Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
нять на машинах пульсаторного типа при знакопостоянном цик ле с небольшим коэффициентом асимметрии.
При проведении сравнительных испытаний для выявления влияния того или иного фактора на циклическую прочность зуб чатых колес обычно строят графики зависимости числа циклов нагружения N от изгибающих напряжений о. Желательно про водить испытания на базе 10 млн. циклов, так как в реальных передачах число цплов напряжений зубьев колес обычно превы шает эту цифру.
4 5 В |
7 8 |
Рис. 82. Схема нагружения при определении долговечности зубчатых колес на установке Харьковского политехнического института
Испытания на выносливость с помощью пульсатора при базе испытаний 5—10 млн. циклов требуют много времени. Большая производительность исследований может быть достигнута при применении специальных испытательных стендов. В Харьков ском политехническом институте им. В. И. Ленина спроектиро вана высокопроизводительная установка, позволяющая испыты вать зубчатые колеса на изгиб зубьев при любом положитель ном коэффициенте асимметрии. Установка состоит из испыта тельной машины, измерительных средств с регистрирующей аппаратурой и тарировочного устройства. Основным узлом испы тательной машины является нагружатель инерционного типа, возбуждающий рабочую силу и имитирующий реальные усло вия зацепления зубчатой пары колесо — рейка (рис. 82). На ма шине установлены четыре нагружателя. Одновременно испы тывают восемь зубчатых колес. Нагружение зубьев производит ся Т-образным рычагом 3 со сменными шлифованными накладками 4, сидящими на оси 5. Испытуемые зубчатые коле са 6 расклинены прижимными планками 8 с помощью болтов
7. В вилке нижнего конца рычага 3 на оси 10 на двух радиаль ных шарикоподшипниках насажен диск 2, ступицы которого служат ведомым шкивом клиноременной передачи 11. На диске 2 укреплен груз 1, являющийся неуравновешенной массой. Час тота вращения диска 3000 об/мин. Возникающая при этом пере менная по направлению центробежная сила передается на зуб испытываемого колеса.
Вследствие изменения веса груза и его положения на диске, а также вследствие прижатия к зубчатым колесам планок 8 при регулировке силы затягивания болтом 7 можно получить асим метричный цикл нагрузки на зубья с любым положительным ко эффициентом асимметрии от 0 до 1 с наибольшей рабочей си лой. Каждый рычаг нагружателя снабжен автоматическими вы ключателями 9, отключающими двигатель после поломки зуба испытуемого колеса.
Напряжения, возникающие в материале зуба, подсчитыва ются по тангенциальной силе, действующей на зуб и измеряемой с помощью электрических проволочных датчиков сопротивле ния по соответствующим деформациям. Четыре датчика наклеи вают на зуб нагружателя. Регистрация процесса производится визуально, по экрану осциллографа или по записи на фото пленку.
Натурные испытания для определения долговечности зубча тых колес часто проводят на специальных машинах, работаю щих по замкнутому методу. На этих машинах устанавливают две или более одинаковые пары зубчатых колес с общим переда точным отношением і = 1. Нагрузка на зубчатую пару создает ся с помощью динамометра кручения в состоянии покоя.
Для приведения испытуемых пар во вращение служат моторвесы, представляющие собой шунтовой электродвигатель посто янного тока мощностью 4,2 кВт с номинальным числом оборотов 1400 в минуту. Статор двигателя подвижно укреплен в двух сферических шарикоподшипниках, наружные кольца которых закреплены в стойках так, что двигатель может качаться отно сительно своей оси. Уравновешивая статор гирями, можно оп ределить момент на валу двигателя, идущий на преодоление сил трения по всей системе.
Созданы стенды для обкатки и испытания зубчатых и чер вячных передач большой мощности по замкнутому методу, пре имущества которого заключаются в значительном снижении мощности приводного электродвигателя и упрощении тормоз ных устройств.
Очень часто необходимо определить влияние смазочных ма сел на работу и долговечность зубчатых колес. Для таких испы таний созданы специальные установки. В установке лаборато рии горной механики Института горного дела АН СССР состав и свойства масла определяются методом радиоактивных изото пов при активировании их специальными вставками из изотопа
Ag110. На головке каждого зуба для вставок делают по четыре отверстия.
Для испытания червячных передач ЦНИИТМАШ исполь зовал установку, с помощью которой определяли износ и измене ние к. п. д. червячных передач в зависимости от нагрузки кру тящим моментом М и отношения мощности N к частоте вра щения п при различных сочетаниях материалов червячной пары и различных способах упрочнения. Результаты испытаний при ведены на рис. 83. Кривые 1, 2 и 3 характеризуют изменение
Ч.%
п
Рис. 83. Зависимость к. п. д. чер |
jß |
|
вячной |
пары от нагрузки и мате- |
|
риалов |
|
|
62 |
|
|
|
|
|
5612 |
26 |
36 |
68 |
60 |
72 М,кгс-м |
к. п. д., когда колесо изготовлено из чугуна СЧ |
18-36, а |
червяк |
имеет беспористое хромовое покрытие (первый случай), пористое хромовое покрытие с мелкой сеткой каналов (второй случай), пористое хромовое покрытие с крупной сеткой каналов (третий случай). Кривая 4 относится к случаю, когда зубчатое колесо изготовлено из бронзы Бр.АЖ 9-4, а червяк — из улучшенной стали 45 без покрытия.
Наибольший к. п. д. (см. рис. 83) имеют червячные пары, у которых зубчатое колесо изготовлено из чугуна СЧ 18-36, а чер вяк покрыт пористым хромом с крупной сеткой каналов.
При определении износостойкости зубчатых колес, как и других деталей машин, предварительно производят их прира ботку, а затем основное испытание. Во избежание задиров на гружение при приработке и основном испытании следует произ водить ступенями. Испытание прекращают при появлении зади ров или других дефектов. Результаты испытаний зубчатых колес на контактную выносливость в зависимости от изменения того или иного параметра, характеризующего качество зубчатого ко леса, представляются в виде соответствующих кривых.
Определение долговечности шарнирно-болтовых соединений.
Многие машины и механизмы выходят из строя вследствие из носа шарнирно-болтовых соединений. В настоящее время прово дятся большие работы по повышению надежности этих сое динений путем выбора наиболее износостойких материалов, улучшения конструкции и повышения уровня технической эксплуатации, а также упрочнения рабочих поверхностей де
талей.
Шарнирно-болтовые соединения работают при высоких удельных нагрузках, малых скоростях скольжения, низкой и вы сокой температуре поверхностей трения, граничных условиях смазки и часто в присутствии на трущихся поверхностях абразив ных частиц. Наиболее характерны для шарнирно-болтовых сое динений следующие виды износа: абразивный в результате дис пергирования отдельных участков поверхности трения и молеку лярного схватывания и износ поверхности в результате трения и коррозии.
При конструировании и в процессе производства машин не обходимо проверять долговечность шарнирно-болтовых соеди нений. Для этой цели В. С. Борисовым, А. И. Прохоровым и Д. Н. Гаркуновым сконструирована машина 77МТ-2. При про ведении испытаний на этой машине следует иметь в виду, что износ болта или втулки сказывается на изменении нагрузки об разцов. Поэтому после приработки, не останавливая машину, необходимо отрегулировать нагрузку до заданной. При испыта нии угол поворота втулки относительно болта назначают в соот ветствии с условиями эксплуатации соединения, обычно около 50—60°. В процессе ипытания можно охлаждать узел нагруже ния H подводить смазку к испытуемым образцам. Износ прове ряют обычными средствами.
Для исследования износостойкости, надежности шарниров во ВНИИМЕТМАШе разработана машина для одновременного испытания четырех шарниров при качательном движении в су хой или мокрой абразивной среде. В машине использован прин цип действия установки для испытания на изнашивание шарни ров гусениц тракторов в среде сухого абразива.
Конструкция машины позволяет исследовать долговечность шарниров и определять влияние на износ и долговечность дав ления, размеров шарнира, угла качания шарнира, скорости скольжения, материала пары, твердости, поверхностных покры тий, шероховатости поверхности, характера абразива, зазоров, способов защиты шарнира от загрязнения.
Прочность многих материалов при длительном действии ста тической нагрузки даже при температуре, близкой к комнатной, значительно ниже, чем при кратковременном действии. Такое явление получило название усталости или замедленного разру шения. Разрушение считается замедленным, если оно наступи ло за время более значительное, чем необходимое для развития упругой деформации.
В связи с тем, что случаи самопроизвольного разрушения
таких деталей, как болты из закаленных сталей, |
под действием |
||
длительных растягивающих напряжений |
встречаются довольно |
||
часто, в Институте |
машиноведения АН |
СССР спроектировано |
|
и применяется для |
экспериментальной |
работы |
специальное |
приспособление для исследования склонности болтов к замед ленному разрушению.
Перед началом испытания приспособление в собранном виде
со свободно закрепленным |
в нем образцом устанавливают |
на |
||||||
столе |
статической машины |
растяжения — сжатия. Затем |
маши |
|||||
ну приводят |
в действие |
и приспособление медленно |
и |
плавно |
||||
нагружается |
сжимающей силой. |
По предварительно |
построен |
|||||
ному |
тарировочному |
графику |
«деформация — сжимающая |
|||||
нагрузка» определяют |
развиваемую сжимающую нагрузку |
и |
||||||
доводят ее до величины, равной |
или немного большей разрыв |
ной силы, которую необходимо сообщить образцу. При достижении необходимой нагрузки гайку испытуемого образца затягивают и сжимающую нагрузку снимают; после этого обра зец начинает воспринимать разрывную силу, которая регистри руется на шкале индикатора. С помощью описанного приспо собления можно испытывать болты и другие подобные детали на замедленное разрушение как в нормальных, так и в специ альных условиях. В другом случае приспособление с образцом помещают в камеры, где поддерживаются требуемые для выпол нения эксперимента специальные условия (температура, влаж ность, давление).
Описанные выше исследования позволяют установить экономически целесообразный срок службы изготовленных деталей машин с учетом их физического изнашивания, стоимо сти ремонта и морального старения, на основе этого определяют показатели оптимальной долговечности по отдельным деталям, сборочным единицам и машинам.
Определение долговечности отдельных деталей и сборочных единиц сложных машин в эксплуатационных условиях. При вы боре оптимальной долговечности машин необходимо учитывать
данные о сроке службы деталей, сборочных единиц |
и |
машины |
в целом в реальных условиях эксплуатации. |
|
|
На заводах и в исследовательских институтах разработаны |
||
и широко используются установки для определения |
долговеч |
|
ности отдельных деталей и сборочных единиц сложных |
машин |
вэксплуатационных условиях или в условиях, приближающихся
кэксплуатационным.
На машине вертикального типа Всесоюзного научно-исследо
вательского тепловозного института, построенной |
по |
схеме |
И. В. Кудрявцева, одновременно испытываются |
четыре |
оси |
локомотива.
В установке для определения долговечности станины станка типа 1А62 или 1К62 основной базовой частью и в то же время испытуемой деталью служит станина. Долговечность станин станков лимитируется износом направляющих, изнашивающим элементом которых является каретка станка.
Для получения сравнительных данных по долговечности станин с различным качеством поверхностного слоя и материала направляющих создают два отдельных участка на этих направ ляющих, например один незакаленный, а другой закаленный или
упрочненный каким-либо способом. В этом случае на каждом из участков направляющей устанавливается своя каретка, однако обе они имеют одинаковую нагрузку и смазку и перемещаются синхронно, с одной и той же скоростью.
На верхней части каретки устанавливается груз необходи мого веса. Каретка перемещается по станине со скоростью
1,8 м/мин от электродвигателя мощностью 1 |
кВт через шестерен |
||||
ный редуктор, ходовой винт и маточные гайки, |
подвешенные |
||||
к кареткам. Возвратно-поступательное движение |
каретки |
обе |
|||
спечивается реверсивным |
движением |
двигателя |
при помощи |
||
конечных выключателей типа ВК-211, |
установленных |
сзади |
|||
станины. |
|
|
|
|
|
Двойные ходы каретки |
подсчитываются |
импульсно-механи |
ческим счетчиком, включение которого производит блокприставка одного из магнитных пускателей электродвигателя.
Износ направляющих определяют двумя способами — инди катором, закрепленным на стойке специального мостика, и при помощи лунок, нанесенных на направляющие. Износ ходового винта измеряется специальным приспособлением. Эта установка является простым и универсальным устройством для исследо вания долговечности станин, ходовых винтов и маточных гаек кареток токарных станков, позволяющих максимально прибли зить условия испытаний к реальным эксплуатационным условиям.
Кроме установки для исследования долговечности станин и кареток на заводе «Красный пролетарий» были разработаны
ивнедрены установки для испытания надежности в условиях,, близких к производственным, поперечного винта каретки, меха низма управления фартуком, переборной рукоятки передней бабки станка, механизма набора величины подачи.
Влаборатории износостойкости Института машиноведения АН СССР разработан прибор для вырезания и измерения лунок. Прибор позволяет определять износ по методу вырезных лунок цилиндровых втулок двигателя 2Д-100 и других судо вых и тепловозных двигателей, у которых диаметр втулки бо лее 207 мм.
Спомощью такого прибора определяют износ в условиях эксплуатации. При этом с двигателя снимают верхнюю крышку
иверхние шатуны (коленчатые валы не удаляют) и приборвводят в цилиндровые втулки сверху при максимальном удале нии шатунной шейки вала от вертикальной оси цилиндровой втулки.
Вкачестве примера установки для испытания деталей и сбо рочных единиц на долговечность в эксплуатационных условиях при высокой температуре может служить установка для испы тания турбинных лопаток при температуре 850° С. Установка разработана в ЦНИИТМАШе. Установка представляет собой'