Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения величины вылета / режущей кромки ножа из условий долговечности подставим в исходную формулу для определения срока службы деталей значение / ср из последней формулы. Тогда

3,6 ВАКу,

Н

tg(g + Act)

Тп =

 

KGavK*

где H — суммарная толщина ножа

и рамы отвала h2 в месте

крепления ножа.

 

В эту формулу входят параметры, определяющие размеры и форму ножей отвалов. Анализ приведенной формулы показыва­ ет, что долговечность ножей повышается с увеличением величи­ ны I, площади контакта задней грани ножей с грунтом F = ВА,

износостойкости материала

ножей

(или

 

их наплавок) Ким и

уменьшается с увеличением массы отвала G0, скорости движе­

ния машины V и абразивности грунтов Ка.

Следовательно, при

расчете ножей отвалов одним

из

параметров,

определяющих

долговечность, является величина I. По существующим техниче­

ским условиям на

ремонт

(например,

мощных

бульдозеров)

предельный износ ножей определяется по этому параметру.

Задаваясь требуемой долговечностью ножей, а также

пара­

метрами В, А, Н,

а (параметры G0, ѵ, А

и В

определяют

при

расчете

рабочего

оборудования

на

основании

теории резания)

и зная

интенсивность изнашивания

ножей,

полученную по при-

веденой выше формуле или установленную на основании стати­ стической обработки данных непосредственных измерений ве­ личины износов ножей в условиях эксплуатации, можно опреде­ лить необходимый вылет ножа, отвечающий заданному сроку

службы:

И

 

I JСРТ +

ММ.

tg(a-f Да)

Эксплуатационные требования к точности

ифункциональной взаимозаменяемости деталей

имеханизмов машин

Надежность машин и их экономичность в значительной сте­ пени зависят от точности и функциональной взаимозаменяемо­ сти деталей и механизмов. Функциональной взаимозаменяемо­ стью называется взаимозаменяемость, при которой в заданных пределах обеспечиваются экономически оптимальные эксплуа­ тационные показатели изделий путем установления связей этих показателей с функциональными параметрами и определенной точностью, исходя из допустимых отклонений эксплуатационных показателей изделий. Функциональными называются такие па­ раметры, которые влияют на эксплуатационные показатели ра­ боты изделия, узла или детали. В зависимости от принципа дей­


ствия изделий д-р техн. наук проф. А. И. Якушев различает сле­ дующие типовые функциональные параметры [18]:

1 ) геометрические: линейные размеры (диаметры, длины, высоты и т. д.), угловые размеры, формы поверхности, шерохо­ ватость поверхности (включая спектры неровностей поверхнос­ ти), волнистость поверхности, положение поверхностей;

2 ) механические и физико-механические: механические свой­ ства поверхностного слоя металла деталей (включая наклеп, ос­ таточные напряжения, микротвердость и т. д.), упругие и плас­ тические свойства, прочность (при кратковременном и длитель­ ном нагружении), выносливость при переменных нагрузках, линейное и объемное тепловое расширение, плотность, вибро­ стойкость, стойкость против термоциклпческих воздействий, теплопроводность, свойства рабочих жидкостей и смазка, свой­ ства рабочих газов и воздуха и др.;

3)электрофизические: напряжение, ток, плотность тока, ем­ кость, частота контура, магнитные свойства (магнитная прони­ цаемость, напряженность поля, индукция), характеристики ди­ электриков и проводников тока (диэлектрическая проницае­ мость, удельное сопротивление), характеристики электрова­ куумных систем и др.;

4)световые и акустические: оптические константы элемен­ тов, деталей п частей оптических систем, световой поток, осве­ щенность, яркость, уровень интенсивности и уровень громкости, частота звуковых колебаний и др.;

5)химические и физические: характеристики коррозии ме­ таллов и материалов (растворимость, потеря размеров, веса);

влагопоглощаемость и старение синтетических материалов и др. Связи перечисленных параметров с эксплуатационными по­ казателями могут быть функциональными или статистическими. Это относится также к термину «функциональная взаимозаме­

няемость».

Функциональная взаимозаменяемость должна осуществ­ ляться при конструировании машин, приборов и других изде­ лий, их узлов и деталей, изготовлении заготовок, обработке, комплектовке, контроле и измерении деталей, узлов, систем, входных и выходных параметров изделий в процессе производ­ ства и эксплуатации. Соблюдение принципа функциональной взаимозаменяемости при конструировании, изготовлении и конт­ роле даст возможность получить одинаково высокие и стабиль­ ные эксплуатационные показатели у всех однотипных машин, приборов и других изделий.

Главной отличительной чертой проблемы функциональной взаимозаменяемости является повышение качества и удешевле­ ние машин и приборов с помощью управления производствен­ ной точностью и отклонениями эксплуатационных показателей. Эта проблема тесно примыкает к проблеме долговечности и на­ дежности машин.


Функциональная взаимозаменяемость может осуществлять­ ся для деталей и элементов изделий: для сборочных единиц, блоков и частей изделий и для изделия в целом. Функциональ­ ную взаимозаменяемость необходимо обеспечивать, начиная с исходного сырья, материала заготовок и полуфабрикатов, взаи­ мозаменяемость которых означает однородность химического состава, механических, физических и химических свойств, а так­ же выполнение требований к точности размеров и формы. Для заготовок, кроме того, большое значение имеет обеспечение взаимозаменяемости и равномерности припуска, в том числе по размерам межоперационных посадочных поверхностей, пред­ назначенных для фиксации положения заготовок в приспособле­ нии в процессе обработки.

Взаимозаменяемость исходных материалов особенно важна для точного машиностроения, так как характеристика и посто­ янство их физических и химических свойств определяют эксплу­ атационные показатели. Для получения оптимального значения и постоянства физических свойств исходных материалов жела­ тельно осуществлять прямой контроль соответствующих свойств вместо применяемого метода косвенного контроля химического состава.

Проф. А. И. Якушев рекомендует следующий порядок прове­ дения работы по обеспечению функциональной взаимозаменяе­ мости:

1. Уточнение номинальных значений эксплуатационных по­ казателей машины или другого исследуемого изделия; опреде­ ление предельных значений эксплуатационных показателей из­ делий исходя из их назначения, требований к надежности и долговечности. Значение эксплуатационных показателей изде­ лий в начале и в конце срока службы, т. е. допуски на эти пока­ затели, могут быть установлены на основе прочностного, тепло­ вого, гидродинамического и других расчетов, учитывающих из­ нос и изменение функциональных параметров в процессе дли­ тельной эксплуатации изделий; они могут быть установлены также путем обобщения результатов эксплуатации и проведе­ ния экспериментальных испытаний моделей, макетов или опыт­ ных образцов изделий.

2. Выявление функциональных параметров, определяющих значения эксплуатационных показателей изделий, а также ус­ тановление и исследование связей между эксплуатационными показателями работы изделий и погрешностями функциональных параметров. Зная эти связи и допуски на эксплуатационные по­ казатели изделий, можно определить допускаемые отклонения функциональных параметров и рассчитать посадки для ответст­ венных соединений. Погрешности функциональных параметров непосредственно действуют на эксплуатационные показатели изделия или его частей (например, изменение величины зазора между поршнем и цилиндром двигателей изменяет их мощность,


погрешность угла конуса в конических сопряжениях, уменьша­ ет передаваемый ими момент трения и т. и.). Кроме того, их действие проявляется косвенно или в связи с другими парамет­ рами. Например, упругие характеристики пружин и мембран зависят не только от физико-механических свойств материала проволоки или ленты, но и от колебаний диаметра проволок, толщины мембраны и т. д.

Для более обоснованного назначения допусков на взаимо­ связанные размеры углов и сложных деталей необходимо про­ водить размерный анализ и решение размерных цепей. При этом надо учитывать возможные изменения в работающей ма­ шине размеров и формы деталей, а также изменение зазоров и натягов вследствие термоциклических действий, силовой дефор­ мации, износа и других факторов.

3.Выявление номенклатуры деталей и сборочных единиц, долговечность и надежность которых определяют эти показате­ ли качества машин, приборов или других изделий в целом. Ус­ тановление для этих деталей и сборочных единиц таких конст­ руктивных форм и такой технологии изготовления и сборки,при которых обеспечиваются заданная точность функциональных параметров и оптимальные в технико-экономическом отношении эксплуатационные показатели изделий.

4.Разработка надежных методов и средств контроля дета­ лей, сборочных единиц и изделий в целом (в том числе для конт­ роля функциональных параметров и эксплуатационных показа­ телей машин, приборов или других изделий).

5.Опытная проверка разработанных мероприятий по обес­ печению функциональной взаимозаменяемости, включение их в техническую документацию, а затем в ГОСТы на машины; при­ боры или другие изделия.

Функциональная взаимозаменяемость основывается на сле­

дующих принципах, общих для геометрических, физических, ме­ ханических и других функциональных параметров [18].

Принцип унификации и стандартизации. Для повышения экономичности производства, повышения качества машин, при­

боров и других изделий, создания возможности

специализации

и кооперирования

промышленности

(позволяющих применять

производительные

методы и средства

массового

производства

изделий, увеличивать производительность труда и снижать себе­ стоимость изделий), а также для облегчения внедрения взаимо­ заменяемости проводится унификация, нормализация и стан­ дартизация сопряжений, деталей, сборочных единиц и изделий. Унификация и стандартизация устраняют многообразие типов и типоразмеров деталей, сборочных единиц и изделий одного и того же эксплуатационного назначения путем установления ми­ нимально возможного количества типов и типоразмеров. Стан­ дартизация размерных рядов машин и других изделий, состоя­ щих из наибольшего количества унифицированных и нормализо­


ванных сборочных единиц и деталей, организация взаимозаме­ няемого производства таких изделий дают большой эффект. Еще более благоприятные условия для повышения серийности, спе­ циализации и кооперирования производства создаются тогда, когда взаимозаменяемые стандартные детали, сборочные едини­ цы, агрегаты и механизмы применяются в нескольких отраслях промышленности.

Основой унификации и нормализации являются ряды пред­ почтительных чисел, которые взаимно связаны между собой и обеспечивают одинаковую относительную разницу между любы­ ми смежными числами. При выборе нормальных размеров и других параметров машин и приборов предпочтение нужно от­ давать числам из рядов с более крупной градацией (5-й ряд предпочитать 10-му, 10-й 20-му и т. д.). Допускается применение производных рядов, получаемых из основных отбором каждого второго, третьего или какого-либо другого члена основного ряда. Можно также из основных рядов составлять ряды, которые в различных диапазонах ряда имеют неодинаковые знаменатели прогрессии. Ряды предпочтительных чисел должны применяться при выборе любых номинальных параметров машин и приборов. Только при такой единой закономерности построения размер­ ных параметров машин и приборов можно согласовать между собой размеры других связанных с ними изделий, полуфабрика­ тов и материалов.

Принцип предпочтительности. Обычно стандартизуемые ти­ поразмеры нормальных деталей, системы допусков и посадок и другие параметры предназначены для удовлетворения нужд ряда отраслей промышленности, поэтому такие системы обычно охватывают большие диапазоны величин стандартных парамет­ ров. Это затрудняет и усложняет кооперирование производства

иснижает эффективность специализации заводов. Поэтому при установлении, например, рядов нормальных линейных размеров

ибыли использованы ряды предпочтительных чисел, позволяю­ щие количество номинальных размеров свести к минимуму. Кроме того, в стандартах устанавливается несколько рядов (на­ пример, три) значений стандартизуемых параметров с тем, что­ бы при выборе этих параметров первый ряд предпочитать вто­

рому, второй — третьему. По

такому

принципу

построен

ГОСТ 8724—58 на диаметры

и шаги

метрической

резьбы,

ГОСТ 8908—58 на нормальные углы и другие стандарты. В оте­ чественной системе допусков и посадок на гладкие сопряжения установлены два ряда полей допусков для их предпочтительно­ го применения.

Принцип выбора допусков, посадок и классов точности, обе­ спечивающий необходимый запас точности. Известно, что ряды допусков и классы точности строятся по технологическому прин­ ципу. Выбор же допусков и классов точности должен произво­ диться исходя из эксплуатационно-конструктивных требований,