Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или T]t = l

]

Находя с помощью логарифмирования З 1 , 4 =

g l f 4

= 4,64, получим

1—0,216 = 0,784,

4,64

или 78,4% против 23,5% для цикла, рассмотренного в примере. По­ следнее говорит о том, что цикл, рассмотренный в примере предыду­ щего параграфа, термодинамически весьма несовершенен.

§ 13. Теоретический цикл двигателя внутреннего сгорания

Рассмотрим цикл двигателя с самовоспламенением топлива от сжатия (дизель) — цикл со смешанным подводом тепла.

Рабочее тело (воздух), имеющее первоначальный объем V x (рис. 25),

давление рг

и температуру tlt

сжимается без сообщения ему или отня­

тия от него тепла, т. е. адиабатно, до конечного

объема V2

(процесс

1-2).

 

 

 

 

Отношение объема Vx в начале сжатия к объему V2 в конце

сжатия

 

 

= 8

 

 

называется

степенью сжатия

и бывает у дизелей

в пределах

12—18.

В результате столь сильного сжатия температура воздуха дости­

гает 500—700° С. В конце сжатия в цилиндр

посредством

форсунки

А вводится топливо в мелко распыленном

состоянии.

 

 

 

 

 

Часть

топлива,

посту­

 

пившего в цилиндр, быстро

 

воспламеняется,

что

дает

 

скачок

давления.

Сгора­

 

ние

остального

топлива,

 

поданного

форсункой, со­

 

провождается увеличением

 

объема,

так как поршень,

 

пройдя свое крайнее

левое

 

положение, движется

уже

 

вправо. Эта фаза сгорания

 

может

 

рассматриваться

 

как р =

const.

Таким

об­

 

разом,

выделение

тепла

о

при

сгорании

топлива и

сообщение

его

рабочему

ib = = d

телу состоят из двух фаз:

 

V = const

(процесс

2М)

Рис. 25. Цикл со смешанным подводом

и

р =

const

(процесс

М

3).

Поэтому

 

рас-

тепла

 

40


сматриваемыи

цикл называется циклом

со смешанным подводом

тепла.

 

 

Отношение

максимального давления в

цилиндре, достигнутого

в результате сгорания, к давлению р2 конца

сжатия

Pi

называется степенью увеличения давления при сгорании. Отношение объема У3 в конце сгорания к объему V2 в начале сго­

рания

^= Р

называется степенью предварительного расширения.

После окончания сгорания (точка 3) газы расширяются адиабатно (процесс 34) и поршень перемещается в исходное положение1 . Однако в точке 4 давление и температура газов оказываются значи­ тельно выше исходных, т. е. выше, чем в точке 7.

Для получения цикла, т. е. замкнутого контура, необходимо по­ низить давление и температуру до рг и tu что теоретически достигает­ ся мгновенным охлаждением рабочего тела путем отнятия от него

тепла Q2 .

из понятия

о термическом к. п. д. цикла

(49),

Исходя

 

 

 

 

 

Qi—Q2 _

j

Q2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Тепло Qx складывается из Q{ =

cvm

 

(7м — Т2)

G, подведенного в изо-

хорном процессе

2 — М,

и

Q'{ =

cpm

3

— Тм)

G,

подведенного

в изобарном процессе

М 3:

 

 

 

 

 

 

 

Qi =

QI +

QI =

cvm

( Г м

-

T2)

G +

cpm

(Г, -

Т м ) G.

Тепло, отведенное

в изохорном процессе

4—/,

 

 

 

 

 

 

Q2

= Cvm ( T

i

T i )

G -

 

 

 

Подставляя

значения

Qx

и Q2

в формулу

т](,

получим

 

 

1

0г __ 1

 

 

cvm(Tt

r i ) G

 

 

T 1 i _ 1

Qt

 

 

с г , т ( Т м - Г 2 ) С + С р т ( 7 ' з - Г м ) 0 *

Сокращая массу газа G и деля числитель и знаменатель дроби на cvm, получаем

п

— \

Tj-Tj

/ 5

1 ч

 

 

Г м - Г 2 + К ( Г з - Т м )

k

1

1 Следует заметить,

что

термодинамика рассматривает

процессы 2 М

и М 3 не как сгорание топлива, а лишь как подвод к рабочему телу внешнего

тепла без изменения его химического состава (см. § 16).

41


Если, пользуясь формулами основных процессов, выразить темпе­

ратуры Т 2 , Т м , Т3 и Tt

через температуру 7\, то получим

т,,= 1

* ^ = *

.

(52)

 

e « - l [ Я , _ 1 + Я , к ( р — 1 ) ]

 

Из формулы (52) следует, что к. п. д. цикла будет

увеличиваться

с ростом степени сжатия е и величины X, т. е. с увеличением максималь­ ного давления в цилиндре. С ростом же величины р к. п. д. умень­ шается, что говорит о невыгодности затяжного подвода тепла, сопро­ вождающегося увеличением объема газов при сгорании.

На рис. 26, а показаны графики термического к. п. д. цикла в за­ висимости от степени сжатия б при различных значениях X, при этом

степень

предварительного расширения принята постоянной р = 1,5.

На рис.

26, б приведены графики термического к. п. д. также в зави­

симости

от 8, но при различных значениях р и постоянном X = 1,5.

В обоих

случаях показатель адиабаты принят к = 1,4.

В карбюраторных и большинстве газовых двигателей предваритель­ ному сжатию подвергается не воздух, а заранее подготовленная взрыв­

чатая смесь

воздуха с топливом и остаточными газами, называемая

р а б о ч е й

с м е с ь ю (см. § 34). Во избежание преждевременного

самовоспламенения смеси вследствие повышения температуры от сжа­ тия степень сжатия е не превышает 9 (чаще 6—8). Малая степень сжа­ тия является основной причиной более низкой экономичности этих

двигателей по сравнению с дизелями. Кроме того, в этих

двигателях

сгорание топлива (подвод тепла) имеет характер

взрыва

(V =

const),

отсутствует

период

догорания при р =

const,

V3 = Ум =

V 2 и

Vb

1. График

цикла с изохорным

подводом тепла

показан на

р = ^-Д- =

рис. 27.

42


Если в формуле (52) положить р =

 

1, то получаем для этого цикла

T]t = 1-

1

(53)

 

Пример 1. Газ в начале сжатия имеет

температуру tx = 35° С. Определить

температуру в типичных точках и термический к п. д. цикла со смешанным под­

водом тепла,

если

s = 17; X =

1,4; р =

1,5.

Сравнить щ

данного цикла с щ

цикла Карно при тех же температурных

пределах.

 

Решение.

Для

адиабатного

процесса

12

(см. рис. 25)

по формуле (34)

т.

откуда

 

 

 

 

т-т

(XL

к-

1

. = (35°С + 273К) 171,4—1 = 955К,

или

^2

= 955К—273К = 682°С.

 

Для изохорного процесса

2М

по формуле (22)

 

 

Рк

' м

 

 

 

 

Т 2

откуда

2 — = Г 2 Я =955 К-1,4 = 1 340К,

/ м = 1 340К—273К = 1 067° С.

Для изобарного процесса М—3 по формуле (23)

откуда

 

V м

1 м

 

 

 

 

 

 

= 1 340К-1,5 = 2 0 1 0 К ,

или

 

 

7»'

^з = 2010К—273К = 1

737° С.

" м

 

Для адиабатного процесса 3 4

 

по формуле

(34)

 

 

I t

 

 

 

V3

 

 

Деля числитель и знаменатель правой части на V2> получим

к— 1

к— 1

Рис. 27. Цикл с изохорным подво­ дом тепла

43


откуда

7,4 = 7"з( - ^ - ]

= 2 0 1 0 1 ~ )

=760 К,

^4 = 760К—273К = 487С. Термический к. п. д. цикла по формуле (51)

Tt-Tt Тпя+к(Тя

760—308

= I - 1 340-955 + 1,4(2010-1 340) = = ° ' 6 5 5 ' М И 6 5 ' 5 % -

Максимальная температура "газов достигается в точке 3 цикла 7, 3 =2010 К, а минимальная 7'1 = 308 К. При этих условиях термический к. п. д. цикла Карно

ТЛпах—Tm i n

2 010—308 „ „„

'max

ZUIU

Г л а в а I I

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

§ 14. Классификация двигателей

Двигатели внутреннего сгорания можно классифицировать:

п о т е р м о д и н а м и ч е с к о м у ц и к л у , лежащему в осно­ ве работы двигателя. По циклу с изохорным подводом тепла работают двигатели, в которых в конце сжатия смесь топлива с воздухом равно­ мерно распределена по всему пространству камеры сжатия цилиндра. Процесс сгорания всей массы смеси имеет характер вспышки со зна­ чительным скачком давления. К этим двигателям относятся карбюра­ торные и большинство газовых. По циклу со смешанным подводом тепла работают современные дизели и некоторые типы газовых двига­ телей, в которых высокому сжатию подвергается воздух или бедная, не способная к самовоспламенению газовоздушная смесь. В конце

сжатия

в цилиндр вводится горючий газ или небольшое количество

запального топлива, которое, самовоспламеняясь, поджигает

сжатую

бедную

газовоздушную

смесь;

 

п о

т а к т н о с т и .

В четырехтактном двигателе весь

рабочий

цикл в цилиндре совершается за четыре хода поршня, или два оборота

коленчатого вала. В двухтактном двигателе рабочий цикл

совершает­

ся за два хода поршня, или один оборот вала;

 

 

п о с п о с о б у с м е с е о б р а з о в а н и я .

В

двигателях

с внутренним смесеобразованием топливо подается

непосредственно

внутрь цилиндра. К этим двигателям относятся все типы дизелей и не44