Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
которые газовые двигатели. В двигателях с внешним смесеобразова нием цилиндр заполняется уже готовой смесью топлива с воздухом, образование которой происходит вне цилиндра. К таким двигателям относятся карбюраторные и большинство газовых;
п о с т е п е н и с ж а т и я . К двигателям высокого сжатия отно сятся все дизели и газовые двигатели с подачей запального жидкого топлива или сжатого газа в конце сжатия. Степень сжатия е в этих
двигателях |
бывает не менее 12. В двигателях |
низкого сжатия при |
е < 12 для |
воспламенения топлива требуется |
посторонний источник |
зажигания — в большинстве случаев электрическая искра. Все двига тели, работающие по термодинамическому циклу с изохорным подво дом тепла, являются двигателями низкого сжатия;
п о р о д у т о п л и в а , т. е. тяжелого (дизельное и моторное топливо, мазут), легкого жидкого (бензин и керосин) и газового (все
виды горючих газов); |
|
|
|
|
|
|
п о б ы с т р о х о д н о с т и . |
Степень |
быстроходности двигателя |
||||
оценивается |
средней скоростью поршня, |
определяемой |
выражением |
|||
|
|
Sn |
, |
|
|
|
|
ст |
= — м |
сек, |
|
|
|
|
|
зо |
|
|
|
|
где S — ход поршня в м; |
|
|
|
|
|
|
п—число |
оборотов коленчатого |
вала |
в минуту |
(частота вра |
||
щения). |
|
|
|
|
|
При средней скорости поршня 3—6 м/сек двигатели считаются ти
хоходными, при |
ст |
= 6-^-8 м/сек — средней |
быстроходности |
и при |
|
ст > |
8 м/сек — быстроходными; |
ц и л и н д р о в . |
Если |
||
п о |
ч и с л у |
|
и р а с п о л о ж е н и ю |
число цилиндров не превышает шести, то они в большинстве случаев располагаются вертикально в один ряд. При большем числе цилиндров чаще всего применяется V-образное расположение в -два ряда. При этом каждая пара цилиндров работает на одно общее колено вала. На
Рис. 28. Схемы компоновки многоцилиндровых двигателей
45
рис. 28 показаны схемы различной компоновки многоцилиндровых двигателей: / — рядный вертикальный; 2— V-образный; 3 — W-об- разный; 4 — горизонтальный оппозитный; 5 — горизонтальный Н-образный; 6 — звездообразный. Применяются и другие компоновки.
§ 15. Основные конструктивные элементы двигателей
Двигатель внутреннего сгорания представляет собой комплекс
групп механизмов, или |
конструктивных систем. |
к Г л а в н ы й , и л и |
р а б о ч и й , м е х а н и з м выполняет ос |
новные функции двигателя — осуществление рабочего цикла и пере дачу получаемой при этом механической работы на вращающийся вал. Рабочий механизм состоит из остова, внутри которого помещен ци линдр с тщательно шлифованной внутренней поверхностью, закрытый сверху цилиндровой крышкой. В цилиндре движется поршень, кото рый устанавливается с достаточным зазором, обеспечивающим ему при нагревании свободное расширение. Чтобы не допустить при этом про рыва газов через зазор, имеются разрезные уплотняющие кольца, вставленные в кольцевые канавки (ручьи), проточенные на внешней цилиндрической поверхности поршня. Кольца, упруго прижимаясь к стенке цилиндра, обеспечивают герметичность, не препятствуя порш ню расширяться.
Из-за тяжелых температурных условий работы поршня, непосред ственно соприкасающегося с горячими газами, двигатели внутреннего сгорания, за редким исключением, бывают п р о с т о г о д е й с т в и я , в которых рабочий процесс совершается только по одну сторону поршня. Это облегчает условия охлаждения поршня и упрощает кон струкцию кривошипно-шатунного механизма.
В |
двигателях простого действия применяется бескрейцкопфный, |
или |
т р о н к о в ы й , кривошипно-шатунный механизм. Поршень |
имеет стаканообразную форму, что препятствует перекосу его в ци линдре. Внутри поршня в средней части имеются приливы — бобыш ки, в отверстия которых вставлен поршневой палец, шарнирно со единяющий поршень с шатуном. Противоположная нижняя головка шатуна с помощью подшипника соединена с кривошипной шейкой ко ленчатого вала. Коленчатый вал вращается в опорных (коренных) подшипниках, один из которых одновременно является и упорным, препятствуя продольным смещениям вала. Для уменьшения неравно мерности вращения, обусловливаемой толчкообразным характером действия газов на поршень и инерционными силами возвратно-посту пательно движущихся масс, на конце вала укрепляется маховик. Ко ленчатый вал с помощью муфты соединяется с валом агрегата, приво димого в действие двигателем (компрессор, генератор и т. п.).
Если R (рис. 29) — расстояние между осями вала и кривошипной шейки, то ход поршня, т. е. расстояние между его наивысшим и наи низшим положениями, называемыми мертвыми точками (в. м. т. и
н. |
м. т.), S |
= 2 R не зависит от длины шатуна. Объем, |
образованный |
в |
цилиндре |
при верхнем мертвом положении поршня, |
представляет |
46
собой к а м е р у |
с ж а т и я V2. |
При изменении длины шатуна объем |
камеры сжатия |
будет изменятья, |
а р а б о ч и й о б ъ е м цилиндра |
П4
остается неизменным. Общий объем, образующийся в цилиндре при нижнем мертвом положении поршня и составляющий сумму объема камеры сжатия и рабочего объема, называется п о л н ы м о б ъ е м о м
цилиндра Ул = Vh + V2.
Отношение полного объема к объему камеры сжатия дает степень сжатия
М е х а н и з м г а з о р а с п р е д е л е н и я обеспечивает газо обмен, т. е. удаление из цилиндра продуктов сгорания топлива после совершения очередного цикла и заполнение цилиндра свежим рабочим телом — воздухом или смесью его с топливом. В общем случае меха низм газораспределения состоит из клапанов, размещенных в ци линдровой крышке или боковой части камеры сжатия, направляющих клапанных стержней, клапанных пружин, коромысел, штанг, толка телей, передающих движение клапанам от кулачкового распредели тельного вала и распределительных шестерен. Кулачковый вал вра щается в опорных подшипниках и имеет устройство, препятствующее его осевому смещению.
С и с т е м а п и т а н и я обеспечивает образование смеси топлива с воздухом в строго определенном соотношении. Устройство системы питания зависит от типа двигателя. У дизеля она объединяет: топлив ный бак; фильтры грубой и тонкой очистки топлива; вспомогательный подкачивающий топливный насос; главные топливные насосы, дози рующие под воздействием центробежного регулятора подачу топлива в цилиндры и создающие высокое давление, необходимое для его распыливания; форсунки, посредством которых производится впрыск топлива в цилиндр в распыленном состоянии. В систему питания также
входят устройства для |
очистки всасываемого воздуха и подвода его |
к цилиндрам, удаления |
из двигателя отработавших газов и, где это |
необходимо, подогрева топлива. В отдельных случаях система пита ния бывает значительно упрощена и не содержит тех или иных из пере численных элементов, например топливоподогревателя, фильтра тон кой очистки, подкачивающего насоса и т. п. В карбюраторных двига телях главные топливные насосы и форсунки отсутствуют, во всасы вающем тракте установлен карбюратор, где происходит насыщение воз духа бензином и образование, таким образом, горючей смеси. В газо вых двигателях при внешнем смесеобразовании устанавливается га зосмеситель.
С и с т е м а з а ж и г а н и я имеется только в карбюраторных и газовых двигателях низкого сжатия и состоит из первичных источни ков тока низкого напряжения (генератор, работающий совместно
с аккумуляторной батареей), механического прерывателя, индукцион ной катушки, повышающей напряжение с 6—12 в до 12—15 кв, рас пределителя тока высокого напряжения и свечей зажигания. В не которых двигателях применяется электрическое зажигание от магнето. В этом случае постоянно действующий источник тока — аккумулятор
ная |
батарея — не ставится. |
|
С и с т е м а о х л а ж д е н и я |
обеспечивает отвод тепла от дета |
|
лей |
двигателя, соприкасающихся |
с горячими газами, — стенок ци |
линдров, поршней, цилиндровых крышек, клапанов — и не допускает чрезмерного их нагревания. При водяном охлаждении, наиболее часто применяемом в двигателях, в систему охлаждения входят охлаж дающие рубашки в виде полостей в стенках цилиндров и цилиндровых крышек и холодильник (радиатор), где происходит охлаждение воды, нагревающейся в рубашках, и отдача тепла окружающей среде. Ин тенсивная циркуляция воды в системе охлаждения достигается с по мощью центробежного насоса.
С и с т е м а с м а з к и предназначена для осуществления жид костного трения деталей двигателя. Это уменьшает потерю мощности на трение и износ деталей. Кроме того, современные системы смазки обеспечивают непрерывный отвод от деталей тепла и продуктов изно са. Слой масла на стенках цилиндров препятствует утечке газов из рабочих полостей и обеспечивает герметичность. Система смазки сос тоит из масляного резервуара, циркуляционного насоса, фильтров
грубой и тонкой |
очистки масла, холодильника и т. п. |
|
П р и б о р ы к о н т р о л я , а в т о м а т и ч е с к о г о |
р е г у |
|
л и р о в а н и я |
и з а щ и т ы служат для наблюдения за |
работой |
двигателя и отдельных его систем. Применяются указатели темпера туры смазочного масла, топлива и охлаждающей воды, давления масла в системе смазки, числа оборотов вала (тахометр) и др. Номинальный режим работы систем автоматически поддерживается регуляторами давления масла и топлива, температуры охлаждающей воды, момента подачи искры (в двигателях с электрическим зажиганием), скорости вращения вала двигателя и пр. Наличие приборов автоматической за щиты повышает надежность работы и уменьшает возможность аварии двигателя.
Наиболее желательны следующие приборы защиты: автомат, вы ключающий топливные насосы и останавливающий двигатель при по вышении числа оборотов вала до предельной величины; автомат, сни мающий нагрузку или останавливающий двигатель при падении дав ления масла до установленного значения; автомат, снимающий нагруз ку при повышении температуры охлаждающей воды до недопустимой величины.
У с т р о й с т в а п у с к а д в и г а т е л я обеспечивают сооб щение валу от постороннего источника энергии первоначальной ско рости вращения, достаточной для заполнения цилиндров воздухом или
горючей смесью, |
последующего |
сжатия и воспламенения / Наиболее |
употребительными |
способами пуска являются: |
|
ручной пуск (карбюраторный |
и другие двигатели низкого сжатия |
|
и небольшой мощности); |
|
48
электростартерный пуск (автомобильные карбюраторные двига тели и дизели, тепловозные двигатели). Вал двигателя раскручивается электродвигателем от постороннего источника электроэнергии (обыч но от аккумуляторной батареи);
пуск с помощью карбюраторного пускового двигателя небольшой мощности. Этот способ применяется в большинстве тракторных дизе лей. Предварительно вручную пускают небольшой бензиновый дви гатель (пускач), с помощью которого раскручивается вал основного дизеля при выключенном сжатии (это достигается с помощью спе циального устройства, не позволяющего закрываться впускным кла панам). После прогрева основного дизеля, включения сжатия, топ ливных насосов, а также получения регулярных вспышек пусковой двигатель отключается и останавливается;
пуск сжатым воздухом. В рабочие цилиндры двигателя через спе циальные пусковые клапаны подаются сжатый воздух или продукты сгорания из пускового баллона. В период раскручивания вала дви гатель работает за счет энергии сжатого газа. Для зарядки пускового баллона у двигателя имеется специальный компрессор или баллон заряжается продуктами сгорания, отбираемыми из цилиндров дви гателя;
пуск дизеля на бензине. При таком способе пуска дизель имеет пусковой карбюратор, магнето и дополнительную камеру сгорания, при включении которой степень сжатия уменьшается до величины, обеспечивающей легкость пуска двигателя вручную. После пуска и достаточного прогрева двигателя дополнительная камера сгорания отключается специальным клапаном. Затем включается топливный насос и выключается карбюратор. Двигатель начинает работать с са мовоспламенением топлива от сжатия.
§ 16. Четырехтактные и двухтактные двигатели
При осуществлении рабочего цикла реального двигателя в цилиндре происходит сгорание топлива, что термодинамически рассматривается как подвод тепла к рабочему телу. Однако при сгорании происходит химическая реакция, которая не позволяет использовать рабочее тело для повторного цикла. Это требует после совершения каждого цикла замены сгоревших газов свежей смесью или воздухом. В зависимости от способа, каким осуществляется эта замена, двигатели бывают че тырехтактные или двухтактные. В четырехтактных двигателях сгорев шие газы, заполняющие после расширения цилиндр, вытесняются поршнем, после чего в цилиндр засасывается свежий заряд воздуха или смеси. На эти вспомогательные процессы расходуются два допол нительных хода поршня, т. е. один оборот коленчатого вала. В двух тактных двигателях замена сгоревших газов в цилиндре свежей смесью или воздухом после совершения каждого цикла производится путем продувки цилиндра в период нахождения поршня около нижней мерт вой точки. В результате продувки сгоревшие газы вытесняются из цилиндра, и он заполняется воздухом или смесью воздуха с топливом.
49