Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
Область применения |
Дефекты |
методов |
Сварка |
|
Трещины |
|
|
|
Шлаковые включения |
|
|
|
Непровары |
|
|
|
Пористость |
|
Механическая |
обра |
Шлифовочные |
трещины |
ботка, сборка, рих |
Рихтовочные трещины |
||
товка |
|
|
|
Термическая |
|
Закалочные трещины |
|
обработка |
|
Несоответствие заданной струк |
|
|
|
туре (твердости) |
|
|
|
Толщина слоя |
поверхностной |
|
|
закалки, цементации и др. |
|
Покрытия |
теплоза- |
Расслоение, непроклейка |
|
щитные |
|
Трещины |
|
|
|
|
Толщина слоя
Рентгено-гам- ма-дефекто- скопия |
Ультразвуко вые |
і! |
Акустические |
1 |
|
|
Магнитопо рошковый |
||||
П, |
1 |
п |
н |
п |
н |
н |
п |
н |
п |
МП |
|
п |
п |
н |
п п |
п |
|
н |
МП |
МП |
н п |
||
н |
п |
МП |
н |
п |
н |
П, |
1 |
п |
н |
п |
н |
н |
п |
п |
н |
п |
н |
н |
п |
МП |
н |
п |
н п |
н |
п |
П |
н |
п |
н п |
н |
п |
п |
|
н |
н п |
н |
п |
н п |
н |
п |
н п |
н |
п |
п |
н |
п |
н п |
Методы
|
01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Электроиндуктивные |
|
Магнитные |
Электросо противления |
Электроста тические |
Радиометри ческие |
|||
|
X |
|
||||||||
|
О- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
п |
н |
п |
МП |
н |
п |
н |
п |
|
н п |
МП н п |
н п |
н п |
н п |
||||||
н п |
МП н п |
н п |
н п |
н п |
||||||
|
п |
НП |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
|
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
|
н |
н |
н |
п |
МП |
н |
п |
н |
п |
|
|
н |
п |
н |
п |
|
н |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н |
|
п |
МП |
н |
п |
н |
п |
|
н |
п |
п |
|
п |
|
н |
н |
п |
н |
п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
|||||
|
п |
н п |
н |
п |
н |
п |
|
н |
н |
п |
н |
п |
н |
н |
п |
н |
п |
н |
п |
|
п |
269
Область применения |
Дефекты |
Рентгено-гам- дефекто-ма- скопия |
Ультразвуко вые |
Акустические |
Магнитопо рошковые |
методов |
|
|
|
|
Покрытия антикорро- |
Толщина слоя |
|
|
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н п |
знойные |
Сплошность |
|
|
н |
п |
н |
п |
н |
п |
н п |
|
|
|
||||||||
Пластики |
Расслоения |
|
|
п , |
1 |
н |
|
н |
|
н п |
|
Трещины |
|
|
п , |
1 |
п |
н |
п |
н п |
|
|
Поры, пузыри |
|
|
н |
|
п |
н |
п |
н п |
|
|
Зоны пониженного |
содержания |
н |
|
н |
п |
н п |
н п |
||
|
связующего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В эксплуатации |
Усталостные и термические |
п , |
1 |
п |
н |
п |
н |
|||
|
трещины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коррозионные |
поражения |
п |
МП |
н п |
н п |
||||
|
Усталостные |
термические раз |
н |
п |
п |
н |
н п |
|||
|
рушения соединений |
|
|
|
|
|
|
|
||
Условные обозначения: Н —наилучший; |
П — пригодный; |
МП — малопригодный |
||||||||
вдоль дефекта; 2 —только для покрытий на магнитной осноеѳ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. |
15 |
||||
|
Методы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Капиллярные |
Электроин дуктивные |
Магнитные |
Электросо противления |
Электроста |
тические |
Радиометри ческие |
||
н |
п |
п |
Н, |
2 |
н |
н |
п |
|
п |
н |
п |
н п |
н |
п |
п |
п |
н |
п |
|
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
||||
|
п |
н п |
н |
п |
н п |
н |
н |
п |
|
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
||||
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
||||
|
н |
н |
н |
п |
МП |
н |
п |
н |
п |
|
п |
п |
н |
п |
МП |
н |
п |
н |
п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п |
н п - - непригодный 1—просвечивание
Подкрашенная жидкость, находящаяся в трещинах, впитывает ся частицами каолина, окрашивает их в красный цвет, и тем самым обнаруживается дефект. Цветной метод отличается от люминесцентного тем, что для него не требуется ультрафиоле тового излучения и затемнения помещения — изделие в этом случае рассматривают при нормальном дневном освещении.
Наиболее часто применяемые методы неразрушающего кон троля и степень эффективности их использования приведены в табл. 15.
Из рассмотренных основных физических методов неразруша ющего контроля изделий следует, что каждый из них имеет оп ределенные пределы применения, зависящие от физических ос нов метода и его чувствительности к выявлению тех или иных дефектов. Поэтому при выборе метода дефектоскопии следует особенно тщательно проанализировать характер отдельных де фектов и в соответствии с ним назначить тот или иной способ контроля. При этом надо стремиться к выбору достаточно эф фективного и экономичного метода. Контрольная аппаратура может быть и очень простой, как, найример, при методе магнит ного порошка, и очень сложной, как при просвечивании лучами Рентгена. Освоение и настройка дефектоскопов иногда сопря жены с целым рядом трудностей, поэтому период отладки де фектоскопа требует определенного времени и учета особенно стей производства.
Дефектоскопия имеет большое значение в тех отраслях ма шиностроения, где основным требованием является оптималь ная надежность конструкции при минимальном удельном весе.
Методы оценки эксплуатационных свойств деталей, соединений и сборочных единиц машин
Испытания деталей и сборочных единиц машин в процессе производства проводят на специальных стендах в условиях, близких к эксплуатационным, или в условиях учащенных и уве личенных нагрузок (ускоренные испытания).
Определение долговечности прессовых и горячих посадок при ударном кручении. Прочность и долговечность прессовых и го рячих посадок, работающих при ударном кручении, исследуют
на специальном |
крутильном копре баллистического |
типа |
(рис. 80). Работа |
копра основана на использовании силы вра |
|
щающегося маховика, который с помощью кулачковой |
муфты |
передает удар на испытуемый узел. Маховик приводится в дви жение от электродвигателя постоянного тока. Вращающийся от электродвигателя 1 постоянного тока маховик 4 с помощью ку лачковой муфты 5 передает крутящий удар испытываемому узлу 6. Как только маховик 4 получит необходимую частоту
Рис. 80. Схема крутильного копра баллистического типа
вращения, нажимают специальную рукоятку, выключающую ку лачковую муфту 2 и кулачковую муфту 5. При соударении ку лачков маховика и муфты возникает ударный крутящий момент, который передается на испытуемое соединение, а затем через захват 9 на ось 8 баллистических маховиков 7. Маховик 7 полу чает небольшую угловую скорость и начинает медленно вра щаться.
Изменение скорости маховика 7 можно регистрировать элект роискровым способом. Точное измерение частоты вращения ма ховика 4 и его скорости в процессе удара производится импуль сным фотоэлектрическим способом, основанным на регистрации импульсов фотоэлемента 12 при попадании на него пучка света от осветителя 11 через отверстие диска 3, укрепленного на ма ховике 4.
Импульсы фотоэлемента усиливаются двухкаскадным уси лителем 13, после чего поступают на шлейф осциллографа и фиксируются на пленке. Одновременно с помощью отметчика времени, имеющего частоту 500 Гц, регистрируется время, а по времени и расстоянию между пиками фотоэлемента опреде ляется угловая скорость маховика 4.
Испытание производится под действием серии ударов с по стоянным или возрастающим запасом силы до появления де формации в сопряжении или до нарушения посадки. Для этого на образцы или испытуемые сборочные единицы наносят риски, позволяющие зафиксировать нарушение посадки и остаточную деформацию.
Для измерения динамических деформаций, а следовательно, и напряжений на деталях сопряжения с двух сторон под уг лом 45° к оси устанавливают датчики из константановой прово локи диаметром 0,02 мм, базой 10 мм и сопротивлением 120 Ом. Изменение напряжений регистрируется восьмишлейфовым ос циллографом 10 и электронным измерителем деформации 14 типа ИД-2, приспособленным для исследования динамических процессов и работающим на принципе несущей частоты.
На описанной установке можно производить определение прочности прессовых и горячих посадок, надежности их как при серийном изготовлении машин, так и при экспериментальной обработке новых конструкций деталей и сборочных единиц. На пример, проведенные исследования трех серий образцов прессо вой и горячей посадок в условиях ударного кручения показали (рис. 81), что несущая способность для горячих посадок значи тельно выше, чем для прессовых. При этом установлено, что при обычно назначаемых натягах 0,1% D (D — диаметр вала) рав нопрочная длина для горячих и прессовых посадок оказывается одинаковой.
Установлено также, что по условиям прочности и экономич ности целесообразно назначать большие натяги, соответствую щие упруго-пластическим деформациям в металле сопрягае
мых деталей. Для обеспечения большой надежности на основа нии проведенных исследований рекомендуется натяг для прессовых посадок назначать около 250 мкм (0,60% D) и для горячих посадок 215 мкм (0,56% D) при статическом действии сил, а при ударном действии сил до 275 мкм (0,70% D) для прессовых посадок и 250 мкм (0,60% Д)для горячих.
Равнопрочная длина посадки при ударном нагружении для горячих посадок приблизительно на 40%, а для прессовых — на 35% больше, чем при статическом нагружении.
Натяг
в)
Рис. 81. Зависимость длины посадки I от натяга:
а — при ударном кручении; б — при статическом кручении; 7 — прессовая посадка; 2 —горячая посадка
Определение долговечности пружин. Особенно большое рас пространение в промышленности получили витые цилиндриче ские пружины растяжения и сжатия, которые по виду нагруже ния можно разделить на четыре группы: пружины сжатия, воспринимающие продольно-осевую сжимающую нагрузку; пружины растяжения, воспринимающие продольно-осевую рас тягивающую нагрузку; пружины кручения, воспринимающие на грузки, сводящиеся к паре сил, действующих в плоскостях, пер пендикулярных к оси пружины, и пружины, воспринимающие комбинированные нагрузки.
Конструктивно элементы пружины могут быть статического, ограниченно кратного, динамического и многократного дейст
вия. Методы исследования долговечности пружин определяются видом и характером их нагружения и особенностью их эксплуа тации.
В процессе производства проверяют характеристики упругих элементов, величину нагрузки, угол закручивания или прогиба. Для определения характеристик пружин разработаны и приме няются специальные приспособления и методики; некоторые из них регламентированы ГОСТами (например, методика испыта ния тарельчатых пружин предусмотрена ГОСТом 3057—54).
Наряду с проверкой характеристик пружин и упругих эле ментов на практике проверяют прочность и выносливость пру жин путем заневоливания (обычно на 24—48 ч) при максималь но допустимой нагрузке и испытания многократными ударами на копре.
Для определения долговечности цилиндрических витых пру жин, работающих в условиях ограниченно кратного или много кратного динамического действия, в Ижевском механическом институте под руководством проф. В. П. Остроумова спроекти рована и изготовлена машина, которая позволяет воспроизво дить нагружения, при которых напряжения в испытуемой пру жине соответствуют по характеру и величине эксплуатацион ным. Статическая рабочая сила сжатия испытываемых пружин при мощности электродвигателя 4,5 кВт не превышает 90 кгс. К основным узлам машины относятся ударный и копирный ме ханизмы, приемник,вариатор.
Определение долговечности зубчатых колес. К основным ви дам разрушения зубчатых колес, как уже указывалось выше, относятся усталостный излом зубьев, происходящий обычно у основания ножки зуба, и усталостное разрушение рабочих по верхностей зубьев. В соответствии с этими видами разрушения зубчатых колес применяют два основных метода испытаний для определения их долговечности: усталостные испытания на изгиб зубьев и испытания на контактную выносливость рабочих по верхностей. При испытании на контактную выносливость в экс плуатационных условиях можно наблюдать и другие виды из носа.
Усталостные испытания зубьев на изгиб позволяют оценить влияние вида материала, характера термической обработки и упрочнения поверхности на предел выносливости и долговеч ность зубчатых колес. Эти испытания дают возможность также выявить влияние конструктивных особенностей на прочность и долговечность зубчатых колес и обнаружить причины прежде временных поломок.
При работе зубчатых передач в реальных условиях эксплуа тации нагрузка, испытываемая зубьями, в большинстве случаев изменяется по знакопостоянному циклу от нуля до максимума. Поэтому испытания на усталостный изгиб приходится выпол