Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 212. Регулировка тепловых зазоров клапанов дизеля ЕМ4-15

Дизель 6НВД-21 в пусковое положение не устанавливается; его запуск производится с любого положения коленчатого вала. Подача воздуха и управление рычагами пуска осуществляются, как в дизеле 4НВД-21.

Перед запуском дизеля К-461 следует проверить уровень масла в кар­ тере центробежного регулятора и в ванне подшипника турбонаддува по масломерным стеклам.

При нажатии кнопки свечей накаливания включается шестерен­ ный насос прокачки масла. В остальном запуск и регулировка ча­ стоты вращения вала дизеля К-461 выполняются так же, как для дизеля ЕМ4-15.

§ 92. Остановка дизеля

Последовательность операций при остановке примерно одинаковая для всех дизелей. Перед остановкой необходимо проверить давление пускового воздуха в воздушных баллонах (для дизелей 4ДВ-224 и 4НВД-21) и, если требуется, дозарядить их. Дизель следует останав­ ливать постепенно: сначала снять нагрузку и, работая несколько ми­ нут на холостом ходу, постепенно снизить обороты. При мгновенной остановке резко прекращается циркуляция воды через радиатор, ди­ зель перегревается, отчего могут выйти из строя резиновые уплотне­ ния цилиндровых втулок.

Для остановки дизеля нужно выключить подачу топлива рукоят­ кой управления. Пользоваться для этой цели запорным краном, рас­ положенным на топливопроводе от расходного бака, не рекомендуется,

238

так как может произойти подсос воздуха в топливную систему, что за­ труднит последующий пуск дизеля. Поэтому запорный кран следует закрыть после остановки.

В холодное время года, если дизель останавливается на длительное время, а вагон-дизель-электростанция не будет отапливаться, нужно полностью спустить:

воду из системы охлаждения, чтобы избежать образования трещин в стенках водяной рубашки дизеля и в трубопроводах при замерзании воды;

масло сразу же после остановки дизеля, пока оно еще горячее и не очень вязкое. Если этого не сделать, масло может застыть и последую­ щий пуск дизеля будет затруднен.

После слива воды нужно несколько раз медленно вручную повер­ нуть коленчатый вал для полного удаления воды из водяной рубашки и насоса, а также масла и продуктов сгорания из цилиндров, что спо­ собствует уменьшению коррозии стенок цилиндров.

У дизелей 4НВД-21 и ЕМ4-15 перед поворачиванием коленчатого вала надо вывернуть запальные свечи, а у дизеля 4ДВ-224 открыть обратно-пусковые клапаны.

§93. Автоматика контроля за работой дизелей

Впроцессе работы дизеля необходимо непрерывно контроли­ ровать:

тепловое состояние дизелей всех типов, о котором судят главным образом по температуре воды и масла: температура выходящей воды

поддерживается в

пределах 75—80° С, выходящего

масла — 60—•

70° С;

 

 

кгс/см2;

давление масла,

которое должно быть в пределах

2—4

давление воздуха в пусковых баллонах в пределах 30

кгс/см2;

режим работы дизелей частотомерами;

 

 

равномерность работы цилиндров, главным образом термометрами выхлопа;

установленную для данного дизеля мощность; нагрузку на дизель, равномерность распределения мощности по

цилиндрам, равномерность подачи топлива по углу опережения его подачи;

показания контрольно-измерительных приборов. К приборам системы автоматики относятся:

регулятор числа оборотов, автоматически управляющий и контро­ лирующий частоту вращения коленчатого вала дизеля. Регулятор числа оборотов вала дизеля К-461 более совершенный по сравнению с регуляторами дизелей 4ДВ-224 и ЕМ4-15; он всережимный, не допу­ скает увеличения частоты вращения вала сверх установленного пре­ дела, обеспечивает степень равномерности работы, поддерживает лю­ бой заданный скоростной режим;

термостаты и терморегуляторы, автоматически поддерживающие температуру воды и масла на заданном уровне;

239



 

 

 

 

 

 

аварийно-предупредительная

 

сигнализация.

 

 

 

 

 

Система

аварийной

защиты,

помимо

приборов

 

 

 

 

 

сигнализации,

имеет

исполнительный

орган,

 

 

 

 

 

автоматически

останавливающий

дизель

при

 

 

 

 

 

наступлении

аварийного

 

режима

или

автомати­

 

 

 

 

 

чески переключающий дизель на нормальный

 

 

 

 

 

режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система

предупредительной

 

сигнализации

 

 

 

 

 

проще, чем система аварийной защиты,

но

она

 

 

 

 

 

не

освобождает

механика вагона-дизель-элект-

 

 

 

 

 

ростаиции от

контроля

 

за

 

работой

дизелей.

 

 

 

 

 

Большинство аварийно-предупредительных уст­

 

 

 

 

 

ройств начинает действовать при повышении

 

 

 

 

 

температуры

охлаждающей

воды

или при паде­

 

 

 

 

 

нии давления масла в магистрали. Существуют

 

 

 

 

 

устройства,

предназначенные для

сигнализации

 

 

 

 

 

о

чрезмерном

снижении

уровня

воды,

масла

 

 

 

 

 

и топлива. Они

состоят

 

из

первичных

прибо­

Рис.

213.

Схема

ров или датчиков и приборов

непосредственной

реле

давления:

сигнализации — световой

и

звуковой.

 

 

 

1 — мембрана; 2 пру­

 

Первичные приборы большей частью электри­

жина;

3 — шток; 4

и 6-

 

неподвижные

контакты;

ческие,

хотя

могут

быть

и

иные,

например

5 — подвижной

контакт

пневматические. Электрические

 

первичные

уст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ройства

конструктивно

проще,

компактнее,

не

ограничивают

возможностей

дистанционной

 

сигнализации,

позво­

ляют дублировать сигналы и производить усиление

сигнализацион­

ных

импульсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К первичным приборам относятся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реле давления,

которое замыкает

контакты 4 (рис. 213),

5 и 6

при

падении давления в масляной

системе дизеля. При этом срабатывает

включенный в цепь звуковой

сигнал, прекращается подача топлива

и дизель останавливается;

 

температурное реле с биметаллическими чувствительными элемен­

тами, состоящее из двух спаянных между собой пластинок /

(рис. 214)

и 2. Пластинка 2 имеет значительно больший коэффициент

линейного

Рис. 214. Схема температурного

Рис. 215. Схема автомата поплавко-

реле

вого типа для контроля уровня

 

масла

240


Рис. 216.

Термоэлемент,

предупреждаю­

Рис. 217. Струйное реле для ав­

щий перегрев

цилиндра:

 

томатической

остановки

дизеля:

/ — корпус

термоэлемента;

2 — болт

крепле­

а

продольный

разрез; б

 

схема;

ния; 3 — прокладка;

4 — верхняя

крышка;

1

— цилиндр;

2

— пружина; 3— пор­

5 — электроконтакт; 6 — регулировочная гай­

шень; 4 — стержень;

 

— корпус

реле;

ка; 7 — текстолитовая

втулка;

8 — днище;

6

— контакты

сигнализации;

 

— кон­

9 — биметаллическая

пластинка;

10 — втулка

такты

остановки;

8

— реле

времени;

 

цилиндра

 

 

 

5

стержень;

 

 

 

 

 

 

 

9

пружина;

10

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опора

стержня

 

 

 

расширения, чем пластинка 1, поэтому, нагреваясь, биметаллический элемент изгибается. При достижении определенной температуры по­ движной контакт 3 соприкасается с неподвижным контактом 4 и замы­ кает цепь сигнала;

автомат поплавкового типа с угловым качанием рычага / (рис. 215) для контроля уровня масла 2. Он включает звуковой сигнал при дости­ жении наивысшего уровня масла или замыкает цепь электропривода насоса при наинизшем уровне.

Выбор типа звукового сигнального устройства зависит от окружаю­ щих шумовых условий. На поездах и секциях с машинным охлажде­ нием применяются звуковые электрические сигналы мембранного типа (автомобильные).

На рис. 216 показана конструкция биметаллического термоэлемен­ та, предупреждающего перегрев цилиндровых втулок. Термоэлемент, установленный на втулке, представляет собой металлическую коробку, к днищу которой прикреплена биметаллическая пластинка 9. При оп­ ределенной температуре контакты термоэлемента замыкаются, и вклю­ ченная последовательно в его цепь лампа загорается. Механик видит, какой из цилиндров перегружен, и принимает необходимые меры.

Простейшее устройство автоматической защиты, т. е. автоматиче­ ской остановки дизеля, показано на рис. 217. В маслопровод дизеля устанавливается так называемое струйное реле. В цилиндре / на стерж­ не 4 закреплен поршень 3, который при прохождении струи масла по направлению стрелки перемещается, сжимает пружину 2 и открывает свободный проход маслу. При прекращении струи поршень со стерж­ нем под действием пружины возвращается в исходное положение. При этом свободный конец стержня через систему рычагов переключает две пары контактов, расположенных в корпусе реле 5. Одна пара кон­ тактов замыкается и включает сигнализацию, а другая размыкается

241


и приводит в действие устройство для остановки дизеля. Если в цепь этого устройства включено реле времени, остановка произойдет через такой промежуток времени, на который оно отрегулировано.

Остановка дизеля производится путем прекращения подачи топ­ лива форсунками.

К устройствам автоматической защиты, которые не останавливают дизель при угрозе аварии, а производят необходимые операции по вос­ становлению нормального режима, относятся устройства, автомати­ чески увеличивающие подачу масла к подшипникам при повышенном нагреве, или подобные устройства в системе водяного охлаждения.

Г л а в а X I I I

НЕИСПРАВНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ

§94. Неисправности дизелей

и способы их устранения

При эксплуатации дизелей возникают различные неполадки и не­ исправности, которые нарушают нормальную работу и требуют немед­ ленного устранения. Неполадки чаще всего происходят из-за несоблю­ дения правил эксплуатации, изложенных в заводской инструкции, в ча­ стности указаний о подготовке и порядке пуска. Причиной неполадок может быть также недоброкачественный ремонт и неправильное регу­ лирование отдельных механизмов дизеля.

Наиболее часто встречающиеся неисправности дизелей 4ДВ-224, К-461, 6НВД-21, 4НВД-21 и ЕМ4-15, причины их появления и способы устранения приведены в табл. 3.

Во время работы механик обязан следить за дизелем и прислуши­ ваться к ритму работы. При появлении посторонних шумов и стуков необходимо прослушать дизель с помощью приборов, например стето­ скопа. Недопустимыми считаются стуки, обусловленные неисправ­ ным состоянием или неправильной регулировкой узлов и деталей дизеля.

Кроме указанных в табл. 3 неисправностей, при запуске и эксплу­ атации дизелей могут появиться и другие менее характерные непо­ ладки.

В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в не­ медленной остановке дизеля. Если, например, вышла из строя какаянибудь деталь, прекратилась подача масла, отказал регулятор, надо немедленно прекратить подачу топлива в цилиндры, передвинув рейку

топливных насосов в положение

полного выключения подачи. При за­

едании рейки или ее поломке

следует сразу закрыть топливный

кран бака.

 

242