Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которые газовые двигатели. В двигателях с внешним смесеобразова­ нием цилиндр заполняется уже готовой смесью топлива с воздухом, образование которой происходит вне цилиндра. К таким двигателям относятся карбюраторные и большинство газовых;

п о с т е п е н и с ж а т и я . К двигателям высокого сжатия отно­ сятся все дизели и газовые двигатели с подачей запального жидкого топлива или сжатого газа в конце сжатия. Степень сжатия е в этих

двигателях

бывает не менее 12. В двигателях

низкого сжатия при

е < 12 для

воспламенения топлива требуется

посторонний источник

зажигания — в большинстве случаев электрическая искра. Все двига­ тели, работающие по термодинамическому циклу с изохорным подво­ дом тепла, являются двигателями низкого сжатия;

п о р о д у т о п л и в а , т. е. тяжелого (дизельное и моторное топливо, мазут), легкого жидкого (бензин и керосин) и газового (все

виды горючих газов);

 

 

 

 

 

п о б ы с т р о х о д н о с т и .

Степень

быстроходности двигателя

оценивается

средней скоростью поршня,

определяемой

выражением

 

 

Sn

,

 

 

 

 

ст

= м

сек,

 

 

 

 

зо

 

 

 

 

где S — ход поршня в м;

 

 

 

 

 

п—число

оборотов коленчатого

вала

в минуту

(частота вра­

щения).

 

 

 

 

 

При средней скорости поршня 3—6 м/сек двигатели считаются ти­

хоходными, при

ст

= 6-^-8 м/сек — средней

быстроходности

и при

ст >

8 м/сек — быстроходными;

ц и л и н д р о в .

Если

п о

ч и с л у

 

и р а с п о л о ж е н и ю

число цилиндров не превышает шести, то они в большинстве случаев располагаются вертикально в один ряд. При большем числе цилиндров чаще всего применяется V-образное расположение в -два ряда. При этом каждая пара цилиндров работает на одно общее колено вала. На

Рис. 28. Схемы компоновки многоцилиндровых двигателей

45


рис. 28 показаны схемы различной компоновки многоцилиндровых двигателей: / — рядный вертикальный; 2— V-образный; 3 — W-об- разный; 4 — горизонтальный оппозитный; 5 — горизонтальный Н-образный; 6 — звездообразный. Применяются и другие компоновки.

§ 15. Основные конструктивные элементы двигателей

Двигатель внутреннего сгорания представляет собой комплекс

групп механизмов, или

конструктивных систем.

к Г л а в н ы й , и л и

р а б о ч и й , м е х а н и з м выполняет ос­

новные функции двигателя — осуществление рабочего цикла и пере­ дачу получаемой при этом механической работы на вращающийся вал. Рабочий механизм состоит из остова, внутри которого помещен ци­ линдр с тщательно шлифованной внутренней поверхностью, закрытый сверху цилиндровой крышкой. В цилиндре движется поршень, кото­ рый устанавливается с достаточным зазором, обеспечивающим ему при нагревании свободное расширение. Чтобы не допустить при этом про­ рыва газов через зазор, имеются разрезные уплотняющие кольца, вставленные в кольцевые канавки (ручьи), проточенные на внешней цилиндрической поверхности поршня. Кольца, упруго прижимаясь к стенке цилиндра, обеспечивают герметичность, не препятствуя порш­ ню расширяться.

Из-за тяжелых температурных условий работы поршня, непосред­ ственно соприкасающегося с горячими газами, двигатели внутреннего сгорания, за редким исключением, бывают п р о с т о г о д е й с т ­ в и я , в которых рабочий процесс совершается только по одну сторону поршня. Это облегчает условия охлаждения поршня и упрощает кон­ струкцию кривошипно-шатунного механизма.

В

двигателях простого действия применяется бескрейцкопфный,

или

т р о н к о в ы й , кривошипно-шатунный механизм. Поршень

имеет стаканообразную форму, что препятствует перекосу его в ци­ линдре. Внутри поршня в средней части имеются приливы — бобыш­ ки, в отверстия которых вставлен поршневой палец, шарнирно со­ единяющий поршень с шатуном. Противоположная нижняя головка шатуна с помощью подшипника соединена с кривошипной шейкой ко­ ленчатого вала. Коленчатый вал вращается в опорных (коренных) подшипниках, один из которых одновременно является и упорным, препятствуя продольным смещениям вала. Для уменьшения неравно­ мерности вращения, обусловливаемой толчкообразным характером действия газов на поршень и инерционными силами возвратно-посту­ пательно движущихся масс, на конце вала укрепляется маховик. Ко­ ленчатый вал с помощью муфты соединяется с валом агрегата, приво­ димого в действие двигателем (компрессор, генератор и т. п.).

Если R (рис. 29) — расстояние между осями вала и кривошипной шейки, то ход поршня, т. е. расстояние между его наивысшим и наи­ низшим положениями, называемыми мертвыми точками (в. м. т. и

н.

м. т.), S

= 2 R не зависит от длины шатуна. Объем,

образованный

в

цилиндре

при верхнем мертвом положении поршня,

представляет

46


собой к а м е р у

с ж а т и я V2.

При изменении длины шатуна объем

камеры сжатия

будет изменятья,

а р а б о ч и й о б ъ е м цилиндра

П4

остается неизменным. Общий объем, образующийся в цилиндре при нижнем мертвом положении поршня и составляющий сумму объема камеры сжатия и рабочего объема, называется п о л н ы м о б ъ е м о м

цилиндра Ул = Vh + V2.

Отношение полного объема к объему камеры сжатия дает степень сжатия

М е х а н и з м г а з о р а с п р е д е л е н и я обеспечивает газо­ обмен, т. е. удаление из цилиндра продуктов сгорания топлива после совершения очередного цикла и заполнение цилиндра свежим рабочим телом — воздухом или смесью его с топливом. В общем случае меха­ низм газораспределения состоит из клапанов, размещенных в ци­ линдровой крышке или боковой части камеры сжатия, направляющих клапанных стержней, клапанных пружин, коромысел, штанг, толка­ телей, передающих движение клапанам от кулачкового распредели­ тельного вала и распределительных шестерен. Кулачковый вал вра­ щается в опорных подшипниках и имеет устройство, препятствующее его осевому смещению.

С и с т е м а п и т а н и я обеспечивает образование смеси топлива с воздухом в строго определенном соотношении. Устройство системы питания зависит от типа двигателя. У дизеля она объединяет: топлив­ ный бак; фильтры грубой и тонкой очистки топлива; вспомогательный подкачивающий топливный насос; главные топливные насосы, дози­ рующие под воздействием центробежного регулятора подачу топлива в цилиндры и создающие высокое давление, необходимое для его распыливания; форсунки, посредством которых производится впрыск топлива в цилиндр в распыленном состоянии. В систему питания также

входят устройства для

очистки всасываемого воздуха и подвода его

к цилиндрам, удаления

из двигателя отработавших газов и, где это

необходимо, подогрева топлива. В отдельных случаях система пита­ ния бывает значительно упрощена и не содержит тех или иных из пере­ численных элементов, например топливоподогревателя, фильтра тон­ кой очистки, подкачивающего насоса и т. п. В карбюраторных двига­ телях главные топливные насосы и форсунки отсутствуют, во всасы­ вающем тракте установлен карбюратор, где происходит насыщение воз­ духа бензином и образование, таким образом, горючей смеси. В газо­ вых двигателях при внешнем смесеобразовании устанавливается га­ зосмеситель.

С и с т е м а з а ж и г а н и я имеется только в карбюраторных и газовых двигателях низкого сжатия и состоит из первичных источни­ ков тока низкого напряжения (генератор, работающий совместно


с аккумуляторной батареей), механического прерывателя, индукцион­ ной катушки, повышающей напряжение с 6—12 в до 12—15 кв, рас­ пределителя тока высокого напряжения и свечей зажигания. В не­ которых двигателях применяется электрическое зажигание от магнето. В этом случае постоянно действующий источник тока — аккумулятор­

ная

батарея — не ставится.

 

С и с т е м а о х л а ж д е н и я

обеспечивает отвод тепла от дета­

лей

двигателя, соприкасающихся

с горячими газами, — стенок ци­

линдров, поршней, цилиндровых крышек, клапанов — и не допускает чрезмерного их нагревания. При водяном охлаждении, наиболее часто применяемом в двигателях, в систему охлаждения входят охлаж­ дающие рубашки в виде полостей в стенках цилиндров и цилиндровых крышек и холодильник (радиатор), где происходит охлаждение воды, нагревающейся в рубашках, и отдача тепла окружающей среде. Ин­ тенсивная циркуляция воды в системе охлаждения достигается с по­ мощью центробежного насоса.

С и с т е м а с м а з к и предназначена для осуществления жид­ костного трения деталей двигателя. Это уменьшает потерю мощности на трение и износ деталей. Кроме того, современные системы смазки обеспечивают непрерывный отвод от деталей тепла и продуктов изно­ са. Слой масла на стенках цилиндров препятствует утечке газов из рабочих полостей и обеспечивает герметичность. Система смазки сос­ тоит из масляного резервуара, циркуляционного насоса, фильтров

грубой и тонкой

очистки масла, холодильника и т. п.

 

П р и б о р ы к о н т р о л я , а в т о м а т и ч е с к о г о

р е г у ­

л и р о в а н и я

и з а щ и т ы служат для наблюдения за

работой

двигателя и отдельных его систем. Применяются указатели темпера­ туры смазочного масла, топлива и охлаждающей воды, давления масла в системе смазки, числа оборотов вала (тахометр) и др. Номинальный режим работы систем автоматически поддерживается регуляторами давления масла и топлива, температуры охлаждающей воды, момента подачи искры (в двигателях с электрическим зажиганием), скорости вращения вала двигателя и пр. Наличие приборов автоматической за­ щиты повышает надежность работы и уменьшает возможность аварии двигателя.

Наиболее желательны следующие приборы защиты: автомат, вы­ ключающий топливные насосы и останавливающий двигатель при по­ вышении числа оборотов вала до предельной величины; автомат, сни­ мающий нагрузку или останавливающий двигатель при падении дав­ ления масла до установленного значения; автомат, снимающий нагруз­ ку при повышении температуры охлаждающей воды до недопустимой величины.

У с т р о й с т в а п у с к а д в и г а т е л я обеспечивают сооб­ щение валу от постороннего источника энергии первоначальной ско­ рости вращения, достаточной для заполнения цилиндров воздухом или

горючей смесью,

последующего

сжатия и воспламенения / Наиболее

употребительными

способами пуска являются:

ручной пуск (карбюраторный

и другие двигатели низкого сжатия

и небольшой мощности);

 

48


электростартерный пуск (автомобильные карбюраторные двига­ тели и дизели, тепловозные двигатели). Вал двигателя раскручивается электродвигателем от постороннего источника электроэнергии (обыч­ но от аккумуляторной батареи);

пуск с помощью карбюраторного пускового двигателя небольшой мощности. Этот способ применяется в большинстве тракторных дизе­ лей. Предварительно вручную пускают небольшой бензиновый дви­ гатель (пускач), с помощью которого раскручивается вал основного дизеля при выключенном сжатии (это достигается с помощью спе­ циального устройства, не позволяющего закрываться впускным кла­ панам). После прогрева основного дизеля, включения сжатия, топ­ ливных насосов, а также получения регулярных вспышек пусковой двигатель отключается и останавливается;

пуск сжатым воздухом. В рабочие цилиндры двигателя через спе­ циальные пусковые клапаны подаются сжатый воздух или продукты сгорания из пускового баллона. В период раскручивания вала дви­ гатель работает за счет энергии сжатого газа. Для зарядки пускового баллона у двигателя имеется специальный компрессор или баллон заряжается продуктами сгорания, отбираемыми из цилиндров дви­ гателя;

пуск дизеля на бензине. При таком способе пуска дизель имеет пусковой карбюратор, магнето и дополнительную камеру сгорания, при включении которой степень сжатия уменьшается до величины, обеспечивающей легкость пуска двигателя вручную. После пуска и достаточного прогрева двигателя дополнительная камера сгорания отключается специальным клапаном. Затем включается топливный насос и выключается карбюратор. Двигатель начинает работать с са­ мовоспламенением топлива от сжатия.

§ 16. Четырехтактные и двухтактные двигатели

При осуществлении рабочего цикла реального двигателя в цилиндре происходит сгорание топлива, что термодинамически рассматривается как подвод тепла к рабочему телу. Однако при сгорании происходит химическая реакция, которая не позволяет использовать рабочее тело для повторного цикла. Это требует после совершения каждого цикла замены сгоревших газов свежей смесью или воздухом. В зависимости от способа, каким осуществляется эта замена, двигатели бывают че­ тырехтактные или двухтактные. В четырехтактных двигателях сгорев­ шие газы, заполняющие после расширения цилиндр, вытесняются поршнем, после чего в цилиндр засасывается свежий заряд воздуха или смеси. На эти вспомогательные процессы расходуются два допол­ нительных хода поршня, т. е. один оборот коленчатого вала. В двух­ тактных двигателях замена сгоревших газов в цилиндре свежей смесью или воздухом после совершения каждого цикла производится путем продувки цилиндра в период нахождения поршня около нижней мерт­ вой точки. В результате продувки сгоревшие газы вытесняются из цилиндра, и он заполняется воздухом или смесью воздуха с топливом.

49