Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

одну активную часть турбины, объединенную с камерой сгора­ ния в общем корпусе. С помощью такой установки можно одновременно испытывать турбинные лопатки из нескольких жаропрочных сплавов с различными уровнями постоянных растягивающих и переменных изгибающих напряжений при температуре рабочего газа 850° С. Установка снабжена сред­ ствами для измерения температуры металла испытуемых лопаток, вибрационных напряжений в них и числа оборотов ротора, которым пропорциональны статические напряжения в лопатках.

Установка работает устойчиво в широком диапазоне темпе­ ратур и оборотов, что позволяет испытывать лопатки как на

Рис. 84. График зависимости коэффициента трения f тру­ щейся пары (улучшенная сталь 45Г2 и капрон) от ско­ рости скольжения Да) и от давления (tf):

1

в

режиме

сухого

тре­

ния,

Р « 179,7

кгс/см2:

2

при

смазке

бурым

углем,

Р = 90

кгс/см2;

3 — в

ре­

жиме

сухого

трения,

Р =

= 71,4

кгс/см2;

4

сухое

трение

при

наличии

 

пыле­

видного

антрацита;

5 —при

смазке

бурым

углем;

в

при смазке смесью солидола

 

 

и пылевидного антрацита

а)

Ю

 

постоянных, так

и на переменных программируемых режимах

с температурой

металла лопаток от 600

до 800° С

и частотой

вращения от 2000 до 8000 в минуту.

 

 

В ряде машин для снижения трения

в узлах

скольжения

применяют пластмассы. Например, на Семеновско-Головков- ском углеразрезе в узлах скольжения на экскаваторах, промыш­ ленных электровозах и механизмах транспортно-овального ком­ плекса детали из цветных антифрикционных сплавов заменены деталями из палстмассы.

Применение таких пластмасс, как капрон и фторопласт-4, для изготовления деталей узлов скольжения значительно повышает износостойкость деталей подшипника в условиях абразив­ ного износа.

При выборе конструкций и материала подшипников сколь­ жения бывает необходимо определить среднюю удельную работу трения Луд контактируемых поверхностей:

^4уД= fрѵ,


где f — коэффициент трения;

 

 

 

р — среднее давление в кгс/см2;

 

в

м/с.

V — скорость скольжения трущихся поверхностей

Для исследования

подшипников

скольжения (для

опреде­

ления величин f, р, ѵ)

в АН СССР

сконструирован

и

приме­

няется специальный стенд, состоящий

из измерительной аппа­

ратуры, фрикционной аппаратуры и электродинамометра.

Установка

позволяет устанавливать зависимость коэффициента

трения f

от

скорости скольжения (рис. 84, а),

давления

(рис. 84,6), а

также определять грузоподъемность

подшипни­

ков, изготовляемых из разных материалов, отрабатывать опти­ мальные конструктивные формы деталей подшипников и прове­ рять долговечность подшипников в условиях их серийного производства.


ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

УПРОЧНЯЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ о б р а б о т к о й

Детали машин, как правило, имеют конструктивные концен­ траторы напряжений. Концентрация растягивающих напряже­ ний приводит к сильному понижению сопротивления деталей усталостному разрушению. В этих случаях сопутствующие паклену остаточные сжимающие напряжения особенно благо­ приятны Они значительно снижают, а во многих случаях полностью ликвидируют отрицательное влияние концентраторов напряжений. Проявление поверхностного наклепа особенно полезно в тех случаях, когда работоспособность детали опреде­ ляется ее сопротивлением усталостным разрушениям, т. е. сопротивлением образованию и развитию трещин под влиянием циклически меняющихся напряжений [60].

Химико-термическая и термическая упрочняющая поверх­ ностная обработка позволяет резко изменить качество поверх­ ности деталей машин и обеспечить требуемые эксплуатационные свойства (износостойкость, усталостная прочность, жаростой­ кость и др.), поэтому ее применение оказывается не только эффективным, но в ряде случаев единственно возможным сред­ ством для повышения надежности работы деталей. Расширение области термической и химико-термической упрочняющей по­ верхностной обработки стало возможным после того, как была усовершенствована технология процессов поверхностной закал­ ки, цементации, азотирования, цианирования, а также в резуль­ тате разработки новых процессов диффузионного насыщения поверхности сплавов (алитирование, диффузионное хромирова­ ние, борирование, сульфоцианирование и др.).

Износостойкость и коррозионная стойкость могут быть существенно повышены при нанесении на рабочие поверхности деталей металлических и неметаллических покрытий с высокими эксплуатационными свойствами.

За последнее время в технологии машиностроения появились также некоторые новые технологические процессы. Например, большое значение получает применение вибраций при многих технологических операциях. Однако мало известно о влиянии процессов вибрации на качество поверхностного слоя обрабаты­ ваемых деталей. Возникла уже необходимость разработки но­ вых технологических процессов, обеспечивающих теплостой­ кость поверхности деталей, работающих при повышенных температурах. Чтобы обеспечить высокую теплостойкость мно-


1
менение величины и Накатывание знака остаточных на­ шариками
пряжений в поверхно­ стном слое, улучше­ Поверхностное
ние микрогеометрии раскатывание обработкой поверхно­ сти Упрочнение
чеканкой
Упрочнение
резанием
Виброударная
обработка
Гидровиброударная обработка
Галтовка
Гидрогалтовка
Дробеабразив­ ная обработка
Центробежная
обработка
Накатывание
роликами
Вибрационное
накатывание

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

Классификация и технологические возможности методов упрочняющей поверхностной обработки деталей машин

 

 

 

 

Технологические возможности

 

 

Процессы и параметры

 

 

 

 

 

Величина

Толщина

Методы

 

 

Класс чистоты

 

и знак

упрочненного

поверхностного слоя,

Материал

Точность

Твердость

изменения

или нанесенного

обусловливающие

упрочнения

поверхности

остаточных

слоя в мм

упрочнение

 

заготовки

обработки

по ГОСТу

обработанной

напряжений

 

 

 

 

 

 

2789-59

поверхности

в поверх­

минималь­

макси­

 

 

 

 

 

 

ностном слое

 

 

 

 

 

 

в кгс'см2

ная

мальная

 

Обработка

Чугун,

Сохраняется

2 - 7 - й

Увеличи­

Напряжения

0,4

1,0

 

дробью

сталь,

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

 

 

сплавы

шествующей

 

на 20—40%

40—80

 

 

 

 

из цветных

обработки

 

 

 

 

 

металлов и на основе титана

Упрочнение пласти­ ческим деформирова­ нием поверхностного слоя (наклепом), по­ вышение физико-меха­ нических свойств по­ верхностного слоя, из-

То же

То же

5—8-й

То же

То же

0,2

0,6

»

»

Увеличи­

Увеличи­

»

0,3

0,7

 

 

вается

вается

 

 

 

 

 

на один —

на 15—60%

 

 

 

 

 

два класса

 

 

 

 

»

»

7-11-й

Увеличи­

Напряжения

1,0

20,0

 

 

 

вается

сжатия

 

 

 

 

 

на 20—50%

60-80

 

 

»

-

7—11-й

То же

То же

1,0

35,0

»

»

 

9 -11-й

»

»

0,3

5,0

 

 

 

 

 

 

 

»

1—3-й класс

9—11-й

»

»

0,3

5,0

»

7—9-й

класс

2-4 -й

»

»

0,5

35,0

»

4—5-й

класс

3 -5 -й

Увеличи­

Напряжения

0,05

0,5

 

 

 

вается

сжатия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на 20—30%

30—70

 

 

»

Сохраняется

4—7-й

Увеличи­

Напряжения

0,1

0,7

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

 

 

 

 

 

шествующей

 

на 20-40%

30-60

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 

Чугун,

Сохраняется

5 -8 -й

Увеличи­

Напряжения

0,1

0,7

сталь,

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

сплавы из

шествующей

 

на 20-40%

30-60

 

 

цветных

обработки

 

 

 

 

 

металлов и

 

 

 

 

 

 

 

на основе

 

 

 

 

 

 

 

титана

 

 

 

 

 

 

 

То же

Сохраняется

8 -10 -й

Увеличи­

Напряжения

0,05

0,1

 

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

 

шествующей

 

на 10—15%

10-20

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 

»

Сохраняется

8—10-й

Увеличи­

Напряжения

0,1

0,3

 

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

 

шествующей

 

на 20—40%

20-40

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Технологические гозможносги

 

 

Процессы и параметры

 

 

 

 

 

Величина

Толщина

Методы

 

 

Класс чистоты

 

и знак

упрочненного

поверхностного слоя,

Материал

Точность

Твердость

изменения

или нанесенного

обусловливающие

упрочнения

поверхности

остаточных

слоя в мм

упрочнение

 

заготовки

обработки

по ГОСТу

обработанной

напряжений

 

 

 

 

 

 

2789—59

поверхности

в поверх­

минималь­

макси­

 

 

 

 

 

 

ностном слое

 

 

 

 

 

 

в кгс'см2

ная

мальная

 

 

 

 

 

 

Вибрационная

 

 

 

 

 

 

галтовка

Упрочнение

 

пла­

 

стическим

деформи­

 

рованием

поверх­

 

ностного

слоя

 

(на­

 

клепом) ,

повышение

Ультразвуковая

физико

- механиче­

ских

свойств поверх­

упрочняющая

ностного

слоя,

изме­

обработка

нение

 

величины

и

 

знака'

 

остаточных

на­

 

пряжений

в поверх­ Гидрополиро-

ностном

слое,

улуч­

вание

шение

микрогеомет­

 

рии

обработкой

 

по­

 

верхности

 

 

 

 

Алмазное

сглаживание

Чугун,

Сохраняется 10-12-й

Увеличи­

Напряжения

0,05

0,2

сталь,

от предшес­

вается

сжатия

 

 

сплавы

твующей

на 10—15%

10-15

 

 

из цветных

обработки

 

 

 

 

металлов

ина основе титана

То же

То же

Увеличи­

Увеличи­

Напряжения

0,1

0,9

 

 

вается

вается

сжатия

 

 

 

 

на 2—

на 50—90%

80 - 100

 

 

 

 

4 класса

 

 

 

 

*

Сохраняется

8 -11-й

Увеличи­

Напряжения

0,01

0,20

от пред­

 

вается

сжатия

 

 

 

 

 

 

 

шествующей

 

на 20-30%

30—70

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 

»

То же

8 -11-й

Увеличи­

То же

0,01

0,20

 

 

 

вается

 

 

 

 

 

 

на 30-60%

 

 

 

Упрочнение поверхно­ Цементация

Мало­

Коробление

Снижается

HRC 60 -70 Напряжения

0,5

2,0

стной химико-терми-

углеродис­

(поводка)

на один —

сжатия

 

 

 

тая сталь

0,05 - 0,15 мм

два класса

40— 100

 

 

287

ческой (термодиффу­ Азотирование

зионной)

обработкой,

 

 

 

изменение

физико-хи­

 

 

 

мических

 

свойств

и

Цианирование

структуры

поверхно­

 

 

 

стного

слоя, измене­

 

 

 

ние величины и знака

 

 

 

остаточных

напряже­

Алитирование

ний в

поверхностном

 

 

 

слое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хромирование

 

 

 

 

 

Силицирование

 

 

 

 

 

Сульфидирова­

 

 

 

 

 

ние

 

Упрочнение

поверхно­ Закалка

с

на­

стной термической об­

гревом

газовым

работкой,

 

изменение

пламенем

 

физико-механических

 

 

 

свойств

и

структуры

 

 

 

поверхностного слоя,

Закалка

с

на­

изменение величины и

знака

остаточных

на­

гревом т. в. ч.

пряжений

Сталь,

Коробление

То же

НѴ 650-1200

»

0,05

0,60

чугун

0,05—0,10 мм

 

 

 

 

 

Сталь

То же

 

HRC 60—75 Напряжения

0,01

2,5

 

 

 

 

сжатия

 

 

 

 

 

 

40—100

 

 

Сталь,

Коробление

»

0,05

0,5

чугун

0,05—0,15 мм

 

 

 

 

 

Сталь,

Коробление

Снижается

Микро­

0,02

0,30

чугун

0,05—0,15 мм

на один —

твердость

 

 

 

 

 

два класса

1600-2000

 

 

 

То же

То же

То же

0,02

0,03

»

Коробление

Не изме­

Не изме­

0,05

1,00

 

0,05—0,10 мм

няется

няется

 

 

 

Сталь,

Коробление

Снижается

HRC 40—70 Напряжения

0,5

10,0

чугун

на

на один

 

сжатия

 

 

 

0,03—0,1 мм

класс

 

30-80

 

 

Сталь

Коробление

Не из­

HRC 40—70

То же

0,2

10,0

 

0,03—0,07 мм

меняется

 

 

 

 

Упрочнение наплав­

Ручная

Сталь,

Значитель­

Грубая

НВ 200-400

Растяги­

0,5

20

кой материалов с вы­

газовая

чугун и

ная де­

поверхность

и более

вающие

 

и более

сокими эксплуатаци­

наплавка

сплавы

формация

 

 

напряжения

 

 

онными свойствами

 

из цветных

 

 

 

10-50

 

 

металлов