Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

индивидуальной регулировке топливного насоса нужно из­ менять угол между сектором

иего рычагом. Для этого сле­ дует отвернуть гайки 35 бол­ тов, стягивающих рычаг 21 сектора с соединительной пластиной общей тяги 19, и изменить угол на требуемую величину, после чего затянуть

изашплинтовать гайки 35.

На

плунжерной

втулке,

 

плунжере, секторе и шестерне

 

имеются

риски 31, 32, 33 и 34,

 

которые при сборке топливно­

 

го насоса должны

совпадать.

 

Ф о р с у н к а

подает топ­

 

ливо в цилиндр. Основные де­

 

тали ее— распылитель 5 (рис.

 

84), игла 3 и направляющая 7.

Рис. 85. Схема регулятора частоты враще­

Между

верхним

концом

направляющей и корпусом / /

ния вала и привода топливных насосов

установлена

промежуточная

 

плита 8 с отполированными поверхностями. Положение плиты на корпу­ се форсунки фиксируется штифтами 9. Распылитель, направляющую иглы и фасонную шайбу следует собирать в определенной последова­ тельности и соединять муфтой 2 и стаканом 6. На иглу опирается ниж­ ним концом стержень 10, нагруженный пружиной 13 через тарелку 12.

Регулировочный винт 17 ввернут в нажимную гайку 15, зажат гай­ кой 18 и закрыт колпачковой гайкой 19 с уплотнительной проклад­ кой 14. На корпусе форсунки имеется отросток с каналом 27, шари­ ковым клапаном 26 и болтом 21, предназначенным для выпуска воздуха из топливопровода. За каналом 25 в отросток форсунки ввер­ нут штуцер 22 с щелевым фильтром 23. Между штуцером и корпусом форсунки помещена медная прокладка 24.

Топливо из насоса поступает к щелевому фильтру 23, откуда оно по каналу 25 корпуса, отверстию 1 в промежуточной плите, кольцевой выточке и каналу 4 в направляющей заполняет кольцевой паз под иглой. Силой давления, созданного топливным насосом, игла через стер­ жень 10форсунки сжимает пружину и, поднимаясь от седла, пропускает топливо в распылитель форсунки. Проходя через шесть отверстий, топливо попадает в цилиндр в распыленном виде. Топливо, прошедшее в зазор между иглой и направляющей, заполняет канал 28 корпуса, проходит в отверстие 16 нажимной гайки 15, заполняет пустое прост­ ранство колпачковой гайки и через отверстие 20 по обратному трубо­ проводу отводится в топливный насос.

Ц е н т р о б е ж н ы й р е г у л я т о р частоты вращения вала обеспечивает устойчивую работу дизеля при различных режимах. При работе дизеля вращение коленчатого вала через шестерню 1 (рис. 85)

125


передается шестерне 2, вместе с которой вращается вал 3. В вилке вала шарнирно закреплены грузики 4. На плечики грузиков опирается скользящая передаточная втулка 5, нажатие которой регулируется болтом 8 через пружину 7. Перемещение втулки 5 передается через муфту 6, систему рычагов и тяг 9, 10, 11, 15 на секторы 14, которые, поворачивая шестерни 12 плунжеров топливного насоса, будут умень­ шать или увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива.

Требуемая частота вращения вала дизеля устанавливается регулиро­ вочным болтом 8. Как только число оборотов вала дизеля начнет пре­ вышать установленную норму, грузики 4 под действием центробежной силы начнут расходиться, преодолевая нажатие пружины 7, и своими плечиками переместят скользящую втулку 5 вверх. Перемещение втул­ ки передается шестерням плунжеров топливных насосов, количество подаваемого топлива уменьшится и снизится число оборотов коленча­ того вала. При уменьшении частоты вращения вала ниже установлен­ ной нормы грузики переместятся под действием пружины 7 в обратном направлении и шестерни плунжеров 12 пружиной 13 повернутся в об­ ратную сторону. Произойдет увеличение подачи топлива, и число оборо­ тов вала повысится.

Регулировка частоты вращения вала дизеля в пределах ниже уста­ новленной регулятором нормы производится ручным рычагом 16 через конусную муфту 17 и скользящий вал 18, которые действуют на систему рычагов регулятора.

§ 51. Система пуска

Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом. Схема воздушной пусковой системы дизелей в поезде показана на рис. 86. Она состоит из двух основных воздушных баллонов 7 и 10 и одного вспомогательного баллона 14, которые соединены между собой трубопроводами. Воздуш­ ные баллоны через запорные вентили 6, воздухопроводы и пробковый кран 3, действующий от пусковой рукоятки 4, соединены с воздухорас­ пределительными золотниками 5. В свою очередь золотники соединены с цилиндрами дизеля через пусковые клапаны 12.

б

Рис. 86. Схема воздушной пусковой системы 23-вагонного поезда

126


При первоначальном пуске или отсутствии сжатого воздуха в основ­ ных баллонах 7 я 10 дизели запускаются от вспомогательного баллона 14, который заполняется воздухом из основного баллона или с помощью ручного воздушного компрессора / . Основные баллоны заполняются

сжатым

воздухом (отработавшими

газами) через

зарядные голов­

ки 2 и

8. Давление в баллонах

контролируется

манометрами 9,

11 и 13.

 

 

 

Основной воздушный баллон 13 (рис. 87) емкостью 100 А изготовлен из стали. В верхней части его корпуса приварена горловина 12, к ко­ торой на шпильках / / привернут промежуточный фланец 2. Этот фланец служит основанием воздухораспределительной головки 9, которая че­ рез уплотнительную прокладку привернута к промежуточному фланцу шпильками 5. В воздухораспределительную головку вмонтированы главный вентиль 8 с маховиком 6 для разобщения пускового возду­ хопровода с баллоном, конический вентиль 10 для разобщения нагне­ тательного воздухопровода 7 с баллоном и манометр 14 с коническим запорным вентилем 15. Для спуска конденсата имеется вентиль 3, к которому прикреплены трубки 1 и 4.

З а р я д н ы й к л а п а н смонтирован в зарядной головке 1 (рис. 88), которая закрепляется на головке первого цилиндра. Роль клапана выполняет стальной шарик 4. Для регулирования подъема шарика служит болт 5, присоединенный к зарядной головке при помощи муфты 6. Конусный запорный клапан 2 служит для разобщения полости цилиндра с воздушным баллоном через канал 3. На зарядной головке размещается предохранительный клапан и термометр.

127

Для исправной и надежной работы зарядного клапана необходимо следить, чтобы гнездо не имело нагара и грязи.

В о з д у х о р а с п р е д е л и т е л ь н ы й з о л о т н и к , пред­ назначенный для подачи воздуха в цилиндр дизеля, состоит из корпуса 14 (рис. 89), воздухопровода 6, золотника 11, направляющего штока 12 золотника, толкателя 8, возвратной пружины 9 золотника и воздушного трубопровода /. Воздухопровод от пускового крана при­ соединен к корпусу золотника болтами 5 через прокладку 7.

Воздухопровод 1, подводящий воздух к головке блока цилиндров, соединен с корпусом золотника нажимной гайкой 4, а с головкой бло­ ка — болтом 2. Для герметичности соединения уплотнены алюминие­ выми прокладками 3 и 13.

При запуске дизеля воздух из магистрали поступает в отверстия 10 золотника, затем проходит в зазор между штоком и золотником и, преодолевая сопротивление возвратной пружины 9, опускает толкатель 8 до упора в эксцентрик кулачкового вала. При вращении кулачкового вала толкатель будет менять свое положение, а вместе с ним и золот-

128


ник 7/. При прохождении толкателя по большому диаметру эксцентри­ ка золотник будет находиться в крайнем верхнем положении и закры­ вать проход воздуха к головкам цилиндров, а при прохождении по срезу эксцентрика золотник будет в крайнем нижнем положении и откроет верхнее отверстие для поступления воздуха в воздухопровод. Таким образом, положением эксцентрика на распределительном валу определяются моменты впуска сжатого воздуха в цилиндры дизеля. По окончании подачи воздуха к золотнику / / давление его на толка­ тель 8 прекратится и он будет поднят пружиной 9 в крайнее верхнее положение, а толкатель 8 выйдет из соприкосновения с эксцентриком.

Воздухораспределительный золотник должен впускать воздух, когда поршень дизеля не дошел до в. м. т. на 10°. Перекрытие воздуш­ ного канала золотником должно происходить после прохода поршнем в. м. т. на 110° по углу поворота кривошипа вала. Ход золотника в кор­ пусе 16 мм.

П у с к о в о й к л а п а н 7 (рис. 90) предназначен для автома­ тического впуска воздуха в цилиндр дизеля, продувки цилиндров перед остановкой и для облегчения проворачивания коленчатого вала вручную.

Помещается клапан в направляющей втулке 2, закрепленной в го­ ловке цилиндра. Головка клапана конической фаской прижата к гнез­ ду возвратной пружиной 4, которая одним концом опирается через стальную шайбу 9 на корпус 3 пускового клапана, а другим концом —• на гайку 7, закрепленную от отвертывания шплинтом 5. Для открытия

Рис. 90, Пусковой клапан

Рис. 91.

Предохрани­

5 Зак. 512

тельный

клапан

 

129

 

 


Рис. 92. Трубопровод

для выпуска

Рис. 93. Шарнирное соединение вы-

отработавших

газов

пускного трубопровода

пускового клапана вручную на корпусе 3 имеется эксцентриковый ры­ чаг 8, вращающийся на валике 6.

При пуске дизеля воздух от воздухораспределительного золотни­ ка по каналу в головке цилиндра поступает в полость 10, своим давлением опускает клапан и тем самым открывает проход в цилиндр.

Как только золотник прекратит подачу воздуха, пусковой

клапан

под действием пружины

4 опустится на седло.

 

 

П р е д о х р а н и т е л ь н ы й

к л а п а н предохраняет

детали

кривошипно-шатунного

механизма от разрушения при

повышении

давления

в цилиндре выше допустимого. Такой клапан

имеется на

головке

каждого цилиндра. На седле 6 (рис. 91) клапана

установлен

корпус 3, в котором находятся конический клапан 4, пружина 5 и регулировочная гайка 2, фиксируемая стопором /. Седло клапана через уплотнительную прокладку 7 ввернуто в головку цилиндра. Пружина 5 плотно прижимает клапан к гнезду седла. В случае превышения давления в цилиндре клапан 4, преодолевая сопротив­ ления пружины, поднимется и откроет отверстие в седле. При этом излишнее количество газов выходит из цилиндра в атмосферу.

Отработавшие газы выводятся из дизеля по выпускному трубо­ проводу 2 (рис. 92) в глушитель /, который расположен на крыше вагона. В выхлопной трубе имеется шаровое уплотнение 4, при-

130