Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
(например, при высоких температурах) или больших нагрузках; материалы, имеющие малую константу скорости, рекомендуется применять в тех случаях, где в процессе старения участвуют большие массы реагирующих веществ (изделия, работающие в среде, содержащей кислород и влагу). Малую константу ско рости имеют нержавеющая сталь, золото, никель, кадмий, хром. Пластмассы особенно подвержены старению в присутствии озона, и поэтому их рекомендуется заменять материалом, имеющим малую константу скорости (например, керамика зна чительно повышает долговечность изделия).
Изоляция от воздействия внешней среды (потоков энергии) предусматривается при конструировании. Например, в реак тивном двигателе камера сгорания обычно отделяется одним или несколькими слоями изоляции для предохранения остальных деталей от перегрева. Барьеры выполняются в виде слоя краски, гальванических покрытий, герметизации, масляной ванны, пас сивирования, анодирования и других покрытий. Во всех случаях защищаемое изделие окружается барьером из другого мате риала, который имеет либо высокую энергию активации, либо малую константу скорости.
Для обеспечения надежности в точном приборостроении и машиностроении часто используют сложные барьеры в виде герметически закрытых корпусов, заполненных нейтральным газом, или в корпусе, где размещено изделие, поддерживается глубокий вакуум.
При рассмотрении кинетики деформирования многочислен ные случаи механического нагружения изделий можно разде лить на две группы: нагружение в замкнутых, непогружаемы.х системах (резервуары, баллоны, пружины и т. п., находящиеся под действием постоянного давления) и нагружение в незамкну тых (подгружаемых) системах. В последнем случае деформи руемой детали или системе сообщается сила в процессе эксплуатации.
Кинетика разрушения связана с запасом энергии нагружаю щей системы и с так называемой податливостью нагружения. Из анализа случаев разрушений затянутых болтов сосудов, нагруженных внутренним давлением, видно, какое значение име ет податливость системы и запас упругой энергии. Если неболь шая трещина возникает в системе с малой податливостью, то развитие трещины не будет быстрым, а авария может быть предотвращена. В случае, когда системы имеют большую по датливость и обладают огромным запасом упругой энергии, происходит взрывоподобное разрушение.
Современные методы расчета деталей машин на прочность позволяют в ряде случаев определить не только несущую спо собность деталей, но и оценить, как показано выше, срок их ста рения и надежность. Обеспечение прочности и надежности машин особенно важно при применении материалов с повышен
ными механическими свойствами, новых технологических про цессов, увеличивающих сопротивляемость деталей, а также при воздействии повышенных и пониженных температур, активных сред, нестационарной нагруженное™ и других факторов. Расчет на прочность при статической нагруженное™ обычно проводится в связи с влиянием пластических деформаций на распределение напряжений и на перемещения в соответствии с расчетом по критерию прочности и жесткости как в упругой, так и в упруго пластической области. При этом следует учитывать возможность
Рис. 61. Схема температурной кри вой статического растяжения
Распространение |
3 |
Расчетное напряжение |
|
Задержка распростра - |
|
трещины ~~ |
- У |
нения т рещ ины |
W-------------- |
частичное разруш ение |
|
|
|
|
|
Ікр |
Lep |
возникновения хрупких состояний в условиях низких темпера тур, остаточной напряженности и других факторов, что вызывает необходимость расчета конструкций и на сопротивление хруп кому разрушению.
Влияние температуры на разрушение сваренных полос из углеродистой стали, содержащей 0,16—0,28% С, показано на рис. 61. В полосе без надреза и при отсутствии остаточных напряжений [91] разрушение происходит при весьма больших пластических деформациях на уровне предела прочности овр (кривая RQP). При наличии острого надреза (без остаточных
напряжений) при температуре выше верхней критической t кр происходит разрушение путем сдвига при достижении предела
прочности; при снижении температуры ниже ікр разрушение происходит путем отрыва на уровне напряжений предела теку чести (кривая PQST). Если при этом имеются значительные остаточные напряжения, например, после сварки, то при тем
пературе |
ниже t Кр |
картина |
разрушений |
меняется. |
При темпе |
|||
ратурах, |
меньших |
нижней |
критической |
tKV, напряжения |
от |
|||
внешних |
нагрузок |
больше |
критических |
(линия шЕ) |
приводят |
|||
к распространению |
хрупкой трещины |
по |
всему |
сечению и |
||||
к хрупкому разрушению. При меньших |
напряжениях |
хрупкая |
||||||
трещина |
может возникнуть, |
но ее развитие |
замедляется |
при |
||||
выходе |
из области значительных остаточных |
напряжений. |
В области критического интервала /кр < / < / кр трещина также возникает, но ее развитие замедляется и эффект влияния остаточных напряжений исчезает вследствие пластического перераспределения напряжений. Линия возникновения и раз вития хрупкой трещины соответствует кривой иУн. Разрушение деталей может произойти при весьма малых значениях крити ческих разрушающих напряжений, например, в сварных кон струкциях с повышенной остаточной напряженностью. Полное распределение трещины без заметных пластических деформа ций (хрупкое разрушение) возможно как в хрупких, так и пластических материалах и связано с наличием в материале дефектов и неоднородностей, размеры которых статически распределены в объеме детали, а также с существованием критической температуры хрупкости (хладноломкость).
Окружающая среда (низких температур) оказывает большое влияние на прочность деталей при эксплуатации экскаваторов и других машин в условиях Крайнего Севера. Разрушение дета лей происходит главным образом по причине недостаточного учета хладноломкости материалов, некачественной сварки (наличие остаточных напряжений, концентраторов напряже ний, шлаковых и газовых включений и др.) и конструктивных несовершенств деталей.
Несущая способность высоконапряженных деталей (дисков турбин, толстостенных резервуаров под высоким давлением), нагруженных статически, обычно определяется в связи с влия нием пластических деформаций на напряжения и перемещения. В то же время для деталей, нагруженных главным образом переменными напряжениями (быстровращающиеся валы, осо бенно подверженные колебаниям, вибрирующие пружины, лопатки турбин и др.), преимущественное значение имеет несущая способность в отношении их сопротивления усталости.
При этом следует иметь в виду, что в случае больших стати ческих составляющих могут возникнуть пластические дефор мации, и поэтому необходимо учитывать статическую несущую способность деталей.
Несущая способность деталей при действии статических нагрузок, при которой сохраняется надежная работа машин, будет обеспечена при действии на деталь нагрузок, не вызы вающих разрушения деталей, недопустимых условиями эксплуатации перемещений и деформаций. В условиях дли тельного действия статических нагрузок и повышенных темпе ратур расчет на прочность конструктивных элементов (детали паровых и газовых турбин, реакторов и др.) основывается на анализе перераспределения напряжений в связи с ползучестью материала и на оценке сопротивления хрупкому разрушению металла, постепенно теряющего пластичность. В результате ползучести деформации деталей могут во времени достигать
предельных величин, при которых происходит нарушение работы машины. В процессе релаксации можно постепенно ослабить натяг в соединениях деталей, при падении прочности под нагрузкой в течение времени может произойти разрушение
деталей после определенного срока эксплуатации. |
стати |
||||
Процесс старения деталей при длительном действии |
|||||
ческих нагрузок |
в условиях |
повышенных |
температур |
обычно |
|
протекает в три |
стадии (рис. |
62). |
При |
нагружении |
детали |
в первоначальный момент времени |
достигается упругая пли |
Рис. 62. Схема старения деталей в результате ползучести
упруго-пластическая деформация (участок ОА), а затем разви ваются во времени t деформации ползучести е. Стадия / соответствует неустановившейся ползучести, когда скорость деформации непрерывно уменьшается, стремясь к некоторой постоянной скорости, характеризующей стадию II (стадию уста новившейся ползучести). Стадия III, предшествующая разру шению, характеризуется увеличением скорости деформирования вследствие уменьшения опасного сечения детали. При вязком разрушении процесс развивается при сравнительно низких тем пературах, больших скоростях деформирования; в опасном сечении заметны местные деформации, а излом носит внутрикристаллитный характер. В случае хрупкого разрушения излом носит межкристаллитный характер и возникает при высоких температурах и относительно низких скоростях деформирова ния. В случае нестационарного температурного режима работы машины при повышении температуры при одном и том же вре мени до разрушения возможен переход от вязкого разрушения к хрупкому, и наоборот: вязкое разрушение сменяется хрупким при постоянной температуре эксплуатации и увеличении вре мени до разрушения.
Процесс потери пластичности во времени носит название охрупчивания. Несущая способность деталей, длительно рабо тающих в условиях высоких температур при действии стати ческих нагрузок, может определяться, как и для деталей, при нормальных температурах достижением предельных перемеще