Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
В. В. Ивановым были проведены испытания на машине типа МИ упрочненных накатыванием и не упрочненных образцов — дисков из стали 45 в паре с чугунными (СЧ18-36) колодками. Испытуемые стальные диски вырезались из вала, отдельные участки которого были упрочнены на трехроликовом приспособ лении при различных давлениях (диаметр ролика 170 мм, кон турный радиус 40 мм). Были испытаны три группы образцов: при сухом трении (без смазки) с давлением 13 кгс/см2; при смазке (три капли масла в начале испытания и по одной капле за каж дый последующий час) при том же давлении и при том же режи ме смазки, но при увеличенном до 26 кгс/см2 давлении. База ис пытаний, по которым судили об износе образцов, составляла для указанных трех групп соответственно 500 оборотов диска,. 700 тыс. оборотов и 1 млн. оборотов. До начала испытаний про изводилась тщательная притирка обойм к дискам до полного видимого прилегания поверхностей. В результате опытов было обнаружено значительное увеличение износа при сухом трении упрочненных образцов. При этом особенно большое увеличение износа (более чем в 2 раза) относится к образцам, упрочненным накатыванием при больших нагрузках (3 и 5 кгс). При испы таниях со смазкой упрочненные образцы показали сравнительно небольшие преимущества перед шлифованными образцами. По ложительный эффект упрочнения накатыванием роликами объ ясняется меньшим разупрочняющим действием поверхностно активной среды (эффект Ребиндера) для упрочненных образцов по сравнению со шлифованными.
Экспериментальные данные В. А. Кислика также подтверж дают, что износостойкость стали при сухом трении зависит от степени поверхностной пластической деформации: при малых степенях деформации наблюдается уменьшение износа по срав нению со шлифованными образцами, при увеличении степени пластической деформации износ интенсивно возрастает.
Ряд исследований был посвящен оценке влияния остаточных напряжений на износостойкость деталей. При этом были полу чены расходящиеся между собой данные. По-видимому, можно считать, что остаточные сжимающие напряжения в поверхност ных слоях изнашиваемой детали повышают износостойкость, если условия трения не вызывают снятия или перераспределения этих напряжений. При сухом трении вследствие значительного местного нагрева трущихся поверхностей возможно снятие пер воначально существовавших остаточных сжимающих напряже ний. М. Я. Белкин и др. провели в заводских условиях специаль ные исследования по упрочнению рабочих поверхностей накаты ванием роликами дисковых ножей для резки тонкого металла. Дисковые ножи диаметром 130 мм и толщиной 5 мм изготовляли из стали 5ХВ2С и подвергали термической обработке на твер дость HRC 46—52. Эти ножи выходят из строя в связи с затуп лением кромок и износом их при резании металла и скольжении
по обойме. Режущие кромки ножей сопрягаются с некоторым натягом в обойме (0,2—0,3 мм), в связи с этим они преодоле вают сопротивление разрезаемого металла и, кроме того, под вергаются износу при трении «сталь по стали» (со смазкой).
Упрочняющее накатывание дисков (при разных давлениях на ролик) производили однороликовым приспособлением на то карном станке. Результаты испытаний показывают, что упроч нение вызывает значительное повышение износостойкости дис ков. При этом сопрягаемая не упрочненная поверхность обоймы также изнашивается меньше, если диски упрочнены. При испытаниях установлено, что режим упрочнения накатыванием играет существенную роль — нагрузка на ролик 200 кгс оказа лась оптимальной. Было обнаружено также, что в результате упрочнения дисков коэффициент трения также существенно понизился. При анализе изменения твердости упрочненных дисков выявлено, что рюст износостойкости в связи с упрочне нием дисков определяется не столько увеличением их твердости (максимально на 12% при Р — 200 кгс), сколько повышением свойств поверхностных слоев.
Благоприятное влияние упрочнения накатыванием было подтверждено при производственных испытаниях дисковых ножей. Результаты производственных наблюдений показали, что упрочненные накатыванием ножи оказались значительно долго вечнее, чем такие же ножи без упрочняющей обработки.
Накатывание роликами часто используется для улучшения геометрических свойств поверхности и повышения качества механической обработки. Так, например, при накатывании роликами или шариками, особенно с применением вибронака тывания, можно уменьшить шероховатости рабочих поверхно стей стальных валов диаметром около 300 мм с исходной твер достью НВ 200—240 на два — три класса и уменьшить высоту волны в 2—4 раза. Такая обработка улучшает эксплуатацион ные свойства деталей — повышается износостойкость, прочность посадок и контактная жесткость [113].
Упрочнение химико-термическими (термодиффузионными) и комбинированными способами обработки
Химико-термическая (термодиффузионная) обработка по зволяет резко изменить качество поверхности стальных деталей машин. Как правило, при диффузии того или иного элемента из внешней среды в поверхностный слой детали и последующей термической обработке повышаются твердость и прочность поверхностного слоя, изменяется его химический состав и воз никают остаточные напряжения сжатия.
Цементация. Цементацию применяют для упрочнения мел ких и крупных зубчатых колес, кулачковых шайб, распредели
тельных и других валов, пальцев поршней, тарелок клапана и прочих деталей. Практически глубина диффузии углерода для различных деталей колеблется от 0,5 до 2,0 мм, а концентрация углерода в слое не превышает 1,2%. Эффект упрочнения зависит от марки стали, глубины слоя и содержания углерода в цемен тованном слое, прочности, вязкости и твердости сердцевины, а также от величины сжимающих напряжений в поверхностном слое.
Для достижений максимальной эффективности упрочнения деталей, работающих в условиях статических и динамических нагрузок, рекомендуется содержание углерода в цементованном слое поддерживать в пределах 0,80—1,05%. В случае примене ния сталей с 0,27—0,34% С глубину цементованного слоя сле дует назначать в пределах 0,5—0,7 мм. Для цементуемых сталей, содержащих 0,17—0,24% С, глубину цементованного слоя принимают от 1,0 до 1,25 мм. Прц этом следует иметь в виду, что сопротивление усталости деталей машин без концен траторов напряжений при малых глубинах слоя зависит от прочности сердцевины, при больших — от прочности поверх ностного слоя. В этом случае повышение глубины упрочненного слоя оказывается полезным только до 10—20% радиуса детали. При глубине слоя меньше этих значений сопротивление устало сти повышается с увеличением прочности сердцевины. При на личии на поверхности деталей концентраторов напряжений сопротивление усталости повышается с увеличением остаточных напряжений сжатия, а глубина слоя должна быть очень малой (1—2% радиуса детали). Главным фактором, вызывающим увеличение предела выносливости при химико-термических методах обработки деталей, являются остаточные напряжения, возникающие в материале детали в процессе упрочнения. При поверхностной закалке т. в. ч. главное влияние на повышение предела выносливости и долговечности оказывает изменение механических характеристик материала поверхностного слоя.
Веще большей степени это относится к упрочнению наклепом. Для определения оптимальной относительной глубины уп
рочненного слоя гладких деталей существует зависимость [1]
где h — глубина упрочненного слоя; |
|
|
R — радиус поперечного сечения; |
|
|
X — отношение модулей; |
подготовки |
поверх |
V — коэффициент влияния качества |
||
ности; |
материалов |
поверх |
г) — отношение предела выносливости |
ностного слоя и сердцевины.
Оптимальная глубина определяет максимальное упрочнение. Поэтому если на основании расчета по этой формуле она
окажется меньше либо равной нулю, то упрочнение поверхност ного слоя может привести к снижению предела выносливости и долговечности детали. Может оказаться, что большая эффек тивность химико-термических методов упрочнения, выявленная на тщательно обработанных лабораторных образцах, не под твердится на реальных деталях с грубообработанной поверх ностью.
Химико-термические методы поверхностного упрочнения можно рекомендовать для повышения предела выносливости,
Рис. 95. Изменение усталостной прочности поверхностно-упрочнен ных деталей:
1 — г л а д к и е д е т а л и ; 2 — д е та л и с к о н ц е н тр а ц и е й н а п р я ж е н и й
долговечности деталей с тщательной обработкой поверхности. Например, азотирование стали 18ХНВА дает повышение преде ла выносливости и долговечности деталей при чистоте обработки поверхности не ниже 7-го класса и для предела прочности мате риала сердцевины детали не выше 80 кгс/мм2. При большем значении предела прочности материала сердцевины детали и более грубой обработке поверхности такого утверждения сде лать нельзя. В этом случае при азотировании возможно сниже ние предела выносливости и долговечности деталей. Сравнение различных методов упрочнения показывает преимущество поверхностной закалки. Данный метод применим для деталей, изготовленных из материалов повышенной прочности, и имеет меньшие ограничения в отношении шероховатости поверхности.
Оптимальная глубина упрочнения зависит от величины коэффициента концентрации напряжения. Чем больше коэффи циент концентрации напряжений, тем меньше оптимальная глубина упрочнения (рис. 95). Оптимальную глубину упрочне ния детали с концентрацией напряжений, характеризуемых ко эффициентом а, можно определить по формуле
Лѵ |
1 + с + (1 —с) а |
(^ 0 п т)сЕ 1 |
За — 1 |
н |
Коэффициент с для каждого варианта упрочнения должен определяться экспериментально. Если он известен, то по этой формуле для каждого конкретного случая определяются опти мальные режимы упрочнения.
Азотирование. Насыщение поверхности детали азотом приво дит к изменению структуры и создает в поверхностном слое остаточные напряжения сжатия. В результате изменения хими ческого состава, высокой твердости слоя и высоких остаточных напряжений в нем резко повышаются коррозионная стойкость, износостойкость и предел выносливости азотированных сталь ных деталей.
В практике азотирование применяется для получения высо кой твердости, хорошего сопротивления износу, усталостным разрушениям и для повышения коррозионной стойкости деталей машин, работающих на воздухе, в воде и паровоздушной атмосфере. При азотировании для повышения твердости обычно применяются стали типа 38ХМЮА, содержащие алюминий.
Азотирование для повышения твердости применяют там, где к деталям предъявляются особые требования в отношении износостойкости и предела выносливости, например, в произ водстве дизельной аппаратуры, измерительного инструмента, гильз цилиндров, зубчатых колес, коленчатых валов, шпинделей
токарных станков и др. |
рекомендуется |
применять |
|||||||
Антикоррозионное |
азотирование |
||||||||
для деталей, подвергаемых в условиях эксплуатации |
разруше |
||||||||
ниям от коррозии (одновременное |
воздействие |
|
коррозионной |
||||||
активной |
среды |
и переменных напряжений). К |
таким деталям |
||||||
относятся |
различные |
пружины, насосные |
штанги, |
детали |
бу |
||||
рильного оборудования и др. |
следует иметь |
в |
виду, |
что |
|||||
При выборе режимов обработки |
|||||||||
с повышением |
количества азота |
в |
слое |
увеличиваются |
|||||
объемные изменения |
и остаточные напряжения, |
в |
соответствии |
счем и возрастает предел выносливости азотированных деталей. Значительное увеличение глубины азотированного слоя связано
спонижением остаточных напряжений сжатия в нем и может вызвать понижение предела выносливости.
Влияние глубины азотированного слоя на предел выносливо
сти |
азотированных деталей с концентраторами |
напряжений и |
|
без |
концентраторов |
напряжений подобно влиянию глубины |
|
цементованного слоя. |
Цементация, а особенно |
азотирование |
резко повышают предел выносливости стальных деталей с кон центраторами напряжений, если упрочненный слой непрерывно проходит и по опасным зонам (галтели, отверстия, шпоночные пазы, места проходов отверстий и др.). Применение местного предохранения от азотирования или цементации или удаление упрочненного слоя в местах концентрации напряжений приведет к тому, что в результате химико-термической обработки упроч нения не будет.
Пластическая деформация после азотирования в зонах кон центрации напряжений является недопустимой (даже если она не приводит к разрушению слоя), так как она уменьшает остаточные напряжения сжатия, поэтому правку деталей после
азотирования применять не следует. В целях повышения вяз кости и прочности азотированного слоя, необходимых для полу чения хорошего сопротивления усталостным напряжениям, твердость слоя стальных деталей должна быть в пределах ЯѴ650—700, а для повышения износостойкости (при отсутствии силовых нагрузок) НѴ 900—1100.
В связи с широким применением высокопрочного чугуна представляет интерес использование азотирования для упроч нения деталей, отлитых из высокопрочного чугуна. Установлено,
Рис. 96. |
Влияние азотирования |
на |
предел |
выносливости высокопрочного |
|
чугуна (диаметр образцов 50 мм): |
|
1 — до азотирования; 2 — после азо тирования в течение 40 ч; 3 — после азотирования в течение 60 ч; 4 — при ложном азотировании
что твердость азотированного слоя чугуна марки ВЧ60-2 может быть получена в пределах НѴ 650—1150, а предел выносливости азотированных образцов диаметром 50 мм повышается по срав нению с неазотированными на 60—90% (рис. 96).
Упрочнение азотированием нержавеющих сталей типа 25Х18Н8В2 резко повышает износостойкость при температурах до 600° С, при этом коэффициент трения при работе без смазки снижается с 0,7 до 0,1.
Цианирование. Этим методом наиболее часто упрочняют де тали из среднеуглеродистых сталей, а также режущий инстру мент из быстрорежущей стали. Вид цианирования и температур ный режим, а также состав ванн выбирают в зависимости от требуемой глубины и твердости слоя и материала детали. Глубина слоя для деталей, работающих в условиях переменных нагрузок, не должна превышать 5—10% величины радиуса деталей, а твердость должна находиться в пределах НѴ 700— 800. Повышение глубины слоя сверх указанных пределов может привести к отрицательным результатам.
Процесс низкотемпературного цианирования получил при менение для упрочнения инструмента после окончательной обработки и закалки. Стойкость цианированных режущих ин струментов, изготовленных из быстрорежущих и углеродистых сталей (фрезы, метчики, сверла, зенкеры), увеличивается на 100—200%. Глубина цианированного слоя для режущего инстру мента обычно находится в пределах 0,01—0,06 мм, а твердость слоя HRC 69—72. С увеличением твердости растет хрупкость слоя, поэтому процесс цианирования не для всех инструментов
о„,'Кгс/мм2
Рис. 97. Результаты |
испытаний |
на усталость образцов |
диаметром |
10 мм из мягкой углеродистой ста ли после цианирования на различ ную глубину h (кривая/) и це ментации (кривая 2)
дает одинаковый эффект упрочнения. Нецелесообразно цианировать инструменты небольших размеров (сверла диаметром до 8 мм, метчики с шагом резьбы до 1,5 мм).
Цементация или цианирование стали с последующей закал кой вызывает значительное повышение предела выносливости деталей. Для цементованных и цианированных образцов из мягкой углеродистой стали характерными являются результаты усталостных испытаний, проведенных в ЦНИИТМАШе (рис. 97).
Исследования проводили на консольных цилиндрических образцах диаметром 10 мм, которые испытывали на переменный изгиб при вращении. Аналогичное повышение сопротивления усталости в результате цементации обнаруживают и детали из специальных легированных сталей.
Для цементуемых и цианированных стальных деталей харак терно наличие остаточных напряжений, вызванных структурны ми превращениями и объемными изменениями при закалке. В цементованных слоях образуются более или менее значитель ные сжимающие остаточные напряжения, распространяющиеся на глубину, превышающую зону закалки и переходную зону. При этом роль остаточных напряжений тем больше, чем больше концентрация напряжений в деталях. Однако максимум оста точных сжимающих напряжений в цементованных или циани рованных деталях располагается не у самой поверхности, а на некоторой глубине. У самой поверхности таких деталей наблюдается уменьшение сжимающих напряжений, а в ряде случаев они даже переходят в растягивающие.