Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 14 13

Рис. 78. Схема системы смазки дизеля

работает ручной насос 5, масло из картера поступает в него по трубке 14, затем, пройдя фильтр 3 и масляный радиатор 4, попадает в рас­ пределительную магистраль 15. Манометр при этом покажет давление, созданное ручным насосом.

Чтобы обеспечить нормальную смазку дизеля, в его картере должно иметься необходимое количество масла. Уровень масла проверяется щупом 12, который имеет две риски: верхнюю для выявления макси­ мального количества масла в картере (31 л) и нижнюю минимального количества (15 л).

М а с л я н ы й н а с о с — шестеренный, фиксируется на картере штифтами. Между крышкой насоса и картером имеется уплотнительная прокладка. Вращение ведущей шестерни насоса осуществляется промежуточной шестерней от шестерни коленчатого вала.

( М а с л я н ы й ф и л ь т р состоит из чугунного корпуса 10 (рис. 79), который прикреплен болтами / и 16 к картеру дизеля. В кор­ пусе помещается фильтрующий элемент 8, состоящий из набора фасон­ ных стальных дисков 22 и звездочек 21, насаженных на стержень 5 в определенном порядке. При сборке фильтрующего элемента после каждого фасонного диска на стержень 20 надевают квадрат 19 так, чтобы часть его (2—3 мм) находилась между двумя фасонными дис­ ками, но не задевала за звездочку 21. Назначение квадратов — очи­ щать щели фильтрующего элемента при повороте за барашек 3. Корпус

119


10 плотно закрыт крышкой 6, которая прикреплена болтами 2. Для уплотнения между корпусом фильтра и крышкой установлена прокладка 7, а стержень 5 уплотнен сальни­ ком 4. Масло в фильтр посту­ пает через отверстие 9.

 

 

 

 

 

В корпус фильтра вмонти­

 

 

 

 

 

рован

перепускной

клапан.

 

 

 

 

 

При

засорении

масляного

 

 

 

 

 

радиатора

или при слишком

 

 

 

 

 

холодном

масле клапан пере­

 

 

 

 

^/Г7гл

пускает масло из камеры И

rhy^ ' э

I

IIИ

(У77/л>л |

в камеру

12, откуда

оно по-

W

I

(I и

И

±±г11

падает

в

распределительную

магистраль. Перепускной клапан масляного фильтра регулируется на 8 кгс/см2 гайкой 14, которая через пружину 17 опирается на шарик 18. При ввертывании гайки давление перепускания будет увеличиваться, при вывертывании — уменьшать­

Рис. 79. Масляный щелевой фильтр ся. Посторонние частицы и грязь осаждаются на дне кор­ пуса фильтра. Для спуска их необходимо периодически (через

20—30 ч работы дизеля) открывать кран 15 и пробку 13.

Р у ч н о й м

а с л я н ы й н а с о с снабжен

корпусом 1 (рис.80),

в котором через

уплотнительные прокладки 6

зажат цилиндр / / .

/7-

15 11

Рис. 80. Ручной масляный насос

120


В цилиндре размещены поршни 8, привернутые болтами к кулисе 10. Для герметичности на каждый поршень надето по одному пружин­ ному кольцу 5. С торцов цилиндра расположены перепускные камеры, в которых помещены всасывающие клапаны 3, соединенные каналами со всасывающим трубопроводом 4. Этот трубопровод привернут к кор­ пусу масляного насоса болтами 16. В перепускных камерах находятся нагнетательные клапаны 2, соединенные каналами с трубопроводом 7, который прикреплен к корпусу насоса болтами 12. Для приведения поршней в действие в корпусе установлен качающийся рычаг 17, сфери­ ческий кулачок которого входит в паз поршневой кулисы 10.

При покачивании рукоятки

13 рычаг 17 через кулису

10 приводит

в движение поршневую группу

насоса. Ось качающегося

рычага за­

креплена фланцем 14 с сальниковой набивкой 15. Для предохранения кулисы от смещения установлен болт 9. По принципу работы ручной масляный насос относится к насосам двойного действия,

§ 50. Топливная система

Топливная система дизеля состоит из расходного топливного ба' ка, топливных фильтров, насосов, форсунок, регулятора частоты вра­ щения коленчатого вала дизеля, а также трубопроводов высокого

и низкого давления.

Р а с х о д н ы й

т о п л и в н ы й

б а к

/

(рис. 81) емкостью

100 л сварен из элементов,

отштампованных из листовой

стали. Топ­

ливо к дизелю

подается

самотеком. В верхней

части бака вварена

горловина 4, к которой пружинным рычагом

3

прижимается

проб­

ка 2. Топливо при заполнении

бака через отверстие

11

проходит в

фильтр

10,

установленный

в горловине. Заполнение

контролируется

по мерному

стеклу 6. В случае переполнения

бака

излишки топли­

ва стекают наружу по контрольной трубке 7.

 

 

 

8, верхняя

Питание

дизеля

топливом

осуществляется

по

трубке

кромка

которой

находится на

уровне 30 — 40 лш

от

дна

бака.

Бла­

годаря

этому в

фильтры

не попадают

посторонние частицы и

вода,

осевшие на дно бака. Осадок следует периодически выпускать через

пробку

9. Штуцер 5

служит

для

сообщения внутренней

полости

бака с

атмосферой.

 

 

 

 

 

Т о п л и в н ы й

ф и л ь т р

очищает

от механических

примесей

топливо, поступающее из расходного

бака

к насосам. На дизеле уста­

новлены два таких фильтра. Они соединены с расходным баком трубо­ проводом через трехходовой кран 7 (рис. 82). Поворотом рукоятки крана можно установить поочередную или одновременную работу фильтров.

Основными частями топливного фильтра являются корпус /, крыш­ ка 4, фильтрующий элемент 2 и стержень 3.

Топливо из расходного бака попадает во внутреннюю полость корпуса через пробковый кран, затем проходит через фильтрующий элемент 2 в стержень 3. Далее через трехходовой кран 7 профильтро­ ванное топливо по трубопроводу поступает к топливным насосам. Механические примеси и воду, осевшие на дне корпуса /, нужно

121


выпускать через пробку 8. После выпуска отстоя, а так­ же через 50 ч работы дизеля фильтр следует промыть. Для этого нужно вынуть фильт­ рующие элементы 2 из кор­ пуса, очистить от осадков и промыть дизельным топливом или керосином. Для извлече­ ния фильтрующего элемента из корпуса необходимо отвер­ нуть прижимную гайку 5 и осторожно, не разрывая уплотнительной прокладки, снять крышку 4.

Фильтрующий элемент представляет собой металли­ ческое гофрированное коль­ цо 10, обтянутое тонкой ла­ тунной сеткой 9. Элементы монтируются на стержне 3. На конец стержня ставится фетровая прокладка, а затем крышка 4, которая зажимает­ ся гайкой 5. Воздух выпус­ кается из фильтра через зо­ лотник 6.

Рис. 81. Расходный топливный бак

Т о п л и

в н ы й

н а с о с

 

служит для

подачи

топлива

под давлением в форсунку. В зависимости от нагрузки дизеля насосы подают различное количество топлива. Насос применяется индивиду­ альный поршневого типа. Поршнем является плунжер 17 (рис. 83), расположенный во втулке 18, которая фиксируется в корпусе сто-

122

Рис. 83. Топливный насос

пором 7. В плунжере имеется канал с клапаном 16. В самом плунжере и его втулке сделаны боковые отверстия, соединяющиеся с кольцевыми пазами корпуса 15 насоса. Нижняя часть втулки плунжера опирается через уплотнительную прокладку 5 на ступенчатую выточку корпуса 15, а верхняя часть зажата штуцером 12 с медной прокладкой 8.

На нижней части втулки 18 плунжера имеется шестерня 4, опира­ ющаяся на стальное кольцо 3. В шестерне проточены продольные пазы, в которые свободно входит крестовина / плунжера. Такая конструкция позволяет плунжеру совершать поступательное движение при одновре­ менном повороте. Шестерня 4 находится в зацеплении с сектором 24, который в свою очередь связан тягой с регулятором числа оборотов. Плунжер прижат в крайнем положении пружиной 26, опирающейся верхним концом на фасонную шайбу 25, а нижним—на тарель 29. Ниж­ нее крайнее положение плунжера фиксируется стаканом 28 и винтовым стопором 2.

Продольный паз в стенке стакана, куда входит хвостовик стопора, позволяет стакану свободно двигаться в корпусе насоса на величину

123


эксцентричности кулачка распределительного вала. На Стакане 28 имеется кольцевая установочная риска, которая видна в отверстии 27 корпуса насоса.

Над втулкой плунжера расположен нагнетательный клапан, от­ соединяющий при ходе плунжера вниз трубопровод высокого давления от пространства 9 над плунжером. Нагнетательный клапан 13 располо­ жен в гнезде втулки 14 и прижат к седлу пружиной 10. При посадке нагнетательный клапан закрывает герметично надплунжерное прост­ ранство, что способствует быстрому открытию обратного клапана 16, а следовательно, и быстрому заполнению надплунжерного пространства топливом.

Работа топливного насоса происходит следующим образом. При движении плунжера под действием пружины 26 вниз топливо, подве­ денное к кольцевой выточке 22, по отверстиям 23 и 6 поступает во внут­ ренний канал 20 плунжера, откуда через открытый обратный клапан 16 — в надплунжерную камеру 9. При движении плунжера вверх топ­ ливо в надплунжерной камере сжимается, открывает нагнетательный

 

клапан

13

и

через

отверстие

/ / в

 

нагнетательном

клапане

поступает

 

в трубопровод

высокого давления.

 

Количество

подаваемого

к форсун­

 

ке топлива

 

регулируется

поворо­

 

том плунжера. В зависимости от

 

угла

поворота

спиральный

 

вырез

 

плунжера

при движении его вверх

 

будет

перекрывать

верхней

частью

 

винтовую

 

кромку

плунжерной

 

втулки

в различных

положениях,

 

вследствие

чего

в форсунку

посту­

 

пает

разное

количество

топлива.

 

Наибольшая подача топлива в фор­

 

сунку

соответствует крайнему ле­

 

вому положению сектора 24, свя­

 

занного рычагом 21 и системой тяг

 

с пусковой рукояткой и регулято­

 

ром

частоты

вращения.

Полный

 

угол поворота рычага сектора со­

 

ставляет 70°. Нулевое

заполнение

 

форсунки соответствует углу

 

пово­

 

рота

35°,

а

максимальное — 60°.

 

Все рычаги секторов топливных

 

насосов

дизеля

соединены

общей

 

тягой и при повороте пусковой

 

рукоятки (или под действием регу­

 

лятора) одновременно

поворачива­

 

ются на одинаковый угол, т. е.

 

подача

топлива

уменьшается

или

 

увеличивается одинаково

и

 

одно­

Рис. 84. Форсунка

временно во всех

цилиндрах.

При

124