Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
15 14 13
Рис. 78. Схема системы смазки дизеля
работает ручной насос 5, масло из картера поступает в него по трубке 14, затем, пройдя фильтр 3 и масляный радиатор 4, попадает в рас пределительную магистраль 15. Манометр при этом покажет давление, созданное ручным насосом.
Чтобы обеспечить нормальную смазку дизеля, в его картере должно иметься необходимое количество масла. Уровень масла проверяется щупом 12, который имеет две риски: верхнюю для выявления макси мального количества масла в картере (31 л) и нижнюю минимального количества (15 л).
М а с л я н ы й н а с о с — шестеренный, фиксируется на картере штифтами. Между крышкой насоса и картером имеется уплотнительная прокладка. Вращение ведущей шестерни насоса осуществляется промежуточной шестерней от шестерни коленчатого вала.
( М а с л я н ы й ф и л ь т р состоит из чугунного корпуса 10 (рис. 79), который прикреплен болтами / и 16 к картеру дизеля. В кор пусе помещается фильтрующий элемент 8, состоящий из набора фасон ных стальных дисков 22 и звездочек 21, насаженных на стержень 5 в определенном порядке. При сборке фильтрующего элемента после каждого фасонного диска на стержень 20 надевают квадрат 19 так, чтобы часть его (2—3 мм) находилась между двумя фасонными дис ками, но не задевала за звездочку 21. Назначение квадратов — очи щать щели фильтрующего элемента при повороте за барашек 3. Корпус
119
10 плотно закрыт крышкой 6, которая прикреплена болтами 2. Для уплотнения между корпусом фильтра и крышкой установлена прокладка 7, а стержень 5 уплотнен сальни ком 4. Масло в фильтр посту пает через отверстие 9.
|
|
|
|
|
В корпус фильтра вмонти |
||||
|
|
|
|
|
рован |
перепускной |
клапан. |
||
|
|
|
|
|
При |
засорении |
масляного |
||
|
|
|
|
|
радиатора |
или при слишком |
|||
|
|
|
|
|
холодном |
масле клапан пере |
|||
|
|
|
|
^/Г7гл |
пускает масло из камеры И |
||||
rhy^ ' э |
I |
IIИ |
(У77/л>л | |
в камеру |
12, откуда |
оно по- |
|||
W |
I |
(I и |
И |
±±г11 |
падает |
в |
распределительную |
магистраль. Перепускной клапан масляного фильтра регулируется на 8 кгс/см2 гайкой 14, которая через пружину 17 опирается на шарик 18. При ввертывании гайки давление перепускания будет увеличиваться, при вывертывании — уменьшать
Рис. 79. Масляный щелевой фильтр ся. Посторонние частицы и грязь осаждаются на дне кор пуса фильтра. Для спуска их необходимо периодически (через
20—30 ч работы дизеля) открывать кран 15 и пробку 13.
Р у ч н о й м |
а с л я н ы й н а с о с снабжен |
корпусом 1 (рис.80), |
в котором через |
уплотнительные прокладки 6 |
зажат цилиндр / / . |
/7-
15 11
Рис. 80. Ручной масляный насос
120
В цилиндре размещены поршни 8, привернутые болтами к кулисе 10. Для герметичности на каждый поршень надето по одному пружин ному кольцу 5. С торцов цилиндра расположены перепускные камеры, в которых помещены всасывающие клапаны 3, соединенные каналами со всасывающим трубопроводом 4. Этот трубопровод привернут к кор пусу масляного насоса болтами 16. В перепускных камерах находятся нагнетательные клапаны 2, соединенные каналами с трубопроводом 7, который прикреплен к корпусу насоса болтами 12. Для приведения поршней в действие в корпусе установлен качающийся рычаг 17, сфери ческий кулачок которого входит в паз поршневой кулисы 10.
При покачивании рукоятки |
13 рычаг 17 через кулису |
10 приводит |
в движение поршневую группу |
насоса. Ось качающегося |
рычага за |
креплена фланцем 14 с сальниковой набивкой 15. Для предохранения кулисы от смещения установлен болт 9. По принципу работы ручной масляный насос относится к насосам двойного действия,
§ 50. Топливная система
Топливная система дизеля состоит из расходного топливного ба' ка, топливных фильтров, насосов, форсунок, регулятора частоты вра щения коленчатого вала дизеля, а также трубопроводов высокого
и низкого давления.
Р а с х о д н ы й |
т о п л и в н ы й |
б а к |
/ |
(рис. 81) емкостью |
||||||||
100 л сварен из элементов, |
отштампованных из листовой |
стали. Топ |
||||||||||
ливо к дизелю |
подается |
самотеком. В верхней |
части бака вварена |
|||||||||
горловина 4, к которой пружинным рычагом |
3 |
прижимается |
проб |
|||||||||
ка 2. Топливо при заполнении |
бака через отверстие |
11 |
проходит в |
|||||||||
фильтр |
10, |
установленный |
в горловине. Заполнение |
контролируется |
||||||||
по мерному |
стеклу 6. В случае переполнения |
бака |
излишки топли |
|||||||||
ва стекают наружу по контрольной трубке 7. |
|
|
|
8, верхняя |
||||||||
Питание |
дизеля |
топливом |
осуществляется |
по |
трубке |
|||||||
кромка |
которой |
находится на |
уровне 30 — 40 лш |
от |
дна |
бака. |
Бла |
|||||
годаря |
этому в |
фильтры |
не попадают |
посторонние частицы и |
вода, |
осевшие на дно бака. Осадок следует периодически выпускать через
пробку |
9. Штуцер 5 |
служит |
для |
сообщения внутренней |
полости |
|
бака с |
атмосферой. |
|
|
|
|
|
Т о п л и в н ы й |
ф и л ь т р |
очищает |
от механических |
примесей |
||
топливо, поступающее из расходного |
бака |
к насосам. На дизеле уста |
новлены два таких фильтра. Они соединены с расходным баком трубо проводом через трехходовой кран 7 (рис. 82). Поворотом рукоятки крана можно установить поочередную или одновременную работу фильтров.
Основными частями топливного фильтра являются корпус /, крыш ка 4, фильтрующий элемент 2 и стержень 3.
Топливо из расходного бака попадает во внутреннюю полость корпуса через пробковый кран, затем проходит через фильтрующий элемент 2 в стержень 3. Далее через трехходовой кран 7 профильтро ванное топливо по трубопроводу поступает к топливным насосам. Механические примеси и воду, осевшие на дне корпуса /, нужно
121
выпускать через пробку 8. После выпуска отстоя, а так же через 50 ч работы дизеля фильтр следует промыть. Для этого нужно вынуть фильт рующие элементы 2 из кор пуса, очистить от осадков и промыть дизельным топливом или керосином. Для извлече ния фильтрующего элемента из корпуса необходимо отвер нуть прижимную гайку 5 и осторожно, не разрывая уплотнительной прокладки, снять крышку 4.
Фильтрующий элемент представляет собой металли ческое гофрированное коль цо 10, обтянутое тонкой ла тунной сеткой 9. Элементы монтируются на стержне 3. На конец стержня ставится фетровая прокладка, а затем крышка 4, которая зажимает ся гайкой 5. Воздух выпус кается из фильтра через зо лотник 6.
Рис. 81. Расходный топливный бак |
Т о п л и |
в н ы й |
н а с о с |
|
служит для |
подачи |
топлива |
под давлением в форсунку. В зависимости от нагрузки дизеля насосы подают различное количество топлива. Насос применяется индивиду альный поршневого типа. Поршнем является плунжер 17 (рис. 83), расположенный во втулке 18, которая фиксируется в корпусе сто-
122
Рис. 83. Топливный насос
пором 7. В плунжере имеется канал с клапаном 16. В самом плунжере и его втулке сделаны боковые отверстия, соединяющиеся с кольцевыми пазами корпуса 15 насоса. Нижняя часть втулки плунжера опирается через уплотнительную прокладку 5 на ступенчатую выточку корпуса 15, а верхняя часть зажата штуцером 12 с медной прокладкой 8.
На нижней части втулки 18 плунжера имеется шестерня 4, опира ющаяся на стальное кольцо 3. В шестерне проточены продольные пазы, в которые свободно входит крестовина / плунжера. Такая конструкция позволяет плунжеру совершать поступательное движение при одновре менном повороте. Шестерня 4 находится в зацеплении с сектором 24, который в свою очередь связан тягой с регулятором числа оборотов. Плунжер прижат в крайнем положении пружиной 26, опирающейся верхним концом на фасонную шайбу 25, а нижним—на тарель 29. Ниж нее крайнее положение плунжера фиксируется стаканом 28 и винтовым стопором 2.
Продольный паз в стенке стакана, куда входит хвостовик стопора, позволяет стакану свободно двигаться в корпусе насоса на величину
123
эксцентричности кулачка распределительного вала. На Стакане 28 имеется кольцевая установочная риска, которая видна в отверстии 27 корпуса насоса.
Над втулкой плунжера расположен нагнетательный клапан, от соединяющий при ходе плунжера вниз трубопровод высокого давления от пространства 9 над плунжером. Нагнетательный клапан 13 располо жен в гнезде втулки 14 и прижат к седлу пружиной 10. При посадке нагнетательный клапан закрывает герметично надплунжерное прост ранство, что способствует быстрому открытию обратного клапана 16, а следовательно, и быстрому заполнению надплунжерного пространства топливом.
Работа топливного насоса происходит следующим образом. При движении плунжера под действием пружины 26 вниз топливо, подве денное к кольцевой выточке 22, по отверстиям 23 и 6 поступает во внут ренний канал 20 плунжера, откуда через открытый обратный клапан 16 — в надплунжерную камеру 9. При движении плунжера вверх топ ливо в надплунжерной камере сжимается, открывает нагнетательный
|
клапан |
13 |
и |
через |
отверстие |
/ / в |
|||||
|
нагнетательном |
клапане |
поступает |
||||||||
|
в трубопровод |
высокого давления. |
|||||||||
|
Количество |
подаваемого |
к форсун |
||||||||
|
ке топлива |
|
регулируется |
поворо |
|||||||
|
том плунжера. В зависимости от |
||||||||||
|
угла |
поворота |
спиральный |
|
вырез |
||||||
|
плунжера |
при движении его вверх |
|||||||||
|
будет |
перекрывать |
верхней |
частью |
|||||||
|
винтовую |
|
кромку |
плунжерной |
|||||||
|
втулки |
в различных |
положениях, |
||||||||
|
вследствие |
чего |
в форсунку |
посту |
|||||||
|
пает |
разное |
количество |
топлива. |
|||||||
|
Наибольшая подача топлива в фор |
||||||||||
|
сунку |
соответствует крайнему ле |
|||||||||
|
вому положению сектора 24, свя |
||||||||||
|
занного рычагом 21 и системой тяг |
||||||||||
|
с пусковой рукояткой и регулято |
||||||||||
|
ром |
частоты |
вращения. |
Полный |
|||||||
|
угол поворота рычага сектора со |
||||||||||
|
ставляет 70°. Нулевое |
заполнение |
|||||||||
|
форсунки соответствует углу |
|
пово |
||||||||
|
рота |
35°, |
а |
максимальное — 60°. |
|||||||
|
Все рычаги секторов топливных |
||||||||||
|
насосов |
дизеля |
соединены |
общей |
|||||||
|
тягой и при повороте пусковой |
||||||||||
|
рукоятки (или под действием регу |
||||||||||
|
лятора) одновременно |
поворачива |
|||||||||
|
ются на одинаковый угол, т. е. |
||||||||||
|
подача |
топлива |
уменьшается |
или |
|||||||
|
увеличивается одинаково |
и |
|
одно |
|||||||
Рис. 84. Форсунка |
временно во всех |
цилиндрах. |
При |
124