Файл: Успешная социализация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами трудового воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Труд в огороде начинается с весны. Ребята выращивают овощную рассаду в парниках, на подоконниках (капуста, помидоры, перец, затем высаживают её в открытый грунт. Все это требует заботы и внимания: нужно вовремя полить, подрыхлить, открыть или закрыть парник. У детей появляется чувство ответственности, они с интересом наблюдают за результатами своего труда. Ведь редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.

Трудовая деятельность должна быть ориентирована на конкретный, приносящий ощутимую пользу результат труда, что имеет для данной категории воспитанников приоритетное значение. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит им удовлетворение, формирует у них положительное отношение к труду

После высадки рассады в грунт забот меньше не становится. У детей появляется новый вид деятельности – это прополка. На этом этапе я помогаю младшим ребятам отличать сорняк от овоща. Подключаю к этому занятию и старших детей. За каждым ребенком закреплены «свои» грядки. Количество грядок определяют сами дети по желанию и, конечно же, по возможностям: учитывается возраст ребенка, его физическое здоровье.

В трудовой деятельности воспитанников я обязательно учитываю такой критерий как доступность. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению, снижают интерес к работе. Необходима точная дозировка трудовых заданий, как по сложности, так и по времени. Воспитанники детского дома имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому они быстрее, чем обычные дети, «выдыхаются», чаще снижается их работоспособность и как следствие – теряется интерес к труду.

На протяжении всего лета дети с удовольствием трудятся в огороде, наблюдая, как изменяются и преображаются их грядки. Самым приятным и волнующим этапом является уборка урожая. Приятным, потому что ребята видят конечный результат своего труда, а волнующий, потому что этот результат будет вознагражден.

Заинтересованность в трудовой деятельности очень важна и актуальна. Для воспитанников нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, которые представляют собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за 
труд. Я не оставляю без внимания любой, даже самый минимальный успех ребенка в труде, и хвалю за дело как можно чаще. Другими формами поощрения, которые я использую в своей работе, могут быть и объявление благодарности, и отражение трудовых успехов воспитанников в газетах детского дома, и награждение подарками, и организация для особого отличившихся в труде экскурсий, поездок и др.

Большое внимание уделяю основному труду детей – учёбе. Стараюсь через индивидуальные беседы, убеждения, пример старших воспитанников донести до детей всю значимость и важность знаний, получаемых в школе. Ориентирую детей на дальнейшее обучение. Объясняю, что иметь хорошую профессию, работу, а, следовательно, материальную независимость можно, только прикладывая больше усилия в учёбе. 

Тесно сотрудничаю со школой : провожаю детей в школу, контролирую посещаемость учебных занятий, успеваемость детей через общение с учителями-предметниками и классными руководителями, посещаю родительские собрания, оказываю посильную помощь в организации и проведении различного рода мероприятий. 

Есть в моей группе 2 девочки 8 вида. Таким ребятам учеба дается с большим трудом, поэтому не всегда можно отследить положительную динамику. Даже самым незначительным успехам мы радуемся вместе

Умение трудиться имеет большой отклик даже тогда, когда наши дети отдыхают в летних лагерях. Ребята привозят грамоты, принимают активное участие в жизни лагеря. 

Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что воспитание детей- сирот - это необыкновенно сложная задача. Я стараюсь, вырастить их смелыми, предприимчивыми, успешными

Я считаю, что полученные нашими детьми навыки и умения за время пребывания в детском доме помогли добиться в жизни больших профессиональных высот. Например: Лазарева Екатерина стала педагогом начальных классов, Аносова Юлия стала риелтором по недвижимости,Дян Валерий закончил Пограничный институт, работает по профессии и много других успешных выпускников.

Результатами своей работы считаю:

у детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей;

у детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно- полезные мотивы собственной деятельности, желание 

трудиться, сформулировано умение выполнять свои обязанности. Дети овладели трудовыми навыками при сельскохозяйственной работе, ремонте и др. ;

дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходят при необходимости на помощь.

Конечно же, все эти результаты - это еще и итог работы других специалистов нашего детского дома . Это участие и заинтересованность администрации, работа педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога и всех тех, кто не равнодушен к судьбе наших ребят, тех, кто отдает свое сердце детям.

Используемая литература:

Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1980.

Воронова, Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная педагогика. - 2004.

Гладкая, В. В. Подготовка учащихся младших классов школ-интернатов к бытовому труду / В. В. Гладкая //Дефектология. - 1998.

Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. - 2003.

Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л. М. Шипициной. - СПб., 2003.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб., 2000.

Кандрат, Е. Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением / Е. Н. Кандрат. // Педагогика. - 2004.

Каргина, М. Проблема социализации подростка : [Социальная педагогика] / М. Каргина // Воспитание школьников. - 2003.

Маллер, А. Р. Социальное воспитание и воспитание детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А. Р. Малер. - М., 2000.

Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. - М. : Академия, 1999.

Павлова, Ж. П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Ж. П. Павлова// Дефектология. - 1987.

Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. - М., 1997.

Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.

Суханова, К. Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К. Ю. Суханова //Коррекционная педагогика. - 2003.

Уханова, Т. О социальном воспитании детей
 : [Из опыта работы социального педагога] / Т. Уханова // Социальное обеспечение. - 2004.

Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1982.

Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева. – М. ,2001.

Шинкаренко, В. А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей : методические материалы в помощь педагогам
Приложение № 1


Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Человек и труд»
Цели: развивать понимание того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что все достигается большим трудом; воспитание трудолюбия, гражданской зрелости; коррекция зрительного восприятия посредством разгадывания кроссворда; коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц.

Оборудование: презентация, кроссворд, Конституция РФ, притча, пословицы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, надеюсь, мы с вами сегодня хорошо потрудимся. Тема сегодняшнего занятия «Человек и труд».

Эпиграф к занятию

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги»

Чехов А. П.


2. Беседа

Самое ценное, что есть у человека это его жизнь. В труде – смысл жизни.

-Что такое труд? (Труд – это работа, занятия, приносящие пользу.)

Труд – это сознательная целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей и (или) потребностей общества.

Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда.

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это

- В чем заключается труд ребенка?

(учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать игрушки)

- А дети в школьном возрасте? (учиться писать, читать, осваивать более сложные трудовые операции)

- А как трудятся подростки?

- Чем занят взрослый человек?

-В чем состоит труд пожилого человека?

(помогает растить внуков, помогает по хозяйству)

Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то в дальнейшей жизни может об этом очень пожалеть.


3. Работа с кроссвордом «Что труд даёт человеку?»

1. Труд – средство достижения жизненных целей.

В первую очередь для чего трудится человек? (чтобы прокормить, одеть, обуть, обеспечить всем необходимым себя и свою семью)

Вывод: то есть труд – это добывание денег. Найдите это слово деньги в кроссворде.

Притча

Один торговец ежедневно давал своему сыну один рубль и говорил:

Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.

Сын, не понимая ценности денег, просто выбрасывал их в воду. И отец случайно узнал об этом, однако решил ничего не говорить, поскольку просто поучения мало к чему приводят. Тем временем сын продолжал ничем не заниматься, не работал, а просто ел и пил в доме отца.

И вот однажды торговец решил преподать урок своему сыну, поэтому предупредил всех своих родственников:

- Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.

Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:

- Ты уже повзрослел и должен узнать что такое «труд» и какова «ценность денег». Поэтому пойди, заработай рубль своим собственным трудом, принесёшь — посмотрю, каков он, заработанный тобой рубль.

Сын, привыкший ничего не делать, первым делом решил пойти к родственникам и попросить у них денег, однако те ему отказали. Перебрав все возможные варианты, он вынужден был наняться на работу простым чернорабочим, поскольку никакого опыта и квалификации работы у него не было. Так он весь день тяжело и через пот размешивал известь босыми ногами. В конце дня он, получив всего на всего один рубль, принёс его отцу.

Отец был доволен и сказал:

- Ну вот, сынок, теперь иди и брось этот заработанный тобой рубль в воду.

На что удивлённый сын ответил:

- Отец, как же я могу выбросить его? Ты даже не представляешь, как тяжело я работал, что бы его получить! Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, у меня рука не поднимется так поступить.

Отец ответил:

- А сколько раз я давал тебе по одному рублю, а ты их и спокойно бросал в воду. Ты думал, что эти деньги доставались мне даром, без труда?.

Поэтому пока не будешь трудиться, цену деньгам и труду не будешь знать.