Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
вернутое фланцами 3. Выхлопная труба закрывается защитным предохранительным металлическим кожухом 5.
Шаровое соединение показано в разрезе на рис. 93. Оно состоит из фасонной трубы 5, концы которой зажимаются при помощи шаровых уплотнителей 2. Герметичность соединения достигается уплотнительными асбестовыми прокладками 4. Для прочности крепления разъем ные фланцы / имеют сферическую внутреннюю поверхность, в которую плотно входят шаровые уплотнители, затягиваемые гайками 3.
Г л а в а IX
ДИЗЕЛИ 4НВД-21 И 4ВД-21/15
§52. Рабочий процесс дизеля 4НВД-21
|
|
|
Техническая характеристика дизеля 4НВД-21 |
|
||||||
Тип дизеля |
|
|
|
бескомпрессорный четы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
рехтактный |
четырехци |
||
|
|
|
|
|
|
|
линдровый |
вихрекамер- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ный |
|
|
Расположение |
цилиндров |
вертикальное |
одноряд |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ное |
|
|
Диаметр |
|
цилиндров |
|
|
150 |
мм |
||||
Ход поршня |
|
|
|
210 |
» |
|
||||
Степень |
сжатия |
|
|
|
17 |
|
||||
Порядок |
работы |
цилиндров |
1—2—4—3 |
|
||||||
Мощность |
дизеля |
|
|
90 |
л. с. |
|
||||
Частота |
вращения |
вала |
1000 |
об/мин |
||||||
Расход |
топлива |
|
|
190+5% |
г/л.с-ч |
|||||
Расход |
|
масла |
|
|
0,2 |
кг/ч |
||||
Сухая |
масса |
дизеля |
с маховиком . . . . |
1500 кг |
|
|||||
Топливный |
насос |
|
|
блочного типа |
||||||
Давление |
впрыска |
|
|
130 |
кгс/см2 |
|||||
Форсунки |
|
|
|
|
закрытого типа бесштиф |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
товые с одним |
распыли- |
||
|
|
|
|
|
|
|
вающим |
отверстием |
||
Система |
смазки |
|
|
комбинированная |
||||||
Давление |
в системе |
смазки |
2—4 |
кгс/см2 |
||||||
Масляный |
насос |
|
|
шестеренный |
||||||
Охлаждение |
|
|
|
водяное |
циркуляционное |
|||||
Регулятор |
числа оборотов |
центробежный |
двухре- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
жимный |
|
||
Масляный |
радиатор |
|
трубчатый |
Дизель 4НВД-21 является модернизацией дизеля 4ДВ-224, по этому некоторые детали и узлы их имеют конструктивное сходство (рис. 94 и 95).
В дизеле применена раздельная камера сгорания, часть объема ко торой заключена в надпоршневом пространстве, часть — в специальной вихревой камере головки цилиндра.
5* |
131 |
Процесс смесеобразования в дизеле происходит следующим образом. При ходе поршня вверх воздух сжимается над поршнем в камере сжа тия и, перетекая по каналу, заполняет вихревую камеру. По мере при ближения поршня к в. м. т. давление в камере сжатия повышается. За 19° поворота кривошипа коленчатого вала до момента прихода порш ня в в. м. т. топливный насос через форсунку 5 (см. рис. 95) подает топ ливо в вихревую камеру. Впрыснутое навстречу потоку воздуха топ ливо самовоспламеняется и частично сгорает в этой камере. Из-за мало го объема вихревой камеры и недостатка кислорода не может быть обеспечено сгорание всей дозы топлива. Давление образовавшихся в вихревой камере газов будет в 2—3 раза выше давления в камере сжа тия, и несгоревшее топливо выбрасывается с большой скоростью в основную камеру сгорания. Над поршнем образуются вихревые пото ки, способствующие хорошему распыливанию топлива и перемеши-
|
|
|
|
Рис. |
94. |
Продольный разрез |
дизеля |
|
4НВД-21: |
цилиндра; |
|
|
||||||||||||
/ — маховик; 2 — шатун; |
3 |
— поршень; |
4 |
— гильза |
цилиндра; |
5 — головка |
|
6 — |
||||||||||||||||
крышка |
головки |
цилиндра; |
|
7 — впускной |
и выпускной клапаны; |
8 |
— пусковой |
клапан; |
|
9— |
||||||||||||||
штанга |
толкателя; |
10 — |
форсунка; |
// —водяной патрубок; |
12 — |
топливный |
фильтр; |
13 — |
ко |
|||||||||||||||
робка привода газораспределения; |
14 — |
коленчатый |
вал; |
15 |
— масляный насос; |
16 |
— картер; |
|||||||||||||||||
17 |
—маслоприемная |
|
трубка; |
/5 —главная |
масляная |
магистраль; |
|
19 — |
коренные |
шейки; |
20 — |
шатунные шейки
132
ванию его с воздухом. Остатки топлива полностью сгорают, повышая давле ние над поршнем. Образо вавшиеся при сгорании горючей смеси газы, стре мясь увеличить свой объем,
ссилой давят на поршень
изаставляют его переме щаться вниз.
Надо иметь в виду, что впрыснутое форсункой топ ливо воспламеняется не сразу; требуется какое-то время для нагревания ка пелек впрыснутого топли ва до температуры воспла менения. Это время назы вается запаздыванием вос пламенения. Для обеспече ния полного сгорания и получения полной мощ ности топливо впрыски вается в вихревую камеру дизеля 4НВД-21 с опере жением за 19° (по углу по ворота кривошипа колен чатого вала) до прихода поршня в в. м. т. Более поздний впрыск, топлива вызывает ухудшение его сгорания, перегрев дизеля
и |
понижение |
мощности, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
а |
более ранний — появле |
Рис. 95. Поперечный |
разрез |
дизеля |
4НВД-21: |
|||||||
ние стуков, повышенного |
||||||||||||
/ — шатунные болты; |
2 — люки |
для |
осмотра |
под |
||||||||
износа |
деталей |
и |
также |
шипников коленчатого |
|
вала; 3 — люк |
водяной |
ру |
||||
снижение мощности дизеля. |
башки; 4 — воздушный |
|
фильтр; |
5 — форсунка; |
6 — |
|||||||
топливопровод высокого |
давления; |
7 — топливный |
||||||||||
|
Положительными |
свой |
насос; 8 — рукоятка |
регулятора |
числа |
оборотов; |
||||||
|
9 — ручной воздушный |
клапан; |
10 — рукоятка |
воз |
||||||||
ствами |
вихрекамерного ди |
душного пуска |
|
|
|
|
||||||
зеля |
являются: |
невысо |
|
|
|
|
|
|
|
кое давление впрыска топлива, нетребовательность к качеству топлива, хорошее смесеобразование, лучшая приспособляемость к пе ременным режимам и большая мягкость работы. Однако на распыливание топлива в камере сгорания тратится часть топлива, которое сго рает в вихревой камере. Поэтому расход топлива у дизелей данного типа будет несколько больше, чем у дизелей с непосредственным впры ском топлива в камеру сжатия.
Вихревая камера дизеля 4НВД-21 располагается в головке цилиндра сбоку от его оси, в результате чего снижается нагрев днища поршня
133
от воздействия струи горячих газов, вылетающих из вихревой камеры.
В целом работа дизеля 4НВД-21 протекает так же, как и работа четырехтактных двигателей с непосредственным впрыском топлива.
§ 53. Устройство дизеля
Дизели 4НВД-21 установлены на 12- и 5-вагонных рефрижератор ных секциях в качестве основного силового агрегата. Общая компо новка и конструктивное выполнение отдельных узлов и деталей этого дизеля в основном обычные для современных быстроходных дизелей.
Цилиндры дизеля размещены в одном блоке, который устанавли вается на картере. Коленчатый вал монтируется в пяти коренных подшипниках, расположенных в перегородках картера. Система смазки — комбинированная: часть деталей смазывается от масляного насоса под давлением, часть — масляным туманом от разбрызгивания. Топливный насос блочного типа соединен с центробежным регулятором числа оборотов. Форсунки применены закрытого типа с бесштифтовым соплом. Система охлаждения — циркуляционная с охлаждением воды в радиаторе. Отбор мощности со стороны маховика осуществляется с по мощью эластичной муфты. Система пуска — воздушная или электри ческая.
Б л о к ц и л и н д р о в 1 (рис. 96) — литой чугунный, является основной деталью дизеля. В него вставляются четыре расположенные в ряд гильзы 5, которые изготовлены из чугуна повышенной твердости. Наружные поверхности гильз во время работы дизеля охлаждаются водой. Уплотнение водяной полости 4 в местах запрессовки гильз до стигается в верхней части притиркой бурта гильзы к гнезду в блоке, в нижней—двумя уплотнительными резиновыми кольцами 2, уложен ными в канавки. Полость каждого цилиндра уплотнена медной про кладкой 6.
Разъем нижней полости блока цилиндров с картером проходит по оси коленчатого вала. Во фланце 14 сделаны отверстия для шпилек 12, которыми блок крепится к картеру.
Для повышения прочности и жесткости внутри блока имеются ребра и перегородки. Через все перегородки блока параллельно оси колен чатого вала проходит сквозное отверстие, закрытое крышкой 3, для размещения подшипников распределительного вала.
На верхней плоскости блока размещены шпильки 7 для крепления четырех головок цилиндров и отверстия 8 для прохода охлаждающей воды из блока в головки. На боковых продольных стенках верхней ча сти блока установлены крышки 9, которыми закрываются люки для доступа к деталям механизма газораспределения, а на продольных стен ках нижней части блока —• крышки 13 люков для осмотра подшипников коленчатого вала и площадка для установки топливного насоса с на правляющими отверстиями 10.
По торцам со стороны четвертого цилиндра блок закрывается спе циальной уплотнительной крышкой а со стороны первого цилиндра
134
сделан прилив с кольцевым пазом. При сборке с картером к этому пазу крепится фланец, в котором устанавливается универсальный сальник, предупреждающий утечку масла по коленчатому валу.
На торце блока около четвертого цилиндра укреплен водяной цент робежный насос и золотниковый механизм системы воздушного пуска.
Для надежной вентиляции внутренней полости дизеля во время работы на блоке устанавливается специальная горловина со штуцером 5 (рис. 97), который соединяется резиновым шлангом 6 с всасывающим коллектором. Во время работы в цилиндры дизеля вместе со свежим воздухом всасываются газы из картера. Для того чтобы в картер не попадал атмосферный воздух, а из картера не уносилось масло, в гор ловине имеется пластинчатый клапан. Этот клапан состоит из розет ки /, клапана 2 и направляющей 3. Все детали скреплены стяжным винтом 4. При срабатывании клапана за счет разности давлений газы через отверстия в розетке поднимают пластину и перетекают во внут реннюю полость крышки 7, откуда через окна в крышке попадают в атмосферу или по шлангу во всасывающий коллектор.
Блок цилиндров дизеля соединяется с картером (рис. 98) шпиль ками. Картер дизеля является основной его опорой и одновременно резервуаром для масла. Точность соединения блока с картером про веряется по двум контрольным штифтам, запрессованным в картер по диагонали. Картер отлит из чугуна, снабжен поперечными пере городками, расположенными в одной плоскости с перегородками блока. Каждая перегородка не только повышает жесткость картера, но и яв ляется опорой коленчатого вала, для чего в ней с соблюдением строгой точности расточена полукруглая постель для вкладыша подшипника. Ширина расточек соответствует ширине вкладышей подшипников.
|
|
|
|
|
|
|
Ш1 |
© |
1 © |
© |
© |
© |
|
© |
10 11 |
© |
© |
© |
|
© © |
|
© |
|
|
© |
© |
© |
[ © |
- |
® |
|
|
|
9 |
° ' |
® \ |
|
|
|
|
|
© |
|
© |
|
|
|
|
© |
|
|
© |
|
© |
|
© |
|
|
|
© |
|
© |
|
© |
© . |
© |
© |
© |
\ |
© |
|
|
|
A A A |
- \ - |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
13 |
11 |
Рис. 96. Блок цилиндров