Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Рис. 65. |
Маслосъемное |
Рис. 66. Маслосбрасывающее |
кольцо |
кольцо |
|
вана штифтом |
И, а также сжата |
стяжным кольцом 6 с винтами 9, |
которые закреплены стопорами 8. Для предотвращения осевого пере мещения шестерня прикреплена болтами 10 к внутренней части флан ца для крепления маховика.
Каналы 4 в коленах вала служат для подачи масла от коренных подшипников к шатунным.
' М а х о в и к прикрепляется к фланцу коленчатого вала шестью шпильками с гайками.
Привод генератора осуществлен полужесткой муфтой (рис. 70). Вал привода со стороны дизеля вращается в выносном бронзовом подшипнике 5. Один конец вала закреплен в маховике 6 дизеля, на другом его конце на шпонке установлена ведущая полумуфта 4. Ве-
Рис. 67. Компрессионное кольцо |
Рис. 68. Шатун |
111
Рис. 69. Коленчатый вал
домая муфта 2 закрепляется шпонкой на валу 3 генератора / . Сцеп ление полумуфт осуществлено амортизирующими сухарями.
На наружной цилиндрической поверхности маховика нанесены метки, по которым его устанавливают в определенное положение при
пуске двигателя. |
|
|
|
Г о л о в к а |
ц и л и н д р а представляет |
собой |
обработанную |
отливку из серого чугуна. Водяная рубашка / |
(рис. 71) |
головки сооб- |
Рис. 70. Соединительная муфта дизеля с генератором
112
Рис. 71. Головка цилиндра
щается с водяной рубаш кой блока переходными втулками 3, уплотненны ми резиновыми кольцами 2. Головка крепится к блоку четырьмя шпильками че рез отверстия 4.
В отверстия 7 запрес сованы направляющие втулки впускного и вы пускного Клапанов, шпиль ками 8 закреплена стойка коромысел клапанов.
Форсунка |
устанавлива |
|
|
|||||
ется в отверстие 9 и укреп |
|
|
||||||
ляется |
бугелем |
5. |
Для |
|
|
|||
очистки |
водяной |
рубаш |
|
|
||||
ки |
на |
головке |
имеются |
|
|
|||
три |
люка 6, |
закрепляемых |
|
|
||||
болтами. |
|
|
|
|
|
|
||
Для |
предохранения |
от |
|
|
||||
разрушения |
головки |
соля |
|
|
||||
ми, |
которые растворены |
|
|
|||||
в охлаждающей воде, в ру |
|
|
||||||
башку |
головки |
вмонтирован цинковый |
протектор / / . Между |
го |
||||
ловкой |
и втулкой цилиндра установлена |
медная прокладка 10 |
для |
|||||
уплотнения |
внутренней |
полости. |
|
|
§47. Система газораспределения
Ше с т е р н и распределительного механизма размещены со сто роны первого цилиндра. Вращение коленчатого вала передается рас пределительному валу через промежуточную шестерню. Все три ше
стерни распределительного механизма косозубые. |
Ведущая шестерня |
5 (см. рис. 69) расположена на коленчатом валу, |
а промежуточная / |
(рис. 72) смонтирована на специальной траверсе 2, в которую вварен палец 3 с напрессованной стальной втулкой 4. В шестерню впрессована бронзовая втулка 5, укрепленная винтом 6. Отверстие бронзовой втулки по наружному диаметру стальной втулки подгоняется с зазором 0,2— 0,3 мм. Овальность и конусность внутренней поверхности бронзовой втулки допускаются не более 0,2 мм. Разбег промежуточной шестерни на пальце ограничивается шайбой 7, которая крепится болтами 8, зашплинтованными проволокой 9. Промежуточная шестерня смазы вается маслом, поступающим по маслопроводу 10 от главной масляной магистрали, и находится в зацеплении с ведомой шестерней распреде лительного вала. Ведомая шестерня 4 (рис. 73) зафиксирована на цапфе / цилиндрическим штифтом 2 и закреплена болтами 3, которые стопо рятся шайбами.
113
К л а п а н н о-р а с п р е д е л и т е л ь н ы й |
м е х а н и з м |
со |
|||
стоит |
из распределительного вала 1 (рис. 74), толкателей |
2, штанг |
4, |
||
стоек |
5, |
коромысел 11, клапанов 22, валиков |
10 и |
клапанных |
|
пружин |
21, |
|
|
|
Распределительный вал изготовлен из стали марки 20Г. Он имеет пять опорных шеек. На шпонках и стопорных винтах укреплено 16 ку лачков — по четыре на каждый цилиндр. Кулачки предназначены: 30 — для открывания впускного клапана; 29 — для привода топлив ного насоса; 28 — для выпускного клапана; 31 — для воздушнопускового золотника.
Четыре подшипника 32 кулачкового вала, залитые баббитом, смазы ваются маслом, разбрызгиваемым в картере дизеля. Первый подшип ник 27, установленный со стороны ведомой шестерни, выполнен в виде бронзовой втулки и смазывается от главной магистрали под давлением.
От продольных перемещений |
кулачковый вал удерживается |
|
бурта |
|||||
ми бронзовой втулки. Толкатели 2, |
изготовленные |
из |
стали, |
поме |
||||
щены в плите 26, прикрепленной к блоку дизеля |
шпильками |
25. |
||||||
Каждый толкатель на нижнем конце |
имеет ролик |
23 |
с осью 24 |
и |
||||
для облегчения высверлен почти на |
всю глубину. |
В |
конце |
свер |
||||
ления имеется сферическое донышко, в которое упирается |
нижний |
|||||||
наконечник 3 штанги толкателя. Штанги 4 толкателей |
изготовлены |
|||||||
в виде трубы с нижним 3 и верхним 6 наконечниками. |
Нижний на |
|||||||
конечник опирается |
на сферическое донышко стержня |
толкателя, |
а |
|||||
верхний сферической |
чашкой |
упирается в шаровой |
конец 7 |
регули- |
Рис. 72. |
Промежуточная |
Рис. 73. Ведомая шестерня распре- |
шестерня |
привода газорас- |
делительного вала |
пределения |
|
114
Рис. 74. Клапанно-распределительный механизм
ровочного винта 9 с гайкой 8, ввернутого в коромысло клапана. На конечники штанги цементированы и закалены.
Стальное штампованное коромысло 11 клапана в средней части имеет ступицу, в отверстие которой запрессована бронзовая втулка 15. На одном конце коромысла сделан боек, закаленный до твердости не менее 40 единиц по Роквеллу, на втором конце — отверстие с резьбой для винта 9. В теле коромысла просверлено отверстие для смазки, в которое ввернута масленка 13. Масло заполняет отверстие в валике, откуда по фитилю 16 расходуется на смазку втулки. Боек коромысла нажимает на стальной цементированный колпачок 18, надетый на стержень клапана. Коромысла качаются на валиках 10 (по два на каждый валик) и удерживаются от сползания пружинными коль цами 14.
115
|
Валики 10 |
изготовлены |
||||
|
из стали марки 15; их на |
|||||
|
ружная |
поверхность |
це |
|||
|
ментирована |
и |
закалена. |
|||
|
В каждом валике просвер |
|||||
|
лено |
радиальное отверстие |
||||
|
под |
стопорный |
болт |
12, |
||
|
предотвращающий переме- |
|||||
Рис 75. Клапан |
щение валика |
в |
стойке |
5, |
||
|
которая |
к головке цилинд |
||||
|
ра крепится шпильками 17. |
Всасывающий и выпускной клапаны (рис. 75) имеют одинаковую конструкцию и отличаются только качеством стали. Выпускной кла пан маркируется буквой А, всасывающий — буквой Е. Концы стерж ней 2 клапанов на длину 5—7 мм от торца закалены. На торцах тарелей / просверлены два глухих отверстия 3, в которые вставляют приспособление для вращения клапанов во время притирки к гне здам в головках цилиндров.
Клапаны перемещаются в направляющих чугунных втулках. Каждый клапан прижат к гнезду в головке цилиндра пружиной 21 (см. рис. 74), которая свободным концом упирается в тарель 19, закреп ленную на стержне клапана сухарем 20.
При вращении распределительного вала / кулачки 30 и 28 упи раются в ролики 23 толкателей 2 и приподнимают их. Толкатели на жимают на штанги 4, которые своим верхним наконечником 6 упи раются в шаровые головки 7. Коромысла 11, поворачиваясь под дейст вием штанг, нажимают бойком на стержни клапанов 22 и, сжимая пружины 21, опускают их вниз.
При опускании всасывающего клапана открывается канал в голов ке цилиндра для прохода свежего воздуха, а при опускании выпуск ного клапана открывается канал для выхода из цилиндра отработав ших газов.
Когда ролики толкателей сойдут с эксцентриков кулачков, кла панные пружины, разжимаясь, поднимут клапаны и плотно прижмут их к гнездам в головках цилиндров.
§ 48. Система охлаждения
Дизель охлаждается принудительной циркуляцией воды. Система охлаждения открытая, сообщается с атмосферой через контрольную трубу, размещенную в верхнем коллекторе радиатора.
Основными элементами системы охлаждения являются: центро бежный насос; вентилятор, продувающий воздух через радиатор; трубопроводы и краны. Для заполнения системы водой нужно открыть кран 3 (рис. 76). Из бака 4 вода поступает по трубе в блок дизеля и радиатор 12. Наполнение системы контролируется по водомерному стеклу 7 и контрольной трубке 9, через которую излишки воды стекают в воронку 10 для отвода из вагона.
116
Рис. 76. Схема системы охлаждения дизеля
Когда система заполнена, кран 3 закрывают. При пуске дизеля включается водяной насос 2, который из трубы / и нижнего коллек тора / / радиатора подает воду в водяную рубашку дизеля, а затем в головки цилиндров. Отнимая
тепло от |
стенок цилиндров и |
.„ |
з |
4 |
|
головок, |
вода нагревается и |
|
|
|
|
выходит |
в водоотводную тру |
|
|
|
|
бу 5, |
а |
затем в верхний кол |
|
|
|
лектор 6 радиатора, из кото |
|
|
|
||
рого |
по |
трубкам поступает |
|
|
|
в нижний коллектор 11. |
|
|
|
Благодаря большой по верхности охлаждения радиа тора и наличию вентилятора 8 вода при прохождении по трубкам успевает отдать воз духу тепло через стенки и ребра трубок.
Для регулировки темпера туры воды в пределах 75 —• 80° С подачу воздуха на ра диатор можно изменять от крыванием и закрыванием шторок воздухоприемников.
В о д я н о й р а д и а т о р
состоит |
из десяти |
пластинча |
|
тых |
секций, а также верхнего |
||
и нижнего коллекторов. Опи |
|||
сание устройства |
пластинча |
||
того |
радиатора |
дано ранее |
|
(см. |
рис. |
54). |
Рис. 77. Центробежный водяной насос |
117
Ц е н т р о б е ж н ы й в о д я н о й н а с о с имеет корпус / (рис. 77), отлитый из серого чугуна. Снаружи к входному патрубку 8 корпуса прикреплена подводящая труба. Второй, выходной патрубок 7 служит для подачи воды к дизелю.
Крыльчатка 5 отлита из чугуна и укреплена на валу 2 шпонкой и гайкой 6.
Вал насоса изготовлен из стали. Для обеспечения высокой износо устойчивости рабочая поверхность его цементирована и закалена. Вал вращается в двух шариковых подшипниках 3, запрессованных в кор пус. От продольного перемещения в опорах вал удерживается буртом и шайбой.
Шариковые подшипники смазываются масленкой. Утечка воды устраняется подтяжкой втулки 4, уплотняющей сальниковую йабивку.
§ 49. Система смазки
Система смазки дизеля комбинированная: к одним деталям масло подается насосом под давлением, к другим — в виде масляного ту мана, образованного в картере дизеля. Основные элементы системы смазки дизеля: масляный насос с приводом и маслоприемной трубкой, масляный фильтр, распределительная магистраль, масляный радиатор (маслоохладитель) и манометр.
Смазка дизеля осуществляется таким образом. Насос 1 (рис. 78) забирает масло из картера дизеля через маслоприемную трубку 2 и подает его в щелевой фильтр 3. Профильтрованное масло проходит через масляный радиатор 4, охлаждается в нем, поступает в камеру фильтра очищенного масла. Затем оно проходит в главную распреде лительную магистраль 15 и из нее по маслопроводам подается к пяти
коренным подшипникам / / , откуда по каналу в коленчатом валу по ступает к четырем шатунным подшипникам, а по каналам в шатунах — к верхним головкам. Проходя через зазоры в поршневых пальцах,
масло стекает по стенкам цилиндров в картер.
От масляной магистрали первого коренного подшипника масло поступает на ось 10 промежуточной шестерни и бронзовый подшипник
9 распределительного вала. Все остальные подшипники распредели тельного вала, ролики толкателей и толкатели смазываются разбрыз гиванием. От магистрали пятого коренного подшипника через мас лопровод масло подается на ось 13 промежуточной шестерни привода масляного насоса. Непосредственно от распределительной магистрали масло по трубке 6 подается на трущиеся детали регулятора частоты вращения, к манометру 7 и редукционному клапану 8. В случае пре* вышения давления в масляной магистрали редукционный клапан перепускает излишки масла в картер дизеля, понижая давление в магистрали. Клапанный механизм смазывается вручную.
Для предварительной смазки перед пуском на дизеле смонтирован поршневой ручной масляный насос 5, который позволяет создавать нужное давление в главной магистрали до пуска, т. е. подавать масло к ответственным трущимся деталям при неработающем дизеле. Когда
118