Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Рис. 212. Регулировка тепловых зазоров клапанов дизеля ЕМ4-15
Дизель 6НВД-21 в пусковое положение не устанавливается; его запуск производится с любого положения коленчатого вала. Подача воздуха и управление рычагами пуска осуществляются, как в дизеле 4НВД-21.
Перед запуском дизеля К-461 следует проверить уровень масла в кар тере центробежного регулятора и в ванне подшипника турбонаддува по масломерным стеклам.
При нажатии кнопки свечей накаливания включается шестерен ный насос прокачки масла. В остальном запуск и регулировка ча стоты вращения вала дизеля К-461 выполняются так же, как для дизеля ЕМ4-15.
§ 92. Остановка дизеля
Последовательность операций при остановке примерно одинаковая для всех дизелей. Перед остановкой необходимо проверить давление пускового воздуха в воздушных баллонах (для дизелей 4ДВ-224 и 4НВД-21) и, если требуется, дозарядить их. Дизель следует останав ливать постепенно: сначала снять нагрузку и, работая несколько ми нут на холостом ходу, постепенно снизить обороты. При мгновенной остановке резко прекращается циркуляция воды через радиатор, ди зель перегревается, отчего могут выйти из строя резиновые уплотне ния цилиндровых втулок.
Для остановки дизеля нужно выключить подачу топлива рукоят кой управления. Пользоваться для этой цели запорным краном, рас положенным на топливопроводе от расходного бака, не рекомендуется,
238
так как может произойти подсос воздуха в топливную систему, что за труднит последующий пуск дизеля. Поэтому запорный кран следует закрыть после остановки.
В холодное время года, если дизель останавливается на длительное время, а вагон-дизель-электростанция не будет отапливаться, нужно полностью спустить:
воду из системы охлаждения, чтобы избежать образования трещин в стенках водяной рубашки дизеля и в трубопроводах при замерзании воды;
масло сразу же после остановки дизеля, пока оно еще горячее и не очень вязкое. Если этого не сделать, масло может застыть и последую щий пуск дизеля будет затруднен.
После слива воды нужно несколько раз медленно вручную повер нуть коленчатый вал для полного удаления воды из водяной рубашки и насоса, а также масла и продуктов сгорания из цилиндров, что спо собствует уменьшению коррозии стенок цилиндров.
У дизелей 4НВД-21 и ЕМ4-15 перед поворачиванием коленчатого вала надо вывернуть запальные свечи, а у дизеля 4ДВ-224 открыть обратно-пусковые клапаны.
§93. Автоматика контроля за работой дизелей
Впроцессе работы дизеля необходимо непрерывно контроли ровать:
тепловое состояние дизелей всех типов, о котором судят главным образом по температуре воды и масла: температура выходящей воды
поддерживается в |
пределах 75—80° С, выходящего |
масла — 60—• |
|
70° С; |
|
|
кгс/см2; |
давление масла, |
которое должно быть в пределах |
2—4 |
|
давление воздуха в пусковых баллонах в пределах 30 |
кгс/см2; |
||
режим работы дизелей частотомерами; |
|
|
равномерность работы цилиндров, главным образом термометрами выхлопа;
установленную для данного дизеля мощность; нагрузку на дизель, равномерность распределения мощности по
цилиндрам, равномерность подачи топлива по углу опережения его подачи;
показания контрольно-измерительных приборов. К приборам системы автоматики относятся:
регулятор числа оборотов, автоматически управляющий и контро лирующий частоту вращения коленчатого вала дизеля. Регулятор числа оборотов вала дизеля К-461 более совершенный по сравнению с регуляторами дизелей 4ДВ-224 и ЕМ4-15; он всережимный, не допу скает увеличения частоты вращения вала сверх установленного пре дела, обеспечивает степень равномерности работы, поддерживает лю бой заданный скоростной режим;
термостаты и терморегуляторы, автоматически поддерживающие температуру воды и масла на заданном уровне;
239
|
|
|
|
|
|
аварийно-предупредительная |
|
сигнализация. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
Система |
аварийной |
защиты, |
помимо |
приборов |
||||||||||
|
|
|
|
|
сигнализации, |
имеет |
исполнительный |
орган, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
автоматически |
останавливающий |
дизель |
при |
|||||||||||
|
|
|
|
|
наступлении |
аварийного |
|
режима |
или |
автомати |
|||||||||
|
|
|
|
|
чески переключающий дизель на нормальный |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
режим. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система |
предупредительной |
|
сигнализации |
||||||||||
|
|
|
|
|
проще, чем система аварийной защиты, |
но |
она |
||||||||||||
|
|
|
|
|
не |
освобождает |
механика вагона-дизель-элект- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ростаиции от |
контроля |
|
за |
|
работой |
дизелей. |
||||||||
|
|
|
|
|
Большинство аварийно-предупредительных уст |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
ройств начинает действовать при повышении |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
температуры |
охлаждающей |
воды |
или при паде |
|||||||||||
|
|
|
|
|
нии давления масла в магистрали. Существуют |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
устройства, |
предназначенные для |
сигнализации |
||||||||||||
|
|
|
|
|
о |
чрезмерном |
снижении |
уровня |
воды, |
масла |
|||||||||
|
|
|
|
|
и топлива. Они |
состоят |
|
из |
первичных |
прибо |
|||||||||
Рис. |
213. |
Схема |
ров или датчиков и приборов |
непосредственной |
|||||||||||||||
реле |
давления: |
сигнализации — световой |
и |
звуковой. |
|
|
|
||||||||||||
1 — мембрана; 2 — пру |
|
Первичные приборы большей частью электри |
|||||||||||||||||
жина; |
3 — шток; 4 |
и 6- |
|
||||||||||||||||
неподвижные |
контакты; |
ческие, |
хотя |
могут |
быть |
и |
иные, |
например |
|||||||||||
5 — подвижной |
контакт |
пневматические. Электрические |
|
первичные |
уст |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
ройства |
конструктивно |
проще, |
компактнее, |
не |
||||||||||
ограничивают |
возможностей |
дистанционной |
|
сигнализации, |
позво |
||||||||||||||
ляют дублировать сигналы и производить усиление |
сигнализацион |
||||||||||||||||||
ных |
импульсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
К первичным приборам относятся: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
реле давления, |
которое замыкает |
контакты 4 (рис. 213), |
5 и 6 |
при |
падении давления в масляной |
системе дизеля. При этом срабатывает |
включенный в цепь звуковой |
сигнал, прекращается подача топлива |
и дизель останавливается; |
|
температурное реле с биметаллическими чувствительными элемен
тами, состоящее из двух спаянных между собой пластинок / |
(рис. 214) |
и 2. Пластинка 2 имеет значительно больший коэффициент |
линейного |
Рис. 214. Схема температурного |
Рис. 215. Схема автомата поплавко- |
реле |
вого типа для контроля уровня |
|
масла |
240
Рис. 216. |
Термоэлемент, |
предупреждаю |
Рис. 217. Струйное реле для ав |
|||||||||||||
щий перегрев |
цилиндра: |
|
томатической |
остановки |
дизеля: |
|||||||||||
/ — корпус |
термоэлемента; |
2 — болт |
крепле |
а |
— продольный |
разрез; б |
— |
|
схема; |
|||||||
ния; 3 — прокладка; |
4 — верхняя |
крышка; |
1 |
— цилиндр; |
2 |
— пружина; 3— пор |
||||||||||
5 — электроконтакт; 6 — регулировочная гай |
шень; 4 — стержень; |
|
— корпус |
реле; |
||||||||||||
ка; 7 — текстолитовая |
втулка; |
8 — днище; |
6 |
— контакты |
сигнализации; |
|
— кон |
|||||||||
9 — биметаллическая |
пластинка; |
10 — втулка |
такты |
остановки; |
8 |
— реле |
времени; |
|||||||||
|
цилиндра |
|
|
|
5 |
стержень; |
— |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
9 |
— |
пружина; |
10 — |
|
7 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опора |
стержня |
|
|
|
расширения, чем пластинка 1, поэтому, нагреваясь, биметаллический элемент изгибается. При достижении определенной температуры по движной контакт 3 соприкасается с неподвижным контактом 4 и замы кает цепь сигнала;
автомат поплавкового типа с угловым качанием рычага / (рис. 215) для контроля уровня масла 2. Он включает звуковой сигнал при дости жении наивысшего уровня масла или замыкает цепь электропривода насоса при наинизшем уровне.
Выбор типа звукового сигнального устройства зависит от окружаю щих шумовых условий. На поездах и секциях с машинным охлажде нием применяются звуковые электрические сигналы мембранного типа (автомобильные).
На рис. 216 показана конструкция биметаллического термоэлемен та, предупреждающего перегрев цилиндровых втулок. Термоэлемент, установленный на втулке, представляет собой металлическую коробку, к днищу которой прикреплена биметаллическая пластинка 9. При оп ределенной температуре контакты термоэлемента замыкаются, и вклю ченная последовательно в его цепь лампа загорается. Механик видит, какой из цилиндров перегружен, и принимает необходимые меры.
Простейшее устройство автоматической защиты, т. е. автоматиче ской остановки дизеля, показано на рис. 217. В маслопровод дизеля устанавливается так называемое струйное реле. В цилиндре / на стерж не 4 закреплен поршень 3, который при прохождении струи масла по направлению стрелки перемещается, сжимает пружину 2 и открывает свободный проход маслу. При прекращении струи поршень со стерж нем под действием пружины возвращается в исходное положение. При этом свободный конец стержня через систему рычагов переключает две пары контактов, расположенных в корпусе реле 5. Одна пара кон тактов замыкается и включает сигнализацию, а другая размыкается
241
и приводит в действие устройство для остановки дизеля. Если в цепь этого устройства включено реле времени, остановка произойдет через такой промежуток времени, на который оно отрегулировано.
Остановка дизеля производится путем прекращения подачи топ лива форсунками.
К устройствам автоматической защиты, которые не останавливают дизель при угрозе аварии, а производят необходимые операции по вос становлению нормального режима, относятся устройства, автомати чески увеличивающие подачу масла к подшипникам при повышенном нагреве, или подобные устройства в системе водяного охлаждения.
Г л а в а X I I I
НЕИСПРАВНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ
§94. Неисправности дизелей
и способы их устранения
При эксплуатации дизелей возникают различные неполадки и не исправности, которые нарушают нормальную работу и требуют немед ленного устранения. Неполадки чаще всего происходят из-за несоблю дения правил эксплуатации, изложенных в заводской инструкции, в ча стности указаний о подготовке и порядке пуска. Причиной неполадок может быть также недоброкачественный ремонт и неправильное регу лирование отдельных механизмов дизеля.
Наиболее часто встречающиеся неисправности дизелей 4ДВ-224, К-461, 6НВД-21, 4НВД-21 и ЕМ4-15, причины их появления и способы устранения приведены в табл. 3.
Во время работы механик обязан следить за дизелем и прислуши ваться к ритму работы. При появлении посторонних шумов и стуков необходимо прослушать дизель с помощью приборов, например стето скопа. Недопустимыми считаются стуки, обусловленные неисправ ным состоянием или неправильной регулировкой узлов и деталей дизеля.
Кроме указанных в табл. 3 неисправностей, при запуске и эксплу атации дизелей могут появиться и другие менее характерные непо ладки.
В процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в не медленной остановке дизеля. Если, например, вышла из строя какаянибудь деталь, прекратилась подача масла, отказал регулятор, надо немедленно прекратить подачу топлива в цилиндры, передвинув рейку
топливных насосов в положение |
полного выключения подачи. При за |
едании рейки или ее поломке |
следует сразу закрыть топливный |
кран бака. |
|
242