Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обеспечения машинного отделения чистым воздухом предусмат­ ривается естественная вентиляция. Если она недостаточна, то при­ меняется принудительная.

Загрязнение воздуха газами в машинном отделении происходит не только вследствие пропуска их в соединениях трубопроводов, но и из-за неплотности поршневых колец. Продукты сгорания просачива­ ются через зазоры между поршневыми кольцами и цилиндром в кар­ тер дизеля, а затем через сапун попадают в окружающую среду. По­ этому необходимо следить за сапуном, своевременно проверять и при необходимости менять поршневые кольца.

Периодически надо производить анализ состава воздуха в машин­ ном отделении: предельная концентрация окиси углерода допускается не более 0,2 мг/м3. Имеет значение не только чистота воздуха, но и его температура. В холодное время года температуру воздуха в машинном отделении следует поддерживать в пределах 15—25° С, а летом она не должна превышать температуру наружного воздуха более чем на 10° С.

На дизелях необходимо ограждать движущиеся части. Перила должны иметь высоту не менее 1 м. Особое внимание уделяется ограж­

дению вращающихся частей. Если применяется

ременная передача,

ее конструкции рассчитывают на прочность. Размеры ограждения дол­

жны исключать возможность аварий и несчастных

случаев.

Контроль за работой дизеля осуществляется главным образом при

помощи контрольно-измерительных приборов непрерывного действия,

к которым относятся манометры на воздушных пусковых баллонах,

манометр для контроля за давлением масла в системе, термометр на

трубопроводе охлаждающей воды к дизелю, термометры для измере­

ния температуры отработавших газов в каждом цилиндре, термометры

для измерения температуры масла, та­

 

 

 

хометр для измерения числа оборотов.

 

 

 

Приборы

устанавливаются

так,

что­

 

 

 

бы было удобно ими

пользоваться. Поэ­

 

 

 

тому

все

 

чаще

применяют дистанцион­

 

 

 

ные приборы, состоящие из датчика-из­

 

 

 

мерителя,

помещаемого

в

точке измере­

 

 

 

ния, и указателя, вынесенного на общий

 

 

 

щит управления. 21-вагонный

поезд обо­

 

 

 

рудуется

 

полностью

дистанционными

 

 

 

приборами, так

как

управление дизеля­

 

 

 

ми и контроль

за их

работой

осущест­

 

 

 

вляются

с общего

пульта

управления.

 

 

 

Дистанционный

 

манометрический

 

 

 

термометр

для

измерения

температуры

 

 

 

воды и масла показан на рис. 209.

Дей­

 

 

 

ствие его основано

на

измерении давле­

 

 

 

ния пара при изменении температуры.

 

 

 

Термометр

состоит

из

металлического

 

 

 

баллончика/,

плоской спиральной труб­

 

 

 

ки 2

и

трубопровода

3.

Баллончик /,

I I J

Р и с 2 0 9

д и

наполненный

приблизительно

на

две

онный

термометр

 

229



трети кипящей при низкой температуре жидкостью (этил, метил-хло­ рид, эфир) и герметически закрытый, служит датчиком. Каждой тем­ пературе соответствует определенное давление насыщенных паров низкокипящей жидкости, которое передается в полость спиральной трубки (пружины). Так как один конец трубки неподвижен, то другой свободный конец отклоняется и через передаточный механизм переме­ щает стрелку по шкале, на которой нанесены деления в ° С.

Температура воды и масла измеряется ртутными термометрами, а отработавших газов — в большинстве случаев пирометрическими тер­ мометрами, состоящими из термопары и указателя температуры. Прин­ цип их действия основан на возникновении электродвижущей силы в спае разнородных проводников при нагревании. По напряжению электрического тока, возникающего в цепи термопары, судят о тем­ пературе нагрева. Термопары помещают в выпускных трубопроводах каждого цилиндра, а указатели температуры, представляющие собой милливольтметры со шкалой, градуированной в градусах, устанавли­ вают на контрольном щитке. Применение пирометрической установки позволяет осуществить дистанционный контроль за температурой от­ работавших газов.

Для контроля за частотой вращения коленчатого вала пользуются тахометрами. Тахометры бывают центробежного типа или электри­ ческие. Для дистанционного контроля более удобен электрический тахометр, состоящий из датчика и измерителя. Датчик представляет собой генератор, а измеритель—вольтметр. Возбуждаемая в датчике электродвижущая сила передается по проводу к измерителю, шкала которого градуирована в числах оборотов в минуту.

Применение дистанционных приборов непрерывного контроля позволяет при одновременной эксплуатации нескольких дизелей со­ средоточить все приборы контроля на специальном посту управления, вынесенном в отдельное помещение.

§ 87. Подготовка дизеля к пуску

Перед тем как запустить новый дизель, необходимо осмотреть его и проверить степень затяжки болтов и гаек крепления дизеля к раме, крепления крышек цилиндров, а также форсунок, топливных насосов, крышек люков, вспомогательных механизмов и приборов. Нужно открыть люки дизеля и тщательно проверить детали кривошипношатунцого механизма. Особенно важно убедиться в том, что все гайки шатунных болтов и шпилек коренных подшипников затянуты и за­ шплинтованы. Затем осматривают снаружи крышки цилиндров и при­ вод к клапанам, а также проверяют, не оставлено ли на крышках ци­ линдров каких-либо посторонних предметов.

После этого прокачивают масло через масляную систему дизеля ручным масляным насосом до тех пор, пока'манометр не покажет дав­ ление 1,5—2,0 кгс/см2. Во время прокачки надо поворачивать вруч­ ную коленчатый вал и внимательно следить через открытые люки, изо всех ли подшипников вытекает масло. Одновременно следует про-

230


верить, нет ли утечки воды через уплотнения цилиндровых втулок. Чтобы убедиться в том, что в камеру сжатия не попадает вода, колен­ чатый вал дизеля нужно повернуть на два — три оборота при открытых

декомпрессионных клапанах. Убедившись, что из

камеры

сжатия

всех цилиндров

выходит

сухой

воздух без

влаги,

клапаны

нужно

закрыть.

 

 

 

 

 

 

Подготовляя

дизель

к пуску,

необходимо

проверить правильность

регулировки основных рабочих узлов. Если это не было сделано рань­ ше, следует снять форсунки и опробовать их, прокачивая отдельным ручным насосом или насосом дизеля, проверить качество распыления топлива, а также затяжку пружины каждой форсунки. Если требует­ ся, то затянуть пружину форсунки в соответствии с заводской инструк­ цией. Далее необходимо проверить тепловые зазоры клапанов, момен­ ты их открытия и закрытия, угол опережения подачи топлива, момент начала открытия золотника воздухораспределителя. Если требуется, то установить клапаны по заводской диаграмме фаз газораспределения. Эту проверку делают в том случае, если не требуется нарушать завод­ ские пломбы. Затем надо убедиться в равномерности подачи топлива по цилиндрам и проверить, прекращается ли подача топлива, если ру­ коятка поста управления поставлена в положение «Стоп».

В случаях когда к пуску подготовляется законсервированный ди­ зель, его нужно расконсервировать в соответствии с заводской инструк­ цией.

Подготовка топливной системы заключается прежде всего в обес­ печении подвода топлива к насосу и форсункам. Убедившись в нали­ чии топлива в расходном баке, нужно открыть кран и заполнить топ­ ливом всю систему. При этом на топливных фильтрах должны быть открыты воздушные краны или пробки, чтобы вышел через них воздух. Краны закрывают после того, как из них будет вытекать топливо без пузырьков воздуха.

Кроме того, надо проверить, нет ли воды в топливе, для чего откры­ вают спускной кран бака. В топливе вода может появиться в резуль­ тате конденсации водяных паров, содержащихся в атмосферном воз­ духе. Воду следует спускать до тех пор, пока не начнет вытекать чи­ стое топливо.

На дизеле, оборудованном сдвоенным фильтром (4ДВ-224), для очистки и промывки фильтров без остановки дизеля трехходовой кран в корпусе фильтра нужно устанавливать так, чтобы топливо шло через один фильтр.

Если дизельная установка эксплуатировалась длительное время, например несколько месяцев, то подготовку ее нужно начинать с про­ верки расходного бака, разборки, очистки и промывки фильтров. Рас­ ходный бак желательно заполнять за сутки до пуска дизеля, чтобы топливо могло отстояться.

Подготовка масляной системы сводится к добавлению масла в картер до нормального уровня (по маслоуказателю) и осмотру фильтров.

Система охлаждения подготавливается так. Систему нужно за­ полнить водой при открытых спускных кранах, пока вода из них не

231


пойдет полной струей без пузырьков воздуха, после чего закрыть кра­ ны. Желательно пользоваться не холодной водой, а подогретой до тем­

пературы

в машинном отделении (10—12° С). Если же заправка

про­

изводится

холодной водой, то ее надо осуществить за несколько

часов

до пуска. Затем следует осмотреть насосы, проверить радиаторы

и от­

крыть краны на трубопроводах.

 

Подготовка воздушной пусковой системы сводится к проверке давления в пусковых баллонах, которое должно быть в пределах 15— 20 кгс/см2.

При запуске дизелей электростартером необходимо проверить сте­ пень заряженности аккумуляторов, правильность соединения проводов, состояние их изоляции.

Если дизель находится в эксплуатации и был остановлен на непро­ должительное время, то подготовительные операции перед пуском зна­ чительно упрощаются. В этом случае полагается осмотреть дизель сна­ ружи, проверить уровень масла в картере, прокачать масло ручным насосом, проверить уровень топлива в расходном баке, открыть топ­ ливные краны, установить вал дизеля в пусковое положение и прове­ рить давление воздуха в пусковых баллонах.

§ 88. Пробный пуск дизеля

Когда подготовка дизеля к пуску выполнена, производят пробный пуск. Дизель нужно пускать без нагрузки. При переходе дизеля на топливо во время пуска необходимо следить, чтобы частота вращения вала не выходила за пределы 30—40% номинальной. На этом режиме дизель должен работать 4—6 мин. Во время пробного пуска необходимо выявить ненормальные стуки и возможные заедания отдельных деталей.

После остановки нужно тщательно осмотреть дизель, проверить, насколько нагрелись замененные или отремонтированные узлы и де­ тали. Если обнаруживается стук или чрезмерный нагрев каких-либо узлов, их следует разобрать, осмотреть и устранить неисправности. После этого дизель вновь запускается на 5—10 лшн на том же режиме.

Если при повторном запуске дефектов не обнаруживается, то нужно время работы увеличить примерно до 15 мин, постепенно доводя ча­ стоту вращения вала до номинальной.

При возникновении постороннего шума или стука дизель надо не­ медленно остановить для выяснения причины и устранения дефектов, после чего операции запуска и проверки повторить.

В процессе работы дизеля с номинальной частотой вращения вала необходимо проверять действие системы охлаждения, внимательно следить за показанием всех контрольно-измерительных приборов, обращая особое внимание на показание масляного манометра, и по показаниям термометров судить о нормальной работе цилиндров.

Общая продолжительность работы дизеля на холостом ходу при проверке к эксплуатационной готовности, включая пополнение воз­ духом пусковых баллонов, должна составить 20—40 мин.

232