Файл: Каландадзе В.А. Колебания вагонов подвесных канатных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
а) |
на надежность системы влияют только случайные от |
||
казы элементов, |
без учета уменьшения стабильности и дру |
||
гих качественных |
показателей; |
|
|
б) |
отказ одних элементов не влияет |
на (работоспособ |
|
ность |
других, т. е. отказ элементов событие |
независимое; |
в) интенсивность отказов элементов не зависит от вре мени, т. е. в течение срока службы у элементов, входящих в прибор, старение не наблюдается.
Под отказом гасителя понимается полная утрата рабо тоспособности, вызванная выходом из строя элементов сис темы.
Такой подход хорошо согласуется с практикой эксплуа тации электрических її электронных элементов 'изделий, ин тенсивность отказов которых в течение всего времени эк сплуатации практически не меняется.
Для решения надежности механических элементов кон струкции существуют более сложные .расчетные зависимости, основным недостатком которых является отсутствие коли чественных значений коэффиицентов, входящих в расчетные формулы. Однако, если учесть, что за время непрерывной эксплуатации гасителя, не превышающее 16 часов износ ме ханических элементов практически неощутим, то в первом приближении параметр интенсивности механических элемен тов А, можно принять постоянным. Это означает, что учету подлежат только внезапные отказы механических элементов, которые также носят случайный характер [16, 55].
Для предупреждения |
износа механических |
деталей |
га |
||
сителя после каждых 16 часов его работы |
(что |
соответствует |
|||
чистому времени |
работы |
его примерно в течение 2 суток |
при |
||
2 сменной работе |
дороги) |
следует предусмотреть проведение |
|||
профилактических |
работ. |
|
|
|
|
Таким образом, основные показатели надежности — ве |
|||||
роятность безотказной работы и среднее время |
безотказной |
||||
работы — определяются |
по следующим |
формулам: |
|
||
P(t) = Px(t) • Р2 (0.. .Pn(t) = 1 П Л Pit), |
|
(6.7) |
|||
|
P(t)=e~~Kitl, |
|
|
(6.8) |
|
|
|
п |
|
|
|
где N—число элементов в системе;
P[{t) —вероятность безотказной работы £-го элемента; е—основание натуральных логарифмов;
Xf—интенсивность |
отказов і—элемента; |
t{—время работы |
i-ro элемента; |
ТСр—среднее время |
безотказной работы системы. |
Так как рассматриваемая система состоит из лоследовательно соединенных электрических и механичеоких элемен тов, то расчет надежности удобно вести отдельно для ука
занных |
частей |
гасителя. |
|
|
|
|
Тогда общая |
надежность |
системы определится, как |
||||
|
|
|
|
|
|
(6.10) |
Электрическую |
часть |
гасителя поперечных |
колебаний |
|||
вагона |
можно |
подразделить на: |
|
|||
1) |
двигатель |
— 1 |
ш т ; |
|
||
2) |
резисторы |
|
— 2 |
шт; |
|
|
3) |
контакты |
|
— 2 |
шт,; |
|
|
4) |
диоды |
|
|
— 2 |
шт ; |
|
5) |
кнопки |
, |
|
— 4 |
ш т ; |
|
6) |
провод |
|
|
— 15 |
м.; |
|
7) |
пайки контактов |
— 24 |
шт. |
|
||
Интенсивности |
отказов элементов, входящих |
в электри |
ческую часть гасителя, для нормальных условий эксплуата ции и номинальных режимных нагрузках соответственно рав ны {461:
Х 0 Д В =3,3 - 10 - 5 |
1/час; |
||
рез= |
1,0 • 10 5 |
|
„ |
Х о к о „ = 0 , 0 5 - 1 0 " 5 |
|
„ |
|
Х о д „ о ї = 1 , 0 - 1 0 - 5 |
|
|
|
А 0 кн=0,064 . 10 - 5 |
|
„ |
|
Х о П р о в |
=0,001-10"5 |
„ |
|
Х 0 П а й К н = 0 , 0 0 Ы 0 - 5 |
„ |
||
Интенсивность отказов всех элементов, входящих в элек |
|||
трическую часть гасителя |
оудет: |
|
|
Ад в =Л0 дв -я =3,3-10"5 -1=3,3-10"5 |
1/час; |
ХР ез=Х0 рез-п=1,0-10-5 -2 = 2,0-10-5 Хкон=Х0 кон-п=0,05-10-5 -2 = 0) 1-10-5 ^ н о д = Х 0 Д Н О Д - п = 1,0-10-5 -2=2,0-10-5
Якн=Х 0 кн - "=0,64 - 10 - 5 - 4=2,56 . 10 - 5 Х«ров=Х0пров -n=0,001-10-6.15=0,015-10-Б „
При расчете |
надежности |
учитывалось количество |
паек |
из |
|||||
5 |
от числа |
контактов. В |
схеме всего 24 |
контакта, |
по- |
||||
расчета _ |
|||||||||
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
этому число |
паек |
л . = 2 4 - — = 3 0 , |
то есть |
|
|
|
|
||
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
А п а й к п = Х 0 П а Ш ш - « = 0 , 0 0 Ь |
10"5 -30=0,03-Ш"5 |
1/час. |
|
||||||
Таким |
образом, |
вероятность |
безотказной работы |
элек |
|||||
трической |
части |
гасителя |
|
|
|
|
|
|
|
^ал= Рд.в ' -Ррез ' Ркон ' Район ' Рка ' ^пров ' Р'пайки= |
|
||||||||
= Є |
(^дв_)-"^рез~1_^коі]_1_^дііод"Т"^кіі~Г"^пров"І-^ітайки)^ |
, |
|
|
, , . |
||||
|
|
|
|
|
|
(6.11) |
где £=16 часам непрерывной работы гасителя, или
Р9я=е — 10,005.10-6-16 =0,9984.
Механическая часть гасителя включает .в себя привод каретки, а также механические элементы системы автома тического переключения двигателя. Интенсивность отказов элементов взята из {121, а расчет надежности приведен в табл. 4.
п
V х . п = 2,300.
Вероятность безотказной работы уеханнческой части гасите ля при f = 16 часов будет
— 2,300-10-&-16
P „ « = e |
=0,9996. |
Согласно выражению (6.10), общая вероятность безотказной работы гасителя поперечных колебаний вагонов или его надеж ность с учетом принятых допущений за время £=16 час. соста вит:
Ргасит(ів) ~Р эл' Рыех~ 0,9984-0,9996=0,998 (99,8%).
В процессе эксплуатации гасителей, уже после внедрения продолжались наблюдения за их работой при 'большой ско рости ветра (15—20 м/сек) и при движении вагона по трас се дороги. Они подтверждают, что при указанных скоростях ветра колебания .вагона не превосходят 10° и что вполне до пустима эксплуатация дороги с гасителем при ветрах, дости гающих скорости 20 м/сек.
102
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Наименование |
Количество |
Интенсивность |
|
||
однотипных |
отказов |
элементов |
|||
|
элементов, п |
Ю-5 |
1/час |
|
|
Рычаги |
5 |
пары |
0,002 |
0,010 |
|
Звездочки |
2 |
0,050 |
0,100 |
||
Цепи |
2 |
пара |
0,135 |
0,270 |
|
Шестерни |
1 |
0,050 |
0,050 |
||
Валы |
4 |
|
0,062 |
0,248 |
|
Ролики |
2 |
|
0,020 |
0,040 |
|
Кулачок |
1 |
|
0,002 |
0,002 |
|
Фиксаторы |
2 |
|
0,200 |
0,400 |
|
Пружины |
6 |
|
0,002 |
0,012 |
|
Подшипники |
6 |
|
0,180 |
1,080 |
|
Шпонки |
4 |
|
0,002 |
0,008 |
|
Шплинты |
2 |
|
0,002 |
0,004 |
|
Соединения |
38 |
|
0,002 |
0,076 |
|
механические |
|
||||
Вое изложенное |
свидетельствует о |
работоспособности |
разработанной системы гасители, ее эффективности и целе
сообразности широкого |
внедрения |
на действующих |
и |
проек |
|||||
тируемых |
ППКД. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт |
разработки |
и |
внедрения |
гасителей позволил |
нам |
|||
составить |
соответствующие правила технической |
эксплуа |
|||||||
тации с указанием возможных неполадок [22]. |
|
|
|||||||
|
Все необходимые |
материалы, включая |
рабочие |
чертежи |
|||||
гасителя |
колебаний, |
переданы институту |
«Грузгапрошахт» |
||||||
для |
использования при проектирования |
новых ППКД и трес |
|||||||
ту |
«Чнатурмарганец» |
для изготовления |
опытной партии. |
Заключение
Проблема борьбы с продольными и поперечными коле
баниями вагонов подвесных шнатных дорог |
является ак |
||||||||
туальной |
и положительное ее решение |
имеет |
|
большое |
науч |
||||
ное и практическое значение с точки зрения |
создания |
ком |
|||||||
форта для пассажиров, повышения эффективности |
работы |
||||||||
дорога и безопасности ее движения. |
|
|
|
|
|
||||
Теоретическими |
и |
экспериментальными |
исследованиями |
||||||
установлено, что созданная |
конструкция |
гидравлического |
|||||||
демпфера |
обеспечивает |
эффективное |
гашение |
продольных |
|||||
колебаний |
вагона, |
повышает |
производительность |
дороги, |
|||||
создает комфорт и поэтому целесообразно использовать |
ее на |
||||||||
всех вагонах ППКД маятникового типа. |
|
|
|
|
|||||
Поперечное колебание вагона, возникающее в основном |
|||||||||
из-за порывов ветра, наиболее |
трудно |
поддается |
гашению. |
Создание |
конструїкции гасителей |
колебаний |
обеспечивает |
||
уменьшение амплитуды колебаний вагонов в |
2—3 раза, что |
||||
позволяет |
эксплуатировать дороги |
при скорости |
ветра |
до |
|
20 м/сек. |
|
|
|
|
|
Предложенные в работе способы расчета |
и |
методы |
мо |
делирования основных параметров гасителей колебаний мо гут быть использованы при создании и проектировании ана логичных устройств для вагонов, существующих и вновьстроящихся пассажирских и грузовых ПКД.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1. |
Б а р а л ш д з е |
|
К. М., Канатные дороги. Изд. «Знаиие». М. 1970. |
|
||||||||||||||||||||||
2. |
Б а р а м и д з е |
|
К. М., |
Д з и д з іиг у рш |
А. А.. К а л а н д а д з е |
|
В. А.,. |
|||||||||||||||||||
|
Подвесная |
канатная |
дорога |
для |
перевозки |
людей |
по |
подземным |
||||||||||||||||||
|
выработкам |
с уклоном |
более |
25°. Авт. овид. № 308962, В 66, |
Бюл |
|||||||||||||||||||||
|
летень |
№ |
22, |
|
1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. |
Б а р а м и д з е |
К. М., |
К а л а н д а д з е |
В. А., |
Перспективы |
развития |
||||||||||||||||||||
|
паюсаяифскнх |
подвесных |
|
канатных |
дорог. |
|
Сб. |
«Пассажирские |
||||||||||||||||||
|
подвесные |
канатные дороги». Изд. «Мецниереба», Тбилиси, |
|
1967. |
||||||||||||||||||||||
4. |
Б а ір а м и д з е К- |
М., |
К о г а н |
|
И. |
Я-, |
Пассажирские подвесные |
ха |
||||||||||||||||||
|
латные |
дороги. |
Машгиз., |
М., |
1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
5. |
Б а р а т |
И. Е., |
П л а їв и нк к и й |
|
В. И., Кабельные |
краны. Изд. «Ма |
||||||||||||||||||||
|
шиностроение», |
|
М., |
1964. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
6. |
Б а р ш т е и л |
М. |
|
Ф„ |
Воздействие |
|
ветра |
на |
высокие |
сооружения. |
||||||||||||||||
|
«Строительная |
механика |
и |
расчет |
сооружения». № |
1, |
Ш59. |
|
|
|
||||||||||||||||
7. |
Б е и ни а но в |
Д. С, |
К у й |
би д а |
Г. Г., |
Л е о н т ь е в |
Ю. С., |
|
Г а г- |
|||||||||||||||||
|
н н д з е |
В. 3., |
Технический |
|
отчет |
о |
поездке |
группы специалистов |
||||||||||||||||||
|
ЦПКБ |
«Союэлроммеханизац'ия» |
в |
Австрию |
для |
ознакомления |
с |
|||||||||||||||||||
|
проектированием, изготовлением, строительством, монтажем и |
|||||||||||||||||||||||||
|
эксплуатацией |
пассажирских |
канатных |
дорог. |
М., |
1968. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
8. |
В а й н б е р г |
Г. С, П и с а р е н к о |
Г. С, Механические |
колебания |
||||||||||||||||||||||
|
я их |
роль |
в |
тажнике. Физматмздат, |
1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
9. |
В е н т ц е л ь |
Е. С. Теория вероятности. М., 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
10. |
Г е й л ер |
В., |
|
Качка. |
«Изобретатель |
и |
рационализатор», № |
8, |
|
1965. |
||||||||||||||||
11. |
Г о п л |
Ю. А., |
Демпферы |
крутильных колебаний |
коленчатых |
|
валов |
|||||||||||||||||||
|
быстроходных |
двигателей. |
Харьков, |
1938. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
12. |
Государственный |
ПК институт |
по |
автоматизации |
угольной |
промыш |
||||||||||||||||||||
|
ленности (.Гипроуглеавтоматизация), — Методика расчета надеж |
|||||||||||||||||||||||||
|
ности |
при конструировании |
приборов |
и |
автоматов |
горной |
автома |
|||||||||||||||||||
|
тики. |
М., |
1965. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
13. |
Д е н - і Г а р т о н |
П. Дж., |
Механические |
колебания. Фнзматиздат, |
1960. |
|||||||||||||||||||||
14. |
Д у к е л ьс«-и й |
А. И., |
Подвесные |
канатные |
дороги |
и |
кабельные |
|||||||||||||||||||
|
краны. |
М.-Л., |
|
1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
15. |
Д у н и н |
И. |
В.-Б а р к о в с к и й, |
С м и р н о в |
Н. В., |
Теория |
вероят |
|||||||||||||||||||
|
ностей и механическая статистика в |
технике. М., |
1958. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
16. |
Институт автоматики и телемеханики — Типовая |
|
методика |
расчета |
||||||||||||||||||||||
|
надежности |
элементов |
приборов |
устройств |
автоматизации |
систем |
||||||||||||||||||||
|
управлення. |
|
М., |
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|