Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§89. Пуск дизеля 4ДВ-224 для эксплуатации

иуход за ним во время работы

Перед каждым пуском исправного дизеля необходимо:

проверить уровень масла в картере и выносном подшипнике, под­ вернуть все колпачковые масленки, а в случае необходимости попол­ нить их смазкой; клапаны, клапанные рычаги и толкатели смазать из ручной масленки; довести давление масла в магистрали ручным насо­ сом до 2 кгс/см2 и, медленно поворачивая вал дизеля за маховик, по­ вернуть несколько раз рычаг масляного фильтра;

проверить подачу топлива, поставив пусковой рычаг в положение «Работа»;

проверить наличие охлаждающей воды в радиаторе; открыть пусковые клапаны, поставить вал в пусковое положение,

закрыть пусковые клапаны. Пусковой рычаг поставить в положение «Остановка»;

открыть главный запорный вентиль на воздушном баллоне; открыть второй пусковой вентиль и запустить дизель, поставив

пусковой рычаг в положение «Пуск». При малых давлениях в воздуш­ ном баллоне открыть обратно-пусковые клапаны и, как только колен­ чатый вал разовьет достаточную частоту вращения, клапаны закрыть; когда дизель начнет давать вспышки, рычаг быстро перевести через положение «Остановка» в положение «Работа» с последующей установ­

кой рукоятки на малые обороты для прогрева дизеля; главный запорный и вспомогательный вентили закрыть и проверить

по манометру давление масла и циркуляцию воды.

После пуска нужно медленно повысить обороты вала до нормы, для чего пусковой рычаг переместить вновь в положение «Работа». На­ гружать дизель необходимо постепенно, после того как он прогрелся. После принятия дизелем нагрузки пополнить запас воздуха в пусковом баллоне.

Во время работы дизеля нужно следить за уровнем топлива в рас­ ходных баках, чтобы топливные насосы не засосали воздух. Температура выходящей из дизеля воды должна быть в пределах 70—85° С. Давление в системе смазки не должно падать ниже 1 кгс/см2. Особое внимание нужно обращать на температуру отработавших газов; она должна быть не более 500° С. Разность температур отработавших газов по цилинд­ рам не должна превышать 30° С. Через каждые 4 ч нужно смазывать впускные и выпускные клапаны, подвертывать на один-два оборота колпачковые масленки, а через каждые 8 ч смазывать толкатели и ры­ чаги коромысел.

Перед остановкой дизеля необходимо проверить давление в пуско­ вом баллоне и, если требуется, довести его до нормы, постепенно сни­ мать нагрузку с дизеля и дать ему поработать 5—6 мин вхолостую. Для остановки поставить пусковой рычаг в положение «Остановка» и открыть пусковые клапаны за четыре-пять оборотов до полной оста­ новки дизеля.

В случае длительной остановки дизеля (на пять-шесть суток) нуж­ но закрыть кран топливопровода. При кратковременных остановках

233


топливный кран не закрывают во избежание попадания воздуха в топ­ ливную систему.

Уход за системой смазки сводится к периодической проверке уровня масла в картере, своевременной дозаправке и смене его, а также спуску отстоя из фильтра. Уровень масла должен достигать верхней метки на щупе. В процессе работы можно допустить понижение его в пределах между верхней и нижней метками. Работа дизеля с уровнем масла ниже нижней метки на "щупе недопустима. После полной заправки дизеля свежим маслом нужно пустить дизель на 2—3 мин или прокачать масло ручным насосом. После слива масла каналы, маслопроводы и фильтр системы смазки остаются незаполненными, поэтому надо проверить уровень масла и долить до нормы.

С увеличением времени [работы дизеля смазочные свойства масла ухудшаются, так как оно^ загрязняется металлическими частицами, пылью, нагаром и сажей. Под влиянием тепла и окисления масло теряет смазочные качества («стареет»). У дизелей «старение» масла по указан­ ным причинам сопровождается повышением вязкости и изменением цвета (потемнение). Периодичность замены масла в картере следует соблюдать точно в соответствии с инструкцией: первую замену у нового дизеля или после капитального ремонта выполнять через 100 ч, вторую— через 200 ч, а последующие — после каждых 400 ч работы дизеля. За­ менять масло нужно тотчас же после остановки дизеля, когда оно еще

не успело остыть, чем обеспечивается его удаление из всех

каналов

системы вместе со взвешенными частицами. Одновременно

со

сливом

масла из картера следует произвести выпуск остатков его из

фильтра

и масляного радиатора.

 

 

Перед заправкой картера свежим маслом нужно тщательно промыть

масляную систему дизельным топливом. Следует помнить,

что эффек­

тивность замены масла зависит в большой степени от того, насколько хорошо будут удалены из системы все загрязняющие частицы. На рис. 210 приведены графики изменения свойств дизельного масла в за­

висимости от способов ухода за

системой смазки

перед сменой масла.

 

 

 

оЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

Рис.

210.

Графики

со­

 

 

 

 

держания

механиче­

 

 

 

 

 

ских

примесей в зави­

 

 

 

 

 

симости

от

способа

 

 

 

 

 

ухода

 

за

системой

 

 

 

 

 

смазки

перед заправ­

 

 

 

 

1

кой

свежим

маслом:

 

 

 

 

 

/ — масло залито после

 

 

 

 

 

промывки

картера

ди­

о

 

 

 

 

зельным

 

топливом;

про­

 

 

 

 

масло

залито

после

 

 

 

 

 

мывки

дизельным

мас­

0 10 20 30 W

50 ВО 70

80

90 100 110 120 ПО

Ы

2 —

лом;

3

— масло залито

Время

работы

масла

в картере дизеля,

ч

 

без

промывки

 

234


Как видно, лучше сохраняет смазочные качества масло, залитое в ди­ зель после промывки системы дизельным топливом.

Правила промывки системы смазки дизельным топливом такие. По окончании работы необходимо выпустить масло из картера, масля­ ного фильтра и масляного радиатора, после чего снять фильтр, очи­ стить и установить его на место, а также завернуть все спускные проб­ ки. Заправить картер дизеля чистым дизельным топливом, пустить дизель и дать ему проработать на средних оборотах 2—3 мин. Во время работы дизеля нужно следить за показанием масляного манометра. Давление в системе смазки не должно падать ниже 0,2 кгс/см2. После этого следует остановить дизель и выпустить топливо из картера, мас­ ляного фильтра, масляного радиатора, заправить дизель чистым маслом и пустить его на 2—3 мин; после остановки дозаправить до нормы.

Для смазки дизеля надо применять масло только тех марок (сор­ тов) и с теми характеристиками, которые указаны заводом-постав­ щиком, а при отсутствии таких указаний — в соответствии с типом ди­ зеля, его параметрами и техническим состоянием.

Клапанно-распределительный механизм требует ухода. В процессе эксплуатации тепловой зазор между стержнем клапана и коромыслом нарушается, в результате чего дизель начинает работать с перебоями, терять мощность. Поэтому надо периодически проверять и регулировать зазоры клапанов. Для проверки нужно провернуть коленчатый вал рукояткой так, чтобы установить поршень первого цилиндра в поло­ жение конца хода сжатия. При этом положении обе штанги толкате­ лей первого цилиндра должны находиться в крайнем нижнем поло­ жении, а штанга впускного клапана четвертого цилиндра — на подъеме вверх. Затем следует проверить щупом зазор между стержнями кла­ панов и коромыслами первого цилиндра. На холодном дизеле этот за­

зор у впускного и выпускного клапанов должен быть 0,4 мм.

Если зазор

будет

больше

или

меньше,

следует

отпустить

гайку

и,

отвинчивая

или завинчивая

регулировочный

винт,

установить между

коромы­

слом

и

стаканом

клапана

необходимый

зазор.

После

этого

нужно

затянуть

гайку

регулировочного

винта

и

вторично

проверить

за­

зор между коромыслом и стаканом клапана. Зазоры

клапанов

для

остальных цилиндров регулируются так же. После

регулировки

зазоров

клапанов

первого

цилиндра

необходимо проворачивать

по­

следовательно

коленчатый

вал

на

180°

и

регулировать

зазоры

сначала в третьем цилиндре, затем в четвертом и втором. После регу­

лировки

зазоров всех клапанов следует, повертывая коленчатый вал

в том же

направлении, проверить все зазоры и затяжку гаек винтов.

§90. Пуск дизеля 4НВД-21 для эксплуатации

иуход за ним во время работы

Установка коленчатого вала в пусковое положение производится следующим образом: если дизель оборудован пусковым устройством на четыре цилиндра, следует вал установить так, чтобы метка на махо­ вике с индексом «А» совпадала с меткой на кожухе маховика, а если

235


дизель оборудован пусковым устройством на два цилиндра, то, кроме совпадения меток на маховике и кожухе маховика, должно быть совпа­ дение меток на приводе и кожухе соединительной муфты топливного насоса.

Запуск дизеля 4НВД-21 и уход за ним во время работы по сущест­ ву такие же, как для дизеля 4ДВ-224. Но у дизеля 4ДВ-224, как это описывалось ранее, рычаг управления одновременно связан с общей тягой регулирования подачи топлива топливными насосами и воздуха в цилиндры, так что при переводе рычага управления в положение «Пуск» открывается кран доступа воздуха к воздушным золотникам по цилиндрам и одновременно ограничивается до 50% подача топлива. После того как коленчатый вал получил достаточное количество обо­ ротов, рычаг управления переводится в положение «Работа», при этом закрывается воздух, в цилиндры подается топливо и дизель за счет инер­ ции маховика дает первые вспышки и начинает работать.

У дизеля 4НВД-21 при пуске приходится работать двумя рычагами: подачи топлива (на топливном насосе) и пусда воздуха к воздухорас­ пределителю. Запуск его осуществляется так. После подготовки дизеля

к

пуску

рычаг топливного насоса переводится в положение «Пуск»,

а

затем

подается воздух к воздухораспределителю. Коленчатый вал

дизеля начинает вращаться. При достижении им достаточных оборотов

закрывается

воздух, а

рычаг регулятора числа оборотов переводится

в положение

«Работа».

Прогрев дизеля после запуска производится

на пониженном числе оборотов. Контроль за работой дизеля осуществ­ ляется так же, как для дизеля 4ДВ-224.

При пониженных температурах помещения машинного отделения (ниже 5° С) запуск дизеля производится с применением специальных запальных патронов, облегчающих эту операцию. Запальные патроны представляют собой рулончики бумаги, пропитанной специальным со­ ставом. Такой зажженный патрон может тлеть в течение 2—3 мин. Запуск с запальными патронами производится следующим образом. Из каждого цилиндра вывертывают запальные патроны, в каждый патрон вставляют запальный рулон и зажигают, затем патроны быстро ввертывают в цилиндры, фиксируют и производят запуск дизеля.

Детали клапанно-распределительного механизма, расположенные на головке цилиндров дизеля 4НВД-21, смазываются от насоса под дав­ лением, поэтому ручной смазки, как у дизеля 4ДВ-224, не требуется.

§91. Пуск дизеля ЕМ4-15 для эксплуатации

иуход за ним во время работы

Перед пуском дизеля ЕМ4-15 нужно проверить уровень воды в си­ стеме охлаждения и масла в картере, а также наличие топлива в баке. Затем открыть кран и прокачать топливо через топливную систему ручным насосом. Для прокачки топливной системы следует отвернуть влево головку ручного насоса, вывернуть на два-три оборота винт 5 (рис. 211) топливного фильтра и болты 4 топливного насоса. После это-

236


го следует прокачивать топливо ручным насосом, как показано стрелкой 3, до тех пор, пока оно не будет выходить через отвернутые болты 4 и винт 5 ровной струей без воздушных пузырьков. Затем нужно после­ довательно завернуть вначале винт 5 на фильтре, а потом болты 4 на топливном насосе.

Ручной насос следует нажимать вниз и завертывать, поворачивая его головку 1 вправо до упора. Далее следует прокачать топливо через систему высокого давления, для чего нужно отвернуть крышку топ­ ливного насоса и специальным рычагом 2 привести в действие плун­ жеры. Прокачивать следует до тех пор, пока форсунки не начнут впры­ скивать топливо.

После проверки системы охлаждения, смазки и топливной системы нужно убедиться, что на дизеле нет посторонних предметов, и присту­ пить к пуску. Для этого подключают батареи на 0,5—1 мин к свечам накаливания, если наружная температура воздуха ниже 15° С, а затем пускают стартер. Рычаг ручной регулировки топлива перед пуском нужно установить в среднее положение по сектору. Вращать вал ди­ зеля стартером можно не более 15—20 сек. Если после двух—трех попы­ ток он не завелся, нужно вторично проверить топливную систему ука­ занным порядком. Употреблять для пуска легкие сорта топлива (бен­ зин, лигроин, эфир) не рекомендуется, так как это может привести к повреждению дизеля.

 

Как

только дизель завелся, ему нужно дать прогреться на средних

оборотах без нагрузки, а за­

 

 

тем, доведя обороты до нор­

 

 

мы,

постепенно нагрузить.

 

 

 

Тепловой зазор клапан-

 

 

но-распределительного

ме­

 

 

ханизма

 

регулируется.

У

 

 

холодного

дизеля

ЕМ4-15

 

 

он должен

быть у выпуск­

 

 

ного клапана

0,4

 

мм,

у

 

 

впускного

0,3

мм.

Регули­

 

 

ровка

тепловых

зазоров

 

 

клапанов дизеля ЕМ4-15

 

 

показана на рис. 212. При

 

 

регулировке

клапанов

не­

 

 

обходимо

снять

крышки

 

 

головок

цилиндров

и про­

 

 

изводить

работу

в

такой

 

 

же

последовательности,

 

 

как у дизелей 4ДВ-224 и

 

 

4НВД-21.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уход

во

время

работы

 

 

за

дизелем,

за

системой

 

 

смазки,

а также

 

регули­

 

 

ровка

топливной

 

аппара­

 

 

туры такие же, как для ди-

Рис. 211. Выпуск воздуха

из топливной

зелей 4ДВ-224 и 4НВД-21.

системы дизеля

ЕМ4-15

237