Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
Диффузионное насыщение металлами. Для насыщения по верхности деталей металлами с целью увеличения их срока службы в настоящее время наиболее широкое применение наш ли такие процессы, как алитирование и диффузионное хроми рование. В отдельных случаях насыщение поверхности деталей производят также ниобием, молибденом, вольфрамом и вана дием или производят комплексное насыщение, например хромом и алюминием.
Эффективность применения насыщения стали карбидообра зующими элементами объясняется тем, что получающийся в этом случае диффузионный слой состоит из карбидов этих элементов, отличающихся высокой твердостью, износостойкостью и эрози онной стойкостью. С другой стороны, насыщение поверхности сплавов на нежелезной основе (на основе никеля, молибдена, ниобия) алюминием и хромом сообщает им высокие жаростой кость, предел выносливости и способность к сопротивлению термическим ударам. Особенно эффективным является приме нение диффузионного хромирования и комплексного насыщения поверхности жаропрочных никелевых сплавов хромом и алюми нием (хромоалитирование).
Насыщение хромом позволяет значительно увеличить кор розионную стойкость железа и стали в азотной и уксусной кислотах, в среде перекиси водорода и в растворе хлористого натрия. Насыщение вольфрамом и молибденом сообщает кор розионную стойкость железу и стали в серной кислоте, насы щение марганцем увеличивает стойкость в среде перекиси водорода и хлористого натрия, а насыщение ниобием и ванади ем способствует повышению коррозионной стойкости стали в серной кислоте.
Повышение сопротивления усталости цементованных и цианированных деталей дробеструйной обработкой. Практика и ла бораторные опыты показывают, что в результате поверхностной пластической деформации удается весьма существенно повысить сопротивление усталости деталей, подвергнутых предварительно
химико-термической обработке. |
|
на |
предел |
выносли |
||||
Е. Т. Котиковой проведены испытания |
||||||||
вости |
цементованных |
крупномодульных |
|
ведущих |
зубчатых |
|||
колес тягового двигателя тепловоза |
(модуль |
10). |
Цементацию |
|||||
зубчатых колес, изготовленных из стали |
18ХГТ, |
производили |
||||||
в твердом карбюризаторе при температуре |
910° С с последую |
|||||||
щим высоким отпуском при температуре 650° С. |
После цемен |
|||||||
тации |
зубчатые колеса |
подвергали |
закалке |
с |
охлаждением |
|||
в масле и отпуску при |
температуре |
150° С. |
|
В поверхностных |
||||
слоях |
цементованных зубьев был выявлен |
троосто-мартенсит. |
Часть зубчатых колес после цементации и закалки подвергали поверхностному наклепу на дробеструйной установке ДУ-1 по режиму: частота вращения ротора 2900 об/мин, время обработ ки 2 мин, диаметр стальной дроби 0,6 мм. Испытания зубьев
зубчатых колес при знакопостоянном изгибе осуществляли на гидравлическом пульсаторе с частотой 460 циклов в минуту на базе ІО6 циклов. Результаты испытаний зубьев, подвергнутых цементации и цементации с последующим дробеструйным на клепом, показали пределы выносливости соответственно 26 и 42 кгс/мм2, т. е. повышение выносливости на 62%.
Положительный эффект от поверхностного наклепа цианированных зубчатых колес коробок передач легковых автомобилей ГАЗ отмечает Д. А. Свешников. Зубчатые колеса из стали 40Х по существующей на заводе технологии подвергали цианирова нию на глубину около 0,2 мм с твердостью у поверхности НДС 48—56. В эксплуатации наблюдались случаи усталостного разрушения зубьев на коробках передач автомобилей повышен ной мощности. Проведенным на заводе исследованием было установлено, что наклеп дробью почти в 2 раза повышает предел выносливости цианированных зубьев при пульсирующем изгибе. Наклеп дробью зубчатых колес не вызвал потери их статиче ской прочности, не ухудшил шумовых качеств коробки передач, не изменил сопротивления контактному выкрашиванию и не вызвал существенных изменений их размеров.
Внедрение дробеструйной обработки позволило унифициро вать детали и применить зубчатые колеса на легковых автомо билях повышенной мощности, обеспечив при этом надежность их в эксплуатации. Двукратное повышение долговечности вслед ствие дробеструйного наклепа цементованных зубчатых колес (модуль 2,75) наблюдалось у мотоцикла ИЖ-49 [72]. Зубчатые колеса мотоцикла в серийном производстве изготовляются из стали 12ХН4А и имеют после цементации и закалки с отпуском твердость НДС 60—52. Обработку зубчатых колес производят на дробеструйной установке типа ДУ-1 стальной дробью диа метром 0,9—1,0 мм в течение 10—14 мин. Двукратное повыше ние срока службы зубчатых колес после дробеструйного накле па было установлено при испытании зубьев на переменный изгиб по знакопостоянному циклу с коэффициентом асимметрии 0,5 при максимальном изгибающем напряжении 53 кгс/мм2. По ложительное влияние цементации с последующим поверхно
стным наклепом было отмечено также в ряде других иссле дований.
Пластическое деформирование цементованного и закаленно го слоя с целью дополнительного повышения предела выносли вости и поверхностной твердости может быть осуществлено и путем обкатывания деталей роликами или шариками. Практи ческое применение обкатки роликами для упрочнения цементо ванных деталей затрудняется в связи с тяжелыми условиями,
вкоторых работают обкатывающие ролики. Это вынуждает применять ролики из твердых сплавов или с наплавками, а при использовании стальных роликов приходится часто заменять их
всвязи с интенсивным износом.
Во многих случаях ответственные детали после цементации и термической обработки подвергают шлифованию. Шлифова ние может вызвать в тонких поверхностных слоях детали значи тельные остаточные растягивающие напряжения. Применение после шлифования обкатки роликами цементованных образцов резко улучшает распределение остаточных напряжений и повы шает предел выносливости.
На основании проведенных исследований и практического опыта можно заключить, что в результате химико-термической обработки (цементации или цианирования) предел выносливо сти деталей значительно повышается. Это особенно характерно для деталей с концентраторами напряжений. Наибольшее практическое применение поверхностный наклеп нашел для це ментованных зубчатых колес, где в результате этой операции несущая способность повышалась в 2 раза, а долговечность в несколько раз.
Для поверхностного пластического деформирования цемен тованных деталей могут быть использованы методы дробеструй ного наклепа и обкатка роликами. Особенно эффективен метод поверхностного наклепа цементованных или цианированных деталей, предел выносливости которых понижен в связи с после дующим шлифованием. Поверхностный наклеп может быть использован для устранения полюсных разрушений цементован ных зубьев зубчатых колес. Повышение предела выносливости цементованных или цианированных деталей при применении поверхностного наклепа объясняется благоприятным изменени ем эпюр остаточных напряжений в поверхностных слоях деталей.
Упрочнение наклепом поверхностно-закаленных деталей. Особенностью поверхностной закалки является малая продол жительность нагрева, в результате чего получаемое изделием тепло не успевает распространиться на значительную глубину. Поэтому закалке подвергается только поверхностный слой изде лия, а сердцевина остается незакаленной и сохраняет свои первоначальные свойства.
Широкое распространение в машиностроении получила поверхностная закалка с индукционным нагревом. Она находит
применение для разнообразных ответственных деталей |
автомо |
|||||||||
билей и тракторов |
(коленчатые |
и кулачковые |
валы, |
полуоси, |
||||||
поршневые кольца |
и др.). |
В |
|
станкостроении |
поверхностной |
|||||
закалке подвергают |
зубчатые |
|
колеса, |
шпиндели, |
шлицевые |
|||||
гайки, валики и пр. Значительное распространение |
поверхност |
|||||||||
ная закалка находит также на |
заводах |
тяжелого |
машино |
|||||||
строения. |
|
|
|
|
|
поверхностной |
закалке |
|||
В стальных изделиях, подвергнутых |
||||||||||
с нагревом т. в. ч., |
возникают |
более |
или |
менее значительные |
||||||
остаточные напряжения. |
Знак |
|
этих |
остаточных |
напряжений |
|||||
в поверхностных слоях детали |
определяется двумя |
противопо |
ложно действующими факторами — структурными |
изменениями |
||
и тепловыми воздействиями. |
Структурные изменения |
(образо |
|
вание мартенсита) вызывают |
в поверхностных |
слоях |
детали |
остаточные сжимающие напряжения. Неравномерный нагрев детали и связанные с этим пластические деформации вызывают в поверхностных слоях остаточные растягивающие напряжения. Эти два указанных фактора приводят к сложным распределе ниям остаточных напряжений в поверхностно-закаленных деталях. При этом особенно ответственные поверхностные зоны
Рис. |
98. |
Эффективный |
коэффици |
|||
ент |
концентрации |
напряжений |
об |
|||
разцов |
из |
стали |
40 |
диаметром |
||
18 мм, |
надрезанных |
на разную |
||||
глубину |
h |
(при |
постоянном |
ра |
||
диусе 0,3 мм): |
|
|
|
|
/ — образцы без поверхностной за калки; 2 — образцы с поверхност ной закалкой в а глубину 1,2 мм
деталей могут приобретать как сжимающие остаточные напря жения, так и растягивающие.
При закалке гладких, плоских или наружных цилиндриче ских поверхностей в поверхностных слоях возникают остаточные сжимающие напряжения, т. е. в этих случаях преобладает структурный фактор. Однако при закалке вогнутых поверхно стей закаленный слой приобретает иногда остаточные растяги вающие напряжения.
В соответствии с характером распределения остаточных напряжений определится и эффективность последующего уп рочнения наклепом для поверхностно-закаленных деталей. Если в результате поверхностной закалки возникают высокие оста точные сжимающие напряжения, то следующее упрочнение детали наклепом сравнительно мало повышает предел вынос ливости. Наоборот, в тех случаях, когда поверхностная закалка приводит к образованию растягивающих остаточных напряже
ний, применение поверхностного наклепа может быть по лезным.
На рис. 98 приведены эффективные коэффициенты концен трации напряжений ßK для надрезанных образцов, не прошед ших и прошедших поверхностную закалку. Эффективный коэффициент концентрации напряжений резко снижается у образцов, прошедших поверхностную закалку, и для неглубо ких надрезов (h = 0,4 мм) близок к единице.
Сравнительно менее эффективной оказалась поверхностная закалка образцов, ослабленных поперечными отверстиями. У образцов этой группы повысился предел выносливости в ре-