1270

 

 

 

Внутренний

диаметр

контейнера,»/*

 

Рис.

51. График дл я выбора оптимальной

конструкции

контейнера

[103];

О однослойный;

X — двухслойный;

Д — трехслойный,

Н

с подпором

 

жидкостью;

— сегментный с

обмоткой проволокой

 

транено тангенциальное напряжение, материал контей­ нера противостоит главным образом радиальным сжи­ мающим напряжениям.

Выбрать оптимальную конструкцию контейнера в зависимости от максимального давления и внутреннего диаметра контейнера можно по кривым [103], пред-