Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вернутое фланцами 3. Выхлопная труба закрывается защитным предохранительным металлическим кожухом 5.

Шаровое соединение показано в разрезе на рис. 93. Оно состоит из фасонной трубы 5, концы которой зажимаются при помощи шаровых уплотнителей 2. Герметичность соединения достигается уплотнительными асбестовыми прокладками 4. Для прочности крепления разъем­ ные фланцы / имеют сферическую внутреннюю поверхность, в которую плотно входят шаровые уплотнители, затягиваемые гайками 3.

Г л а в а IX

ДИЗЕЛИ 4НВД-21 И 4ВД-21/15

§52. Рабочий процесс дизеля 4НВД-21

 

 

 

Техническая характеристика дизеля 4НВД-21

 

Тип дизеля

 

 

 

бескомпрессорный четы­

 

 

 

 

 

 

 

рехтактный

четырехци­

 

 

 

 

 

 

 

линдровый

вихрекамер-

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

 

Расположение

цилиндров

вертикальное

одноряд­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное

 

Диаметр

 

цилиндров

 

 

150

мм

Ход поршня

 

 

 

210

»

 

Степень

сжатия

 

 

 

17

 

Порядок

работы

цилиндров

1—2—4—3

 

Мощность

дизеля

 

 

90

л. с.

 

Частота

вращения

вала

1000

об/мин

Расход

топлива

 

 

190+5%

г/л.с-ч

Расход

 

масла

 

 

0,2

кг/ч

Сухая

масса

дизеля

с маховиком . . . .

1500 кг

 

Топливный

насос

 

 

блочного типа

Давление

впрыска

 

 

130

кгс/см2

Форсунки

 

 

 

 

закрытого типа бесштиф­

 

 

 

 

 

 

 

товые с одним

распыли-

 

 

 

 

 

 

 

вающим

отверстием

Система

смазки

 

 

комбинированная

Давление

в системе

смазки

2—4

кгс/см2

Масляный

насос

 

 

шестеренный

Охлаждение

 

 

 

водяное

циркуляционное

Регулятор

числа оборотов

центробежный

двухре-

 

 

 

 

 

 

 

жимный

 

Масляный

радиатор

 

трубчатый

Дизель 4НВД-21 является модернизацией дизеля 4ДВ-224, по­ этому некоторые детали и узлы их имеют конструктивное сходство (рис. 94 и 95).

В дизеле применена раздельная камера сгорания, часть объема ко­ торой заключена в надпоршневом пространстве, часть — в специальной вихревой камере головки цилиндра.

5*

131


Процесс смесеобразования в дизеле происходит следующим образом. При ходе поршня вверх воздух сжимается над поршнем в камере сжа­ тия и, перетекая по каналу, заполняет вихревую камеру. По мере при­ ближения поршня к в. м. т. давление в камере сжатия повышается. За 19° поворота кривошипа коленчатого вала до момента прихода порш­ ня в в. м. т. топливный насос через форсунку 5 (см. рис. 95) подает топ­ ливо в вихревую камеру. Впрыснутое навстречу потоку воздуха топ­ ливо самовоспламеняется и частично сгорает в этой камере. Из-за мало­ го объема вихревой камеры и недостатка кислорода не может быть обеспечено сгорание всей дозы топлива. Давление образовавшихся в вихревой камере газов будет в 2—3 раза выше давления в камере сжа­ тия, и несгоревшее топливо выбрасывается с большой скоростью в основную камеру сгорания. Над поршнем образуются вихревые пото­ ки, способствующие хорошему распыливанию топлива и перемеши-

 

 

 

 

Рис.

94.

Продольный разрез

дизеля

 

4НВД-21:

цилиндра;

 

 

/ — маховик; 2 — шатун;

3

— поршень;

4

— гильза

цилиндра;

5 — головка

 

6 —

крышка

головки

цилиндра;

 

7 — впускной

и выпускной клапаны;

8

— пусковой

клапан;

 

9—

штанга

толкателя;

10 —

форсунка;

// —водяной патрубок;

12 —

топливный

фильтр;

13 —

ко­

робка привода газораспределения;

14 —

коленчатый

вал;

15

— масляный насос;

16

— картер;

17

—маслоприемная

 

трубка;

/5 —главная

масляная

магистраль;

 

19 —

коренные

шейки;

20 —

шатунные шейки

132


ванию его с воздухом. Остатки топлива полностью сгорают, повышая давле­ ние над поршнем. Образо­ вавшиеся при сгорании горючей смеси газы, стре­ мясь увеличить свой объем,

ссилой давят на поршень

изаставляют его переме­ щаться вниз.

Надо иметь в виду, что впрыснутое форсункой топ­ ливо воспламеняется не сразу; требуется какое-то время для нагревания ка­ пелек впрыснутого топли­ ва до температуры воспла­ менения. Это время назы­ вается запаздыванием вос­ пламенения. Для обеспече­ ния полного сгорания и получения полной мощ­ ности топливо впрыски­ вается в вихревую камеру дизеля 4НВД-21 с опере­ жением за 19° (по углу по­ ворота кривошипа колен­ чатого вала) до прихода поршня в в. м. т. Более поздний впрыск, топлива вызывает ухудшение его сгорания, перегрев дизеля

и

понижение

мощности,

 

 

 

 

 

 

 

а

более ранний — появле­

Рис. 95. Поперечный

разрез

дизеля

4НВД-21:

ние стуков, повышенного

/ — шатунные болты;

2 — люки

для

осмотра

под­

износа

деталей

и

также

шипников коленчатого

 

вала; 3 — люк

водяной

ру­

снижение мощности дизеля.

башки; 4 — воздушный

 

фильтр;

5 форсунка;

6 —

топливопровод высокого

давления;

7 — топливный

 

Положительными

свой­

насос; 8 — рукоятка

регулятора

числа

оборотов;

 

9 — ручной воздушный

клапан;

10 — рукоятка

воз­

ствами

вихрекамерного ди­

душного пуска

 

 

 

 

зеля

являются:

невысо­

 

 

 

 

 

 

 

кое давление впрыска топлива, нетребовательность к качеству топлива, хорошее смесеобразование, лучшая приспособляемость к пе­ ременным режимам и большая мягкость работы. Однако на распыливание топлива в камере сгорания тратится часть топлива, которое сго­ рает в вихревой камере. Поэтому расход топлива у дизелей данного типа будет несколько больше, чем у дизелей с непосредственным впры­ ском топлива в камеру сжатия.

Вихревая камера дизеля 4НВД-21 располагается в головке цилиндра сбоку от его оси, в результате чего снижается нагрев днища поршня

133


от воздействия струи горячих газов, вылетающих из вихревой камеры.

В целом работа дизеля 4НВД-21 протекает так же, как и работа четырехтактных двигателей с непосредственным впрыском топлива.

§ 53. Устройство дизеля

Дизели 4НВД-21 установлены на 12- и 5-вагонных рефрижератор­ ных секциях в качестве основного силового агрегата. Общая компо­ новка и конструктивное выполнение отдельных узлов и деталей этого дизеля в основном обычные для современных быстроходных дизелей.

Цилиндры дизеля размещены в одном блоке, который устанавли­ вается на картере. Коленчатый вал монтируется в пяти коренных подшипниках, расположенных в перегородках картера. Система смазки — комбинированная: часть деталей смазывается от масляного насоса под давлением, часть — масляным туманом от разбрызгивания. Топливный насос блочного типа соединен с центробежным регулятором числа оборотов. Форсунки применены закрытого типа с бесштифтовым соплом. Система охлаждения — циркуляционная с охлаждением воды в радиаторе. Отбор мощности со стороны маховика осуществляется с по­ мощью эластичной муфты. Система пуска — воздушная или электри­ ческая.

Б л о к ц и л и н д р о в 1 (рис. 96) — литой чугунный, является основной деталью дизеля. В него вставляются четыре расположенные в ряд гильзы 5, которые изготовлены из чугуна повышенной твердости. Наружные поверхности гильз во время работы дизеля охлаждаются водой. Уплотнение водяной полости 4 в местах запрессовки гильз до­ стигается в верхней части притиркой бурта гильзы к гнезду в блоке, в нижней—двумя уплотнительными резиновыми кольцами 2, уложен­ ными в канавки. Полость каждого цилиндра уплотнена медной про­ кладкой 6.

Разъем нижней полости блока цилиндров с картером проходит по оси коленчатого вала. Во фланце 14 сделаны отверстия для шпилек 12, которыми блок крепится к картеру.

Для повышения прочности и жесткости внутри блока имеются ребра и перегородки. Через все перегородки блока параллельно оси колен­ чатого вала проходит сквозное отверстие, закрытое крышкой 3, для размещения подшипников распределительного вала.

На верхней плоскости блока размещены шпильки 7 для крепления четырех головок цилиндров и отверстия 8 для прохода охлаждающей воды из блока в головки. На боковых продольных стенках верхней ча­ сти блока установлены крышки 9, которыми закрываются люки для доступа к деталям механизма газораспределения, а на продольных стен­ ках нижней части блока —• крышки 13 люков для осмотра подшипников коленчатого вала и площадка для установки топливного насоса с на­ правляющими отверстиями 10.

По торцам со стороны четвертого цилиндра блок закрывается спе­ циальной уплотнительной крышкой а со стороны первого цилиндра

134


сделан прилив с кольцевым пазом. При сборке с картером к этому пазу крепится фланец, в котором устанавливается универсальный сальник, предупреждающий утечку масла по коленчатому валу.

На торце блока около четвертого цилиндра укреплен водяной цент­ робежный насос и золотниковый механизм системы воздушного пуска.

Для надежной вентиляции внутренней полости дизеля во время работы на блоке устанавливается специальная горловина со штуцером 5 (рис. 97), который соединяется резиновым шлангом 6 с всасывающим коллектором. Во время работы в цилиндры дизеля вместе со свежим воздухом всасываются газы из картера. Для того чтобы в картер не попадал атмосферный воздух, а из картера не уносилось масло, в гор­ ловине имеется пластинчатый клапан. Этот клапан состоит из розет­ ки /, клапана 2 и направляющей 3. Все детали скреплены стяжным винтом 4. При срабатывании клапана за счет разности давлений газы через отверстия в розетке поднимают пластину и перетекают во внут­ реннюю полость крышки 7, откуда через окна в крышке попадают в атмосферу или по шлангу во всасывающий коллектор.

Блок цилиндров дизеля соединяется с картером (рис. 98) шпиль­ ками. Картер дизеля является основной его опорой и одновременно резервуаром для масла. Точность соединения блока с картером про­ веряется по двум контрольным штифтам, запрессованным в картер по диагонали. Картер отлит из чугуна, снабжен поперечными пере­ городками, расположенными в одной плоскости с перегородками блока. Каждая перегородка не только повышает жесткость картера, но и яв­ ляется опорой коленчатого вала, для чего в ней с соблюдением строгой точности расточена полукруглая постель для вкладыша подшипника. Ширина расточек соответствует ширине вкладышей подшипников.

 

 

 

 

 

 

 

Ш1

©

1 ©

©

©

©

 

©

10 11

©

©

©

 

© ©

 

©

 

 

©

©

©

[ ©

-

®

 

 

 

9

° '

® \

 

 

 

 

 

©

 

©

 

 

 

 

©

 

 

©

 

©

 

©

 

 

 

©

 

©

 

©

© .

©

©

©

\

©

 

 

 

A A A

- \ -

 

 

 

 

 

 

 

 

13

11

Рис. 96. Блок цилиндров