Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 3
просвечивания. Особенно широкое распространение получило просвечивание деталей, отлитых из легких сплавов типа дуралюмина и силумина.
Просвечивание y-лучами. Для просвечивания изделий боль шой толщины пользоваться рентгеновскими лучами практи чески невозможно ввиду их недостаточной проникающей спо собности. Для просвечивания стальных изделий толщиной около 300 мм более целесообразным является использование у-лучей. Проникающая способность у-лучей соответствует рентгенов-
Рис. 78. Принципиальная схема просвечивания:
/ — дефект; 2 — источник излу чения; 3 — просвечиваемый объ ект; 4 — плоскость, на которую проектируется картина просвечи вания; 5 — график интенсивности излучения J- F — фокусное рас стояние
ским, возбужденным при напряжении порядка 600 000— 1000 000 В. Для получения у-лучей не требуется сложной аппа ратуры — источником излучения является ампула, содержащая небольшое количество радиоактивного вещества, в качестве ко торого обычно используется смесь радия и 34% мезотория. Срок службы такого препарата свыше 60 лет.
Просвечивание у-лучами применяют при контроле массив ных изделий, сложной аппаратуры, ответственных агрегатов и конструкций. С помощью у-лучей могут быть выявлены: в литье газовые раковины, пористость, усадочные раковины и рыхлоты, ликвация, неметаллические включения, трещины (если на правление их составляет небольшой угол с направлением лу чей); в сварных соединениях шлаковые включения, газовые поры, трещины и непровар.
Ультразвуковая дефектоскопия. Этот метод пригоден для контроля черных, цветных металлов и неметаллических матери алов. Метод основан на способности ультразвуковых колебаний отражаться от поверхности внутренних неоднородностей в ма териале.
Ультразвуковой метод контроля нашел широкое применение в промышленности. При помощи его проверяется качество са мых разнообразных изделий: массивных кованых валов, желез нодорожных осей, колес, крупных кованых и литых заготовок.
Ультразвук обнаруживает расслоения в стальных листах, тре щины в дисках паровых турбин и железнодорожных рельсах, выявляет дефекты, правда с некоторыми ограничениями, свар ных швов. При помощи ультразвука с частотой до 25 МГц уда ется не только обнаруживать макродефекты, но и определять микроструктуру ряда материалов.
Для выявления расслоения непосредственно после прокатки листов разработан ряд специальных установок с автоматичес кой сигнализацией о наличии дефектов. Одна из таких установок имеет 10 пар искательных щупов для теневого прозвучиванпя и приема ультразвуковых колебаний. Для получения надежного акустического контакта проверяемые листы помещаются в во дяную ванну. При помощи теневых дефектоскопов можно про верять качество наплавок на металлы, гуммирования листов н стенок сосудов в химической промышленности, плотность нане сения керамического слоя на металлы и т. д. Теневой метод при меняют при контроле качества не только металлов, но и автопо крышек, для выявления расслоений между отдельными слоя ми корда.
Современные импульсные ультразвуковые дефектоскопы применяются главным образом для проверки качества изделий машиностроения. Исключение составляют массивные отливки, имеющие крупнозернистую структуру. Эта структура сильно по глощает и рассеивает ультразвуковые колебания, поэтому при ходится уменьшать их частоту (так как при малых частотах по глощение и рассеяние звуковой энергии уменьшается), но при этом сильно падает чувствительность дефектоскопа. В то же время сильное поглощение и рассеяние ультразвуковых колеба ний крупными зернами чугуна позволяют применять ультразву ковые дефектоскопы для определения зерен графита в чугуне и судить о структуре. Для определения структуры некоторых ме таллов в настоящее время изготовляются ультразвуковые дефек тоскопы с частотой звуковых колебаний более 15 МГц.
Чувствительность (разрешающая способность) импульсных ультразвуковых дефектоскопов с приемом отраженных сигналов значительно выше, чем теневых дефектоскопов. При помощи импульсных дефектоскопов можно прозвучивать более толстые слои материалов и при этом выявлять мельчайшие дефекты.
В практике нередко приходится обнаруживать трещины в коленчатых валах двигателей внутреннего сгорания, в особенно сти мощных дизелей. Чаще всего трещины располагаются меж ду шейкой вала и щекой. При помощи ультразвуковых дефек тоскопов такие пороки выявляются легко и с достаточной точностью. При изготовлении барабанов паровых котлов и со судов, предназначенных для работы под давлением (толщина стенок таких барабанов доходит до 100 мм и более), часто обра зуются трещины в днищах в местах изгибов. Трещины иногда закрываются тонкими, плотными пленками окислов или шлака
и их не видно, а при помощи ультразвуковых дефектоскопов они легко выявляются. В процессе эксплуатации паровых котлов в их материале часто образуются так называемые интеркристаллитные трещины (проходящие по границам зерен металла). В большинстве случаев они появляются между заклепочными отверстиями и очень опасны, так как без выемки заклепок они незаметны, с помощью дефектоскопов такие пороки легко обна ружить.
Установлено, что качество электрошлаковой сварки можно проверять при помощи импульсных ультразвуковых дефектоско пов, так как микроструктура наплавленного металла таких швов в большинстве случаев получается однородной, мелкозер нистой, в особенности после термической обработки. Для конт роля качества толстостенных швов в ЦНИИТМАШе разработан специальный импульсный ультразвуковой дефектоскоп. Дефек тоскоп имеет электронный глубиномер для точного определения глубины залегания дефектов и ряд других усовершенствова ний.
Люминесцентный метод дефектоскопии. В основе люмине сцентного метода дефектоскопии материалов лежит возмож ность видеть свет от люминесцирующих веществ, находящихся в полости дефектов. Чувствительность этого метода очень вели ка. Во многих случаях люминесцентный метод является единст венно возможным для дефектоскопии немагнитных мате риалов.
Люминесценцию можно вызвать, действуя на молекулы раз личных веществ видимым светом, невидимыми ультрафиолето выми лучами, рентгеновскими и у-лучами, а- и ß-частицами. Такого рода люминесценция называется фотолюминесценцией. В дефектоскопии используют главным образом явления фото люминесценции. При помощи этого метода можно обнаружи вать только поверхностные дефекты. Для определения их на из
делие наносят слой люминесцирующего вещества |
(люминофо |
|
ра). Вещество проникает в полости дефектов |
и остается в них, |
|
а излишнее удаляется с поверхности изделия. |
Под |
действием |
ультрафиолетовых лучей люминофор, находящийся в полости дефектов, начинает светиться, в результате чего дефекты стано вятся видимыми. Общая схема контроля при помощи люминес центного метода изображена на рис. 79.
Чувствительность этого метода дефектоскопии зависит от многих факторов — рода применяемого люминесцирующего ве щества, толщины его слоя и способности проникать в мельчай шие полости дефектов, вида и мощности источника возбужде ния люминесценции.
Наиболее удобным способом возбуждения люминесценции веществ при дефектоскопии является излучение ртутно-кварце вой лампы. Ртутно-кварцевые лампы помещают в специальные закрытые металлические экраны. Для пропускания ультрафио
летовых лучей используют черное никелевое или морбалитовое стекло. Промышленность выпускает специальные светофильтры и осветители.
При помощи люминесцирующих веществ можно выявлять поверхностные трещины шириной около 0,01 мм и глубиной до 0,02—0,03 мм. Если же наносить люминофор на изделие, поме щенное в вакуум, то можно обнаружить и более мелкие дефек ты, так как в вакууме из полости дефектов удаляется воздух, препятствующий заполнению их люминофором. Порошковый
1 |
2 |
3 |
Рис. 79. Общая схема люминес центного метода обнаружения по верхностных дефектов:
1 — рефлектор; 2 — ртутно-квар цевая лампа, излучающая види
мый свет и ультрафиолетовые лу чи; 3 — светофильтр, пропускаю щий ультрафиолетовые лучи и не пропускающий видимый свет; 4 — контролируемое изделие; 5 — дефек ты поверхности; А — направление осмотра изделия
метод дефектоскопии позволяет выявлять почти те же дефекты, что и люминесцентный, но с меньшей чувствительностью. Для того, чтобы повысить чувствительность магнитного порошково го метода, применяют ферромагнитные порошки, подкрашенные люминесцентными красками. Пользуясь ими, можно выявлять поверхностные дефекты шириной около 0,001 мм и глубиной около 0,01 мм. Люминесцентный метод находит применение во многих отраслях производства, но особенно успешно его исполь зуют для контроля качества поверхностей закаленных и шлифо ванных изделий, например, режущего инструмента. Во многих случаях люминесцентный метод может быть эффективно приме нен для выявления поверхностных трещин литых изделий. Одна ко в некоторых деформированных изделиях (кованых и прока танных листах) трещины бывают закатаны или заполнены шла ком, поэтому для контроля таких изделий использовать люмине сцентную дефектоскопию не следует. В настоящее время суще ствуют автоматизированные установки, при помощи которых можно производить люминесцентный контроль качества изделий машиностроения на поточных линиях.
Для выявления поверхностных пороков изделий в заводских условиях применяют также так называемый цветной метод (ме тод красок) дефектоскопии. Сущность его заключается в том, что на контролируемую поверхность наносится слой подкрашен ной жидкости (например, смеси керосина с легким минераль ным маслом). Такая жидкость проникает в трещины, а с по верхности изделия удаляется. Затем на вытертую досуха по верхность насыпают светлый порошок (например, каолин).
Область применения методов неразрушающего контроля
ЭИМОЗІі ‘HdiawoHlTBd
эиязэьил -BioodiMOirg
винэігяихойи -0D0dlM3L*g
ЭИНХИНЛВЭД
эгяняихяХЬ'
5
-HH0dXH9tf£
о
н
CU
s 9I4HdBL',irHUB^î
Иіяяо>нпоб ■OUOJ-HHJBW
эимээьихзЛну
зіяя
■0MAaeBdi4ir^
виіюмэ •ОХМЗфэѴ-BW
-WBJ-0H9JlH3d
Дефекты
с:
Область примененметодов
н п н п н п п |
u |
C r |
1 |
|
|
М Е Е |
|
|
НП пн пн |
||
с с с с |
|
|
НП нп нп п |
Е- |
|
|
Е Е Е |
|
Е Е Е Е |
НП МП МП |
|
Е Е Е Е |
|
|
МП п нп нп |
Е Е < |
|
|
C E E |
|
н п н н п н п |
МП НП н п |
|
н п н н п н п |
МП н п МП |
|
Е Е Е Е |
н п н п н п |
|
Е Е Е Е |
||
П МП п п |
^ |
£ ££ |
|
||
Е Е Е Е |
н п |
МП н п |
Неслитины Поверхностные трещины Пустоты, пористость, рыхлота Смещение стержня |
Расслоения, закаты |
Включения Толщины |
Литье |
Листы, плиты |
НП НП н п п
Е Е Е Е
Е ПЁ X ЁЁ
нн МПппп
Е Е Е Е
E E E g
е ё е е
Е -.
нн Нппп
пн пн пн пн ннМПМП
ЕЁ Е Е
Е_
НП Н П М П п
Проволока, прут Трещины Волосовины Включения Толщина стенки трубы
Е Е Е |
ПН ПН |
|
Е Е Е |
|
|
НП НП нп |
Е Е |
|
|
|
Е Е |
н п н п н п |
НП МП |
|
н п н п н п |
Е Е |
|
Е Е |
||
МП МП fin |
НП МП |
|
|
ДЁ Ем |
н ПН |
Е Ё Ё |
|
|
п н п н п |
МП н |
|
н п н п н п |
н п н п |
|
п н н |
ЁЁ её |
|
н п МП н п |
н п н п |
|
|
расслое- |
|
Закаты, заковы |
Включения Внутренние разрывы, ния |
Флокены Трещины, рванины |
X |
|
|
X |
|
|
сз |
|
|
штампе |
профили |
|
Поковки, |
|