Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
сокопрочных закаленных сталей имеет место дисперсионное твердение, снижается содержание остаточного аустенита в струк туре и происходит выделение высокодисперсных карбидов, бло кирующих плоскости сдвига по плоскостям скольжения. Эти процессы также усиливают упрочнение.
Установлено [60], что эффект упрочнения зависит от струк туры стали (рис. 90). Наибольшее увеличение твердости по ука занным выше причинам встречается у стали с мартенситной структурой, наименьшее увеличение обнаруживают у стали с
6, кгс/мм2
сг) кгс/ммг
Рис. 91. Кривые изменения предела выно сливости образцов из композиционных ма териалов:
1 — исходное состояние; 2 и |
3 —- после |
Рис. 92. Эпюры остаточных напряжений в |
||
упрочнения накатыванием в местах прес |
образцах из композиционного материала |
|||
сового |
соединения с усилиями |
соответст |
при силах |
накатывания: |
венно |
50 и 60 кгс |
|
/ — 15 кгс; |
2 — 60 кгс; 5 — 90 кгс |
сорбитной структурой. Поэтому на гладких деталях со структу рой сорбита повышение предела выносливости наклепа меньше, а с концентраторами напряжений — больше.
Упрочнение поверхностным пластическим деформированием (ППД) проведено на слойных (композиционных) материалах [27]. Исследовалось влияние ППД на предел выносливости ком позиционных цилиндрических образцов с сердечником из армкожелеза и поверхностным слоем из стали Х18Н10Т. Образцы с наружным диаметром 8 мм упрочняли накатыванием после нор мализации в трехроликовом приспособлении с диаметром ролика 20 мм и контурным радиусом 5 мм. Площадь плакирования со ставляла 30% площади поперечного сечения. Испытание прово дилось при чистом круговом изгибе. Характер изменения пре дела выносливости и эпюры остаточных напряжений показаны на рис. 91 и 92. Оптимальный режим упрочнения накатыванием заготовок из композиционных материалов следует устанавливать из условия получения сжимающих остаточных напряжений в по
верхностном слое, не допуская появления значительных растя гивающих напряжений на границе раздела слоев.
Упрочнение наклепом может быть использовано для обра ботки наружных и внутренних поверхностей деталей [105]. Авто матизированное устройство для упрочнения отверстий центро бежной обработкой показано на рис. 93 (авторское свидетель ство № 200669 на имя Устинова В. Е. и Егорова М. С. «Откры тия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки», 1970, № 4). Оно монтируется на мостках алмазно-расточного
Рис. 93. Кинематическая схема уп рочняющего устройства:
1 — планшайба; 2 — подвижные эксцентрики; 3 — водило; 4 — хо
довой |
винт; |
5 |
— рукоятка; 6 |
— |
траверса; |
7 — |
электродвигатель; |
||
8 — |
высокоскоростной электро |
|||
шпиндель; 9 — гибкий вал; 10 |
— |
|||
рабочий инструмент |
|
Рис. 94. Эпюры остаточных напря жений после упрочнения отверстий на различных режимах:
1 — Л = |
0,15 мм, |
п у = 14 |
000 об/мин, |
||||
я |
= 35 |
об/мин, |
s |
*= |
12 |
мм/мин; |
|
2 |
и |
3 |
— Л |
= |
0,4 |
мм, « = |
|
= 20 |
000 |
об/мин, |
п0 =* 103 |
об/мин, |
|||
s |
= |
12 |
мм/мин |
|
|
|
|
станка и позволяет обрабатывать одновременно четыре точных отверстия. В качестве инструмента используется приспособление И. И. Ененко (Авторское свидетельство № 116985 на имя Ененко И. И. «Бюллетень изобретений», 1958, № 12). Исследования показали возможность создания в поверхностном слое деталей, изготовляемых из закаленных сталей 40ХНМА и ОХНЗМФА,
остаточных напряжений сжатия до 105 кгс/'мм2 при глубине их залегания до 0,6 мм (рис. 94).
Повышение предела выносливости на 22—24% после дробе струйной обработки гладких образцов диаметром 10—12 мм бы ло выявлено С. И. Ратнером для алюминиевых сплавов АК4-1 и ВД-17. Аналогично стальным деталям эффект упрочнения на
клепом |
алюминиевых |
сплавов |
увеличивается с ростом |
коэф |
|||
фициента концентрации |
напряжений. Так, |
для |
надрезанных |
||||
образцов указанных |
алюминиевых сплавов |
повышение |
пре |
||||
дела выносливости |
от |
дробеструйного наклепа |
составляло |
||||
75—112%. |
|
|
|
|
|
|
|
Экспериментальные исследования по упрочнению алюми |
|||||||
ниевых |
сплавов накатыванием |
роликами |
были |
выполнены |
М. Н. Степновым. Эти исследования также показали значитель ное повышение пределов выносливости сплавов АК4-1 и ВД-17 при испытаниях на переменный изгиб гладких образцов диамет ром 10 мм и надрезанных образцов. При этом эффект от упроч нения роликами резко повышается с увеличением концентрато ров напряжений и для надрезанных образцов выражался в повы шении предела выносливости в 2—2,4 раза. Эти же исследова ния показали, что эффект от упрочнения накатыванием ролика ми с ростом поперечных размеров деталей не только не умень шается, но даже увеличивается. Упрочняющее накатывание роликами образцов диаметром 35 мм обеспечило повышение предела выносливости гладких образцов на 46%, а надрезан ных — в 3,3 раза (при теоретическом коэффициенте концентра ции для надрезанного образца, равном 2,9).
Положительный эффект от поверхностного наклепа деталей из алюминиевых сплавов наблюдался как при переменных изги бающих напряжениях, так и при осевом растяжении и сжатии. Усталостные испытания образцов диаметром 18 мм из сплава АК4-1 производили на резонансном двадцатитонном пульсаторе при циклах с различной степенью асимметрии и частотой 2000— 2200 циклов в минуту. Накатывание образцов производилось ро ликом диаметром 35 мм с профильным радиусом 6 мм при на грузке 26 кгс и осевой подаче 0,06 мм/об в два прохода. Относи тельная глубина упрочненного слоя (Д/г) составляла 0,7—0,8 мм. У поверхности упрочненных образцов образовалис£ остаточные сжимающие напряжения 24—26 кгс/мм2. Результаты испытаний показывают, что при симметричном цикле увеличение предела выносливости после упрочняющего накатывания составляет 21,4% для сплава АК 4-1 и 26% для сплава ВД-17. С ростом аси мметрии цикла эффект упрочнения уменьшился.
Высокий эффект поверхностного наклепа исследованных алю миниевых сплавов (и особенно образцов с концентраторами на пряжений) наблюдается вследствие проявления благоприятных остаточных сжимающих напряжений, вызванных поверхностным наклепом. Проведенные опыты с равномерно наклепанными (по
всему сечению) образцами из тех же сплавов не выявили бла гоприятного влияния наклепа на предел выносливости.
Были проведены испытания на предел выносливости (при из гибе с вращением) неупрочненных и упрочненных накатыванием роликами гладких цилиндрических образцов диаметром 7 мм из сплавов АВ-Т1 (0,46% Си; 0,72% Mg; 0,25% Mn; 0,34% Fe; 0,91% Si; 0,03% Ti). Упрочняющую обработку образцов произ водили роликом с профильным радиусом 3,5 мм при нагрузке 16 кгс и подаче 0,06 мм/'об. Для статистической обработки ис пользовали результаты испытаний значительного количества образцов (13—15 шт.) на разных уровнях напряжения. Стати стическая обработка результатов исследований позволила по строить кривые предела выносливости для образцов сплава АВ-Т1, отвечающие различным вероятностям разрушения (р = = 5% и 50%).
Из приведенных данных следует, что упрочненные накатыва нием роликом образцы обладают пределом выносливости, на 20—30% большим, чем образцы неупрочненные (полирован ные). При этом эффективность упрочнения возрастает с увели чением долговечности.
Упрочняющее накатывание роликами значительно повышает предел выносливости деталей из дуралюмина (Д16) не только в нормальных условиях, но и особенно в условиях активных жид ких сред. Таким образом, все рассмотренные выше эксперимен тальные данные свидетельствуют о значительном эффекте по верхностного наклепа для различных алюминиевых и магниевых сплавов (в особенности для деталей с концентраторами напряже ний). Можно утверждать, что упрочнение алюминиевых и маг ниевых сплавов поверхностным пластическим деформированием аналогично упрочнению сталей как по величине эффекта упроч нения, так и по самой природе упрочнения.
Упрочнение накатыванием роликом галтелей, болтов диамет ром 6—10 мм из титанового сплава ВТ-16 повышает долговеч ность болтов при повторно статических нагрузках в 17—20 раз, а предел выносливости в 2 раза [25].
По данным Д. Д. Папшева и Ю. Г. Голубева упрочнение на катыванием повышает выносливость образцов из сплавов ВТЗ-1 и ВТ 9 при повторно-ударном нагружении и износостойкость на 25—30%.
Применение упрочнения наклепом для повышения износо
стойкости деталей машин. В настоящее время имеется достаточ ное количество исследований, свидетельствующих о положитель ном влиянии поверхностного наклепа на износостойкость метал лических деталей, работающих в условиях трения со смазкой. В Томском институте железнодорожного транспорта были прове дены опыты, показавшие повышение износостойкости упрочнен ных накатыванием шеек стальных осей при работе их в паре с бронзовыми вкладышами при обильной смазке.